Цели: закреплять прием деления суммы на число, каждое слагаемое которой делится на это число, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать зада¬чи, используя прием деления суммы на число; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять задания творческого и поискового характера.Урок 73. Деление суммы на число. Закрепление
Урок 73. Деление суммы на число. Закрепление
Цели: закреплять прием деления суммы на число, каждое слагаемое которой
делится на это число, умение решать задачи изученных видов; учить
рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи, используя
прием деления суммы на число; читать равенства, используя математическую
терминологию; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Решите задачи в стихах.
Три подружки — три сестрицы —
Заплели по две косицы.
Задаю я вам вопрос: —
Сколько было кос? (6.)
Кофе пили три букашки
И разбили по три чашки.
Что разбито, то не склеить,
Трижды три — выходит... (9).
Взял Антон лукошко,
В лес пошел Антон,
Набрал грибов немножко,
Их считает он:
Три лисички, три волнушки,
Три груздя и три чернушки.
Сколько же грибов в лукошко
Положить успел Антошка? (12.)
У стола четыре ножки.
А вопрос таков:
Сколько вместе будет ножек
У пяти столов? (20.)
В муравейнике мурашки
Шили к празднику рубашки.
Одному мурашке в руки
Нужно сшить четыре штуки.
Сколько же семи мурашкам
Надо сшить всего рубашек? (28.)
1. Минутка для любознательных (работа по учебнику)
№2 (с.12).
(Практическую часть задания учащиеся выполняют самостоятельно.)— Сколько раз ширина меньшего прямоугольника содержится в ширине
большего прямоугольника?
— Сколько раз длина меньшего прямоугольника содержится в длине
большего прямоугольника?
— Во сколько раз периметр полученного прямоугольника меньше, чем
периметр всего листа?
III. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Прочитайте задачу на с. 14 и выделите в ней ключевые слова.
— Что значит «поровну»? (Одинаковое количество, столько же, такое же
количество.)
— Назовите вопрос задачи.
— Запишите задачу кратко.
(Учитель составляет краткую запись на доске, а учащиеся — в тетрадях.)
«Ромашка» — 9 к.: 31 ? «Василек» — 6 к.: 3 J '
— Какими способами можно решить задачу? (Можно сначала узнать,
сколько конфет каждого вида получила каждая девочка, и результаты
сложить.)
— Какие конфеты получила каждая девочка?
— Как узнать, сколько конфет «Василек» получила каждая девочка? (9:3 = 3
(к.).)
— Как узнать, сколько конфет «Ромашка» получила каждая девочка? (6:3 =
2 (к.).)
— Как узнать, сколько всего конфет получила каждая девочка? (3 + 2 = 5
(к.).)
— Составьте выражение для этого способа. (9:3 + 6:3 = 5(к.).)
— Как еще можно решить задачу? (Найти общее количество конфет и
результат разделить на количество девочек.)
— Как узнать, сколько всего конфет в подарке? (9 + 6= 15 (к.).)
— Как узнать, сколько конфет получила каждая девочка? (15:3 = 5 (к.).)
— Составьте выражение для этого способа. ((9 + 6) :3 = 5 (к.).)
— Сделайте вывод: как можно разделить сумму на число? Давайте
понаблюдаем, всегда ли возможно разделить сумму на число двумя
способами.
№ 1 (с. 14). (Коллективное выполнение с комментированием.)
№2 (с. 14). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какой закон применили при решении задачи?
— Сколько способов решения данной задачи существует?
— Кто решил задачу первым способом? вторым способом?
— Какой способ удобнее?
IV. Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклоняйся, нука, нука.Выпрямляйся, потянись,
А теперь назад прогнись.
Поднимайка руки, плечи,
Чтоб работать было легче.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№4 (с. 14).
(Самостоятельное выполнение (можно по вариантам). Взаимопроверка. Тем,
кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно
предложить выполнить задание на полях.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 47, 48 (с. 20).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с
заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить
№ 52 (с. 22).)
VI. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 14). Самостоятельное выполнение. Один ученик
работает на откидной доске. Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Какой вычислительный прием мы закрепляли сегодня на уроке?
— Какими способами можно разделить сумму на число?
— Какое открытие вы сделали?
— Кто хорошо понял тему?
— Какое задание вызвало у вас затруднения?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 3 (с. 14).
Рабочая тетрадь: № 45 (с. 19), 46 (с. 20) (по выбору).