Урок: Что такое гармония в музыке

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание: 1. Многозначность понятия гармония. 2. Что такое гармония в музыке. 3. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Музыкальный материал: 1. И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира» (слушание); 2. Г. Струве, стихи И. Исаковой. «Музыка» (пение) Характеристика видов деятельности: 1. Понимать значение средств художественной выразительности (гармонии) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике). 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. 4. Находить ассоциативные связи между образами музыки и изобразительного искусства. 5. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Иконка файла материала 7.docx
Что такое гармония в музыке Содержание: 1. Многозначность понятия гармония. 2. Что такое гармония в музыке. 3. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Музыкальный материал: 1. И.   С.   Бах.   Прелюдия   до   мажор.   Из   I   тома   «Хорошо темперированного клавира» (слушание); Г. Струве, стихи И. Исаковой. «Музыка» (пение) 2. Характеристика видов деятельности: 1. Понимать значение   художественной выразительности   (гармонии)   в   создании   музыкального средствпроизведения   (с   учётом   критериев,   представленных   в учебнике). 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. 4. Находить ассоциативные  связи между образами музыки и изобразительного искусства. 5. Интерпретировать   вокальную   музыку   в   коллективной музыкально­творческой деятельности. Есть ли что­нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви, узнать её происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная.Птолемей «Гармония»   ­   одно   из   самых   главных   понятий   музыкального искусства. Что же оно означает? Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки. Люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она   себя   ни   проявляла   ­   в   архитектурном   ли   сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли  даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. В музыке слово «гармония» выражает её основное свойство – благозвучие (благозвучный – приятный на слух). Благозвучие как порядок  в царстве  звуков, аккордов, ладов –  это и есть музыкальная гармония. Как   и   всякое   искусство,   музыка   имеет   свой   собственный «материал». Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре   ­   так   звук   в   музыке   есть   её   ядро,   из   которогоПослушайте,   Однако   любой рождается   музыкальное   произведение. произвольный   порядок   звуков   ещё   не   является   признаком гармонии.   как   звучит   случайный   набор музыкальных звуков. Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым   законам,   которым   подчиняется   музыкальное произведение. Великий русский композитор М. И. Глинка о гармонии сказал так: «Дело гармонии дорисовать слушателям те черты, которых нет и не может быть в мелодии». Иными Словами ­ гармония как бы досказывает мысль, которая заключена в мелодии. Без помощи гармонии музыкальная мысль не может быть высказана полным голосом. Гармония ­ одно из выразительнейших средств в музыке, это голоса и аккорды, сопровождающие мелодию. Они составляют с мелодией   не   только   одно   гармоническое   целое,   но поддерживают, дополняют и украшают её звучание.Гармония   ощутима   в   любом   произведении.   В   самых   высших своих   проявлениях   она   воздействует   как   непрерывно струящийся   свет,   в   котором   мы   ощущаем   отблеск   неземной божественной   гармонии.   Произведения,   отмеченные   знаком такой «высшей» гармонии, есть у многих композиторов ­ у Баха и Моцарта, Шуберта и Брамса. В таких произведениях течение музыки несёт печать возвышенного покоя и равновесия. Одно из таких произведений – Прелюдия до мажор И. С. Баха. «Такого   чуда,   как   Бах,   не   знает   другое   искусство.   Уметь очистить человеческую природу так, что она приобретает божественные очертания, вложить духовное рвение в самые обыденные   человеческие   поступки,   преходящему   придать крылья   вечности,   обожествить   земное   и   очеловечить божественное ­ вот что мог Бах ­ самое высокое и самое чистое, ... Эта   музыка   ­   наилучший   источник   молодости.   Она обновляет   душу   и   располагает   провести   день   в   что   дала   музыка   всех   времёни     радости».  доверчивой безмятежной (Х. М. Корредор) Создавая   свой   цикл   прелюдий   и   фуг,   известный   ныне   всему миру под названием «Хорошо темперированный клавир», Бах ставил   перед   собой   вполне   определённую   цель:   познакомить играющих на клавире со всеми двадцатью четырьмя мажорными и   минорными   тональностями,   многие   из   которых   до   того времени не были в употреблении. «Хорошо   темперированный   клавир»   справедливо   считается своеобразной   энциклопедией   баховских   образов.   