Технологическая карта урока/занятия
Предмет
Класс
Русский язык
5
Тип урока/занятия
Открытие новых знаний
Технология построения
урока/занятия
Технология проблемного диалога, игровая технология, технология продуктивного
чтения, использование ИКТ, технология оценивания
Тема
Цель
Буквы Ы И после Ц.
Познакомить учащихся с новой орфограммой правописанием Ы –И после Ц,
обозначением данной орфограммы; продолжить формирование орфографической
зоркости учащихся.
Основные термины, понятия
Орфограммабуква Ожидаемый (планируемый)
результат
Предметные умения
Учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами ИЫ после
Ц; смогут на практике применять теоретические знания.
Личностные УУД: формировать адекватную самооценку; учить применять
орфографические знания в повседневной жизни; прививать интерес к
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД: искать пути решения учебной задачи; самостоятельно решать
предложенные учебные задачи; соотносить цели и результаты своей деятельности;
определять степень успешности работы.
Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала;
анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;
преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, действовать по
алгоритму.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке;
строить связное монологическое высказывание; сохранять и развивать умение
сотрудничать в паре и группе, представлять результат своей деятельности и
деятельности группы.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Книгопечатная продукция:
дидактический материал.
Технические средства обучения: интерактивная доска (экран), компьютер,
мультимедийный проектор, видеоурок "Буквы и ы после ц" от проекта "Инфоурок"
толковый словарь С.И.
учебник,
Ожегова, Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
(http://infourok.ru/)
Интернет: http://www.uroki.net
http://proshkolu.ru
Дидактические задачи этапов урока/занятия
Этапы урока/занятия
Дидактические задачи Организационный
Организовать направленное внимание на начало урока.
(этап мотивации)
Актуализация опорных
знаний и умений
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно
сформулируют тему урока
Постановка учебной
проблемы
Формулирование
проблемы, планирование
деятельности
Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки
целей и задач
Планирование дальнейшей деятельности. Сформировать у детей представление о том, как
пишутся слова с буквой ИЫ после Ц.
Открытие нового знания
Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умения
преобразовывать информацию.
Первичная проверка
понимания
Организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения.
Применение новых
Обеспечить включение нового знания в систему знаний; организовать повторение и закрепление
ранее изученного, самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ знаний
Рефлексия учебной
деятельности
действий; создать ситуацию успеха для каждого.
Помочь учащимся осознать результаты деятельности.
Технология изучения
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный
Проверяет готовность рабочих мест.
Организует психологический настрой на работу.
Здравствуйте, ребята! Отгадайте, пожалуйста, загадку:
На
цветёт,
От радости растёт. (Слайд 1)
(Музыкальное сопровождение песня «От улыбки»)
Давайте и мы поприветствуем друг друга улыбкой.
лице
Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.
Дети отгадывают загадку. (Улыбка) Актуализация знаний
Ребята, к нам на урок пришёл Буратино. Зачем? (На
слайде 2 «появление» Буратино)
Буратиноэто любознательный человек. Итак, у нас
урок изучения нового материала. Откройте тетради и
запишите число.
Примерные ответы:
Может быть, у него есть проблема, и её надо
разрешить.
Может быть, рассказать чтонибудь интересное.
С чего мы начинаем изучение нового?
Примерные ответы:
Постановка учебной
проблемы
А что такое проблема?
С проблемы.
Это вопрос. Формулирование
проблемы, планирование
Создаёт проблемную ситуацию на уроке. (Слайд 3).
Перед вами слова: Цирк, циркуль, улицы., цыплёнок.
Что вы можете сказать про данные слова? Что у них
общего? В чём различие?
–Сформулируем проблему.
–Запишем в тетрадях тему: Буквы Ы и И после Ц. (Слайд
4)
–Какую задачу поставим, сформулируйте цель урока.
–А ещё чему мы учимся каждый день?
Послушайте сообщение «Из истории орфограммы».
(Слайд 5)
Выдвигают формулировки целей, обсуждают,
анализируют, планируют пути достижения целей .
Примерные ответы:
Во всех словах буква Ц. В
одних словах после Ц пишется И, в другихЫ.
Узнать, в каких случаях после Ц пишется И, а в каких
Ы.
Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы.
Я узнаю, в каких частях слова пишется после Ц И, а в
каких Ы.
Учимся выделять графически орфограммы.
Сообщение ученика по теме «Из истории орфограммы».
–Итак, каким раньше был звук Ц? А
сейчас?
Звук Ц был раньше мягким. –
Сейчас звук Ц твёрдый. Ребята, прослушайте видеоурок "Буквы и ы после ц"
(Приложение 1)
–Работаем дальше, решаем проблему.
Организует работу в парах по открытию нового знания:
Ребята, чтобы решить нашу проблему, вы поработаете в
парах , используя материал видеоурока и собственные
наблюдения, составьте на листочках графическую модель
орфограммы, алгоритм.
Сверим выводы с учебником.
Правильно сформулировали правило?
Уметь самостоятельно понимать новый материал.
Исследуют теоретический материал, работая в парах,
обсуждают, находят пути решения задания
Возможные ответы:
1 .
Слова на –ция?
да нет
/ \
станция 2. В какой части слова буква?
/ \
в окончании, в корне
в суффиксе \
/ 3. Слово-искл.?
Ы / \
улицы да нет
куцый / \
Синицын Ы И
Цыган цирк
На цыпочках цифра
Цыплёнок
Цыц
Цыкнуть
2.
