Урок – игра: «Антонимы»
Оценка 5

Урок – игра: «Антонимы»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
04.04.2018
Урок – игра:  «Антонимы»
Цель: 1. познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов; тренировать умение целенаправленно подбирать антонимы; учить использовать антонимы в речи: 2. показать в игровой манере всевозможные приемы употребления антонимов, развитие речи, творческой инициативы, внимания, активизировать познавательную деятельность, уточнять и обогащать словарный запас. 3. привить любовь к предмету, интерес к народным обычаям и традициям.
АНТОНИМЫ.docx

Интегрированный урок русского языка и литературы 2класс.

Урок – игра:  «Антонимы»

Цели деятельности педагога:   

              1.Закрепить понятие об антонимах;

              2.Научить применять слова, обозначающие контрастные  

                  понятия  жизни;

            3.Развивать речь и логическое мышление;

            4.Через постановку «живых картин» из сказок и стихов, осуществлять

               глубокое, эмоциональное и логическое осмысление произведения;

            5.Учить видеть и ценить хорошие качества в людях;

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают понятии об антонимах, умеют применять их в речи;

Метапредметные:

Познавательные:

Регулятивные: умеют ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено и известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с образцом; вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные: умеют приходить к общему решению в совместной учебной деятельности; оформлять диалогические высказывания;

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации;

Оборудование:  таблицы пословиц с антонимами;

                                эмблемы команд;

                                фишки – жетоны;

                                иллюстрации к сказкам;

                                декорации и костюмы к сценкам;

                                музыкальное сопровождение к сказкам и стихам;

 

 

Ход урока.

На доске: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

                   «Доброе слово душу радует – злое слово душу уродует»

1.Вводная часть.

Сегодня у нас с вами будет необычный урок. К нам придут сказки и они помогут нам закрепить понятие о словах, которые отвечают на один и тот же вопрос, но противоположны по своему значению.

             -- О каких словах мы будем говорить на уроке?

 Мы знаем, что с греческого языка это слово означает….?

                           ( анти – против, оним – имя)

На доске девиз нашего урока. Прочитаем его.(«Грамоте учиться – всегда пригодиться»).Почему так говорят? Как понимаете слова другой пословицы?

                       Раздаётся стук в дверь. Входит Незнайка.

2. Сценка с Незнайкой.

                Незнайка просится войти в класс.

Незнайка: -- Мне сказали, что вы на уроке собираетесь играть и

                         развлекаться. Писать я не люблю, а играть – с большим

                         удовольствием!!!

Учитель:  -- А ещё у нас будут стихи и сказки на уроке. А ты из какой сказки к

                   нам пришёл?

Незнайка: -- Я из сказки « Приключения Незнайки и его друзей»

Учитель: -- А кто написал твою сказку?

Незнайка: -- Николай Носов.

Учитель:--  Ребята, если сказка имеет автора, то какая это сказка?

 Дети:  -- Авторская.

Незнайка:  -- А что это у вас мальчики сидят с одной стороны, а девчонки с

                      другой?

 Учитель: --  А они собрались соревноваться.

Незнайка:--  А можно я тоже буду с вами играть. Только, чур, я буду с

                       мальчишками – ведь я малыш!

Учитель: -- Хорошо, но с одним условием:  в конце нашего урока – игры ты

                      расскажешь нам и потом своим друзьям, что ты узнал о

                      особенных словах нашего русского языка.

  Учитель, обращаясь к детям:  -- О каких словах мы будем сегодня

                            говорить? (дети хором  - об антонимах). Наши ребята тебя

                            всему научат и помогут.

3.  Выбор названия команд.

          Незнайка пришёл к нам из авторской сказки, и ваши команды будут носить названия народных сказок.

Для мальчиков:     - Угадайте свою сказку.

 ----  Я  …  по амбару метён, по сусекам скребён. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл!   (КОЛОБОК).

              ( на доску вывешивается эмблема – рожица колобка)

Для девочек:  -- Угадайте вы свою сказку.

 -----  Её тянут – потянут, а вытащить не могут? (РЕПКА)

                                 (вывешивается эмблема)

Работа над антонимами.

1.Команды в сборе – начнём наше соревнование с « Разминки».

       а) Игра «Наоборот»

Вы должны назвать слово недостающее в стихотворной строке. За каждый правильный подобранный антоним около вашей эмблемы будет появляться ваш жетон ( маленькая рожица колобка или маленькая репка)

Для КОЛОБКА:   Скажу я слово:    высоко.