В   редком разнообразии   камерных   форм   «Хорошо   темперированного клавира» раскрывает Бах большой и сложный мир человека, его художественно­поэтические   представления,   богатейшую область человеческих чувств. Бах   тонко   использовал   в   прелюдии   приёмы,   идущие   от лютневой   музыки   XVIII   века   (для   щипковых   инструментовБах.   Прелюдия   До   мажор. характерна   фактура   из   разложенных   аккордов),   ставшие   уже традиционными в клавирной музыке. Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор. Отчего её музыка кажется такой светлой, такой умиротворённой? Слушание:   И.   Хорошо темперированный клавир, том 1, BWV 846 в исп. Гарри Купера (клавесин) Прежде   всего   этому   способствует   характер   музыкального течения:   негромкий,   неторопливый,   не   содержащий   никаких срывов   и   неожиданностей.   Ничто   в   прелюдии   не   меняет первоначально избранного движения ­ ни ритм, ни темп ... Лишь только гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными звучаниями, то чуть омрачаясь, то вновь умиротворяясь. Вопросы и задания: 1. Что мы называем музыкальной гармонией?Где, помимо музыки, проявляет себя гармония? 2. 3. Почему   гармонию,   как   и   мелодию,   считают   главным средством музыкальной выразительности? 4. Что отличает характер Прелюдии до мажор И. С. Баха? Как проявляет себя гармония в этой прелюдии? 5. Созвучен ли образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля музыке Прелюдии   до   мажор?   Попробуйте   объяснить,   в   чём проявляется эта созвучность? (Возможно повторное слушание по желанию педагога).   Хорошо   Бах. Слушание:   И. темперированный   клавир,   том   1,   BWV   846   в   исп.   Фридриха Гульда (фортепиано)   Прелюдия   До   мажор.Мелодия «угадывает» нас самих Содержание: 1. произведениях. Взаимодействие   национальных   культур   в   музыкальных 2. 3. «Русское» в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила   чувств,   глубокая   эмоциональность   мелодий   П. Чайковского (на примере «Па­де­де» из балета «Щелкунчик). Музыкальный материал: 1. П.   Чайковский.   «Па­де­де»   из   балета   «Щелкунчик» (слушание);2. П. Чайковский, стихи А. Майкова. «Апрель. Подснежник». Из   фортепианного   цикла   «Времена   года».   Обработка   А. Кожевникова (пение); 3. П. Чайковский, стихи В. Лунина. «Утренняя молитва» из «Детского альбома» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Осознавать   интонационно­образные   и   стилевые   основы музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике). 2. 3. Воспринимать   и   сравнивать   разнообразные   по   смыслу музыкальные интонации. Воспринимать   характерные   черты   творчества   отдельных отечественных композиторов (П. Чайковского). 4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов (П. Чайковского).«Музыка, как и любое искусство, передаёт мысли того, кто её создал, мысли и чувства тех, кого она изображает…»  В. А. Сухомлинский  Мелодии, как и ритмы, отличаются глубоко отличаются друг от друга.   Они   отражают   и   национальные   особенности   страны, красоту пейзажа, и характер человека, и конечно же творческую личность композитора. Даже   тогда,   когда   композитор   обращается   к   сюжету   из зарубежного   искусства,   он   вносит   в   своё   музыкальное произведение  столько родных интонаций, что оно становится достоянием национальной культуры его страны. Среди   таких   произведений   ­   чудесный   детский   балет «Щелкунчик», написанный П. Чайковским по сказке немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана. Рождественская   музыкальная   сказка   Чайковского   полна прекрасных   ярких   мелодий   ­   то   напряжённо­драматических(драматический   –   связанный   с   переживаниям),   то   тихих   и нежных, то песенных, то танцевальных. Несмотря   на   обращение   к   сказочному   сюжету   из   немецкой литературы,   музыка   «Щелкунчика»   глубоко   русская,   как   и вообще музыка Чайковского. И новогодние танцы, и волшебные картины   зимней   природы   ­   всё   в   этом   балете   проникнуто интонациями,   близкими   и   понятными   каждому   человеку, выросшему в России. Не случайно сам Чайковский признавался: «Я   ещё   не   встречал   человека,   более   меня   влюблённого   в матушку Русь... Я страстно люблю русского человека, русскую речь,   русский   склад   ума,   русскую   красоту   лиц,   русские обычаи». «Русское» в балете «Щелкунчик» выражает себя не только в народно­песенных мелодиях. Скорее мы отмечаем ту огромную силу чувств и переживаний, которая так свойственна русскому человеку.злая     а   прекрасный   принц, Сказка   Эрнеста   Теодора   Амадея   Гофмана   «Щелкунчик   и Мышиный король» была опубликована в 1816 году. Её главные герои ­ девочка по имени Мари и странная игрушка ­ щипцы для колки   орехов   в   форме   солдатика,   тот   самый   легендарный Щелкунчик,   которого   подарил   Мари   её   крестный,   сказочник Дроссельмейер.   