Урок 95 Окончание и основа слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Систематизировать ранее изученное об окончании, познакомить с понятием «нулевое окончание»; научить определять основу слова, формировать умение выделять окончания различных частей речи и основу, определять грамматическое значение слова по окончанию Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определения основы слова, окончания слова, грамматического значения окончаний разных частей речи, нулевого окончания и его грамматическое значение, способ обозначения нулевого окончания; иметь представление о том, что в основе слова заключено его лексическое значение; уметь выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов, нулевого окончания существительных, соотносить окончание с его грамматическим значением, выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 95 Окончание и основа слова.doc
Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Урок  95. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА СЛОВА Систематизировать ранее изученное об окончании, познакомить с понятием  «нулевое окончание»; научить определять основу слова, формировать умение выделять окончания различных частей речи и основу, определять  грамматическое значение слова по окончанию Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  определения основы слова, окончания слова, грамматического значения  окончаний разных частей речи, нулевого окончания и его грамматическое  значение, способ обозначения нулевого окончания; иметь представление о  том, что в основе слова заключено его лексическое значение; уметь выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение окончаний  существительных, прилагательных, глаголов, нулевого окончания  существительных, соотносить окончание с его грамматическим значением,  выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной  деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее  достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление,  самоанализ и самооценка.  Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;  уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность  сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;  стремление к речевому самосовершенствованию Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192  Методы и  формы  обучения Образовательн ые ресурсы Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор,  http://www.uroki.net  http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru рисунки на заданную тему, карточки для самоконтроля М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  учителем или группой подготовленных обучающихся Основа слова, окончание Наглядно­ демонстрацио нный  материал Основные  понятияОрганизационная  структура  (сценарий) урока Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о . – Ребята, какое время года  наступило? (Зима.) (Слайд 1.) – Какое настроение оно у вас  вызывает? (Веселое, радостное.) (Слайд 2.) Этапы  урока 1.  Мотива ция  (самоо предел ение)  к  учебно й  деятел ь­ ности Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Эмоцион альная,  психолог ическая  и  мотиваци онная  подготов ка  учащихся к  усвоению изучаемо го  материал а Форм Осуществл ы Формируемые яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Фрон тальн ая Слушают  учителя,  участвую т в  диалоге с  учителем. Размещаю т учебные материал ы на  рабочем  месте,  демонстр ируют  готовност ь к уроку Листы обрат ной  связи Познаватель ные: осознают  учебно­ познавательну ю задачу.  Регулятивны е: планируют  необходимые  действия,  операции.  Коммуникат ивные:  работают в  парах  (обмениваются  мнениями,  учатся  понимать  позицию  партнера,  в том числе и  отличную от  своей)Этапы  урока 2.  Актуал изация  и  пробно е  учебно е  действ ие Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  знаний и  применен ие их в  новых  ситуация х. Эвристич еская  беседа с  элемента ми игры Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Фрон тальн ая Принима ют  участие в  обучающе й игре. Отвечают на  вопросы.  Строят  понятные  для  партнера  высказыв ания – Поиграем в игру: «Кто больше  знает слов?» Послушайте  стихотворение «Всюду снег»*  (текст на слайде). Двор весь заснеженный ярко  блестит, Снежная крепость в нем  смехом звенит. Лепит снежки детвора день­ деньской. Хвалятся крыши каймой  снеговой. С новой метелкой стоит  снеговик. Снега излишки увез грузовик. К елке готовим снежинки,  фигурки, Ставим спектакль мы  веселый Снегурке. Мы не скучаем пока по весне. Но вот подснежники видим  во сне. – Какие однокоренные слова вы  услышали в стихотворении?  (Снежная, снежки, снеговик,  Снегурка, подснежники.)  – Обоснуйте свое мнение. – Сегодня мы продолжим  говорить о частях  слова. Познакомьтесь с  карточками для самоконтроля. В конце урока мы проверим,  Устны е  ответ ы Личностные:  имеют  мотивацию к  учебной  деятельности.  