                              А ты ответишь … (низко)

Для  РЕПКИ:       Скажу я слово:  далеко.

                              А ты ответишь … (близко)

Колобок :                    Скажу  тебе я слово -  трус.

                                    Ответишь ты   … (храбрец)

Репка:                   Теперь начало я сажу---

                               Ну, отвечай: … (конец).

       б)   Игра «Тараторка».

       --Как понимаете значение этого слова? (быстрое выполнение)

Для  Колобка:    ---  Когда молчат, не   … (говорят)

Для  Репки:  ---   Когда стоят на том же месте

                             То не совершают …. (путешествий)

Колобок:     Никто сидеть не может … (стоя)

Репка:        И лить из порожнего …. (пустое)  

Колобок:        Нельзя писать на белом … (мелом)

Репка:        И называть безделье …(делом)

                               -- Какие антонимы встретились?

                               -- В какой команде было лишнее слово – НЕ АНТОНИМ!?

          (можно зачитать всё стихотворение ещё раз целиком)

        --- У кого была эта лишняя пара слова? (дополнительная фишка) 

                        Продолжаем наше соревнование! 

 

в) Игра «Не ошибись»  на доске таблица слов:

        Начало

        Горячий

        Узкий

        День

        Большая

          -- Какие слова из таблицы присутствуют в ваших сказках

                               ( Колобок: горячий,        Репка: большая)

          -- Подберите к ним антонимы.

                  ( горячий – холодный, большая – маленькая)

 

2. Сценка сказки В.Сутеева «Карандаш и Мышонок»

              -- Я знаю, вы любите сказки,

                 Песни, загадки, пляски.

                 Но нет ничего интересней,

                 Чем наши добрые сказки.

Инсценирование группой ребят сказки В. Сутеева «Карандаш и Мышонок»

          --- посмотрев сказку, назовите слова – антонимы, описывая характер, поведение героев.

     ( смелый – трусливый, умный – глупый …)

 

4.Закрепление знания о словах – антонимы. Слово одно, а антонимов несколько.

           а)        Все ли слова имеют антонимы?

         Задание командам:  подобрать по три слова, не имеющие антонимы.

          б) Игра «Собери в корзину слова»

На доске под эмблемами команд вывешиваются корзины с заданиями для команд.

                   КОЛОБОК                                                 РЕПКА

Лёгкая сумка --______________          свежий огурец -- ________________

Лёгкий мороз --____________              свежий хлеб --  ________________

Лёгкая задача  -- _____________          свежая газета -- ________________

( тяжёлая, крепкий, трудная)       ( солёный, чёрствый, вчерашняя или новая)

  - Подумайте, какие слова – антонимы запишите рядом.

                                    (выходят к доске по 1 игроку)

         

в) Игра « Кто больше?»

Для каждой команды даётся по 1 слову:

                    КОЛОБОК  --  яблоки

                    РЕПКА – домики

Задание: надо подобрать как можно больше слов – антонимов к своему

                  слову (яблоки: кислые – сладкие, спелые – зелёные и т. д. 

                   домики: высокие – низкие, грязные – чистые и т. д.)

        

 г) Игра «Задание друг другу»

Командам дают по конверту с  картинками.

Задание:  выбрать своим противникам две картинки для подбора к ним слов

                   – антонимов. Например, МЯЧ:  мягкий – твёрдый, большой –

                   маленький и т. д.

 

5.      Использование слов – антонимов в различных произведениях

Умея правильно подбирать слова – антонимы, мы сможем находить их в разных художественных произведениях

         -- Скажите, может ли какой – нибудь предмет в одно и то же время быть:

                       Глубоким и мелким,

                       Высоким и низким,

                       Далёким и близким?

              

а)  Стихотворение П. Реброва «Кто прав?»

          Давайте послушаем спор между отцом и сыном из стихотворения П.Реброва «Кто прав?»   (сценка подготовили мальчики из команды «КОЛОБОК»).  На вопрос отвечает команда «Репка».

 б) Стихотворение В. Орлова «Спор»

 Всё познаётся в сравнении. А может ли один человек быть:

                          И хорошим и плохим?

Команда «РЕПКА» подготовила сценку по стихотворению В.Орлова «Спор».

--- Кто же прав? (отвечает команда КОЛОБОК)

Да, о человеке судят по его делам.

 в) Звучит песня «Волшебники». Сказка в стихах Ю. Кушнера «Репка »

             --  А вот и настоящая сказка к нам пришла. Это новая сказка,

                  Непохожая на всем нам известную народную сказку.

