Урок – игра «Русское устное народное творчество»
Оценка 4.9

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл—4 кл
09.07.2018
Урок – игра «Русское устное народное творчество»
На уроке литературного чтения или внеклассного мероприятия обучающиеся познакомятся с элементами русского народного творчества, такими как: песни, потешки, загадки, прибаутки, колыбельные и др. Урок проходит в игровой форме, где ребята не только знакомятся с устным творчеством, но и сами активно участвуют в исполнении отдельных произведений.
устное творчество.docx
Предмет: литературное чтение Тема урока: «Русское устное народное творчество» Тип урока: комбинированный урок – игра, Учитель: Бабичева Марина Валерьевна Оборудование: наглядность (цветок, книжная выставка), раздаточный материал с  заданиями.     Цель: наблюдение над произведениями русского устного народного  творчества разных жанров (термин «фольклор»; знакомство с некоторыми  новыми жанрами); развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания,  воображения; способствовать развитию интереса к устному народному творчеству;  обогащению речи, интонации; совершенствовать коллективные формы работы. Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов  обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не  создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие  доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской  литературе. Задачи урока, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся;  расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов  обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и  рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и  услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации. ХОД УРОКА. I. Мобилизирующий этап урока. Организационный момент. ­Что необычного вы заметили в начале нашего урока? (Урок начинается с исполнения детьми русской народной песни «Калинка-малинка»). - Так необычно, чудесной русской народной песней «Калинка- малинка» начинается наш урок, тему которого вы попробуете сформулировать сами. II. Вступительная беседа.     Русское устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда  еще не было письменности. Оно включает в себя разные виды произведений:  обрядовые песни, сказки, пословицы, загадки, былины, частушки, потешки,  скороговорки, ­ да всего и не перечислишь.   ­ Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Устное народное  творчество) ­Как можно одним словом назвать все эти произведения? (Фольклор) ­ Так что же такое «фольклор»? Что об этом слове говорится в толковом  словаре Ожегова? (Дети читают толкование слова в словаре)  ­ Как же передавались эти произведения из поколения в поколение? ­ Кто являлся их автором? ­ Из поколения в поколение передается народная мудрость, и эта  преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь народные  песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Сегодня мы с  вами наполним вот этот чудесный короб замечательными творениями  русского народа. III. Наблюдение над произведениями русского устного народного  творчества. ­ На книжной выставке и на ваших столах я вижу много книг, из которых вы,  наверное, с интересом и удивлением узнали, что оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. ­ И в самом деле – вы родились и над вашей колыбелью зазвучали  колыбельные русские песни.                (Девочки качают своих кукол и поют): Баю­баюшки­баю, Не ложися на краю! Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок. Котя,­котинька, коток, Котик, серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мою детоньку качать, Прибаюкивать!          ­ Дитя потягивается и ему приговаривают: Тяги, тяги, потягушеньки! На дочку подрастушеньки, Ты расти здоровая все времечко, Как пшеничное тестечко. ­ Заболит пальчик: У лисы боли, У медведя боли, А Петенькины боли Уходите за горы!                ­ Купают ребенка – приговаривают: С гуся вода, с лебедя вода, А с моего дитятки вся худоба – На пустой лес, на чистую воду, Под гнилую колоду!                   ­ Строго разговаривают: Не ходи за селом, Там Яга с помелом. Не ходи во потьмах – Ходит страх во кустах.                      ­ Ласкает дочку: Ах, ты, моя девочка, Сладкая конфеточка, Сиреневая веточка!      ­ А как играют с детьми? Вы, наверное, и не знали, что это, оказывается,  всё народные песенки, потешки, прибаутки. Ладушки, ладушки! Испечем оладушки. На окно поставим – остывать заставим. Воробышки прилетели, все оладушки поели. Кыш! И улетели! На головку сели.      ­ А помните потешку про сороку­воровку? Ну­ка, все вместе! Сорока­воровка! Кашу варила, деток кормила: Этому дала, этому дала, А самому маленькому – шишок под носок.     ­ А с каким удовольствием маленькие дети заучивают наизусть такие песни­ потешки: Водичка, водичка! Умой мое личико! Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! Физминутка.       ­ Много народных песенок посвящено животным: ­ Кисонька – мурысенька,   Ты где была?          ­ На мельнице! ­ Кисонька – мурысенька,   Что там делала?          ­ Муку молола. ­ Кисонька – мурысенька,   Что из муки пекла?          ­ Прянички! ­ Кисонька – мурысенька,    С кем прянички ела?           ­ Одна! ­ Не ешь одна!   Не ешь одна!        ­ А как задорно звучит песенка про коровушку. А ну­ка, ребята, спойте  ее. Уж как я ль мою коровушку люблю, Сытна пойла я коровушке налью! Кушай досыта, Буренушка моя,  Чтобы сливочек ты детушкам дала!      ­ Подрастают детки, начинаются игры с товарищами во дворе. А как  обойтись в игре без считалочки? Ну­ка, детки, в круг! Раз­два­три­четыре­пять! Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф! Паф! Не попал! Серый зайчик убежал.     ­ А в какие замечательные русские народные игры играли ваши бабушки:  лапта, горелки и многие другие.     ­ Поиграли, детки, отдохнули, а теперь давайте порассказываем небылицы,  прибаутки, шутки. ­ Здорово, кума! ­ Да на рынке была. ­ Никак ты глуха? ­ Купила петуха! ­ Прощай, кума! ­ Пять рублей дала! ­ Федул, чего губы надул? ­ Да кафтан сжег! ­ Зашить можно. ­ Иглы нету.  ­ А велика ли дыра­то? ­ Один воротник остался.     ­ А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ! Давайте их  почитаем.                           (Дети читают скороговорки)      ­ Ну что ж, всех скороговорок не перескороговоришь, не  перевыскороговоришь. Пора и за дело браться. Ведь тяжелая работа на Руси  издавна сопровождалась песнями.          ( Девочки поют русскую народную песню «Уж я сеяла, сеяла ленок»,             сопровождая ее движениями)      ­ Ух, устали! А теперь шире круг! Веселые частушки! Смоленские!  Тверские! Костромские! Рязанские! Эх топни нога, топни правенькая. Все равно плясать пойду, Хоть и маленькая! Не хотела я плясать  И ребят стеснялася. А гармошка заиграла – Я не удержалася! По деревне я шла И Ванюшу видела. Под кустом сидел и плакал, Курица обидела. Я плясал в три ноги, Потерял сапоги. Оглянулся назад – Сапоги мои лежат! Сидит ежик на березе, Белая рубашка, На головке сапоги, На ноге – фуражка! На горе стоит телега, Слезы капают с дуги. Под горой стоит корова, Надевает сапоги. На окошке два цветочка Голубой и аленький. Я парнишка боевой, Хоть и ростом маленький. Ты не стой у ворот, Не маши картузиком. Все равно гулять не буду С таким карапузиком.     ­ А сколько пословиц, загадок, поговорок придумал русский народ. Давайте вспомним их.              ( Дети называют русские народные пословицы, поговорки,               загадывают друг другу загадки)      ­ Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари  человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь  за помощью к солнцу, земле, ветру, воде: Солнышко – ведрышко, Выгляни в окошечко. Твои детки плачут, По камушкам скачут.      ­ Русский народ всегда отмечал свои календарные праздники обрядовыми  песнями. В деревнях и селах существовал обычай накануне Нового года  обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни – колядки.  Колядовали отдельно парни, отдельно девушки, дети, а в некоторых деревнях  и пожилые крестьяне. Ребята приходили колядовать в масках различных  животных. У одних колядовщиков через плечо висели большие холщовые  сумки, другие держали в руках длинные кии – палки. Заводила с  колокольчиком изображал коляду. Они шли гурьбой по селу и пели: Уж и ходим мы,                  Щедрый вечер,                 Уж и будем брать, Уж и бродим мы                 Добрый вечер,                  Будем брать – скупать – По проулочкам,                  Добрым людям                 Все калачики, все горячие. По заулочкам.                     На весь вечер!      ­ Подойдя к одному из домов, стучали киями в ворота и просили хозяев: Уж ты, тетушка, подай, Ты, лебедушка, подай. Ты подай­ка пирог – С рукавичку широк. Подавай, не ломай И начинку не теряй. Уж ты не скупись, С нами, тетя, поделись.       ­ Когда, наконец, хозяева выносили колядовщикам угощение: пшеничные  или ржаные лепешки, сало, хлеб, ­ им желали в Новом году счастья,  благополучия: Счастья вам хозяин с хозяюшкой! С Новым годом! Со всем родом!      ­ А какие чудесные сказки сочинил русский народ! Какие русские  народные сказки принесли вы с собой?      ­ А давайте вспомним сказки, которые вы сами сочиняли. Ведь они тоже  являются русскими народными сказками. (Дети читают свои сказки).      ­ Вот этот сборник «Чудесный короб», из которого мы брали очень много  полезного и интересного материала, составил Георгий Маркович Науменко,  причем многие произведения он записал в Смоленской области. VI.Итог урока. Рефлексия.      ­ Вот и полон наш чудесный короб. Чем же мы его заполнили? (Русскими  песнями, потешками, прибаутками, скороговорками, пословицами, загадками, небылицами).      ­ Как же назвать одним словом все эти произведения?     ­ Многим из вас, я думаю, захочется прочитать произведения, услышанные  вами на уроке. Эти книги перед вами на книжной выставке и на партах. Читая  их, вы узнаете историю русского народа, почувствуете красоту русского  фольклора.      ­ Обратите внимание на слова русского поэта Николая Алексеевича  Некрасова: «Русские песни, предания, пословицы…Наконец, русские сказки ­ память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости.» ­ Пронесите любовь к русскому устному народному творчеству через всю  свою жизнь. Подарите ее не только своим младшим братьям и сестрам, но и  своим детям и даже внукам. 1) Продолжите предложение: ­Сегодня на уроке я… 2) При помощи кружков смайликов покажите, какое у вас настроение… 3) На доске цветок, украсьте его своими цветочками, но для этого раскрасьте  их в разные цвета: Красный – мне очень понравилось на уроке, я работал с удовольствием Зеленый ­ урок понравился, но я работал не в полную силу Желтый – работать на уроке было трудно     ­ Урок окончен.

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»

Урок – игра «Русское устное народное творчество»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018