Урок № 14. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.9

Урок № 14. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 14.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Тема: Из «Повести временных лет». «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Цели: - познакомить учащихся с произведениями «древнерусской литературы»; воссоздать атмосферу эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; выявить символическое значение легенды о Кие, историческую основу событий, значение имен, особенности языка памятника древней письменности; - формировать умения выделять главное; формулировать вопросы; навыки художественного пересказа; - воспитывать уважение к историческому наследию России; интерес к отечественной истории и литературе Древней Руси.
Технологическая карта урока № 14.docx
Название предмета Класс № урока Место урока в разделе Тип урока Тема урока Основные термины и понятия Цели: образовательные Результаты: развивающие  воспитательные  предметные личностные метапредметные Технологическая карта урока № 14 Литература 5 14 2 Урок изучения новых знаний Из «Повести временных лет». «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». древнерусская литература, летопись, Константинополь, хазары, Ярослав Мудрый познакомить учащихся с произведениями «древнерусской литературы»; воссоздать атмосферу эпохи, нашедшей   отражение   в   «Повести   временных   лет»;   выявить   символическое   значение   легенды   о   Кие, историческую основу событий, значение имен, особенности языка памятника древней письменности  формировать умения выделять главное; формулировать вопросы; навыки художественного пересказа воспитывать уважение к историческому наследию России; интерес к отечественной истории и литературе Древней Руси умение осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст  формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства  умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками № Содержание Виды деятельности Ресурсы Ход урока  1 Организационный этап. ­   Доброе   утро,   ребята!   Какое   у   вас   сегодня   настроение?   Назовите прилагательное,   которое   описало   бы   ваше   настроение,   и   объясните   свой выбор.  У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы с вами отправляемся в Древнюю Русь. Удачи вам и новых открытий!  учителя создает  благоприятную  психологическую  среду учащихся высказывают свои  мнения;  настраиваются на  работу 2 Постановка цели урока.  Сегодня   мы   продолжим   знакомство   с   литературой   Древней   Руси,   ее произведениями: «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»; попробуем себя в роли «летописца». Тема урока: «Из «Повести временных лет». «Кий, Щек и Хорив». «Дань хазарам».  3 Усвоение новых знаний.  Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 озвучивает тему и  цель урока;  формирует  мотивационную  направленность организует  просмотр  настраиваются на  активную работу;  записывают тему  урока в тетрадь смотрят видео;  находят важную  Презентация https://sway.c тысяч   лет   тому   назад.   Самая   древняя   стоянка   получила   название Кирилловской. Известны также древние стоянки в бассейне Лебеди. Легенда гласит, что в конце  V  – начале  VI  в. Три брата – Кий, Щек и Хорив – и сестра Лебедь основали на крутом правом берегу Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом.  4 Проверка домашнего задания.   ­ Перескажите отрывок из «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив». 3 Происхождение имен и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве.  Имя Кий  имеет  истоки во  многих  языках.  По одной из  версий, это имя произошло   от   славянского   слова,   обозначающего   «палица»,   «дубина», «боевой молот». Имя   Щек   сопоставляется   с   именем   Чеха,   легендарного   предка   чехов. Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица. Этимология названия и имени возводится к славянскому слову, обозначающему «змей». Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее   время.   Название   содержит   корень   «хор»,   заимствованный   из иранских языков и обозначающий «солнце». Оно сопоставимо с названием племени хорватов. Имя Лебедь возводят обычно к словам «лебедь», «любовь» и «лыбь» («сырое место»). Любедь – это небольшая речка, впадающая в Днепр.  (Видеофильм проекта «ИНФОУРОК»). Сообщение о Константинополе. Константинопль  – название современного Стамбула (столицы Турции) до 1930 года, неофициальное название столицы Римской империи (330 – 395 гг.).   