Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.9

Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 17.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Тема: Басни И.А. Крылова. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне». Цели: - создать условия для ознакомления учащихся с общей характеристикой басен; раскрыть особенности ее жанровых признаков; познакомить учащихся с личностью и жизнью баснописца – И.А. Крылова; выявить значение морали басен; - формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении; развивать умение видеть и находить в тексте басни скрытые приемы; работать в вопросно-ответной форме; - формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения морали басни; воспитывать внимательность к слову; умение слышать и дополнять ответ товарища.
Технологическая карта урока № 17.docx
Название предмета Класс № урока Место урока в разделе Тип урока Тема урока Основные термины и понятия Цели: образовательные развивающие  Технологическая карта урока № 17 Литература 5 17 3 Комбинированный Басни И.А. Крылова. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне». басня, мораль, «бродячий сюжет», устаревшие слова; Наполеон, Кутузов создать условия для ознакомления учащихся с общей характеристикой басен; раскрыть особенности ее жанровых признаков;  познакомить учащихся с личностью и жизнью баснописца – И.А. Крылова; выявить значение морали басен формировать   навыки   выразительного   чтения,   лексической   работы,   умения   выделять   главное   в прослушанном сообщении; развивать умение видеть и находить в тексте басни скрытые приемы; работать в вопросно­ответной форме   воспитательные  формировать   нравственно­эстетические   представления   учащихся   в   ходе   выявления   значения   морали Результаты: предметные личностные метапредметные басни; воспитывать внимательность к слову; умение слышать и дополнять ответ товарища  знание содержания басен;   умение находить мораль басни; навыки выразительного чтения; создавать устные монологические высказывания; вести диалог; анализировать произведение ориентация   в   системе   моральных   норм   и   ценностей;   выявление   в   баснях   заложенных   вневременных ценностей и их понятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.  способность извлекать информацию из различных источников, использовать навыки анализа; свободно пользоваться справочной литературой   Ход урока  № Содержание Виды деятельности Ресурсы 1 Организационный этап. ­ Ребята, дома вы читали басни И.А. Крылова. У меня в руках зеркало. Скажите, чем эти басни похожи на зеркало? (Прочитаешь их, посмотришь на себя со стороны, увидишь свои недостатки и, может быть, постараешься их исправить.) учителя предлагает  проблемный вопрос учащихся находят решение  вопроса;  высказывают свои  мнения Презентация https://sway.c om/A7TQWE F67VYV7Ro K?ref=Link 2 Определение цели урока  3 Тема нашего урока «Басни Крылова». Определите цели урока. (Познакомимся   с   баснями   великого   баснописца,   проанализируем   их, определим мораль, поработаем над выразительным чтением.)  Актуализация знаний учащихся. Биография И.А. Крылова  В 1769 году в Москве в семье бедного капитана родился мальчик, будущий писатель. Детство у мальчика было трудное, жили очень бедно, едва сводили концы с концами. Ходить в обычную школу он не мог, так как не было денег. Но мальчик очень хотел учиться, чтобы быть грамотным, поэтому стал сам заниматься. Образование мальчик получил в богатом семействе Львовых, где   учился   бесплатно   вместе   с   детьми   хозяина.   Николай   Александрович Львов – известный петербургский архитектор, изобретатель, поэт, музыкант – разрешал Ване учиться вместе с его детьми. И мальчик очень старался, много   читал,   выучил   иностранные   языки,   научился   рисовать,   играть   на скрипке. С 10 лет работал в суде, переписывал деловые документы; потом служил в армии.  Свою первую басню И.А. Крылов написал в 11 лет. За жизнь он выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен. Басни  И.А. Крылова сопровождают нас по жизни,  учат, показывают,  как надо или, может быть, и не надо поступать.  Писатель умен в 1844 году, но басни его бессмертны. Во многих городах установлены памятники И.А. Крылову и его литературным героям.  Отрывок из фильма об И.