Урок № 4. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.8

Урок № 4. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 4.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
. Тема: Мифология древних славян. Цели: - познакомить учащихся с представлениями древних славян об устройстве мира; пробудить интерес к истории словесности; - формировать владение навыками монологической речи, умение работать в группе, навыки исследовательской работы; - воспитывать уважительное отношение к традициям и истории, чувства толерантности и патриотизма.
Технологическая карта урока № 4.docx
Название предмета Класс № урока Место урока в разделе Тип урока Тема урока Основные термины и понятия Цели: образовательные Результаты: развивающие  воспитательные  предметные личностные метапредметные Технологическая карта урока № 4 Литература 5 4 3 Урок решения практических задач. Мифология древних славян. славянская мифология, язычество, имена славянских богов, виртуальная доска Padlet познакомить учащихся с представлениями древних славян об устройстве мира; пробудить интерес к истории словесности формировать   владение   навыками   монологической   речи,   умение   работать   в   группе,   навыки исследовательской работы воспитывать уважительное отношение к традициям и истории, чувства толерантности и патриотизма умение осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выразительно читать мифы умение   чувствовать   красоту   и   выразительность   речи,   стремиться   к   совершенствованию   собственной речи; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать собственное мнение и позицию; умение создавать коллективный проект Ход урока  № Содержание Виды деятельности Ресурсы 1 Организационный этап.  Прием «Импульс». Давайте возьмемся за руки и путем легкого сжатия руки по  цепочке  передадим   импульс   добра,  дружбы  и   радостного  настроения. Сегодня этот импульс нам особенно необходим, так как мы будем создавать единую работу.   2 Проверка домашнего задания.  Выставка рисунков (Полифем) ­ Внешность Полифема мы можем увидеть на ваших работах. А что вы еще можете сказать о нем? (Одинокий, нелюдимый, злой, не соблюдает никаких законов) учителя создает  благоприятную  психологическую  среду; формирует  мотивацию на  продуктивную  деятельность  создает условия  для актуализации  знаний учащихся учащихся выполняют  действия под  руководством  учителя высказывают свои  мнения Выставка рисунков ­ Дайте характеристику Одиссею. (Храбрый воин, грамотный военачальник, остроумный человек) В мифах отразились первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни. делает вывод организует  размышления  учащихся над  поставленной  задачей; побуждает  к высказыванию  своего мнения высказывают возможные варианты   ответов на вопрос; озвучивают цель  урока выявляет глубину  понимания  материала; сообщает новую  информацию; комментирует  презентацию; высказывают свои  предположения; смотрят  презентацию; 3 Постановка цели урока. ­ Когда мы поедаем солнце? (Пекут горячее изображение солнца. Одновременно сжигают идола, который мешает   солнцу   давать   людям   тепло.   Это   Масленица.   Люди   не   просто устраивают карнавал, чтобы повеселиться, а празднуют переломный момент в  развитии естественного процесса, от которого зависит их жизнь.    ­ С мифологией каких народов мы сегодня с вами будем знакомиться? (с мифологией древних славян) 4 Предъявление новых знаний Источники славянской мифологии Славянская мифология не имела такой счастливой судьбы, как греческая, которая уже в VII веке до н.э. стала объектом литературной обработки.  ­ В чем причина этого? Причины ­ Более позднее появление письменности; ­ После принятия Христианства на Руси в конце X века н.э. любое появление язычества   –   многобожия   и   идолопоклонство   –   преследовалось.   Все,   что было связано с язычеством, уничтожалось).  Что же сохранилось в истории о славянской мифологии?  Каковы источники сведений о ней?      отдельные   мотивы,   мифологические   персонажи,   сохранившиеся   в фольклоре; сведения   из   средневековых   хроник   о   раннеславянской   мифологии, написанные посторонними наблюдателями (на немецком и латинском языках); сведения из русских летописей и поучений против язычества; этнография XVII века; сохранившиеся глиняные и деревянные истуканы языческих богов. Кто восстанавливает историю славянской мифологии? Ученые   собиратели   и   летописцы   русской   старины.   