Урок № 11. Русский язык. 11 класс (в национальной школе) Тема: "Согласование"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Согласование Цель урока: расширить представление обучающихся о способах связи слов в словосочетании (согласование). Согласование — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное: осенний день, осеннему дню, осеннего дня, об осеннем дне. При согласовании изменение формы главного слова вызывает изменение формы зависимого (летний дождь, летнего дождя, летнему дождю и т. д.). Чаще всего согласуются сказуемые и определения. С помощью метода «Знал-узнал – хочу знать» проводит закрепление данной темы.
Иконка файла материала урок 11.docx

«Таныстым»

Оқу ісі жөніндегі орынбасары:                      

 

Дата:                                                                                         Класс: 11

Тема:  Согласование

Цель урока: расширить представление обучающихся о способах связи слов в словосочетании (согласование).

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине»

Ученики осмысливают поставленную цель. Ученики на бумагах А4 рисуют рисунки на спине своих одноклассников.

Бумага А4

5 мин.

II. Проверка домашней работы.

С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку домашней работы.

Ученики отвечают на вопросы учителя. Делают запись в своих тетрадях.

 

 мин.

III. Актуализация знаний. С помощью метода «Кластер» осуществляет усвоение данного материала.

Согласование — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное: осенний день, осеннему дню, осеннего дня, об осеннем дне. При согласовании изменение формы главного слова вызывает изменение формы зависимого (летний дождь, летнего дождя, летнему дождю и т. д.). Чаще всего согласуются сказуемые и определения.

 

1. Из предложения выпишите три словосочетания с разными типами связи, выполните их синтаксический разбор.

2. Буквенный диктант (словосочетания не записываем, одной буквой определяем способ подчинительной связи):

3. Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным со связью «управление».
Рябиновые кисти – (кисти рябины)
Соломенные крыши – (крыши из соломы)
В берестяных лаптях – (в лаптях из бересты)
Берёзовые чащи – (чащи из берёзы)

Девичий смех – (смех девушки)
4. Замените данные словосочетания со способом связи «управление» синонимичным со способом связи «согласование».
Росы из серебра – (серебряные росы)
Косы из шёлка – (шёлковые косы)
Шерсть из бархата – (бархатная шерсть)
Скрипка цыгана – (цыганская скрипка)
Часы из дерева – (деревянные часы)

Демонстрируют свои знания.

вопросы.

 

серая хмарь (согл.),

 плотно надвинулась (прим.), плотно закрыла (прим.), закрыла солнце (упр.), живительные лучи (согл.). слепили глаза (упр.), слепили днём (упр.), нестерпимая белизна (согл.), зеленовато горели (прим.).

 

Полюбил (как?) навек (тип связи – примыкание)
Золотистые косы (тип связи – согласование) – связь между словами с помощью окончания зависимого слова (-ые).
Полюбил (что?) стан (тип связи – управление) – связь между словами с помощью окончания зависимого слова (нулевое).

 

Сонный сторож (с), вдыхаешь нежно (п), берёзового ситца (с), по первому снегу (с), зажгу над бездной (у), цвет черёмух (у), златой калач (с), не жалеет ни о ком (у), уйдите прочь (п), золотом охваченный (у). (Взаимопроверка, оценки озвучиваем выборочно).

Учебник

5 мин.

IV. Закрепление урока. С помощью метода «Знал-узнал – хочу знать» проводит закрепление данной темы.
Работа по учебнику.

 Один ученик работает у доски.

Выполняют творческую работу.

Карточки

5 мин.

V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма»

- Что нового я узнал на уроке?
- За что я могу похвалить себя?
- Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать?

 (Находить ошибки и исправлять их по алгоритму) (Для того, чтобы видеть ошибки, различать их и исправлять в соответствии с правилами русского языка.)

фишки

 

стикеры

 2 мин.

VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

 

 

Итог урока:___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также