А. Крылове и его баснях    Прием «Верю – не верю» 1. И.А. Крылов родился в 1769 году в Самаре. (нет, в Москве) 2. Его семья жила бедно. (да) 3. И.А. Крылов выучил несколько языков. (да) 4. Он начал писать в 16 лет. (нет, в 11 лет) 5. В первой книге были рассказы. (нет, басни) 6. В детстве выучился играть на фортепиано. (нет, на скрипке) 7. Крылатые фразы из его басен стали поговорками. (да) озвучивает тему  урока; предлагает  назвать цели определяют цели  урока вспоминают  биографию  Крылова  проводит параллель с ранее изученным  материалом;  напоминает  биографию  баснописца    https://sway.c om/A7TQWE F67VYV7Ro K?ref=Link  Презентация https://sway.c om/A7TQWE F67VYV7Ro K?ref=Link  смотрят видео  односложно  отвечают на  вопросы учителя  («да», «нет») организует  просмотр отрывка  проводит беседу по уточнению и  конкретизации  просмотренного  материала,  используя прием  «Верю – не верю» 4 Изучение нового материала создает  отвечают на  Презентация эмоциональный  настрой; проводит  параллель с ранее  изученным  материалом; вопросы учителя;  выявляют  закономерность  поведения  животных в  реальной жизни https://sway.c om/A7TQWE F67VYV7Ro K?ref=Link  И.А. Крылов «Ворона и лисица»  Внимание! Черный ящик! Одна из героинь басни И.А. Крылова лишилась этого предмета из­за своей глупости. Что это за предмет? (сыр) ­ Почему слова «Ворона» и «Лисица» написаны с большой буквы? Можете предположить о ком эта басня? (О Вороне и Лисице, об их взаимоотношениях) ­ Что вы знаете о лисе? (Лиса   имеет   рыжий   цвет,   тонкие   лапы,   вытянутую   морду,   острые   уши, чуткий   слух,   длинный   пушистый   хвост;   питается   зайцами,   мышами, полевками.)   Она предпочитает занимать готовую норку барсука, песца, сурка. Хвост лисы – ее особенность. Она действует им как рулем, делая резкие повороты   во   время   погони.   А   еще   она   им   укрывается,   уткнув   нос   в основание хвоста, так как там расположена благоухающая железа, издающая запах фиалки. Ученые предполагают, что этот пахучий орган благоприятно влияет на обоняние лисы, но точное его назначение пока не выяснено. Хитрость лисица­мать применяет тогда, когда возле норки появится собака или человек. Она постарается отвести опасность от своего жилища, увлекая за собой. В   Интернет­проекте   «Лесные   звери»   сказано,   что   «лиса   –   отличный охотник». Кроме наблюдательности и сообразительности, у нее прекрасная зрительная память, хорошее обоняние и острый слух. Пискнет чуть слышно мышь, а лиса слышит ее за сотню метров, прошелестит полевка по сухой траве под полуметровым слоем снега – и ее услышит. Хорошо лазает по кручам, плавает, а на берегу исключительно маневренна. Ее смекалка при бегстве от преследователей вызывает восхищение. Лиса может залезть на дерево,   если   оно   чуть   наклонено   или   ветвится   невысоко   от   земли.   Лиса очень   активна.   Она   до   мельчайших   подробностей   знает   свой   охотничий участок.) ­ Какой вы представляете себе ворону?  (Туловище ее пепельно­серое, клюв, ноги, голова, крылья, хвост – черные. Вороны   довольно   осторожны   и   наблюдательны.   Они   обладают   хорошим обонянием, слухом и зрением; очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг   них.   Любят   блестящие   предметы,   прячут   избыток   пищи.   Вороны предлагает   просмотр  мультфильма  организует беседу  по уточнению  понимания басни; смотрят  мультфильм  высказывают свои  мнения; находят  подтверждение в  тексте; озвучивают  лексические  значения  устаревших слов;  формулируют  выводы; всеядны: питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений), расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду.)  Мультфильм «Ворона и Лисица»   Анализ басни  ­ Как Ворона очутилась на ели? (взгромоздилась на нее) ­ Почему автор использует это слово? (показывает ее неуклюжесть) Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что­либо.  ­ Была ли голодна Ворона? (нет, потому что она не сразу стала есть сыр, а «призадумалась») ­ С какой интонацией надо прочитать эти строчки?  (спокойно) ­ Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? (Лисицу сыр пленил) Пленить – очаровывать, покорить чем­либо.  ­ Как автор называет Лису? Почему? (плутовка, потому что хитрая и ловкая обманщица, мошенница)  ­ Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (использует лесть, хвалебные речи, «вертит хвостом» и «говорит так сладко, чуть дыша…») ­ Почему Лиса подходит к дереву на цыпочках? (подходит тихо, осторожно; боится, что Ворона может испугаться и улететь) ­ Как понимаете выражение «говорит так сладко, чуть дыша» (говорит спокойным, ласковым голосом, так как хочет завладеть сыром) ­ Прочитайте слова Лисицы выразительно. ­ Истины ли слова Лисицы? (нет, она говорит неправду) ­ Что расхваливала Лиса? (шейку, глазки, перышки, носок, голосок) Ангельский (голосок) – нежный, добрый. ­ Как Лиса называла Ворону? (голубушка, светик, сестрица, мастерица, Царь­птица) предлагает  послушать крик  вороны   смотрят  видеозапись   Царь­птица – главная среди всех птиц.  ­ Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? Давайте послушаем голос вороны. (видеозапись) ­ В чем заключается глупость вороны? (у нее преувеличенное самомнение; ей нравилась сладкая лесть) ­ Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы?  (Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу  дыханье сперло, И на приветливы Лисицыны слова  Ворона каркнула во все воронье горло.) Вещуньина – от слова «вещунья» ­ предсказательница. ­ Что значит «вскружилась голова»? (утратила способность здраво рассуждать) ­ Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»? (Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась.) ­ Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица   хочет   любыми   способами   получить   сыр.   А   Ворона   принимает похвалы и думает, что все сказанное Лисицей – правда) ­ Добилась ли Лиса своего? Как надо прочитать последние строчки басни? ­   Почему   на   роль   льстеца   выбрана   Лиса,   а   на   роль   доверчивой слушательницы – Ворона? (Лиса коварная, хитрая, умная; знает, как добиться своего. Ворона глупая, доверчивая, несообразительная.)  ­ Найдите, где в тексте басни спрятана мораль. В чем ее смысл?  (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.) ­ Как понимаете выражение «Уж сколько раз твердили миру…» (Много раз повторяли одно и то же.) ­ Что значит «лесть гнусна»? (Говорить неправду – плохой поступок) Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.  Гнусный – отвратительный, омерзительный. ­ Что значит «только все не впрок»? (Бесполезно, не на пользу) ­ «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Есть люди, которые любят слышать в свой адрес льстивые слова) ­ Чему учит басня? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности и возможности.) ­   Почему   Крылов   говорит,   что  лесть   «гнусна»,   «вредна»?   Ведь   каждому человеку приятно слышать о себе хорошие слова? Вывод  И.А. Крылов дает возможность понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна и приятна, но очень опасна.  Басня с «бродячим сюжетом»  Прочитайте отрывки из следующих басен, определите достоинства перевода И.А. Крылова. Эзоп. Ворон и Лисица. Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела его, и захотелось ей   заполучить   это   мясо.   Стала   она   перед   вороном   и   принялась   его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, ­ ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».  А. Сумароков. Ворон и Лисица.  Ворона горлышко разинула пошире, Чтоб бытии соловьем. «А сыру, ­ думает, ­ и после я поем. В сию минуту мне здесь дело не о пире!» Разинула уста И дождалась поста. Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста. Хотела петь, не пела, Хотела есть, не ела. акцентирует  внимание на  «бродячий сюжет»  басни знакомятся с  баснями;  формулируют  вывод Причина та тому, что сыру больше нет, Сыр выпал изо рту – Лисице на обед.  В. Тредиаковский. «Ворон и Лисица».  Ворон, похвалой надмен, мня себя пристойну, Начал, сколько можно громче, каркать и кричать, Чтоб похвал последнюю получить себе печать. Но тем самым из его носа растворенна Выпал на землю тот сыр, Лиска ободренна Оною корыстью, говорит тому на смех: «Всем ты добр, мой Ворон; Только ты без сердца мех».  И.А. Крылов. «Ворона и Лисица».  Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло, ­  Сыр выпал – с ним была плутовка такова. ­ Определите достоинства перевода И.А. Крылова. (простота, доступность, афористичность)     Снимаем кино  ­ Понравилась вам инсценировка? ­ Удалось ли артистам передать характер героев? И.