На уроке литературного чтения или внеклассного мероприятия обучающиеся познакомятся с элементами русского народного творчества, такими как: песни, потешки, загадки, прибаутки, колыбельные и др. Урок проходит в игровой форме, где ребята не только знакомятся с устным творчеством, но и сами активно участвуют в исполнении отдельных произведений.
устное творчество.docx
Предмет: литературное чтение
Тема урока: «Русское устное народное творчество»
Тип урока: комбинированный урок – игра,
Учитель: Бабичева Марина Валерьевна
Оборудование: наглядность (цветок, книжная выставка), раздаточный материал с
заданиями.
Цель:
наблюдение над произведениями русского устного народного
творчества разных жанров (термин «фольклор»; знакомство с некоторыми
новыми жанрами);
развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания,
воображения;
способствовать развитию интереса к устному народному творчеству;
обогащению речи, интонации;
совершенствовать коллективные формы работы.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов
обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие
доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской
литературе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных
результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся;
расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов
обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и
рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и
услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения
дополнительной информации.
ХОД УРОКА.
I. Мобилизирующий этап урока. Организационный момент.
Что необычного вы заметили в начале нашего урока?
(Урок начинается с исполнения детьми русской народной
песни «Калинка-малинка»).
- Так необычно, чудесной русской народной песней «Калинка-
малинка» начинается наш урок, тему которого вы попробуете
сформулировать сами. II. Вступительная беседа.
Русское устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда
еще не было письменности. Оно включает в себя разные виды произведений:
обрядовые песни, сказки, пословицы, загадки, былины, частушки, потешки,
скороговорки, да всего и не перечислишь.
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Устное народное
творчество)
Как можно одним словом назвать все эти произведения? (Фольклор)
Так что же такое «фольклор»? Что об этом слове говорится в толковом
словаре Ожегова? (Дети читают толкование слова в словаре)
Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?
Кто являлся их автором?
Из поколения в поколение передается народная мудрость, и эта
преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь народные
песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Сегодня мы с
вами наполним вот этот чудесный короб замечательными творениями
русского народа.
III. Наблюдение над произведениями русского устного народного
творчества.
На книжной выставке и на ваших столах я вижу много книг, из которых вы,
наверное, с интересом и удивлением узнали, что оказывается, устное народное
творчество сопровождает нас всю жизнь.
И в самом деле – вы родились и над вашей колыбелью зазвучали
колыбельные русские песни.
(Девочки качают своих кукол и поют):
Баюбаюшкибаю,
Не ложися на краю!
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Котя,котинька, коток,
Котик, серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать!
Дитя потягивается и ему приговаривают:
Тяги, тяги, потягушеньки!
На дочку подрастушеньки,
Ты расти здоровая все времечко,
Как пшеничное тестечко. Заболит пальчик:
У лисы боли,
У медведя боли,
А Петенькины боли
Уходите за горы!
Купают ребенка – приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба –
На пустой лес, на чистую воду,
Под гнилую колоду!
Строго разговаривают:
Не ходи за селом,
Там Яга с помелом.
Не ходи во потьмах –
Ходит страх во кустах.
Ласкает дочку:
Ах, ты, моя девочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!
А как играют с детьми? Вы, наверное, и не знали, что это, оказывается,
всё народные песенки, потешки, прибаутки.
Ладушки, ладушки!
Испечем оладушки.
На окно поставим – остывать заставим.
Воробышки прилетели, все оладушки поели.
Кыш! И улетели! На головку сели.
А помните потешку про сорокуворовку? Нука, все вместе!
Сорокаворовка!
Кашу варила, деток кормила:
Этому дала, этому дала,
А самому маленькому – шишок под носок.
А с каким удовольствием маленькие дети заучивают наизусть такие песни
потешки:
Водичка, водичка!
Умой мое личико! Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Физминутка.
Много народных песенок посвящено животным:
Кисонька – мурысенька,
Ты где была?
На мельнице!
Кисонька – мурысенька,
Что там делала?
Муку молола.
Кисонька – мурысенька,
Что из муки пекла?
Прянички!
Кисонька – мурысенька,
С кем прянички ела?
Одна!
Не ешь одна!
Не ешь одна!
А как задорно звучит песенка про коровушку. А нука, ребята, спойте
ее.
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сытна пойла я коровушке налью!
Кушай досыта, Буренушка моя,
Чтобы сливочек ты детушкам дала!
Подрастают детки, начинаются игры с товарищами во дворе. А как
обойтись в игре без считалочки? Нука, детки, в круг!
Раздватричетырепять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик убежал.
А в какие замечательные русские народные игры играли ваши бабушки:
лапта, горелки и многие другие.
Поиграли, детки, отдохнули, а теперь давайте порассказываем небылицы,
прибаутки, шутки.
Здорово, кума!
Да на рынке была. Никак ты глуха?
