Урок 94 Морфема-наименьшая значимая часть слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 94 Морфема-наименьшая значимая часть слова.doc
Урок  94. МОРФЕМА – НАИМЕНЬШАЯ ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА. ИЗМЕНЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ Дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию  морфемы как значимой части слова Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики;  отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же  слова. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и  передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и  коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных  национально­культурных ценностей русского народа; определяющей роли  родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и  моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного  образования Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты http://www.uroki.net  http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Наглядно­ М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  учителем или группой подготовленных обучающихся демонстрацио нный  материал Основные  понятия  Форма слова, способы образования форм слов различных частей речи http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192Организационная  структура  (сценарий) урока Этапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо предел ение)  к  учебно й  деятел ь­ ности Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Эмоцион альная,  психолог ическая и мотиваци онная  подготов ка  учащихся к  усвоению изучаемо го  материал а Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о . – Ребята, начать наш  сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового  «Первородство» (читает  выразительно текст  стихотворения, размещенный  на слайде).  К словам привыкаешь день  ото дня,  А они первородного смысла  полны...  И когда я слышу:  – Извини меня! –  Это значит:  – Исключи меня из вины!  У слова цвет своего огня.  Свое пространство. Свои  рубежи.  И когда я слышу:  – Береги меня!  Это значит:  – Берегами меня окружи!  У слова есть корни. И есть  родня.  Оно не подкидыш под  сирым кустом.  И когда я слышу:  – Защити меня! –  Это значит:  Фронт альна я Слушают  учителя,  участвую т в  диалоге с  учителем. Размещаю т учебные материал ы на  рабочем  месте,  демонстр ируют  готовност ь к уроку Лист ы  обрат ной  связи Личностные:  поло­жительно  относятся  к учению,  познавательной деятельности,  стремятся  приобретать  новые знания,  умения,  совершенствов ать имеющиеся. Познаватель ные: осознают  учебно­ познавательную задачу.  Регулятивны е: планируют (в сотрудничестве с учителем и  одноклассника ми или  самостоятельн о)  необходимые  действия,  операции.  КоммуникатЭтапы  урока Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль – Спрячь меня под своим  щитом!  Вслушайся. Вникни. Не  позабудь.  У слова свой норов. Свое  нутро.  И если ты в эту проникнешь  суть – Слово тебе сотворит добро Групп овая – Как вы поняли это  стихотворение?  – О какой особенности слов  говорит нам поэт?  – Все на свете состоит из чего­ то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А в  этом стихотворении  рассказывается, как важно понимать значение  каждого слова. Из чего же строятся слова?  (Выслушивает варианты  ответов детей.) Обдумыв ают  ответы на  вопросы и осознают,  что  имеют  недоста­ точно  знаний  для  полных  ответов 2.  Актуа лизаци я  и  пробно е  учебно е  действ ие Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  знаний и  применен ие их в  новых  ситуация х Устн ые  ответ ы ивные:  работают в  парах  (обмениваются  мнениями,  учатся  понимать  позицию  партнера,  в том числе и  отличную от  своей) Познаватель ные:  осуществляют  для решения  учебных задач  операции анали за, синтеза,  сравнения,  классификации ,  устанавливают  причинно­ следственные  связи.  Регулятивны е: принимают и сохраняют  учебную задачу 3.  Обсужде – Верно, слова сделаны из своего Смотрят  Фронт Личностные:  УстнЭтапы  урока Выявл ение  места  и  причин ы  затруд нения Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия ние  результат ов  предыду щего  этапа.  Словесно ­ иллюстра тивный  рассказ.  Просмот р  мультиме дийной  презентац ии  «Части  слова» Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль альна я презентац ию;  восприни мают на  слух  информац ию,  осваиваю т  лингвисти ческие  термины «строительного материала».  «Строительные блоки» для слов  называются морфемами. Их  четыре: приставка, корень,  суффикс и окончание.  Изучаются они  в разделе «Морфемика». – Поработаем с материалом  учебника (§ 70,  с. 4–5, часть 2). – Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например,  морфема ­ш­. Сама по себе она  не имеет смысла. – Прочитайте слова с этой  морфемой: шли, прошли. Что  обозначает корень ­ш­?  (Движение человека пешком.) Каждая морфема вносит в слово  свою часть смысла. И  получаются интересные и  выразительные слова. Морфемы  строят их дружно, общими  усилиями создавая такое  количество слов, что из них  складывается весь язык ые  ответ ы. Вопро сы  для  уточн ения  инфор мации осознают свои  трудности и  стремятся к их  преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих  действий,  поступков.  