Познаватель ные:  выполняют  учебно­ познавательные действия в  материализова нной и  умственной  форме;  осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации ,  устанавливают  причинно­ следственные  связи.  Регулятивны е: принимают и сохраняютЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль учебную  задачу.  Коммуникат ивные: задают  вопросы,  отвечают на  вопросы  других,  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения удалось ли нам узнать новое и  научиться всему, что  запланировано. К а р т о ч к а   д л я   с а м о к о н т р о л я . Окончание и основа слова В конце урока я знаю:  1) Для чего служит окончание.  2) Какое значение заключено в  окончании. 3) Как выделить окончание в  слове.  4) Как определить основу слова.  В конце урока я умею: 1) Определять, что называется  окончанием. 2) Указывать значения,  выраженные оконча­ нием.  3) Выделять окончание (в  изменяемых словах). 4) Выделять основу словаЭтапы  урока 3.  Выявле ние  места  и  причин ы  затруд нения. Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Раскрыти е  сущности новых  понятий,  усвоение  новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее  на себя.  – Допишите слова так, чтобы  получилось предложение.  На слайде: Мам_ слушает  дочк_. – Прочитайте полученные  предложения. – Объясните смысл каждого  предложения. Почему он  изменяется?  Знакомят ся  с  карточко й для  самоконт роля.  Обдумыв ают  ответы на вопросы  и  осознают, Фрон тальн ая,  индив идуал ьная,  групп овая Личностные:  осознают свои  трудности и  стремятся к их преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих  действий,  поступков.  Устны е  ответ ы.  Вопро сы  для  уточн ения  ин­  форма ции.Этапы  урока 4.  Целепо лагание и  постро­ ение  про­ екта  выхода из  затруд нения Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия ости  учащихся .  Эвристич еская  беседа,  игра,  просмотр мультиме дийной  презента ции,  на  слайдах  которой  представ лена  теоретич еская  информа ция по  теме и  Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль что  знаний  недостато чно для  полных  ответов.  Формули руют цель учебной  деятельно сти в  диалоге с  учителем. Выполня ют  задание – Сравните буквы, которые вы  вставили в первом слове; в  третьем слове. – «Мама» и «маму» – это  однокоренные слова? А «дочка»  и «дочку»?  – Измените последнюю букву на  другую. Вы получили новое  слово?  – Как называется эта изменяемая часть слова?  – Проверьте свои  предположения, прочитав  первую часть правила в  учебнике. – Интересно, для чего слову  нужно окончание? При помощи  приставки и суффикса  образуются новые слова. Какую  роль играет окончание?  Попробуем ответить на этот  вопрос.  (Выслушивает ответы.) Письм енные  работ ы Познаватель ные:  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают выводы.  Регулятивны е: осознают  недостаточнос ть своих  знаний. Коммуникат ивные: задают  вопросы с целью  получения  необходимой  для решения  проблемы  информацииОбучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия ключи к  заданиям для  самопров ерки Этапы  урока 5.  Твор­ ческая  практи ческая  деятел ьность  по  реализа ции  постро енного  проект а Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Работа с деформированным  текстом. (Слайд.) Ночь, ударять, сильный, мороз. Пушистый, снежинка, падать,  на земля. (Ночью ударил сильный мороз.  Пушистая снежинка падает на землю.) – Прочитайте слова первой  строчки. Понятен ли смысл  каждого из них? – Можно ли сказать, что здесь  записано предложение?  – Что надо сделать, чтобы  составить из этих слов  предложения? – Прочитайте  слова второй строчки.  – Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы  получилось предложение?  Составьте и запишите  предложение. (Нет. Слова  между собой не связаны. Надо  изменить окончания и добавить предлог, который служит для  связи слов в предложении.)  (Слайд.) – Так для чего служит  окончание? – Сравните свой вывод с  определением в учебнике. В ы в о д :  В слове есть  изменяемая часть – это…  Формули руют  собственн ые мысли, высказыв ают и  обосновы вают  свою  точку  зрения.  В  сотрудни честве с  учителем  и  одноклас сниками  делают  выводы.  Знакомят  с  результат ами  работы  группы,  слушают  и  обсуждаю т ответы  това­ рищей Личностные:  осознают свои  возможности в  учении;  способны  адекватно  рассуждать о  причинах  своего успеха  или неуспеха в  учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбием.  Познаватель ные:  извлекают  необходимую  информацию из прослушанного объяснения  учителя,  высказываний  однокласснико в,  систематизиру ют  собственные  знания.  Регулятивны е: планируют  необходимыеЭтапы  урока 6.  