       ( инсценирование отрывка сказки в стихах «Репка» Ю. Кушнера)

Задание после просмотра сказки:

             --  Герои этой сказки  похожи на героев из народной сказки «Репка»?

        Используя слова – антонимы, давайте сравним характеры, поведения героев этой сказки и народной сказки.

Мышка в новой сказке …? (активная), в народной - …? (спокойная)

 Кошка и Жучка в новой сказке …? (игривые), в народной …? (спокойные, послушные)

Внучка в новой сказке  ….?  (ленивая), в народной ….?  (трудолюбивая)

                г) Антонимы можно встретить и в баснях, и в загадках, и в пословицах.

Говорят:  Без углов дом не строится, без пословицы – речь не молвится.

                 1. Командам раздаются таблицы с пословицами.

Задание :  --  найти в пословицах слова – антонимы и их выделить.

                 2. Проверка: –  Зачем в русском языке употребляются слова – антонимы?

          

 Наблюдая и используя слова – антонимы, мы учимся правильно выражать свою мысль, обозначать контрастные, т.е. противоположные понятия в нашей жизни. Наблюдая и используя слова – антонимы мы учимся видеть и ценить хорошие качества людей.

6. Слушание песни  «…А когда наоборот» (песня Кота Леопольда)

              Мне очень хотелось, чтобы вы брали для себя в жизни только всё хорошее! Давайте « Будем делать хорошо

                                                       И не будем плохо …»

 

7. Прощальная сценка с Незнайкой

Незнайка выходит к доске.

Незнайка:         Всё, ребята, мне пора!

                          Меня ждут мои друзья.

Учитель:     Так что ты расскажешь своим друзьям?

Незнайка:   Я скажу, что в русском языке есть слова, которые очень

                     интересные. Они отвечают на один и тот же вопрос и имеют

                     противоположное значение. Например, умный – глупый.

                     Правильно, ребята, я сказал?

Учитель:      А как же они называются?

Незнайка:    Ой, у них такое мудрое название – совсем забыл!

                     Все дети ему хором подсказывают:  АНТОНИМЫ!!!

Учитель:  Давайте  Незнайке дадим наказ, как он должен поступать.

                  Прочитайте и подготовьте выразительное чтение того, что

                  написано на табличке, но читать вы должны ХОРОМ!!!

 

КОЛОБОК:  «Завтра поучусь, а сегодня погуляю»

 

 РЕПКА:  «Завтра погуляю, а сегодня поучусь»

(каждой команде даётся табличка с пословицей, дети знакомятся и читают хором свою пословицу.)

Учитель:  Какую пословицу ты, Незнайка, возьмешь с собой?

                 (Незнайка выбирает себе пословицу и уходит)

 

8.     А нам остаётся подвести итоги нашего урока.

                 Подводят итоги соревнований всего урока.

-- Мы всё играли и играли и совсем на уроке не писали. Поэтому домашнее задание вам будет такое: - Придумать и записать столько пар слов с антонимами, сколько у каждой команды жетонов – наград!!!

 

9. Звучит песня «Волшебники»

    

                                                                                     

 

                             

 

          


 

Интегрированный урок русского языка и литературы 2класс

Интегрированный урок русского языка и литературы 2класс

Ход урока. На доске: «Грамоте учиться – всегда пригодиться» «Доброе слово душу радует – злое слово душу уродует» 1

Ход урока. На доске: «Грамоте учиться – всегда пригодиться» «Доброе слово душу радует – злое слово душу уродует» 1

Учитель: -- Хорошо, но с одним условием: в конце нашего урока – игры ты расскажешь нам и потом своим друзьям, что ты узнал о особенных…

Учитель: -- Хорошо, но с одним условием: в конце нашего урока – игры ты расскажешь нам и потом своим друзьям, что ты узнал о особенных…

Игра «Тараторка». --Как понимаете значение этого слова? (быстрое выполнение)

Игра «Тараторка». --Как понимаете значение этого слова? (быстрое выполнение)

Инсценирование группой ребят сказки

Инсценирование группой ребят сказки

Например, МЯЧ: мягкий – твёрдый, большой – маленький и т

Например, МЯЧ: мягкий – твёрдый, большой – маленький и т

Кошка и Жучка в новой сказке …? (игривые), в народной …? (спокойные, послушные)

Кошка и Жучка в новой сказке …? (игривые), в народной …? (спокойные, послушные)

Все дети ему хором подсказывают:

Все дети ему хором подсказывают:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018