Только   он   знал,   что   Щелкунчик   ­   это   не безобразная   игрушка,   которого заколдовала Мышильда. В   рождественскую   ночь   начинаются   сказочные   превращения, благодаря которым Щелкунчик оживает и вступает в схватку с мышами. В этой битве ему помогают тоже ожившие игрушки Мари.   И   вот   счастливый   финал   ­   Щелкунчик   убивает Мышиного короля, тем самым рассеивая злые чары. И Мари, полюбившая   уродливую   игрушку,   видит   перед   собой расколдованного принца. Он приглашает её в свою страну, где принцессой. объявляет Эта бессмертная история, рассказанная нам Эрнстом Амадеем королева своей       МариГофманом   и  бережно   перенесённая   в   музыкальное   измерение Петром Ильичом Чайковским, напоминает взрослым о том, что не   всё   в   мире   можно   купить.   Есть   ещё   и   настоящие неподдельные чувства!  Одна из ярчайших мелодий балета – «Па­де­де» из II действия. Выдающийся балетмейстер М. Петипа назвал «потрясающей по своему воздействию». (Па­де­де – танец двоих.) Эта   мелодия,   возникающая   после   неторопливого   вступления, начинается   сразу   с   высшей   своей   точки.   Такой   тип   мелодии получил название «вершина­источник». Подобно водопаду, он зарождается на высоте, и затем уже мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента. В   «Щелкунчике»   эта   мелодия   выражает   очень   многое   –   и страдания главных героев – Мари и Щелкунчика, и отвагу их помыслов и поступков, и, наконец, огромную всепобеждающую силу чистой любви.Слушая   мелодию   «Па­де­де»   из   балета   «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке  от живой  выразительности человеческой речи! Наверное, в этом её свойстве снова и снова обнаруживает   себя   происхождение   мелодии   от   интонации человеческого   голоса.   Ей   доступны   малейшие   оттенки   ­   и вопрос, и восклицание, и даже многоточие... Вслушайтесь   в   интонационное   развитие   музыки   этого фрагмента   ­   и   вы   убедитесь,   что   в   нём   присутствует   всё многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чём великий романтик Г. Гейне сказал: «Где кончаются слова, там   начинается   музыка».   Может   быть,   правота   этих   слов особенно   очевидна,   если   речь   идёт   о   мелодии:   ведь   из   всех сторон   музыкальной   выразительности   именно   мелодия   ближе всего к интонации живой речи. Мелодию по праву можно назвать языком, который близок и понятен   всем   –   людям,   живущим   в   различные   времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым. Не означает лиэто,   что   мелодия   «угадывает»   нас   самих   –   наши   затаённые чувства,   наши   мысли?   Ведь   не   случайно   говорят:   «струны души»,   когда   хотят   выразить   то,   что   даёт   нам   возможность воспринимать   и   любить   безграничную   прелесть   окружающего мира. Вопросы и задания: 1. Какие   чувства   выражает   мелодия   «Па­де­де»   из   балета «Щелкунчик» П. Чайковского? 2. Почему музыку балета «Щелкунчик», написанную на сюжет немецкой сказки, можно назвать истинно русской? 3. Вспомните несколько мелодий, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, весёлая и т. д.«Мелодией одной звучат печаль и радость» Содержание: 1. Моцарта. Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А.  2. Разноплановость художественных образов в творчестве  Моцарта.3. Выражение скорби и печали в «Реквиеме» В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из «Реквиема» В. А. Моцарта). Музыкальный материал: 1. В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». I часть.  Фрагмент (слушание); 2. 3. В. А. Моцарт. «Реквием. Лакримоза» (слушание); Вокализ на тему «Лакримоза» из «Реквиема» В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение) Характеристика видов деятельности: 1. Осознавать интонационно­образные, жанровые и стилевые  основы музыки (с учётом критериев, представленных в  учебнике). 2. Воспринимать и сравнивать различные по смыслу  музыкальные интонации при прослушивании музыкальных  произведений.3. Воспринимать и соотносить характерные черты творчества  отдельных зарубежных композиторов (В. А. Моцарта). Стихия музыки – могучая стихия, Она чем непонятней, тем сильней. Глаза мои, бездонные, сухие, Слезами наполняются при ней. Она и не видна, и невесома, И мы её в крови своей несём. Мелодия всемирная истома, Как соль в воде, растворена во всём…                               Евгений Винокуров Немало   на   свете   и   весёлых   мелодий,   рождённых   в   минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад ­ большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и   подвижные   мелодии,   полные   очарования   и   оптимизма (оптимизм – бодрость, жизнерадостность).Кому   не   знакома   прелестная   и   грациозная   (грациозный   – изящный,   стройный)   «Маленькая   ночная   серенада»   В.   А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи! В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием.   