А. Крылов. «Волк и ягненок».  ­ Расскажите о волке. Каким вы его себе представляете? (грубый, злобный, жестокий, несправедливый, безжалостный, беспощадный) ­ Каким вы представляете себе ягненка. Подберите эпитеты. (вежливый,   воспитанный,   учтивый,   образованный,   смелый,   с   чувством собственного достоинства) Просмотр басни ­ Расскажите, почему встретились Волк и Ягненок? Что привело их на берег реки? (Встреча произошла случайно; был жаркий день. Ягненок хотел пить, отошел предлагает  инсценировку басни знакомит учащихся  с басней;  организует  просмотр басни и  беседу по  уточнению  понимания басни; инсценируют  басню; записывают  ее на видео;  анализируют  выступления  одноклассников  высказывают свои  мнения; находят  подтверждение в  тексте; озвучивают  лексические  значения  устаревших слов;  формулируют  выводы; от стада к ручью, а рядом искал добычу Волк.) ­ Назовите глагол, с помощью которого Крылов обозначил действие Волка около ручья? (рыскал, т.е. торопливо бегал в надежде найти что­то нужное) ­ Как Крылов называет встречу Ягненка с Волком? (бедой) ­ Как Ягненок мог увидеть Волка? (увидел отражение в ручье) ­ Сильно ли испугался Ягненок Волка? (Волк большой и страшный, но Ягненок возражает Волку, спорит с ним.) ­ Как звучит первая реплика Ягненка? Как говорит Ягненок? (Ягненок   обращается   к   Волку   с   почтением,   называет   его   «светлейший Волк», «Светлость», «он». Это подчеркивается их неравное положение.) Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить никак я не могу».  ­ Найдите строчки, которые доказывают, что Ягненок, наивно веря, что все можно разъяснить, оправдывается, забывает обо всех почтительных титулах. («помилуй, мне еще и отроду нет году», «нет братьев у меня») ­   Понимает   ли   Ягненок,   что   он   напрасно   доказывает   волку   свою невиновность? («Ах, чем я виноват?») ­ Как он произносит эти слова? (безнадежно) ­ Как ведет себя в споре Волк? В чем он обвиняет Ягненка? Как он его называет? («наглец», «негодный», «щенок»; Волк обвиняет, заведомо зная, что Ягненок не виноват) ­ На чьей стороне правда? (на стороне Ягненка, но он беззащитен; у Волка нет правды, но есть сила) ­ В каких  строчках выражено «волчье право»? («Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать») ­ Как автор относится к своим героям? (сочувствует Ягненку и возмущается поведением Волка) ­ Определите мораль басни. («У сильного всегда бессильный виноват») Басня   «Волк   и   Ягненок»   ­   горькая   правда   о   несправедливых   порядках царской   России,   где   богатые   и   знатные   люди   жестоко   и   беззаконно расправлялись   с   беззащитными,   бесправными   людьми.   Волк   выступает   в роли знатного человека, а Ягненок – в роли беззащитного человека.   Басня с «бродячим сюжетом» Эзоп. «Волк и Ягненок».  Случилось так, что пришел к водопою волк, который увидел там ягненка. Ягненок с виду был очень аппетитный, и волк тут же решил им позавтракать. Правда,   чтобы   сделать   это,     волк   попытался   вначале   найти   подходящий предлог. Прошел волк выше по течению реки и начал кричать на ягненка: ­ Да какое же ты имеешь право мутить мою воду? Ягненок был изумлен:  ­ Разве я могу мутить воду, если лишь слегка касаюсь ее губами, да к тому же вы стоите выше по течению? Этот   ответ   заставил   волка   призадуматься.   Требовалось   быстро   отыскать какое­нибудь другое объяснение своего желания. И вот что придумал волк: ­ Постой, нахал! Но ведь это именно ты оскорбил моего отца? И тут изумился ягненок: ­ Простите, и этого я не мог сделать, так как меня еще и на свете­то не было. Как   ни  силился   волк   придумать  еще   какой­нибудь  подходящий   предлог, ничего не придумал, а потому попросту сказал: ­ Да, хоть у меня ты в оправданьях, но я все­таки хочу есть и непременно съем тебя! Взял и съел ягненка.  ­ Какова мораль басни? Если   кто­то   решил   заранее   совершить   какое­то   злое   дело,   никакие убеждения не смогут его остановить.    И.А. Крылов. Волк на псарне.  ­Прослушайте музыкальную запись «Звуки природы». Какие образы у вас возникли? (вой волков, лай собак; волки голодные злые; собаки защищают жилье и людей; страшно) Словарная работа  знакомятся с  басней Эзопа;  формулируют  вывод акцентирует  внимание на  «бродячий сюжет»  басни акцентирует  внимание на  «бродячий сюжет»  басни знакомит учащихся  с басней;  организует  просмотр басни и  беседу по  уточнению  высказывают свои  мнения; находят  подтверждение в  тексте; озвучивают  лексические  значения понимания басни; устаревших слов;  формулируют  выводы; овчарня – помещение для овец псарня – помещение для охотничьих собак ловчий – человек, который занимался организацией охоты  Просмотр басни Крылова «Волк на псарне»  Анализ басни  ­ Какое событие описывается в басне? (волк попал на псарню) Какими словами автор рисует переполох? (поднялся весь псарный двор; псы залились в хлевах, рвутся в драку; псари бегут, кричат) ­ Как ведет себя Волк? (сидит,   прижавшись   в   угол   задом;   ощетинил   шерсть;   щелкает   зубами; глазами всех бы хотел съесть; видно, что Волк злится) ­ Какова речь Волка? (льстивая, заискивающая; он притворяется хорошим)  ­ Какова мораль басни? («С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой»). ­ Почему Ловчий не дослушал волчьих льстивых речей? (Ловчий, будучи седым и мудрым человеком, разбирается в волчьей натуре и знает, что с волками нельзя идти на мировую.)  ­  Как  вы   понимаете   строчки:   «Волк,  думая   залезть  в  овчарню,  попал  на псарню». (Волк уже не в первый раз залезал в овчарню и воровал овец, а в этот раз попал на псарню.) ­ Как Крылов высказывает мысль о том, что пришла пора волку ответить за свои грехи? («тут не перед стадом, и что приходит наконец ему расчесться за овец».) Автор как будто напоминает нам старые «дела» волка, напоминает нам, что это хищник, злой, беспощадный. Он легко и безнаказанно расправляется с теми, кто слабее его. Когда же ему грозит опасность, он изворачивается, хитрит, лицемерит.   История создания басни.  В 1812 году французская армия, победив многие страны Европы, напала на Россию.   Захватнические   походы   французской   армии   совершались   под командованием   Наполеона   Бонапарта.   Находясь   в   горящей   Москве, Наполеон   понял,   что   его   ждет   гибель,   и   начал   просить   мира. Главнокомандующий   русской   армией   Михаил   Илларионович   Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры.  ­ Кто из героев басни напоминает Наполеона? Почему? (волк попал на псарню; не раз нападал на овец; серая форма французов)  ­ Кто в басне противопоставлен Волку? Почему? (Ловчий – Кутузов; он не поверил Наполеону и отказался от переговоров; Кутузов седой и мудрый) Басня   была   переписана   И.А.   Крыловым   собственноручно   и   отправлена Кутузову   в   действующую   армию   в   знак   огромного   уважения   писателя   к дальновидному   полководцу.   Очевидцы   потом   рассказывали,   как   после одного   из   сражений   Кутузов,   собрав   вокруг   себя   солдат   и   командиров, достал из кармана листок с басней и прочитал ее вслух. При словах «ты сер, а   я,   приятель,   сед»,   которые   он   произносил   с   особой   выразительностью, Кутузов   снял   фуражку,   указал   на   свои   седины   и   прослезился.   В   ответ раздались   одобрительные   возгласы   и   громкое   «ура».   Все   понимали,   кого изобразил Крылов в басне.  ­   Почему   Ловчий   говорит   не   об   одном   волке,   а   о   свойствах   хищников вообще: «Волчью вашу я давно натуру знаю»?   (Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, напоминает героя басни Крылова).      5 Домашнее задание  ­   Подготовьте   выразительное   чтение   басни   И.А.   Крылова   «Свинья   под дубом» 6 Рефлексия Вывод Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, предлагает  домашнее задание  зачитывает  стихотворение М.  Исаковского о  Крылове;  предлагает  ответить на  вопросы; записывают задание Презентация https://sway.c om/A7TQWE F67VYV7Ro K?ref=Link   Презентация https://sway.c om/A7TQWE F67VYV7Ro K?ref=Link   формулируют  ответ на вопрос  учителя;   вспоминают  крылатые  выражения или  находят их в баснях И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. ­ Почему поэт М. Исаковский называет слова «крылатыми»? ­ Приведите крылатые слова из басен, которые мы читали сегодня на уроке.  Благодарю всех за работу на уроке.   благодарит  учащихся за урок

Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 17.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018