Один   из   них   –   Презентация https://sway.c om/qk9Ohrl30 aje53gd? ref=Link знаменитый ученый Александр Николаевич Афанасьев (1826 – 1871). Свой труд он назвал «Поэтические воззрения славян на природу». Мифология Древней Руси  Представление древних славян об устройстве мира.  Древние   славяне   жили   простой   жизнью,   какая   устанавливается   самой природой:   боялись   и   любили   ее.   В   ней   они   находили   живое   существо, перенося   на   божественные   стихии   формы   своего   тела   или   объектов природы.  Внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней богов. 1. Высший уровень (боги, олицетворяющие природные стихии): Сварог, Перун, Стрибог, Даждьбог, Ярило. Сварог – верховный владыка, родоначальник всех светлых Богов. Перун – бог грозовых туч, грома и молний.  Кадры из мультфильма «Князь Владимир». Жертвоприношение Перуну. Стрибог – бог ветра и воздуха.  Даждьбог (Вышень) – бог неба ясного, наделяет каждое существо в мире  его долей. Ярило – бог Солнца, света и тепла. 2. Средний уровень (боги, поклонения которым проводились во время сбора   урожая,   хозяйственных   работ,   а   также   в   периоды   перемен сезонов. Морана (Морена, Мора) – богиня смерти. Велес (Волос, Коляда) – бог благополучия, достатка, бог­оборотень.  Лада (Леля) – богиня­созидательница.  Семаргл (Симаргл, Скипер) – хранитель дома, семейного очага; бог огня; огненных жертвоприношений.  Мокошь – богиня жизни и плодородия, олицетворение Матери сырой земли. с помощью  презентации  отмечает  иерархическую  лестницу  славянских богов; организует  просмотр отрывка  видео актуализируют свои знания; смотрят видео 3. Низший   уровень   –   мифологические   существа   (русалки,   кикиморы, лешие, домовые, вампиры и др.)  5 Создание проекта. Практическая работа. ­   Сегодня   нас   ждет   коллективное   дело:   мы   будем   создавать   проект «Мифология славян» на виртуальной доске Padlet.   Учащиеся   делятся   на   произвольные   группы   (не   более   4   человек)   или озвучивает план  практической  работы; делятся на группы;  выбирают тему;  ставят цель;  Веб­сайт Padlet (виртуальная доска) выполняют работу индивидуально по выбранной теме: ­ боги; ­ духи и существа; ­ герои сказаний; ­ украшение, одежда ­ праздники; ­ народные игры; ­ травник; ­ славянская  кухня Защита проектов. 4 Домашнее задание  1.   Познакомиться   с   работами   учащихся,   отметить   удачные   «находки» одноклассников. 2.  Доработать свой проект. 5 Рефлексия Чем дальше в будущее смотрим,  Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,  Хоть новому принадлежим. (В. Шавран) ­ Как вы понимаете эти строчки стихотворения? (От   мифологии   веет   чем­то   завораживающим   и   интересным.   Без   знания мифологии   невозможно   полноценно   воспринимать   произведения классического и современного искусства).   Прием «Свободный микрофон». Учащиеся продолжают фразу: 1. Самым интересным и полезным для меня было… 2. У меня хорошо получилось… 3. Я выполнял(а) задание… планируют и  самостоятельно  организуют свою  деятельность  Веб­сайт Padlet (виртуальная доска) представляют  проекты; защищают их публично;  объясняют свой  выбор;  комментируют  ответы друг друга записывают задание Презентация https://sway.c om/qk9Ohrl30 aje53gd? ref=Link  Презентация https://sway.c om/qk9Ohrl30 aje53gd? ref=Link  выделяют главную  мысль отрывка; организует  поисковую работу  по нахождению  информации; осуществляет  контроль за  работой групп;  оказывает помощь;  консультирует организует защиту  проектов; создает  условия для  самовыражения  учащихся;  способствует  развитию  креативности инструктирует  учащихся уточняет  понимание  учащимися  изученного  материала; организует беседу  по результатам  деятельности  учащихся на уроке; формулируют  конечный результат своей работы на 4. Теперь я знаю… 5. Теперь я могу… 6. Я попробую… 7. Я понял(а), что… 8. Мне было трудно… 9. Меня удивило… 10.  Строки самому(ой) себе… Благодарю всех за работу на уроке! уроке благодарит за урок

Урок № 4. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 4.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 4. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 4.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 4. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 4.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 4. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 4.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 4. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 4.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018