Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 г классе УМК « Школа России»
МБСКОУ школа-интернат №11, учитель 1 категории Юлдашбаева А.А.
Тема урока: Л.Н.Толстой «Филипок». Характеристика главного героя.
Планируемые результаты:
- личностные: строят высказывания в характере героя, оценивают поведение героя
- метапредметные: учащийся контролирует выполнение учебной задачи, классифицирует, сопоставляет, противопоставляет понятия, отвечает на итоговые вопросы, оценивает свою работу.
- предметные: продолжить знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Филипок». Развивать умения делить текст на части, составлять и анализировать различные виды плана, развивать выразительную речь, мышление, внимание.
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД
|
1.Организационный момент.
2. Речевая разминка
3. Актуализация знаний
4. Постановка учебной задачи (Целеполагание)
5. Работа над темой урока
6. Рефлексия
7. Дом. задание
|
Вот звенит для нас звонок- начинается урок. На столе у нас в порядке, книжки, ручки и тетрадки. Тихо сядьте все за парты. Ровно руки положите, На меня все посмотрите.
Сейчас мы выполним дыхательную и артикуляционную гимнастику для речевого аппарата и постараемся на уроке говорить чётко и правильно . 1. Дыхательная гимнастика (задувание свечи) 2. Артикул. гимнастика: ( работа с зеркалом)
-трубочка, забор - лопатка - грибок - качели - болтушка -зашипели как змеи -порычали как тигры -надули шарик. 3.Чистоговорки и скороговорки СА-са-са в лесу бегает лиса Со-со-со у Вовы колесо Су-су-су было холодно в лесу Ас-ас-ас у нас свет погас Ос-ос-ос на поляне много ос Усь-усь-усь на лугу пасется гусь
Мама Милу в ванне мыла. Любят бананы все обезьяны. Собака Том сторожит дом. Дарья дарит Дине дыни. Хомячку на ухо села муха.. У маленькой Зины зайка спит в корзине
На прошлом уроке мы познакомились с биографией Л.Н.Толстого. А что вам особенно запомнилось? Толстой создал для крестьянских детей школу. Что вы можете сказать о произведении, с которым познакомились на прошлом уроке?
Перед вами запись ..А. НПЛ Расшифровав эту запись, вы узнаете чем сегодня будем Заниматься на уроке. 1 буква- парная Б 2 и 4 –звонкие непарные в алфавитном порядке ПЛАН Сформулируйте задачи урока полностью. Продолжить знакомство с произведением Толстого «Филиппок» Учиться правильно и выразительно читать произведение Составлять план и пересказывать по плану
А) Словарная работа и работа над жанром произведения. На доске Слобода непоседа, шалун Постреленок место между избой и крыльцом В сенцах шустрый, смелый Бедовый большое село, деревня Давайте вспомним, что означают эти слова? Соедините стрелками слова и их значение.
Могли ли эти события произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Л.Н.Толстой наблюдал в своей школе.
К какому жанру относится произведение «Филипок»? ( Это быль) Что означает слово «быль»? (Быль- это то, что было в действительности, в жизни.)
Б) Чтение 1 части ( с.112) «по цепочке» - Какие действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята). -Что узнали о матери? -Что узнали об отце? -Что узнали о бабушке? -Что узнали о ребятах? Что узнали о Филиппке?
- Как он собирался в школу? - Торопился ли мальчик в школу?
В) работа над 2 частью (с.112) -Далеко ли была школа? Почему собаки залаяли на Филиппка? Что мог сделать Филиппок, когда на него залаяли собаки? А почему он не вернулся, хотя было страшно? Найдите в тексте выражения,которые изображают, что происходило с Филиппком. (выборочное чтение)
Г) работа над 3 частью -Какое чувство охватило Филиппка, когда он подбежал к школе?(выборочное чтение) -Как вошел Филиппок в школу? (выборочное чтение) -Какие новые действующие лица появились? (Мужик и баба с ведром) -Что вы можете сказать о мужике? -Что можете сказать о бабе? Почему мальчик не мог зайти в школу? -Как об этом говорит автор? НА ДОСКЕ: Нашел страх Боится Испугался Все эти слова близкие по значению. Как они называются? -Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал? -Какие слова употребил автор? -Найдите в тексте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка. Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.
