Тема: Л.Н Толстой «Котенок»,
Задачи:
1 Предметные:
- организовать деятельность учащихся по формированию навыка правильного чтения и понимания содержания.
2 Метапредметные
Познавательные :
-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку; -адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.
Коммуникативные
- содействовать развитию у детей умению общаться;
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи .
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и не знания.
-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
-содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.
Предполагаемый результат :
-овладение навыком правильного чтения, понимание содержания текста;
-умения полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию стихотворения;
-обогащение словарного лексического запаса, развитие устной речи и познавательного интереса ;
-умение давать оценку нравственным поступкам людей.
Цели: создание условий для:
- раскрытия смысла художественного произведения, через эпиграф урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Сент-Экзюпери)
- формирования представления об особенностях жанра;
- формирования художественно-эстетического восприятия учащихся;
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением с другими.
- Речевая разминка. (слайд 5 )
- Начнём с речевой разминки. Для чего нам разминка? Чтобы читать правильно и выразительно Прочтите с разной интонацией
- удивление
- огорчение
- очень быстро
Определите жанр. Для чего мы работали со скороговоркой? Чтобы чётко и правильно произносить звуки.
- Вспомните, с каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?
Кто написал рассказ «Филипок»? (слайд 2)
2.Проверка домашнего задания.
- Проверим домашнее задание.
О ком эта история?
Кто главный герой?
Какого возраста?
– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).
- Чему можно поучиться у Филипка?
– Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).
– Мог ли писатель дать другое название рассказу?
– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).
-Рассмотрите иллюстрации. На них изображен самый напряженный, важный момент рассказа – кульминация – встреча с учителем. Найдите и прочтите этот отрывок.
Что изображено на второй иллюстрации ? Правильно, учитель проверяет Филипка. Найдите этот отрывок.
А теперь проверим, насколько вы внимательно читали рассказ. Проведем тест. Выберите правильные ответы.
ТЕСТ
1.С кем Филипок остался дома?
а) с братом; б) с дедушкой; в)с бабушкой
2. Почему мальчик по дороге упал?
а)испугался; б)споткнулся; в)уронила собака
3. Чего боялся, стоя на крыльце школы?
а)что учитель прогонит; б) что учитель заставит учиться;
в) что ребята будут смеяться
4. Какое задание учитель дал Филипку?
а)решить задачу; б)написать своё имя ; в)сложить своё имя
5. Кто учил мальчика читать?
а) мама; б)Костюшка; в)друг
- (слайд 4) самопроверка теста.
3.Актуализация знаний. Мотивационная готовность.
4. Работа над новой темой.
Мы с вами продолжаем творчество великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
- Что вы можете рассказать о Л.Н.Толстом? Что вспомните,знаете из биографии?
Родился в Ясной Поляне. В 16 лет поступил в университет. В Ясной Поляне открыл школу для крестьянских детей. Написал для них Азбуку и учил по ней. Любил много трудиться, много времени проводил с детьми. Прожил долгую жизнь, написал много художественных произведений, в которых все просто, кратко и понятно.
Посмотрите на портрет Толстого. У него открытое, умное лицо. Внимательный и проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро. О необходимости учиться и о многом другом.
7 ноября 1910 года Толстой умер и был погребен в Ясной Поляне, в лесу, на месте, заранее им самим указанном.
Обобщение: Писатель понимал и любил детей, отвечал им на самые трудные вопросы. Сегодня мы продолжим изучать творчество Л.Н. Толстого. Проанализируем поступки ваших сверстников, но уже в других художественных произведениях.
Физминутка
4. Работа по теме урока
5. Подготовка к первичному восприятию.
Прочтите слова на доске. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Сент- Экзюпери)
Как вы понимаете эти слова? -Что значит приручить?
-Кто это может сделать? «Мы» - кто это?
Глубже понять эти слова нам поможет следующее произведение Л.Н.Толстого«Котёнок»(Слайд 9)
Соотнесите название рассказа с эпиграфом и попытайтесь предположить, о ком это произведение. Значит и рассказ о детях, которые приручили котёнка к себе и должны за него нести ответственность. В конце урока проверим наши предположения.
Словарная работа: (Слайд 10)
амбар
подле
что было духу
прочь
7.Первичное восприятие. (ролик)
Какие чувства испытали? -Докажите, что это рассказ.
Это небольшое по объёму произведение, в котором действуют герои. Показаны их взаимоотношения. Назовите главных героев.
9. Вторичное осмысленное чтение (сюжет)
Чтение по цепочке
Работа над сюжетом
Какие черты характера проявились в поступке мальчика? (Слайд 11)
-Какой эпизод читали с особым волнением? Какой эпизод вы хотели бы добавить?
10. Аналитическая работа
- Разделим текст на законченные смысловые части.
Вступительная часть.
Основная часть.
Кульминация.
Концовка.
Беседа по прочитанному. – вступительная часть
Что случилось у Васи и Кати? Весной пропала кошка.
Как вели себя ребята? Искали везде, но не могли найти.
Какое чувство испытывали ребята? Тревогу.
Озаглавим 1 часть (вступление) Пропала кошка
Основная часть
Сколько эпизодов-картинок в основной части? 3
Где ребята играли? Подле амбара.
Что услыхали? Над головой кто-то мяучит.
Куда Вася влез? По лестнице под крышу амбара.
Какой он? Смелый.
Где стояла Катя? Она стояла внизу и переживала.
Охарактеризуйте ребят беспокойные, заботливые, внимательные
Прочтите отрывок из текста, который меняет ваше настроение.
Сколько было котят?
Какого котенка дети выбрали себе и для чего?
Дети понимали, что это живое существо, крохотное.
Какие чувства испытывали, когда играли с котенком?
Как озаглавим? «Любимый котенок»
Как развивались события дальше?
Как вел себя котенок? «Прогулка с котёнком»
Обобщение: Унесли котенка из дома, где он был в безопасности поиграли с ним, а потом забыли. .Охарактеризуйте ребят .
Кульминация
Какая опасность угрожала котенку? Кто пришёл к нему на помощь? Что пережил Вася?
Озаглавьте эту часть «Спасение котенка»
Да, действительно, Вася настоящий друг и хозяин. Он осознал, что котенок – живое существо, которое нуждается в защите.
Концовка (развязка)
Кто
помог Васе справиться с бедой? А где Катя ?
Как озаглавим концовку? «Опасность миновала»
Парная работа по восстановлению композиции рассказа по слайдам. (Слайд 13)
10.Выборочное картинное чтение (по иллюстрациям на слайдах)
Обобщение
О ком рассказ? Придумайте свои названия к данному тексту.
Вернемся к началу урока
Действительно, Вася был в ответе за котенка, которого приручил к себе и он смог его спасти в трудную минуту. Поэтому, когда вы решитесь завести домашнего питомца, знайте, что вы должны всегда быть рядом, кормить, ухаживать за ним. И если вы не готовы к этому – не заводить домашних животных.
Над чем заставил вас задуматься?
Вывод:
Те, кого мы любим, требуют заботы и внимания всегда: каждый день, каждый час и каждую минуту.
11. Рефлексия
- Какие трудности испытали при чтении произведения?
- О чем расскажете дома?
- Что посоветуете своим друзьям?
- Изменилось ли настроение в конце урока?
Продолжите предложение…..(слайд 14)
Домашнее задание (слайд 15)
1.Составить план рассказа.
2.Придумать рассказ о своём домашнем любимце и оформить его в виде книжки- малышки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.