Купила петуха!
Прощай, кума!
Пять рублей дала!
Федул, чего губы надул?
Да кафтан сжег!
Зашить можно.
Иглы нету.
А велика ли дырато?
Один воротник остался.
А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ! Давайте их
почитаем.
(Дети читают скороговорки)
Ну что ж, всех скороговорок не перескороговоришь, не
перевыскороговоришь. Пора и за дело браться. Ведь тяжелая работа на Руси
издавна сопровождалась песнями.
( Девочки поют русскую народную песню «Уж я сеяла, сеяла ленок»,
сопровождая ее движениями)
Ух, устали! А теперь шире круг! Веселые частушки! Смоленские!
Тверские! Костромские! Рязанские!
Эх топни нога, топни правенькая.
Все равно плясать пойду,
Хоть и маленькая!
Не хотела я плясать
И ребят стеснялася.
А гармошка заиграла –
Я не удержалася!
По деревне я шла
И Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
Я плясал в три ноги,
Потерял сапоги.
Оглянулся назад –
Сапоги мои лежат! Сидит ежик на березе,
Белая рубашка,
На головке сапоги,
На ноге – фуражка!
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
На окошке два цветочка
Голубой и аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Ты не стой у ворот,
Не маши картузиком.
Все равно гулять не буду
С таким карапузиком.
А сколько пословиц, загадок, поговорок придумал русский народ. Давайте
вспомним их.
( Дети называют русские народные пословицы, поговорки,
загадывают друг другу загадки)
Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари
человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь
за помощью к солнцу, земле, ветру, воде:
Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Русский народ всегда отмечал свои календарные праздники обрядовыми
песнями. В деревнях и селах существовал обычай накануне Нового года
обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни – колядки.
Колядовали отдельно парни, отдельно девушки, дети, а в некоторых деревнях
и пожилые крестьяне. Ребята приходили колядовать в масках различных
животных. У одних колядовщиков через плечо висели большие холщовые
сумки, другие держали в руках длинные кии – палки. Заводила с
колокольчиком изображал коляду. Они шли гурьбой по селу и пели:
Уж и ходим мы, Щедрый вечер, Уж и будем брать, Уж и бродим мы Добрый вечер, Будем брать – скупать –
По проулочкам, Добрым людям Все калачики, все горячие.
По заулочкам. На весь вечер!
Подойдя к одному из домов, стучали киями в ворота и просили хозяев:
Уж ты, тетушка, подай,
Ты, лебедушка, подай.
Ты подайка пирог –
С рукавичку широк.
Подавай, не ломай
И начинку не теряй.
Уж ты не скупись,
С нами, тетя, поделись.
Когда, наконец, хозяева выносили колядовщикам угощение: пшеничные
или ржаные лепешки, сало, хлеб, им желали в Новом году счастья,
благополучия:
Счастья вам хозяин с хозяюшкой!
С Новым годом! Со всем родом!
А какие чудесные сказки сочинил русский народ! Какие русские
народные сказки принесли вы с собой?
А давайте вспомним сказки, которые вы сами сочиняли. Ведь они тоже
являются русскими народными сказками. (Дети читают свои сказки).
Вот этот сборник «Чудесный короб», из которого мы брали очень много
полезного и интересного материала, составил Георгий Маркович Науменко,
причем многие произведения он записал в Смоленской области.
VI.Итог урока. Рефлексия.
Вот и полон наш чудесный короб. Чем же мы его заполнили? (Русскими
песнями, потешками, прибаутками, скороговорками, пословицами, загадками,
небылицами).
Как же назвать одним словом все эти произведения?
Многим из вас, я думаю, захочется прочитать произведения, услышанные
вами на уроке. Эти книги перед вами на книжной выставке и на партах. Читая
их, вы узнаете историю русского народа, почувствуете красоту русского
фольклора.
Обратите внимание на слова русского поэта Николая Алексеевича
Некрасова: «Русские песни, предания, пословицы…Наконец, русские сказки
память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости.» Пронесите любовь к русскому устному народному творчеству через всю
свою жизнь. Подарите ее не только своим младшим братьям и сестрам, но и
своим детям и даже внукам.
1) Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я…
2) При помощи кружков смайликов покажите, какое у вас настроение…
3) На доске цветок, украсьте его своими цветочками, но для этого раскрасьте
их в разные цвета:
Красный – мне очень понравилось на уроке, я работал с удовольствием
Зеленый урок понравился, но я работал не в полную силу
Желтый – работать на уроке было трудно
Урок окончен.
Урок – игра «Русское устное народное творчество»
Урок – игра «Русское устное народное творчество»
Урок – игра «Русское устное народное творчество»
Урок – игра «Русское устное народное творчество»
Урок – игра «Русское устное народное творчество»
Урок – игра «Русское устное народное творчество»
Урок – игра «Русское устное народное творчество»
Урок – игра «Русское устное народное творчество»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.