Д)работа над 4 частью (с.114) -Как вел себя Филиппок после похвалы учителя? Что он сказал? Он знает себе цену, зачем он так сказал учителю? ( Чтобы убедить учителя, что он сможет учиться)
ФИЗМИНУТКА
Е) работа над построением сюжетной линии *К
*В *З *Р *З
-Посмотрите на схему, как она называется? -Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение) Построим сюжетную линию. Вступление (дети берут название частей плана и поочередно соединяют к схеме) -С чего начинается рассказ? ( Скучно дома) -Прочитайте вступление. -Почему Филиппок не ходил в школу? Завязка Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу) -Что приключилось с мальчиком по дороге в школу? -Что произошло потом? -Как вы считаете, почему он испугался? Кульминация Где события достигли самого напряженного , волнительного, переломного момента.( Встреча с учителем)
- Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям -Как развивались события дальше? Развязка. Конец волнению. Все обошлось. Филиппок на уроке..( Филиппок читает) -Как он начинает складывать свое имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? Заключение. Чем закончился рассказ?( Филиппок стал ходить в школу) -Найдите и прочитайте заключение.
Ж) восстановление деформированного плана ( работа в группах) -Перед вами деформированный план текста. Вы должны восстановить события как они происходили по порядку., и напротив каждого пункта проставить цифру, начиная с 1. ПРОВЕРКА.
З) характеристика героя и составление его паспорта -Назовите главного героя произведения. Составим его образ. 1. Где живет? 2.Чем занимается? 3.Какой поступок совершает? 4.Какой характер у героя? 5.Что думает о нем автор? 6.Что вам понравилось или не понравилось в герое?
- О ком эта история? -Назовите основные качества, которые присуще нашему главному герою. -Почему он хвастает, подчеркивая свои способности? -Какие качества есть у Филиппка, они просматриваются во всех частях произведения? (настойчивость, упорство, стремление к достижению своих целей)
Какова идея(главная мысль произведения) Все хорошие стремления надо поддерживать.
Можно составить словесный портрет Филипка. Филиппок это…….мальчик (маленький, деревенский) Жил в ……..семье.(крестьянской) У него были мама,….,…..,……) Филиппок был….. и тоже хотел……( любозн., учиться) Он был….и ….. не испугался собаки и незнакомого учителя ( смелым и настойчивым) Учитель….Ф в школе( разрешил, учиться) Так каков же Филиппок? Кто хотел бы быть похожим на него? Чему учит вас это произведение?
Тест. Раздается индивидуально.
Рефлексия деятельности на уроке. -Какая из предложенных пословиц подойдет к этому произведению? Друзья познаются в беде. Грамоте учиться всегда пригодится.
Работа с выставкой книг.
-Чему учились на уроке? -Вам понравилось? Оцените свою работу.
Вы хорошо поработали. Молодцы. Похлопайте себе. Оценки за урок.
Какое д.з. вы бы хотели выполнить? Красный- подготовить рассказ о Филиппке и нарисовать его портрет. Синий- читать, пересказывать весь текст. Зеленый- составить вопросы по рассказу.
|
Включение в деловой ритм.
Предлагает задание, наблюдает за качеством выполнения.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Включить детей в обсуждение вопросов и определения темы урока и его задач
Включает детей в работу по расширению словарного запаса
Проверяет прочность усвоения произведения
Предлагает найти нужный ответ и его прочитать
Учитель использует предметную связь
Учитель предлагает подтвердить ответ выборочным чтением
Отвечают на вопросы учителя
Учитель предлагает построить сюжетную линию
Учитель предлагает прочитать отрывок по ролям
Учитель предлагает восстановить деформированный план
Учитель предлагает дать характеристику главному герою
Организует рефлексию. Учитель подводит итоги урока. Контролирует работу учащихся. |
Подготовка класса к работе.
Выполняют упражнения для язычка перед зеркалом.
Выполняют задания учителя, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Выполняют задания учителя, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Участвуют в обсуждении вопросов, формируют задачи урока
Выполняют задание учителя
Дети отвечают на вопросы учителя
Дети выполняют работу
Дети ищут в тексте ответы на вопросы.
Дети формируют свое собственное мнение
Дети отдыхают, выполняя физ. Упражнения
Дети строят ее
Дети готовят чтение по ролям
Дети восстанавливают деф.план
Дети характеризуют главного героя
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Дети выбирают подходящую пословицу и объясняют свой выбор
Дети оценивают себя с помощью сигнальных карточек
Выбирают д.з. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание.
Регулятивные: контроль, коррекция
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение_ формирование познавательной цели; логические: формирование проблемы.
Познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: контроль , выделение, осознание уже усвоенного и что еще подлежит усвоению.
Метапредметные
Личностные: самоопределение. Регулятивные:контроль, коррекция.
Коммуникативные:управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка действия партнера. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные:общеучебные:выбор наиболее эффективных способов.
Личностные:смыслообразование.
Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.