Ы после Ц
1.В корне слов
искл: цыган, на
цыпочки,
цыплёнок,
цыкнул, цыц
2.В окончании
3.В суффиксе
И после Ц
1.В корнях слов
2.В словах на
ция
Слова на ЦИЯ и словаисключения.
Открытие нового знания Организует работу по первичному закреплению нового
знания.
А сейчас поиграем в игру «Передай мелок другу» (Слайд
6) Распределительный диктант.
Ц…ферблат, ц..нга, спиц…, белолиц…й, куниц…н, ц…
кнуть, конституц…я.
Творческий диктант . (Слайды 714)
«Записать одним словом»
1.Знаки для обозначения чисел на письме.(цифры)
2.Детёныш курицы (цыплёнок)
3. Круглое, зрелищное учреждение, в котором выступают
клоуны.(цирк)
4.Загадка: пять братьев годами равные,ростом разные
(пальцы)
Выполняют задание с проговариванием по алгоритму
или схеме.
Дети выходят к интерактивной доске, вставляют
нужную орфограмму, графически выделяют и
объясняют, выполняют записи в тетради.
Выполняют тест по слайдам (Сл.714), записывают
ответы в тетрадь, проверяют и выставляют себе оценку.
Применение нового знания 5. Инструмент для вычерчивания окружностей (циркуль)
6. Душистый цветок, который расцветает весной (нарцисс)
7.Механизм для стрижки волос.(ножницы)
8.Средство передвижения с двигателем внутреннего
сгорания.(мотоцикл)
Ответы проверяют по слайду.
А теперь отдохнём. Физкультминутка.
Буратино подтянулся,
Раз качнулся, два качнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, верно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А сейчас, ребята, Буратино решил проверить ваши
знания.
1)Работа с текстом в группах.
У вас на партах лежат листочки, на каждом из которых
дана строчка из стихотворного текста. У 1 группы –
первое четверостишие, у 2 группы второе. У каждой
группы по 4 строчки. Расставьте их по порядку. Вставьте
буквы. Проверьте себя по образцу на карточке. А теперь
соедините оба четверостишия. Докажите, что у вас
получился текст. Прочитайте его выразительно. Какова
его тема? Вопрос первой группе: К какому типу речи
относится наш текст? Докажите.
Дети выполняют физкультминутку.
Построение предложений по порядку в целях создания
текста, его последующее смысловое чтение
Анализ текста с точки зрения его темы,
принадлежности к функциональносмысловому типу
речи и литературному жанру
Определение жанровых особенностей текста Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А мы
помогли ему вставить буквы. (Слайд 15)
Ц…плёнок в цирке выступал,
Играл он на ц..мбалах.
На мотоц..кле разъезжал,
И ц..фр он знал немало.
Он из ц..линдра доставал
Морковь и огурц..
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.
2)Диагностическая работа по компьютеру с
использованием интерактивной доски.
1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц.
Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.
(Слайды 1621)
Учащиеся по одному выходят к интерактивной доске и
выполняют задание. Подводит итоги совместной и индивидуальной
деятельности учеников.
Закончи предложение. (Слайд 2223)
Когда после Ц пишется И , а когда Ы…
1) В корне слова после Ц пишется………
2) В окончаниях и суффиксах слов после Ц
Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют
недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает
для решения новых проблем.
пишется….
3) «И» пишется после Ц в словах …….
4) В словахисключениях пишется буква….
Домашнее задание. (Слайд 24)
Для всех учащихся: выучить правило о написании ИЫ
после Ц, знать исключения из правила.
Задание на выбор:
1) Провести исследование на тему «Что общего
Слушают инструктаж по выполнению домашнего
задания, делают выбор и записывают домашнее задание
в дневник
Принимают участие в рефлексии
между цирком и циркулем?» (Использовать
толковый и этимологический словари)
2) Составить словарный диктант с изученной
орфограммой. (10 словосочетаний)
3) Выполнить упражнение №336, графически
обозначить орфограмму.
За время нашей работы выросло удивительное дерево.
Благодаря ему каждый из вас может оценить свою работу
на уроке.
Если вы плодотворно работали на уроке и остались
довольны, вы прикрепите к дереву зелёные листочки.
Если урок прошёл для вас хорошо, но могло быть и
лучше, то вы прикрепляете жёлтые листочки.
Если вы не были активны и ещё хотели бы проработать
тему, то прикрепите оранжевые листочки..
Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это
состояние радости после совместно проделанной работы. Приложение 1.
Видеоурок "Буквы и ы после ц" (2 мин.) от проекта "Инфоурок" http://infourok.ru/
Презентация по теме урока.
Приложение 2.
Список литературы
1.Ладыженская Т.А.Русский язык.5 класс:учеб.для общеобразоват.организаций в 2 ч./Т.А.Ладыженская и др..
М.:Просвещение,2014
2.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразоват.организаций/Г.А.Богданова.
М:Просвещение,2014
3. Влодавская Е.А.Поурочные разработки по русскомуязыку:5 класс:к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5
класс»/Е.А.Влодавская.2е изд.,стереотип.М.:Экзамен,2007
УРОК "Буквы И-Ы после Ц"
УРОК "Буквы И-Ы после Ц"
УРОК "Буквы И-Ы после Ц"
УРОК "Буквы И-Ы после Ц"
УРОК "Буквы И-Ы после Ц"
УРОК "Буквы И-Ы после Ц"
УРОК "Буквы И-Ы после Ц"
УРОК "Буквы И-Ы после Ц"
УРОК "Буквы И-Ы после Ц"
УРОК "Буквы И-Ы после Ц"
УРОК "Буквы И-Ы после Ц"
УРОК "Буквы И-Ы после Ц"
УРОК "Буквы И-Ы после Ц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.