Цели урока:
1. Обучающая: дать понятие, назначение и виды дисперсионного анализа.
2. Развивающая: Развивать память, логическое мышление.
3. Воспитательная: Воспитывать аккуратность, самодисциплину.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: лекция, практикум.
Методы: Словесные, практические
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний
Устный опрос.
II. Целевая установка.
1. Тема урока 2. Цель урока
III. Формирование новых понятий и способов действий.
Тема урока: Корреляционный анализ
Урок №
Цели урока:
1. Обучающая: дать понятие корреляционного анализа, выборочного коэффициента и уравнения
линейной корреляции.
2. Развивающая: Развивать память, логическое мышление.
3. Воспитательная: Воспитывать аккуратность, самодисциплину.
: Изучение нового материала
Тип урока
Вид урока: лекция, практикум.
Методы: Словесные, практические
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний
Устный опрос.
II. Целевая установка.
Ход урока.
1. Тема урока 2. Цель урока
III. Формирование новых понятий и способов действий.
Корреляционный анализ занимается степенью связи между двумя случайными величинами Х и Y.
Корреляционный анализ экспериментальных данных для двух случайных величин заключает в себе
следующие основные приемы:
1. Вычисление выборочных коэффициентов корреляции.
2. Составление корреляционной таблицы.
3. Проверка статистической гипотезы значимости связи.
Корреляционная зависимость между случайными величинами Х и Y называется линейной
корреляцией, если обе функции регрессии f(x) и
регрессии являются прямыми; они называется прямыми регрессии.
φ
(x) являются линейными. В этом случае обе линии
Для достаточно полного описания особенностей корреляционной зависимости между величинами
недостаточно определить форму этой зависимости и в случае линейной зависимости оценить ее силу по
величине коэффициента регрессии. Например, ясно, что корреляционная зависимость возраста Y
учеников средней школы от года Х их обучения в школе является, как правило, более тесной, чем
аналогичная зависимость возраста студентов высшего учебного заведения от года обучения, поскольку
среди студентов одного и того же года обучения в вузе обычно наблюдается больший разброс в возраcте,
чем у школьников одного и того же класса.
Для оценки тесноты линейных корреляционных зависимостей между величинами Х и Y по
результатам выборочных наблюдений вводится понятие выборочного коэффициента линейной
корреляции, определяемого формулой:
где σX и σY выборочные средние квадратические отклонения величин Х и Y, которые вычисляются по
формулам:
Следует отметить, что основной смысл выборочного коэффициента линейной корреляции rB состоит
в том, что он представляет собой эмпирическую (т.е. найденную по результатам наблюдений над
величинами Х и Y) оценку соответствующего генерального коэффициента линейной корреляции r: r = rB
Выборочное уравнение линейной регрессии Y на Х имеет вид:То же можно сказать о выборочном уравнений линейной регрессии Х на Y:
Основные свойства выборочного коэффициента линейной корреляции:
1. Коэффициент корреляции двух величин, не связанных линейной корреляционной зависимостью,
равен нулю.
2. Коэффициент корреляции двух величин, связанных линейной корреляционной зависимостью, равен
1 в случае возрастающей зависимости и 1 в случае убывающей зависимости.
3. Абсолютная величина коэффициента корреляции двух величин, связанных линейной
корреляционной зависимостью, удовлетворяет неравенству 0<|r|<1. При этом коэффициент корреляции
положителен, если корреляционная зависимость возрастающая, и отрицателен, если корреляционная
зависимость убывающая.
4. Чем ближе |r| к 1, тем теснее прямолинейная корреляция между величинами Y, X.
По своему характеру корреляционная связь может быть прямой и обратной, а по силе – сильной,
средней, слабой. Кроме того, связь может отсутствовать или быть полной.
Сила связи
Полная
Сильная
Средняя
Слабая
Связь отсутствует
Сила и характер связи между параметрами
Характер связи
Прямая (+)
1
От 0,7 до 1
От 0,3 до 0,7
От 0,3 до 0
0
Обратная ()
1
От 0,7 до 1
От 0,3 до 0,7
От 0,3 до 0
0
IV. Формирование навыков умственного труда
Пример 1. Изучалась зависимость между двумя величинами Y и Х. Результаты наблюдений приведены в
таблице в виде двумерной выборки объема 11:
X
Y
68
114
37
149
50
146
53
141
75
114
66
112
52
124
65
105
74
141
65
120
54
124
Требуется:
1) Вычислить выборочный коэффициент корреляции;
2) Оценить характер и силу корреляционной зависимости;
3) Написать уравнение линейной регрессии Y на Х.
Решение.
По известным формулам:
Отсюда:
Таким образом, следует сделать вывод, что рассматриваемая корреляционная зависимость между
величинами Х и Y является по характеру – обратной, по силе – средней.
Уравнение линейной регрессии Y на Х:IV. Итог урока.
Подведение итогов, выводы.
V. Домашнее задание: Конспект