. Тема: Мифология древних славян.
Цели:
- познакомить учащихся с представлениями древних славян об устройстве мира; пробудить интерес к истории словесности;
- формировать владение навыками монологической речи, умение работать в группе, навыки исследовательской работы;
- воспитывать уважительное отношение к традициям и истории, чувства толерантности и патриотизма.
Название предмета
Класс
№ урока
Место урока в разделе
Тип урока
Тема урока
Основные термины и понятия
Цели:
образовательные
Результаты:
развивающие
воспитательные
предметные
личностные
метапредметные
Технологическая карта урока № 4
Литература
5
4
3
Урок решения практических задач.
Мифология древних славян.
славянская мифология, язычество, имена славянских богов, виртуальная доска Padlet
познакомить учащихся с представлениями древних славян об устройстве мира; пробудить интерес к
истории словесности
формировать владение навыками монологической речи, умение работать в группе, навыки
исследовательской работы
воспитывать уважительное отношение к традициям и истории, чувства толерантности и патриотизма
умение осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выразительно читать мифы
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной
речи; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формулировать собственное мнение и позицию; умение создавать коллективный проект
Ход урока
№
Содержание
Виды деятельности
Ресурсы
1 Организационный этап.
Прием «Импульс». Давайте возьмемся за руки и путем легкого сжатия руки
по цепочке передадим импульс добра, дружбы и радостного настроения.
Сегодня этот импульс нам особенно необходим, так как мы будем создавать
единую работу.
2 Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков (Полифем)
Внешность Полифема мы можем увидеть на ваших работах. А что вы еще
можете сказать о нем?
(Одинокий, нелюдимый, злой, не соблюдает никаких законов)
учителя
создает
благоприятную
психологическую
среду; формирует
мотивацию на
продуктивную
деятельность
создает условия
для актуализации
знаний учащихся
учащихся
выполняют
действия под
руководством
учителя
высказывают свои
мнения
Выставка
рисунков Дайте характеристику Одиссею.
(Храбрый воин, грамотный военачальник, остроумный человек)
В мифах отразились первые гипотезы о происхождении мира и человека, о
законах жизни.
делает вывод
организует
размышления
учащихся над
поставленной
задачей; побуждает
к высказыванию
своего мнения
высказывают
возможные
варианты ответов
на вопрос;
озвучивают цель
урока
выявляет глубину
понимания
материала;
сообщает новую
информацию;
комментирует
презентацию;
высказывают свои
предположения;
смотрят
презентацию;
3 Постановка цели урока.
Когда мы поедаем солнце?
(Пекут горячее изображение солнца. Одновременно сжигают идола, который
мешает солнцу давать людям тепло. Это Масленица. Люди не просто
устраивают карнавал, чтобы повеселиться, а празднуют переломный момент
в развитии естественного процесса, от которого зависит их жизнь.
С мифологией каких народов мы сегодня с вами будем знакомиться?
(с мифологией древних славян)
4 Предъявление новых знаний
Источники славянской мифологии
Славянская мифология не имела такой счастливой судьбы, как греческая,
которая уже в VII веке до н.э. стала объектом литературной обработки.
В чем причина этого?
Причины
Более позднее появление письменности;
После принятия Христианства на Руси в конце X века н.э. любое появление
язычества – многобожия и идолопоклонство – преследовалось. Все, что
было связано с язычеством, уничтожалось).
Что же сохранилось в истории о славянской мифологии?
Каковы источники сведений о ней?
отдельные мотивы, мифологические персонажи, сохранившиеся в
фольклоре;
сведения из средневековых хроник о раннеславянской мифологии,
написанные посторонними наблюдателями (на немецком и латинском
языках);
сведения из русских летописей и поучений против язычества;
этнография XVII века;
сохранившиеся глиняные и деревянные истуканы языческих богов.
Кто восстанавливает историю славянской мифологии?
Ученые собиратели и летописцы русской старины. Один из них –
Презентация
https://sway.c
om/qk9Ohrl30
aje53gd?
ref=Linkзнаменитый ученый Александр Николаевич Афанасьев (1826 – 1871). Свой
труд он назвал «Поэтические воззрения славян на природу».