Познаватель ные:  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  выводы. Регулятивны е: осознают  недостаточност ь своих знаний. Коммуникат ивные: задают  вопросы с  целью  получения  необходимой  для решения  проблемы  информации 4.  Раскрыти Формулирует цель учебной  Формулир Индив Личностные:  ВопроЭтапы  урока Целе­ полага ние и  постро ­ ение  про­ екта  выхода из  затруд нения Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия е  сущности новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихся .  Беседа.  Обучающ ая игра Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль идуал ьная,  групп овая уют цель  учебной  деятельно сти в  диалоге с  учителем; высказыва ют  собственн ые мысли; обосновы вают свою точку  зрения. В  сотрудни честве с  учителем  и  однокласс никами  делают  вывод  о роли  морфем  как  значимых  частей  слова деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее  на себя.  – Морфема – значимая часть  слова. Сейчас это утверждение  глубже и нагляднее раскроется  перед нами. И г р а  «Отгадай слово!». На слайде записано слово  тигрята, но оно закрыто.  Приоткрывается буква т. – Какое слово записано?  Раскрывается слог ти, затем все  слово тигр*. – Когда появляется важная  информация о слове? (Когда  появляется корень.) – Когда говорят о важном, о  главном, употребляют слово  корень: корень зла, в корне  неправильно, смотри в корень.  У слов тоже есть самое важное,  самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая  несет самый главный смысл.  Корень берет на свои плечи  самый важный смысл не одного  слова, а многих, и эти многие  слова с одним  корнем оказываются  родственными (однокоренными). – А теперь продолжим нашу  сы  для  уточн ения  инфор мации осознают свои  возможности в  учении;  способны  адекватно  рассуждать о  причинах  своего успеха  или неуспеха в  учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбием.  Познаватель ные: извлекают необходимую  информацию из прослушанного объяснения  учителя,  высказываний  однокласснико в,  систематизиру ют собственные знания.  Регулятивны е: пла­нируют  (в  сотрудничествеЭтапы  урока Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль игру. – Угадайте, о каких людях идет  речь в книге  Н. Носова «Незнайка в  Солнечном городе», взрослых  или малышах: Козявкин,  Букашкин, Штанишкин,  Сапожкин, Гулькин, Мулькин,  Таракашкин, а также  профессорша Мордочка?  (О малышах.) – А как бы вы назвали огромный  арбуз? (Арбузище.) Какой  суффикс вам бы помог?  – Каким живым существам дают  названия с суффиксами ­ат­ и  ­ят­? (Котятам, зверятам.) – Назовите слова с  суффиксами­«дразнилками» на  ­юга. (Жадюга, хитрюга.) – Давайте сделаем вывод: только ли в корне заключается смысл  слова? (Нет, корень несет  самый главный смысл, а  оттенки значения передаются  и другими морфемами.)  Организует и сопровождает  совместную учебную  деятельность. Дополняет  ответы с учителем и  одноклассника ми или  самостоятельн о)  необходимые  действия,  операции,  действуют по  плану. Коммуникат ивные: строят  небольшие  монологически е  высказывания,  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и  рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательных задач 5.  Раскрыти Р а б о т а   н а д   т е к с т о м . Формулир Фронт Личностные:  УстнЭтапы  урока Твор­ ческая практи ческая деятел ьность  по  реализ ации  постро ен­ ного  проект а Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия е  сущности новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихся .  Выполне ние  обучающ их  упражнен ий на  основе  текстов  книг для  внекласс ного  чтения Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль альна я уют  собственн ые мысли, высказыва ют и  обосновы вают свою точку  зрения.  В  сотрудни честве с  учителем  и  однокласс никами  делают  выводы Нивы сжаты, рощи голы,  От воды туман и сырость. Колесом за сини горы  Солнце тихое скатилось.  Дремлет взрытая дорога.  Ей сегодня примечталось, Что совсем­совсем  немного Ждать зимы седой  осталось. Ах, и сам я в чаще  звонкой Увидал вчера в тумане:  Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. – Найдите в стихотворении  слова с приставками и выпишите  их в тетрадь. Выделите  приставки, какой смысл они  несут?  – Узнали автора? Какие  выразительные средства  используются в тексте? – Понравилось ли вам  стихотворение Сергея Есенина?  Его стихи как живые картины.  Вы читаете – и эти картины  оживают в вашем воображении:  поля, с которых убран хлеб;  осенние рощи, уже утратившие  листву; горы, которые вдалеке  ые  ответ ы приобретают  новые знания,  умения,  совершенствую т имеющиеся.  Познаватель ные:  читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию, а  также  самостоятельн о находят ее в  материалах  учебников,  рабочих  тетрадей.  Регулятивны е:  контролируют  учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля и  успешноЭтапы  урока Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль кажутся синими; туман над  рекой. Есенин, родившийся в  селе Константиново, полюбил  природу с ранних лет. Вот что он пишет: «Ночью луна при тихой  погоде стоит стоймя в воде.  Когда лошади пили, мне  казалось, что они вот­вот выпьют луну, и я радовался, когда она  вместе с кругами отплывала от  их ртов» 6.  