Константинопль,   находящийся   на   стратегическом   мосту   между Золотым   Рогом   и   Мраморным   морем,   на   границе   Европы   и   Азии,   был столицей христианской  империи – наследницы  Древнего  Рима  и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинопль был самым большим и   богатым   городом   Европы.   Стамбул   является   престолом Константинопольского   патриархата,   которому   оказывается   «первенство чести» среди православных церквей. Среди имен – Византий, Новый Рим,   Название   «Константинопль» Константинопль,   Царьград,   Стамбул. видеофильма предлагает  пересказать  произведение организует  просмотр  видеофильма информацию  формулируют  выводы;  конспектируют пересказывают  произведение;  дополняют ответы  друг друга  смотрят видео;  находят важную  информацию;  формулируют  выводы;   конспектируют om/zVYeP9U dUbXEG0et? ref=Link    https://sway.c om/zVYeP9U dUbXEG0et? ref=Link  организует  просмотр  видеофильма смотрят видео;  находят важную  информацию;  формулируют  выводы;   конспектируют https://sway.c om/zVYeP9U dUbXEG0et? ref=Link организует лекцию  слушают учителя;  конспектируют https://sway.c om/zVYeP9U dUbXEG0et? ref=Link  предлагает  пересказать  произведение организует  просмотр  видеофильма пересказывают  произведение;  дополняют ответы  друг друга смотрят видео;  находят важную  информацию;  формулируют  выводы;   конспектируют https://sway.c om/zVYeP9U dUbXEG0et? ref=Link  сохраняется в современном греческом языке, Царьград – в южнославянском. Город официально переименован в Стамбул в 1930 году.   Идея легенды Символизм   легенды   о   Кие   указывает   на   объединительных   характер деятельности этого князя – три брата создают единый племенной центр. В тексте «Повести временных лет» эта идея выражена следующими словами: «И жили между собой в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы не жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная». Здесь говорится о существовании во все времена   Кия   мощного   союза   племен.   Дальнейшая   судьба   союза   описана летописцем так: «По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять  полян  древляне  и   иные  окрестные   люди.   И  нашли  их   хазары сидящими на горах этих и лесах и сказали: «Платите нам дань». «Дань хазарам» ­ Перескажите отрывок из «Повести временных лет» «Дань хазарам».  4 3 О хазарах  Хазары   –   тюркоязычный   кочевой   народ.   Стал   известен   в   Восточном Предкавказье   (равнинный   Дагестан)   вскоре   после   гуннского   нашествия. Хазарский язык является вымершим. Имя «хазары» является самоназванием. По   одной   из   версий,   происходит   от   тюркской   основы,   обозначающей «кочевание». Хазарским назывались черное и, реже, Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных  языках называется Каспийское море. На суше название «хазария» дольше всего сохранялось за Крымом. По   мнению   некоторых   исследователей,   хазары   объединяли   два   главных племени – белых и черных хазар. Причем белые хазары были высокорослыми и темноволосыми.  До  VII  века   хазары   занимали   подчиненное   положение   в   сменявших   друг друга   кочевых   империях.   В   560­е   гг.   оказались   в   составе   Тюркского каганата, после распада последнего в середине VII века создали собственное государство – Хазарский каганат (650 – 969), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе. Первоначально   обитая   в   районе   к   северу   от   Дербента   в   пределах современного   равнинного   Дагестана,   хазары   стали   расселяться   в контролируемых   регионах:   в   Крыму,   на   Дону   и   особенно   в   Нижнем Поволжье, куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп   хазар   в   результате   длительных   войн   против   Ирана   и   Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье.    Язык «Повести временных лет»  Древнерусский   язык   –   это   язык   древнерусской   народности, сформировавшийся   в   Древнерусском   государстве   (Киевской   Руси)   в основном   на   базе   диалектов   близкородственных   восточнославянских племен. Датируется обычно VIII – IX вв. Относится к восточнославянской группе   славянских   языков.   Предшественник   русского,   украинского   и белорусского языков.  Язык   «Повести…»   широко   отражает   устную   разговорную   речь   своего времени.   Прямая   речь   исторических   лиц   занимает   существенное   место   в летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к вымышленным речам, ­ он всегда точен в передаче высказываний своих героев.  