Разумеется,   смысл   музыки,   исполнявшейся   в   его честь,   был   вовсе   не   лирическим   и   не   сокровенным,   как   в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. В таком ночном концерте участвовало несколько человек ­ ведь радость объединяет людей! Для   исполнения   серенады   Моцарта   требовался   струнный оркестр ­ собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи. Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом.   В   её   звуках   оживает   облик   старой   Вены, необычайно   музыкального   города,   где   днём   и   ночью   можнобыло   услышать   чудесную   музыку.   Лёгкость   и   ловкость изложения подчёркивает, что это не драматическая история, а не более чем беззаботная прелестная музыкальная шутка. Очарованный   светлыми   моцартовскими   мелодиями,   русский певец   Ф.   Шаляпин   так   выразил   своё   отношение   к   великому венскому   классику:   «Идёшь   в   дом,   простой,   без   лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт». В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта   ­   та,   что   связана   с   самыми   светлыми   образами   и настроениями.   Но,   пожалуй,   во   всей   многовековой   истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибкии заблуждения. В ней человек не только занят обычными делами ­ ходит в детский сад или в школу, занимается спортом или играет   на   компьютере.   Кроме   всего   этого   он   задаётся   очень многими вопросами, пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том,   что   составляет   более   важные   и   серьёзные   проблемы   ­ проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти. Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья,   которыми   живёт   человек.   И   поэтому   не   следует удивляться,   когда   тот   же   самый   Моцарт,   написавший «Маленькую   ночную   серенаду»,   тот   Моцарт,   которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом ­ богом солнца музыки,   о   котором   восклицал:   «Вечный   солнечный   свет   в музыке­ имя тебе Моцарт!» ­ создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений ­ свой Реквием.Умирающий   композитор,   последние   месяцы   своей   жизни посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная (погребальный ­ похоронный) песнь. Не могу оставить её незавершённой». «Реквием» ­   последнее, произведение  композитора  и одно из самых вдохновенных и глубоких музыкальных творении XVllI века ... Заказ написать «Реквием» (траурную мессу) Моцарт получил в июле 1791 года. Заказчик, незнакомый композитору человек в тёмном плаще, не пожелал открыть своего имени, но с большой аккуратностью   гонорар. Впоследствии,   много   лет   спустя   после   смерти   Моцарта, выяснилось,   что   таинственный   незнакомец   был   управляющим некоего   графа   Вальзега,   меломана   и   музыканта­любителя. Стремясь   прослыть   композитором,   граф   скупал   чужие сочинения,   переписывал   их   от   руки   и   выдавал   за   свои.   Так поступил   он   и   с   «Реквиемом»,   который   в   1793   году   был выплачивал     обещанныйисполнен   как   произведение   графа   Вальзега   в   память   его покойной жены. Когда в начале XIX века в печати появилось сообщение   о   предстоящей   публикации   «Реквиема»   Моцарта, возмущённый   граф   потребовал   у   вдовы   композитора возмещения убытков». «Реквием» Моцарта написан на традиционный латинский текст католической   заупокойной   службы,   которая   сложилась   в далёком   средневековье.   Содержание   текста   ­   мольба   ...   о даровании   вечного   покоя   умершим,   мистические   картины страшного   суда,   образ   бога   ­   грозного   и   милосердного, карающего прощающего. Этот канонизированный текст послужил Моцарту лишь канвой, по   которой   устремилась   его   творческая   мысль.   Гений композитора   возвысился   над   церковными   канонами.   Не погребальную мессу ­ Моцарт создал бесценный памятник своей эпохи великих философов, революционеров, музыкантов... Его «Реквием» ­ это глубокая и мудрая трагическая поэма о жизни ии     и   смерти,   о   судьбах   личности   и   всего   человечества;   это взволнованная,   трогательная   исповедь   человеческой   души, живущей между отчаянием и надеждой, правдивый рассказ о её сомнениях и страхах. И что особенно важно, в музыке Моцарта рядом   с   религиозным   смирением,   с   готовностью   предстать перед   «высшим   судом»,   клокочет   мужественный,   страстный протест смерти. Вот почему католическая церковь весьма неохотно допускала исполнение   моцартовского   «Реквиема»   в   своих   службах,   вот почему   он   стал   преимущественно   достоянием   концертной эстрады и пользуется несравненной популярностью в наши дни. Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением  принялся за работу, в то время как болезнь  уже подтачивала его силы. неприятиеДушевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной драматической силой передал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Вот как говорил композитор о своих тревогах незадолго до смерти. Мне день и ночь покоя не даёт Мой чёрный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам ­ третий Сидит… Популярная легенда о том, что композитор был отравлен своим соперником Антонио Сальери, определённо не имеет под собой оснований. Моцарт   не   успел   завершить   свой   Реквием.   Незаконченные разделы   после   смерти   композитора   были   дописаны   его учеником Ф. 3юсмайром, который был посвящён Моцартом в замысел всего сочинения.Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема   заключена   его   непостижимая   глубина   и   сила, воплотившая   в   себе   последнюю   волю   великой   души,   уже овеянной дыханием вечности? Моцарт остановился в начале «Lacrimosa», дальше он не мог уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону   сочинения,   после   гнева,   ужаса,   мрака   предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби.  Мелодия «Lacrimosa» («Слёзный день») основана на интонации вздоха   и   плача,   одновременно   являя   образец   глубокой искренности   и   благородной   сдержанности   чувства. Необычайная задушевность и красота этой музыки сделали её широко популярной. Вопросы и задания: 1. Какие настроения передаёт «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта? Как вы думаете, почему над этой музыкой не2. 3. властно   время,   почему   её   с   удовольствием   слушают   и взрослые, и дети во все времена? Какие интонации звучат в «Lacrimosa» из «Реквиема» В. А. Моцарта? Задумайтесь:   «Маленькая   ночная   серенада»   и   «Реквием» принадлежат   перу   одного   композитора.   Почему,   по­вашему, они такие разные? 4. Приведите примеры различных произведений одного автора (из области литературы или живописи), которые отличались бы контрастным характером. Пространство фактуры Содержание: 1. Стремительное движение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды».2. Пространство   фактуры   во   фрагменте   «Утро   в   горах»   из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Музыкальный материал: 1. (слушание); С.   Рахманинов,   стихи   Ф.   Тютчева.   «Весенние   воды» 2. Ж. Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию из оперы «Кармен» (слушание) Характеристика видов деятельности: 1. Понимать значение   художественной выразительности   (фактуры)   в   создании   музыкального произведения   (с   учётом   критериев,   представленных   в учебнике). средств     2. 3. Рассуждать о яркости образов в музыке. Творчески   интерпретировать   содержание   и   форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.Известно, что фактура ­ дословно «изготовление», «обработка» (лат.),   а   в   музыке   ­   музыкальная   ткань   произведения,   его звуковая   «одежда».   Если   в   пьесе   ведущим   голосом   является мелодия,   а   остальные   голоса   ­   аккомпанементом,   аккордами гармонии,   то   такая   фактура   называется   гомофонно­ гармонической. Гомофония (от греч. Homos ­ один и phone ­ звук,   голос)   –   тип   многоголосия   с   разделением   голосов   на главный и сопровождающие. Она имеет множество разновидностей. Основные из них: 1. Мелодия с аккордовым сопровождением; 2. Аккордовая фактура; это последовательность аккордов, в которых верхний голос представляет собой мелодию; 3. Унисонная фактура; мелодия излагается одноголосно или в унисон (лат. один звук). Другой важнейший тип ­ полифоническая фактура, что значит «многоголосная».   Каждый   голос   полифонической   фактуры   ­самостоятельная   мелодия.   Полифоническая   фактура   связана прежде   всего   с   полифонической   музыкой.   Двух   ­   и трёхголосные инвенции И. С. Баха, написаны в полифонической фактуре. Такие понятия, как «имитация», «фуга», упоминавшиеся ранее, относятся   к   полифонической   музыке.   Сочетание   гомофонно­ гармонической   и   полифонической   фактуры   можно   найти   в различных произведениях. Таким образом, фактура ­ это способ изложения музыкального материала: мелодии, аккордов, фигураций, подголосков и т. д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует   эти   средства   музыкальной   выразительности, обрабатывает: ведь factura, как мы уже сказали, есть обработка. Фактура   неразрывно   связана   с   жанром   музыкального произведения, его характером, стилем. Обратимся   к   романсу   С.   Рахманинова   ­   «Весенние   воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он не только передаёт образстихотворения, но  и вносит  в  него новую   стремительность  и динамику. Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят ­ Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут, и гласят ... Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!» Весна идёт, весна идёт! И тихих, тёплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней. Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По­особенному светло и солнечно звучит тональность ми­бемоль   мажор.   