Перви чное  закреп ление  с  комме нтиров а­ нием Обобщен ие,  системат изация  знаний и  формиро вание  рационал ьных  способов  – Давайте и мы попробуем  написать небольшой текст о  животных. На слайде названия животных  и птиц: слон, лев, кот, орел,  ворона, голубь… З а д а н и е : 1­й вариант. Составить текст о  маленьких животных, используя  предложенные слова (можно  Выполня ют  упражнен ия,  отвечают  на  вопросы.  Слушают  мини­ сочинени Индив идуал ьная,  групп овая  используют его в решении  учебной задачи. Коммуникат ивные:  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и  рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательных задач, умеют  задавать  вопросы для  уточнения  последовательн ости работы Познаватель ные:  выполняют  учебно­ познавательные действия в  материализован ной и  умственной  форме;  Мини ­ сочин ения. Устн ые  ответ ыЭтапы  урока Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия применен ия их на  практике. Беседа,  составле ние  связных  рассказов .  Знакомст во с  работами учащихся Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль я  однокласс ников.  Выделяют главное,  устанавли вают   причинно­ следствен ные связи  между  отдельны ми  языковым и  явлениям и добавить свои варианты). 2­й вариант. Составить текст о  гигантских животных, используя  предложенные слова (можно  добавить свои варианты). 3­й вариант. Составить текст о  детенышах животных, используя  предложенные слова (можно  добавить свои варианты). Организует и сопровождает  совместную учебную  деятельность. – Получилось ли образовать  нужное родственное слово от  каждого из предложенных? Как  вы думаете, почему? (Нет, не  получилось. Видимо, для  каждого слова характерны  свои морфемы.) – Выделите в данных словах  словообразовательные морфемы. Вода – безводный, безводность; подводный – подводник; звезда  – звездочка – звездный,  беззвездный, созвездие; трава –  травка, травонька, травушка,  травинка, травяной. – Просклоняйте слово трава.  Чем отличаются слова друг от  друга? (Окончанием. Это  формы одного и того же  слова.) осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации ,  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы. Регулятивны е: адекватно  оценивают свои достижения,  осознают  возникающие  трудности,  ищут их  причины и пути преодоления.  Коммуникат ивные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают иЭтапы  урока 7.  Само­ стояте льная  работа с само­ провер кой по  эталон у Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Выполне ние  разноуро вневых  обучающ их  упражнен ий на  основе  текстов  учебника  или книг  для  внекласс ного  чтения Самостоятельное выполнение  разных по сложности  упражнений, подобранных  учителем в соответствии с  уровнем подготовки класса.  Создает условия для  устранения перегрузки  учащихся и овладения новым   учебным  материалом  непосредственно на уроке Индив идуал ьная,  групп овая Выполня ют  упр. 376,  377, 378,  отвечают  на  вопросы 8.  Включ ение в  систем у  знаний и  повтор ение Составле ние  связных  рассказов .  Знакомст во с  работами учащихся .  Обобщен – Составить и написать по  образцу рассказ, используя слова с суффиксами названий лиц по  роду занятий и по действию. Суффикс – большой трудяга.  Взялся за работу суффикс  ­чанин, и вот вам: англичанин,  датчанин, ростовчанин. Стоит только к корню слова  присоединить ­ар или ­яр, как  перед нами предстанут овчар,  Слушают  мини­ сочинени я  однокласс ников,  оцениваю т их.  Отвечают  на  вопросы Индив идуал ьная,  фронт альна я Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль обосновывают  свою точку  зрения Личностные:  оцени­вают  усваиваемое  содержание с  нравственно­ этической  точки зрения.  Познаватель ные:  самостоятельн о выделяют и  формулируют  цель;  осуществляют  поиск  необходимой  информации Регулятивны е: оценивают  свою работу;  исправляют и  объясняют  ошибки.  Коммуникат ивные:  формулируют  собственные  мысли,  Письм енные работ ы Мини ­ сочин ения. Оцени вание  работ ы  учащи хся  наОбучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия ие  полученн ых на  уроке  сведений Заключит ельная  беседа по вопросам Этапы  урока 9.  Рефле ксия  учебно й  деятел ьности на  уроке  (итог  урока) Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль гусляр. Взялся за работу  суффикс ­ун, и вот вам  названия лиц по действиям:  бегун, болтун… – Что нового узнали на уроке?  – Какое мини­сочинение вам  кажется наиболее точным и  интересным? Почему? – Какие трудности у вас  появлялись в процессе работы?  – Как вы их преодолевали?  – Понравилось ли вам на уроке?  Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе:  выберите одну из предложенных  на вашем столе карточек и  покажите мне. Урок понравился  – карточку с улыбающимся  лицом, нет – карточку с  грустным лицом Индив идуал ьная,  групп овая Определя ют свое  эмоциона льное  состояние на уроке.  Заполняю т  дневники  достижен ий уроке высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения Лист ы  обрат ной  связи Познаватель ные:  приобретают  умения  мотивированно  организовывать свою  деятельность.  Регулятивны е: оценивают  свою работу.  Коммуникат ивные: строят  небольшие  монологически е высказывания