Урок № 6. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.8

Урок № 6. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 6.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Тема: Пословицы и поговорки. Цели: - обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок; раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора; - развивать языковые способности и устойчивый интерес к изучению русского языка; формировать коммуникативные умения; - формировать уважение к русскому языку и культуре носителей языка; воспитывать любовь к Родине, природе, семье.
Технологическая карта урока № 6.docx
Технологическая карта урока № 6 Название предмета Класс № урока Место урока в разделе Тип урока Тема урока Основные термины и понятия Цели: образовательные развивающие  Литература 5 6 2 Комбинированный Пословицы и поговорки. пословица, поговорка, фразеологизм, прямой смысл, переносный смысл обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок; раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора развивать   языковые   способности   и   устойчивый   интерес   к   изучению   русского   языка;   формировать коммуникативные умения воспитательные  формировать уважение к русскому языку и культуре носителей языка; воспитывать любовь к Родине, Результаты: предметные личностные метапредметные природе, семье  умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; понимание ключевых проблем   изученных   произведений   русского   фольклора;   владение   литературоведческими   понятиями «пословица» и «поговорка» учебно­познавательный   интерес   к   новому   материалу   и   способам   решения   новой   части   задачи; формирование   представлений   о   высших   ценностях;   осмысление   сущности   мифологических представлений, культовой, мистической и социальной роли пословиц и поговорок умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения; работать в группе и индивидуально № Содержание Виды деятельности Ресурсы Ход урока  1 Организационный этап. Давайте   улыбнемся   друг   другу!   Пусть   сегодняшний   урок   принесет   вам радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных вопросов и заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.  2 Проверка домашнего задания. Учащиеся представляют свою «Азбуку загадок». учителя создает  благоприятную  психологическую  среду проводит параллель с ранее изученным  материалом учащихся приветствуют друг  друга и учителя представляют свою  «Азбуку загадок»;  комментируют  выступления Выставка  «Азбука  загадок» 3 Актуализация знаний.  Разыгрываются две сценки. Первая.  ­ Привет, … Что вы делали вчера? ­  Ничего, разговаривали, сплетничали. ­ И мы целый день бездельничали. ­ Ваня с вами был? ­ Был. Рассказывал, как его отец отчитывал. Он же на уроках зевает и дома не работает. Вторая. ­ Привет, … Что вы делали вчера? ­ Ничего. Языками чесали, косточки всем перемывали. ­ И мы целый день баклуши били, из пустого в порожнее  переливали. ­ Ваня с вами был? ­ Был. Рассказывал, как ему отец шею намылил. Он же на уроках ворон считает, а дома лодыря гоняет.  ­ Какой разговор звучит ярче и эмоциональнее? Почему? (Фразеологизмы   –   это   устойчивые   сочетания   слов.   Они   обогащают   нашу речь).  ­   Где   можно   найти   значение   фразеологизма?   (Во   «Фразеологическом словаре», в «Толковом словаре»). 4 Постановка цели урока. О   богатстве   речи   свидетельствует   также   наличие   в   ней   пословиц   и поговорок.  Тема нашего урока «Пословицы и поговорки». ­ Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (вспомним пословицы и поговорки) 5 Усвоение новых знаний Просмотр отрывка из мультфильма «Пословицы и поговорки» Слово учителя  Пословицы   и   поговорки   родились   в   глубокой   древности.   Это   краткие изречения,   которые   метко   и   четко   дают   оценку   какому­либо   событию, поступку   человека.   Они   выражают   опыт   многих   поколений,   помогают понять историю нашего народа.    разыгрывают две  сценки; смотрят  сценки; делают  вывод; создает  эмоциональный  настрой; обеспечивает  положительную  реакцию учащихся  на творчество  одноклассников; акцентирует  внимание на поиске информации отвечают на  вопросы,  объясняют свой  выбор озвучивает тему  урока; уточняет  понимание  учащимися цели  урока  предлагает  просмотр отрывка сообщает новый  материал озвучивают цель  урока смотрят отрывок из мультфильма слушают учителя,  смотрят  презентацию Презентация  https://sway.c om/uZvILqj2 BwJsu3Sb? ref=Link&loc =play Презентация  https://sway.c om/uZvILqj2 Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к  XVII  –  XVIII  вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны. Самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Всю жизнь   он   посвятил   собиранию   и   систематизации   пословиц,   изъездив   всю Россию. Он записывал пословицы, поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат. Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль издал четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел много пословиц и поговорок. Отличие пословиц и поговорок Пословицы  Век живи – век учись. В гостях хорошо, а дома лучше. Язык до Киева доведет. Поговорки Поживем – увидим. Коса – девичья краса. В тесноте, да не в обиде.  ­ Чем отличаются эти высказывания? (В.И.   Даль   называл   пословицы   «коротенькими   притчами».   В   отличие   от пословицы,   поговорка   не   имеет   нравоучительного   смысла.   Даль   писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно. Поговорка – это одна первая половина пословицы»).   Тема нашего урока «Пословицы и поговорки».  Пословица   –   это   краткое,   образное   изречение,   имеющее   назидательный смысл и представляет собой законченное выражение. Поговорка   –   это   краткий,   образный   языковой   афоризм,   который   не заключает в себе прямого поучения.  ­ Для чего нам нужны пословицы и поговорки? (Знание пословиц и поговорок обогащает речь человека, делает его более внимательным   к   слову,   развивает   память,   помогает   найти   точные   и остроумные ответы на вопросы). Отличие пословиц и поговорок от фразеологизмов ­ Чем отличаются поговорка и пословица от фразеологизма? организует беседу  по обсуждению  отличий пословиц и поговорок;  проводит параллель с ранее изученным  материалом; сопоставляют  понятия; выявляют  закономерность  различий; делают  вывод побуждает к  высказыванию  своего мнения; организует беседу  по обсуждению  отличий пословиц и Каждое   слово   в   поговорке   и   пословице   наделено   своим   лексическим значением, а у фразеологизма лексическое значение одно. Поговорка и пословица могут иметь как прямое, так и переносное значение, фразеологизм – только переносное. Поговорка  и пословица, в отличие от фразеологизмов,  функционируют  в речи как одна лексическая единица, их значение складывается из  суммы знаний входящих в них слов. Прямой и переносный смысл пословиц Рассмотрим прямой и переносный смысл пословиц. ­ Лес рубят – щепки летят» Прямой   смысл.   Когда   рубят   деревья,   из­под   топора   летят   щепки. Переносный смысл. Нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей. ­ Не зная броду, не суйся в воду. Прямой смысл. Реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где есть брод. Переносный   смысл.   Если   хочешь   сделать   серьезное   дело,   надо   сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.  ­ Цыплят по осени считают.  Прямой смысл. Цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть: кого­то унесет коршун или лиса. Поэтому цыплят считают осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл. Итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца. ­ От яблони – яблочки, от сосны – шишки. Прямой смысл. На яблоне растут яблоки, а на сосне – шишки. Переносный смысл. Не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.  Закрепление. Использование пословиц и поговорок в речи. Работа в группах. Соревнование. Задания: 1. «Закончи пословицу» А) Повторенье … (мать ученья). Б) Труд человека кормит, … (а лень портит). 6 поговорок от  фразеологизмов; предлагают  варианты  примеров­ доказательств; организует беседу  по обсуждению  прямого и  переносного  смысла пословиц;  побуждает к  высказыванию  своего мнения; предлагает  групповую работу;  формирует  мотивационную  направленность делятся на группы;  выполняют задания  учителя,  соревнуясь  Презентация  https://sway.c om/uZvILqj2 BwJsu3Sb? ref=Link&loc =play В) Тот никогда не ошибается, … (кто ничего не делает). Г) Кто много говорит, … (тот мало делает). Д) Не спеши языком… (торопись делом). Е) Ученье свет, … (а неученье – тьма).  2. «Узнай». Узнай поговорку по ее шуточному описанию. А)   В   какой   поговорке   сказано   об   опасности   такого   сочетания   учебы   с религией, которое приводит к черепно­мозговой травме? (Научи дурака богу молиться – он и лоб расшибет). Б) В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью). В) В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнем? (Не лазь вперед батьки в пекло). Г) Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдет, если ракообразное на возвышенности произведет резкий звук? (Когда рак на горе свистнет). Д) В какой пословице говорится о необходимости танцевальных движений от обогревательного сооружения? (Танцевать от печки). Е) Какая пословица говорит о том, что нельзя выкидывать за дверь отходы, скопившиеся в доме? (Не выноси сор из избы) 3. «Перевертыши»  А) В свою телегу ложись. (Не в свои сани не садись). Б) Охотник охотника не различает вблизи. (Рыбак рыбака видит издалека). В) Коляски чистоты пугаются. (Танки грязи не боятся). Г) Осень век объедает. (Весна год кормит). Д) Что поздно ложиться, у того черт отбирает. (Кто рано встает, тому Бог подает). Е) Уши храбрятся – ноги лентяйничают. выполняют задания  учителя выполняют задания  учителя (Глаза боятся – руки делают). 4. «Одним словом» А) Заткнуть за пояс (победить) Б) При царе горохе (давно) В) Хоть шаром покати (ничего нет) Г) У черта на куличках (далеко) Д) Яблоку негде упасть (тесно) Е) Как снег на голову (внезапно) 5. Работа со словарями ­ Найди в словаре пословицы и поговорки, соответствующие темам:  А) «Родина» Б)  «Семья» В)  «Дети»  Г) «Родители»  Д) «Труд» Е) «Друзья» 6. Придумай рассказ по пословице. Представляют коллективную работу. Подведение итогов. Награждение. 7 Домашнее задание  1. Закончить коллективную работу (доработать). 2. Дополнительные задания: Викторина:             Соедини части пословиц и поговорок, объясни значение: выполняют задания  учителя контролирует  выполнение задания предлагает  выполнить задание  в Storybird; контролирует;  подводит итоги;  награждает  инструктирует  учащихся выполняют задания  учителя, работают  со словарями придумывают  рассказ, используя  картинки в  программе  Storybird;  выступают записывают,  копируют задание  8                                                 Рефлексия Составление  синквейна  Пословица  Умная, точная. Учит, воспевает, помогает. Передается из уст в уста. Мудрость. Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение.  предлагает  выполнить  синквейн по  изученной теме;  контролирует  индивидуальное  выполнение  задания;  составляют  синквейн,  зачитывают его (по  желанию) Презентация  https://sway.c om/uZvILqj2 BwJsu3Sb? ref=Link&loc =play https://    www  earningApps   rg     Презентация  https://sway.c om/uZvILqj2 BwJsu3Sb? ref=Link&loc =play   .  L  .  o Благодарю всех за работу на уроке. благодарит за урок

Урок № 6. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 6.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 6. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 6.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 6. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 6.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 6. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 6.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 6. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 6.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 6. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 6.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 6. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 6.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018