Движение   музыкальной   фактуры   ­бурлящее,   охватывающее   ломающих   все   преграды.   огромное стремительное, пространство, подобно мощному и весёлому потоку весенних вод,   Нет   ничего   более противоположного   по   чувству   и   настроению   недавнему оцепенению зимы с её холодной тишиной и бестрепетностью. В «Весенних водах» ­ чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка   романса   как   будто   намеренно   построена   таким образом,   чтобы   избежать   всего   успокаивающего, убаюкивающего.   Окончания   почти   всех   мелодических   фраз   ­ восходящие;   они   содержат   даже   больше   восклицаний,   чем стихотворение. Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом   произведении   не   просто   аккомпанемент,   а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности   порой   превосходящий   даже   солирующий голос!Любовь земли и прелесть года, Весна благоухает нам! – Творенью пир даёт природа, Свиданья пир даёт сынам!.. Дух жизни, силы и свободы Возносит, обвевает нас! .. И радость в душу пролилась, Как отзыв торжества природы, Как Бога животворный глас! .. Эти   строки   из   другого   стихотворения   Ф.   Тютчева   ­   «Весна» звучат как эпиграф к романсу ­ может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики. Огромную роль выполняет фактура в тех произведениях, где необходимо передать идею музыкального пространства. Одним из примеров может служить Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен», которая называется «Утро в горах».Уже   само   название   определяет   характер   музыки,   рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа. Слушая   данный   фрагмент,   мы   буквально   видим,   как   первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство. Начальное проведение мелодии даётся в высоком регистре. Её звучание по отношению к аккомпанементу составляет диапазон трёх октав. Каждое последующее проведение мелодии даётся по   нисходящей   линии   –   голоса   сближаются,   динамика нарастает, наступает кульминация. Итак, мы видим, что в фактуре запечатлевается всё, что связано с   выразительностью   музыкального   звучания.   Одинокий   голос или мощный хор, стремительное движение воды или бескрайнее горное   пространство   –   всё   это   рождает   собственнуюмузыкальную   ткань,   этот   «узорный   покров»   фактуры,   всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный. Вопросы и задания: 1. Какие   чувства   выражены   в   романсе   «Весенние   воды»   С. Рахманинова?   Как   эти   чувства   выражаются   в   фактурном изложении произведения? 2. 3. За   счёт   чего   создаётся   впечатление   музыкального пространства в музыкальном антракте «Утро в горах» Ж. Бизе? Вспомните,   в   каких   музыкальных   жанрах   используется фактурное пространство значительного диапазона. С чем это связано? Какой бывает музыкальная фактура Содержание:1. Фактура как способ изложения музыки. 2. Различные  варианты  фактурного  воплощения  (на примере фрагментов нотной записи) 3. Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского­Корсакова). 4. Мелодия   с   сопровождением   (на   примере   романса   С. Рахманинова «Сирень»). 5. «Фактурный   узор»:   зрительное   сходство   фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени. Музыкальный материал: 1. Н.   Римский­Корсаков.   Первая   песня   Леля   из   оперы «Снегурочка» (слушание); 2. 3. С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. «Сирень» (слушание); Г.   Струве,   стихи   С.   Маршака.   «Пожелание   друзьям» (пение);4. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «До чего дошёл прогресс!» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Исследовать   разнообразие   и   специфику   фактурных воплощений в музыкальных произведениях. 2. Сравнивать музыкальные  произведения с точки зрения их фактурного воплощения. 3. Находить   ассоциативные   связи   между   художественными образами музыки и изобразительного искусства.   главных   средств   музыкальной   выразительности Из складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого   лица   может   быть   множество   выражений.   И «выражением   лица»   «ведают»   дополнительные   средства. Фактура ­ одно из них. Дословно   «фактура»   означает   «обработка».   Мы   знаем,   что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можноотличить   одну   ткань   от   другой.   У   каждого   музыкального произведения   тоже   есть   своя   «звуковая   ткань».   Когда   мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы   мелодия   или   гармония   зазвучала   выразительно, композиторы   используют   различные   приёмы   и   способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры. Прежде   чем   понять,   что   означает   выражение   «музыкальная фактура», давайте рассмотрим нотные примеры. Мы  видим, что  все   примеры  отличаются  своим  графическим изложением. Первый пример представляет собой вертикальные «аккордовые столбы», второй – волнообразную линию, третий – своеобразное трёхэтажное   построение, четвёртый   –   похожий   на кардиограмму   (кардиограмма   –   графическое   изображение работы сердца) музыкальный рисунок.