Мифология Древней Руси
Представление древних славян об устройстве мира.
Древние славяне жили простой жизнью, какая устанавливается самой
природой: боялись и любили ее. В ней они находили живое существо,
перенося на божественные стихии формы своего тела или объектов
природы.
Внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней богов.
1. Высший уровень (боги, олицетворяющие природные стихии): Сварог,
Перун, Стрибог, Даждьбог, Ярило.
Сварог – верховный владыка, родоначальник всех светлых Богов.
Перун – бог грозовых туч, грома и молний.
Кадры из мультфильма «Князь Владимир». Жертвоприношение Перуну.
Стрибог – бог ветра и воздуха.
Даждьбог (Вышень) – бог неба ясного, наделяет каждое существо в мире его
долей.
Ярило – бог Солнца, света и тепла.
2. Средний уровень (боги, поклонения которым проводились во время
сбора урожая, хозяйственных работ, а также в периоды перемен
сезонов.
Морана (Морена, Мора) – богиня смерти.
Велес (Волос, Коляда) – бог благополучия, достатка, богоборотень.
Лада (Леля) – богинясозидательница.
Семаргл (Симаргл, Скипер) – хранитель дома, семейного очага; бог огня;
огненных жертвоприношений.
Мокошь – богиня жизни и плодородия, олицетворение Матери сырой земли.
с помощью
презентации
отмечает
иерархическую
лестницу
славянских богов;
организует
просмотр отрывка
видео
актуализируют свои
знания;
смотрят видео
3. Низший уровень – мифологические существа (русалки, кикиморы,
лешие, домовые, вампиры и др.)
5 Создание проекта. Практическая работа.
Сегодня нас ждет коллективное дело: мы будем создавать проект
«Мифология славян» на виртуальной доске Padlet.
Учащиеся делятся на произвольные группы (не более 4 человек) или
озвучивает план
практической
работы;
делятся на группы;
выбирают тему;
ставят цель;
Вебсайт
Padlet
(виртуальная
доска)выполняют работу индивидуально по выбранной теме:
боги;
духи и существа;
герои сказаний;
украшение, одежда
праздники;
народные игры;
травник;
славянская кухня
Защита проектов.
4 Домашнее задание
1. Познакомиться с работами учащихся, отметить удачные «находки»
одноклассников.
2. Доработать свой проект.
5
Рефлексия
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим. (В. Шавран)
Как вы понимаете эти строчки стихотворения?
(От мифологии веет чемто завораживающим и интересным. Без знания
мифологии невозможно полноценно воспринимать произведения
классического и современного искусства).
Прием «Свободный микрофон». Учащиеся продолжают фразу:
1. Самым интересным и полезным для меня было…
2. У меня хорошо получилось…
3. Я выполнял(а) задание…
планируют и
самостоятельно
организуют свою
деятельность
Вебсайт
Padlet
(виртуальная
доска)
представляют
проекты; защищают
их публично;
объясняют свой
выбор;
комментируют
ответы друг друга
записывают задание Презентация
https://sway.c
om/qk9Ohrl30
aje53gd?
ref=Link
Презентация
https://sway.c
om/qk9Ohrl30
aje53gd?
ref=Link
выделяют главную
мысль отрывка;
организует
поисковую работу
по нахождению
информации;
осуществляет
контроль за
работой групп;
оказывает помощь;
консультирует
организует защиту
проектов; создает
условия для
самовыражения
учащихся;
способствует
развитию
креативности
инструктирует
учащихся
уточняет
понимание
учащимися
изученного
материала;
организует беседу
по результатам
деятельности
учащихся на уроке;
формулируют
конечный результат
своей работы на4. Теперь я знаю…
5. Теперь я могу…
6. Я попробую…
7. Я понял(а), что…
8. Мне было трудно…
9. Меня удивило…
10. Строки самому(ой) себе…
Благодарю всех за работу на уроке!
уроке
благодарит за урок