В   летописи   широко   используется   специальная   терминология:   военная, охотничья, юридическая, церковная. Часто   летописец   использует   народные   пословицы,   поговорки:   «Погибоша аки   обре»   («И   не   осталось   от   них   ни   племени,   ни   роду…»).   Язык «Повести…»   свидетельствует   о   неслучайно   высоком   уровне   развития культуры устной и письменной речи в XI – XII вв.    Ярослав Мудрый  С детства Ярослав тянулся к книжной мудрости. Он любил беседовать с монахами и постоянно читал священные книги. его сын любил беседовать с монахами и постоянно читал священные книги. Его сын Владимир Мономах вспоминал, что знал Ярослав, сидя дома, много иностранных языков. Отовсюду собирал он лучших писцов и грамотеев и заставлял их переписывать рукописи и переводить книги с греческого языка на славянский. Ярослав и сам перевел несколько книг. Он хотел, чтобы на Руси было больше грамотных русских священников, и потому стал заводить специальные училища.  Под   фразой   «пожинаем   ученье   книжное»   подразумевается   первый   свод законов, который назывался «Русская Правда». За его составление князя организует  просмотр  видеофильма смотрят видео;  находят важную  информацию;  формулируют  выводы;  конспектируют https://sway.c om/zVYeP9U dUbXEG0et? ref=Link  организует  просмотр  видеофильма смотрят видео;  находят важную  информацию;  формулируют  выводы;   конспектируют https://sway.c om/zVYeP9U dUbXEG0et? ref=Link называли еще и Правосудом. До него подвластные русским князьям народы жили каждый по своим племенным обычаям. Теперь же, объединившись, они должны  были  подчиняться   законам,  общим  для  всех.  В основу  «Русской Правды» были положены древние обычаи, которые существовали на Руси с языческих времен. Ярослав Мудрый завещал сыновьям: «Вот я покидаю этот мир, сыны мои, живите   в   любви,   потому   что   все   вы   братья,   от   одного   отца   и   одной матери…»   Разделил   он   между   ними   города,   а   чтобы   не   было   больше братоубийственных   войн,   установил   «лествицу»,   т.е.   лестницу,   очередь князей на киевский престол. «Лета Ярослава» были последними временами сильной Древней Руси.     5 Обобщение материала.  ­ Заполните второй столбик таблицы: древнерусская литература возникла причина  основатели письменности  конец X – начало XI века принятие христианства 998 год Кирилл и Мефодий особенности древнерусских произведений как писали  на чем писали  чем писали краска  красная строка  язык  кто писал жанры древнерусской  литературы  темы  рукописные книги пергамент, береста гусиные и павлиньи перья, палочки,  кисточки черная, красная (киноварь) первая буква древнерусский  монахи  летописи, исторические повести, жития,  слова, переводные произведения борьба с врагами, русская история,  возникновение Руси  «Повесть временных лет» автор  главная мысль  монах Киево­Печерского монастыря Нестор любовь к Родине, «не губите землю отцов  https://sway.c om/zVYeP9U dUbXEG0et? ref=Link  заполняют таблицу  самостоятельно;  коллективно  проверяют ее;  осуществляют  самопроверку;  комментируют  ответы  одноклассников организует работу  по обобщению  материала;  предлагает  выполнить работу  самостоятельно,  заполнив вторую  колонку таблицы;  уточняет  понимание  учащимися темы;     осуществляет  индивидуальный  контроль;  организует  коллективную  проверку Проверка выполнения работы своих и дедов»  6 Домашнее задание.  7 Подготовить сообщение об Эзопе. Рефлексия. Прием «Автор». Представьте себя в роли летописца.  ­   Какие   события   вы   бы   отразили   в   летописи?   Какие   наставления   и пожелания будущим потомкам вы бы высказали?  Благодарю всех за работу на уроке. предлагает  домашнее задание  организует  творческую работу; контролирует  выполнение задания записывают задание пишут сочинение,  высказывая свою  точку зрения

Урок № 14. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 14.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 14. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 14.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 14. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 14.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 14. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 14.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 14. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 14.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 14. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 14.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018