«узор»,   «орнамент», Именно способ изложения музыки называется фактурой. Может   быть,   оттого,   что   фактура   наиболее   ярко   выражает область   музыкального   художества   ­   линии,   рисунки,   нотную графику, ­ она получила множество различных определений. «Музыкальная   ткань»,   «контур», «фактурные   пласты»,   «фактурные   этажи»   ­   эти   образные определения   указывают   на   зрительность,   живописность, пространственность фактуры. Выбор определённой фактуры зависит от многих причин – от музыкального   содержания,   от   того,   где   исполняется   данная музыка,   от   тембрового   состава.   Например,   полифоническая музыка,   предназначенная   для   звучания   в   храме,   требует значительного   фактурного   пространства.   Лирическая   музыка, связанная   с   передачей   чувств   человека,   как   правило, одноголосна.   Её   звучание   представляет   сжатие   фактуры   до одного­единственного голоса, поющего свою одинокую песнь.Иногда   одноголосное   изложение   мелодии   используется композиторами для выражения красоты того или иного тембра. Так, пастуший рожок солирует во вступлении к Первой песне Леля   из   оперы   Н.   Римского­Корсакова   «Снегурочка»,   вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки. Юный   пастушок   Лель   является   олицетворением   искусства музыки   и   солнечной,   неотразимо   влекущей   любовной   силы. Любовь и искусство ­ дары Ярилы и одновременно выражение неиссякаемых человека. В том, что Лель ­ простой пастух, в том, что его песни народны, заключён   глубокий   смысл.   В   образе   Леля   Островский   и Римский­Корсаков   прославили   народное   искусство   и подчеркнули его жизнеутверждающую сущность. Не случайно Лель,   единственный   из   ведущих   действующих   лиц   оперы, охарактеризован  почти исключительно  песнями  ­  сольными и хоровыми,   где   он   выступает   запевалой.   Инструментальная сторона   в   музыкальной   характеристике   Леля   представлена творческих     силмногочисленными   пастушескими   наигрышами.   Иные   из   них   ­ подлинно народные. Звучание   деревянных   духовых   инструментов   и   чаще   всего солирующего   кларнета   (подражание   пастушескому   рожку) придаёт   музыке   Леля   яркую   народную   окраску. Первая   песня   Леля   «Земляничка­ягодка»   ­   протяжная заунывная.   В   ней   Римский­Корсаков   с   замечательным искусством   передал   характер   и   музыкальные   особенности лирических   народных   песен:   плавную   распевность,   часто встречающуюся вокализацию, неполные (без терции) созвучия и унисоны   в   концах   фраз.   Большую   прелесть   и   своеобразие придают песне многочисленные «разводы» ­ наигрыши флейты и английского рожка с их народным тембровым колоритом. Однако   исключительно   одноголосная   фактура   –   явление достаточно   редкое.   Гораздо   чаще   мы   видим   другой   тип фактуры – мелодию с сопровождением, которые, как правило, дополняют друг друга. Вспомните песню Ф. Шуберта «В путь».В   ней   звучит   не   только   бодрая   мелодия,   но   и   вращение мельничного жёрнова в партии фортепиано, создающего яркое зрительное впечатление. Песня   Ф.   Шуберта   «В   путь»   открывает   цикл   «Прекрасная мельничиха».   В   нём   рассказывается   о   том,   как   мельник отправился в путь, о любви молодого простодушного героя ­ это очередная романтическая история одинокой души. Счастье человека так близко, его надежды так светлы, но им не суждено сбыться,   и   лишь   ручей,   ставший   с   первых   минут   другом мельника, утешает его, печалясь вместе с ним. Он как бы влечёт юношу за собой в путь. На фоне этого журчания звучит простая, народная по характеру мелодия. Богатство музыкальных образов позволяет использовать разные приёмы   фактуры.   Так,   в   романсе   С.   Рахманинова   «Сирень» рисунок   аккомпанемента   имеет   чисто   зрительное   сходство   с формой   цветка   сирени.   Музыка   романса   светла   и   чиста,   как юность, как цветение весеннего сада:Поутру, на заре, по росистой траве Я пойду свежим утром дышать; И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду своё счастье искать ... В жизни счастье одно мне найти суждено, И то счастье в сирени живёт; На зелёных ветвях, На душистых кистях Моё бедное счастье цветёт. Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении   Ивановка.   В   то   странное   лето   сирень   расцвела   «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».