Первич ­ное  закреп ление  с  коммен тирова­ нием Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Обобщен ие  и  системат изация  знаний  и  формиро вание  рационал ьных  способов применен ия их  на  практике .  Беседа  по  вопросам . Подбор  своих  примеров ,  иллюстри ру­ ющих  природу  изучаемо й  проблем ы Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Инди видуа льная, групп овая Итак, подведем некоторые  итоги: – Могут ли образовываться  новые слова с помощью  окончаний?  – Обоснуйте свое мнение  примерами. – Могут ли быть разные  окончания у одного и того же  слова?  – Обоснуйте свое мнение  примерами. – Как найти в слове окончание?  – Обоснуйте свое мнение  примерами Коммент ируют  ход  работы.  Формули руют  собственн ые мысли, высказыв ают и  обосновы вают  свою  точку  зрения Устны е  ответ ы. Листы обрат ной  связи Личностные:  приобретают  новые знания,  умения,  совершенствую т имеющиеся.  Познаватель ные:  читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию, а также  самостоятельн о находят ее в  материалах  учебников,  рабочих  тетрадей.  Регулятивны е:  контролируют  учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля иФорм Осуществл ы Формируемые яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Инди видуа льная, групп овая Распреде ляются по группам,  выполняю т упр.  379, 380,  382, 386,  387,  отвечают  на  вопросы.  Знакомят  с  результат ами  работы  группы,  слушают  и  обсуждаю т ответы  товарище й Вопро сы  для  уточн ения  инфор мации успешно  используют его в решении  учебной  задачи. Коммуникат ивные:  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и  рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательны х задач, умеют  задавать  вопросы для  уточнения  последователь ности работы Этапы  урока 7.  Самост оятель ная  работа  с  самопр овер­ кой по  эталон у Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Выполне ние  разноуро вневых  обучающ их  упражнен ий на  основе  текстов  учебника или книг  для  внекласс ного  чтения Деятельность учителя – А теперь поработаем в  группах. Прочитайте, как А. С.  Пушкин рисует картину зимнего  утра  (слайд). ЗИМНЕЕ УТРО Под голубыми небесами  Великолепными  коврами, Блестя на солнце, снег  лежит; Прозрачный лес один  чернеет, И ель сквозь иней  зеленеет, И речка подо льдом  блестит. – Задания у нас будут разные по  сложности, и вы можете выбрать, в какую группу сегодня готовы  пойти. Первая группа учащихся  списывает, вторая группа –  списывает и обозначает  окончания в выделенных словах.  Третья группа учащихся должна  списать, поставить ударение,  обозначить орфограммы. – А теперь немного усложним  задание (слайд). Прочитайте. Догадайтесь, какие  окончания пропущены.Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Обобщен ие  полученн ых  на уроке  сведений, оцениван ие  результат ов  работы Этапы  урока 8.  Включе ние в  систем у  знаний  и  повтор ение Заключит ельная  беседа по вопросам 9.  Рефлек сия  учебно й  деятел ьности  на  Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль – Вернемся к нашим карточкам  для самоконтроля. Оцените свои  знания и умения, ответив на  вопросы карточки. К а р т о ч к а   д л я   с а м о к о н т р о л я . Окончание и основа слова В конце урока я знаю:  1) Для чего служит окончание.  2) Какое значение заключено в  окончании. 3) Как выделить окончание в  слове.  4) Как определить основу слова.  В конце урока я умею: 1) Определять, что называется  окончанием. 2) Указывать значения,  выраженные оконча­ нием. 3) Выделять окончание (в  изменяемых словах). 4) Выделять основу слова – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас  появлялись в процессе работы?  – Как вы их преодолевали?  – Понравилось ли вам на уроке?  Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе:  выберите одну из предложенных  Фрон тальн ая Рассматр ивают  выполнен ные  работы,  оцениваю т их.  Отвечают на  вопросы Инди видуа льная, групп овая Определя ют свое  эмоциона льное  состояние на уроке.  Заполняю т  Оцени вание  работ ы  учащи хся  на  уроке Листы обрат ной  связи Личностные:  понимают, в  чем значение  знаний для  человека.  Познаватель ные:  приобретают  умения  использовать  полученные  знания и  умения в  практической  деятельности и повседневной  жизни.  Регулятивны е: оценивают  свою работу;  исправляют и  объясняют  ошибки Познаватель ные:  приобретают  умения  мотивированно организовывать свою  деятельность.Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Этапы  урока уроке (итог  урока) Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль на вашем столе карточек и  покажите мне. Урок понравился  – карточку с улыбающимся  лицом, нет – карточку с  грустным лицом дневники  достижен ий Коммуникат ивные: строят  небольшие  монологически е высказывания