Тема: Сказка как жанр устного народного творчества.
Цели:
- дать определение сказки; рассмотреть особенности русских народных сказок; научить распознавать разные виды сказок;
- развивать языковые способности; аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы; формировать коммуникативные умения; вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке;
- формировать уважение к литературе и культуре носителей языка; воспитывать любовь к Родине, природе, семье.
Технологическая карта урока № 7
Название предмета
Класс
№ урока
Место урока в разделе
Тип урока
Тема урока
Основные термины и понятия
Цели:
образовательные
развивающие
Литература
5
7
3
Изучение нового материала
Сказка как жанр устного народного творчества.
жанр, сказка, виды сказок, кластер
дать определение сказки; рассмотреть особенности русских народных сказок; научить распознавать
разные виды сказок
развивать языковые способности; аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы;
формировать коммуникативные умения; вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке
воспитательные формировать уважение к литературе и культуре носителей языка; воспитывать любовь к Родине,
Результаты:
предметные
личностные
метапредметные
природе, семье
умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; понимание ключевых
проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими понятиями
«пословица» и «поговорка»
учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой части задачи;
формирование представлений о высших ценностях; осмысление сущности мифологических
представлений, культовой, мистической и социальной роли пословиц и поговорок
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
осознание значимости чтения; работать в группе и индивидуально
№
Содержание
Виды деятельности
Ресурсы
Ход урока
1 Организационный этап.
Учитель вносит самовар.
Что за чудо! Что за жар
Этот русский самовар!
Интересно, для чего люди изобрели самовар, когда чай можно пить из
чайника? Да потому что он объединяет людей, от него веет теплом и уютом,
потому что каждому найдется местечко у самовара, и тогда разговоры
потекут рекой. В некотором царстве…
учителя
создает
благоприятную
психологическую
среду
учащихся
настраиваются на
работуорганизует
демонстрацию
рассказов учащихся
представляют свои
истории;
комментируют их
читает фрагменты
различных жанров
устного народного
творчества;
определяют жанр
устного народного
творчества;
S
https://www.
toryboardThat
,
s
Презентация
:// sway
https
. c
21 E
om
/ WPQo
7 ND
2 XHlBL
?
ref
= Link
& loc
= play
Пусть радость, которую несет чудосамовар, останется с нами на весь день.
2 Проверка домашнего задания.
3
, s
Учащиеся представляют свои рассказы на сайте
https://www.
StoryboardThat
Актуализация знаний.
Жанры устного народного творчества.
По фрагменту определите жанр:
1. Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(загадка)
2. Мама мыла Милу мылом.
Мила мыла не любила.
(скороговорка)
3. Сделал дело – гуляй смело.
(пословица)
4. Я поставлю самовар,
Золотые чашки.
Ко мне миленький придет
В голубой рубашке.
(частушка)
5. – Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Чего ели?
Кашку.
Чего пили?
Бражку.
Попили, поели.
Домой полетели.
На головку сели.
Ладушки запели.
(потешка)
6. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а ужсистематизирует
ответы учащихся
нацеливает на
определение темы
урока
отвечают на вопрос,
объясняют свой
выбор
называют тему
урока, записывают
ее в тетрадь
читает
стихотворение;
Презентация
https://sway.c
om/WPQo21E
2XHlBL7ND?
ref=Link&loc
=play
определяют
названия сказок на
слух; записывают
названия сказок в
тетрадь;
медведь его дожидается:
Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.
(сказка)
Как вы определили, что этот фрагмент из сказки? Что вам помогло?
Постановка цели урока.
Определите тему нашего урока?
(Сказка как жанр устного народного творчества).
Актуализация знаний
Стихотворение А.А. Шибаева
О каких русских народных сказках идет речь в стихотворении Александра
Александровича Шибаева?
Сказки просят:
А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
***
А дорога – далека, а корзина – нелегка.
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок!
(«Маша и медведь»)
***
Ах, ты, Петяпростота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко.
(«Кот, петух и лиса»)
***
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
***
Колотил да колотил
По тарелке носом –Ничего не проглотил
И остался с носом.
(«Лиса и журавль»)
***
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке.
(«Колобок»)
***
Отворили дверь козлята,
И пропали все кудато!
(«Волк и семеро козлят»)
***
По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра!
(«По щучьему велению»)
***
Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов!
(«Теремок»)
Взаимопроверка
организует
взаимопроверку
проверяют работы
друг друга
4 Постановка цели урока
Почему сказки любят читать не только дети, но и взрослые?
(Сказки – это удивительный мир фантазии и детства, они учат правильному
взаимодействию людей).
На уроке мы попробуем с вами расшифровать тайну сказки, раскроем ее
глубину, чтобы понять ее смысл.
5 Усвоение новых знаний
Слово учителя
Как вы понимаете слова Александра Сергеевича Пушкина: «Сказка – ложь,
да в ней намек – добрым молодцам урок».
(В сказке есть не только вымысел, но и правда).
Какие слова главные в этом высказывании?
озвучивает цель
урока
организует беседу;
высказывают свои
мнения
Презентация
https://sway.c
om/WPQo21E
2XHlBL7ND?
ref=Link&loc
=play
Презентация
https://sway.c
om/WPQo21E
2XHlBL7ND?
ref=Link&loc
=play(сказка, урок)
Сказка рассказывает нам о самом важном: учит нас быть добрыми и
справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и лжецов. Она
утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость,
коллективизм.
Назовите однокоренные слова к слову «сказка».
(сказывать, сказочный, рассказчик и т.п.)
В основе этого слова во многих языках лежит слово «сказывать»,
«говорить». В русском языке до XVII века сказку называли «байка»,
«побасенка». В белорусском и украинском языке – «казка», попольски
«побасенка». Значит, сказка – это история, которую сказывали,
рассказывали.
Почему сказки было «сладко слушать»?
(Они рассказывались с целью увлечь, научить слушателей чемунибудь).
Что такое сказка?
(Сказка – это произведение устного народного творчества, в котором в
занимательной форме рассказывается о вымышленных событиях).
Сказка – это история, рассказанная по определенным правилам. Они
соблюдаются всегда, их называют «жанровые особенности» сказки.
В зависимости от сюжета и действующих лиц сказки бывают разных видов.
1) Сюжет этих сказок простой, обычно один эпизод встречи зверей друг с
другом и их диалог. Герои наделены человеческими качествами. Какие это
сказки?
(о животных)
2) Характерной приметой этих сказок становится воспроизведение в них
обыденной жизни. В их основе лежит конфликт между богатыми и бедными;
между трусливыми, жадными, глупыми и сообразительными. Герои: солдат,
поп, помещик, муж, жена и др. в конце сказки обычно глупый и жадный
герой остается ни с чем. Какие это сказки?
(бытовые)
3) В этих сказках события происходят в тридевятых царствах, в тридесятых
государствах. Герои отправляются на поиски невесты или диковинных
предметов, где им помогают волшебные вещи. Зло воплощается в сказочных
существах. В этих сказках особое построение в начале (присказка, зачин) и в
сообщает новый
материал;
обобщает
высказывания
учащихся;
дают определение,
записывают в
тетрадь;
организует работу с
презентацией
обобщают, делают
выводыконце (концовка, развязка), троекратное повторение.
Какие это сказки? (волшебные)
6
Закрепление знаний.
Определите вид записанных в тетрадь сказок.
Взаимопроверка.
Каких видов сказок не оказалось?
7 Домашнее задание
1. Прочитать сказку «Царевналягушка».
2. Определить вид сказки и ее особенности.
8
Рефлексия
Составьте кластер «Виды сказок».
Сказки
народные
авторские
о животных
бытовые
волшебные
Дополнительно:
Кластер «Чему учат сказки?»
отзывчивости
терпению
мудрости
уважению
Сказки учат
любви к Родине
формирует
первичное
закрепление;
организует
взаимопроверку
инструктирует
учащихся
самостоятельно
определяют виды
сказок;
осуществляют
взаимопроверку
записывают задание
предлагает
выполнить кластер
по изученной теме;
контролирует
индивидуальное
выполнение
задания;
составляют кластер
в тетради;
демонстрируют его,
комментируя свой
выбор
https://sway.c
om/WPQo21E
2XHlBL7ND?
ref=Link&loc
=play
https://sway.c
om/WPQo21E
2XHlBL7ND?
ref=Link&loc
Презентация
https://sway.c
om/WPQo21E
2XHlBL7ND?
ref=Link&loc
=play
верности
дружбе
труду
добру
Так складывается особый сказочный мир, населенный героями, в реальность
которых мы не верим, но слушаем с удовольствием.
Благодарю всех за работу на уроке!
делает вывод;
благодарит за урок