Что же ещё, какие чувства и настроения заставляют фактуру то сжиматься,   то   оформляться   в   пространство,   то   принимать форму прелестного весеннего цветка? Вероятно, ответ на этот вопрос следует искать в живом обаянии образа, в его дыхании, красках, неповторимом облике, а главное ­ в том переживании образа, которое вносит в свою музыку сам композитор. Никогда музыкант не обращается к теме, которая ему не близка и не находит отклика в его душе. Не случайно многие   композиторы   признавались,   что   никогда   не   писали   о том, чего не пережили, не прочувствовали сами. Поэтому,   когда   зацветает   сирень   или   земля   покрывается снегом,   когда   восходит   солнце   или   струи   быстрой   воды начинают   играть   разноцветными   бликами,   художник испытывает те же чувства, какие испытывали миллионы людей во все времена. Он   так   же   радуется,   грустит,   любуется   и   восхищается безграничной красотой мира и его чудесными превращениями.Свои   чувства   он   воплощает   в   звуках,   красках   и   рисунках музыки, наполняя её дыханием жизни. И если его музыка волнует людей, значит, в ней не просто ярко запечатлены   образы   сирени,   утреннего   солнца   или   реки,   но угаданы те переживания, которые испокон веков испытывают люди при соприкосновении с красотой. Поэтому,   наверное,   не   будет   преувеличением   сказать,   что каждое   такое   произведение,   как   бы   ни   были   сокровенны чувства, вдохновившие автора, ­ памятник всем цветам мира, всем   его   рекам   и   восходам   солнца,   всему   безмерному человеческому восхищению и любви. Вопросы и задания: 1. Что обозначает слово «фактура» в музыке? 2. Какие   образные   определения   применимы   к   различным видам фактуры?3. Почему   в   Первой   песне   Леля   из   оперы   «Снегурочка»   Н. Римского­Корсакова используется одноголосная фактура? 4. Как содержание музыкального произведения влияет на его фактурную запись? Расскажите на примере романса «Сирень» С. Рахманинова. Философия фуги Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. Содержание: 1. Фуга как высшая форма полифонических произведений. 2. Интеллектуальный смысл жанра фуги. 3. 4. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. Художественный материал: 1. М. Чюрленис. Фуга. Музыкальный материал:1. И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание); 2. И. С. Бах. Фуга № 8, Ре диез минор ХТК, Том 1 (слушание); 3. И. С. Бах. Фуга № 2, До минор ХТК, Том 1 (слушание); 4. И. С. Бах. Фуга № 4, До диез минор ХТК, Том 1 (слушание). Характеристика видов деятельности: 1. Воспринимать   характерные   черты   творчества   отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха). 2. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодико­ гармонической   организации,   использованию   полифонических приёмов   и   форм)   музыку   отдельных   выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха). 3. Находить   ассоциативные   связи   между   художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4. Творчески   интерпретировать   содержание   и   форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.При   всём   многообразии   многоголосной   музыки   полифония достигла своего высшего выражения в фуге. Фуга ­ это форма полифонических произведений, в начальная которой   тема   проводится   поочерёдно   во   всех   голосах.   Тема фуги   представляет   собой   яркую   и   выразительную   мелодию. Встречаются темы   песенного, танцевального, сосредоточенного характера. Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое   увеличение   или   уменьшение,   зеркальное отражение (изложение звуков в противоположном направлении) не   только   обогащают   её   звучание,   но   придают   ей интеллектуальный   (интеллектуальный   –   мыслительный, умственный) смысл. Порой фуга привлекала не только композиторов, но и тех, кто пытался   в   другие   виды   искусства   внести   идею   музыки, музыкальности. Внимательно рассмотрите картину «Фуга» М. Чюрлёниса.Музыкальная   картина   Чюрлениса   «Фуга»   ­   это   уникальное явление в мировой живописи, не имеющее до сих пор аналогов. Удивительный ритм ёлочек, напоминающих ноты, изысканность прозрачных звучащих красок, всё это вместе создаёт ощущение соприкосновения   с   той   нездешней   музыкой,   по   сравнению   с которой   земная   есть   слабое   её   отражение.   Чюрленис, синтезируя музыку и живопись, как бы сам уплотнял звуки в живописные,   делая   последние утончёнными и прозрачными. «Зримая» музыка этой картины угадывается в передаче идеи музыкального   многоголосия,   зеркального   отражения   и ритмического увеличения. Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих и многих композиторов. Фуга   в   переводе   с   латинского   языка   означает   «бег».   Она строится   по   определённым   исторически   сложившимся   пластические   формы,которые   обеспечивают   ей   внутреннюю правилам, уравновешенность, стройность и строгость. Так, фуга пишется обычно для определённого числа голосов. Первый   раздел   фуги   называется   экспозицией   (в   переводе означает   изложение).   В   ней   тема   излагается   во   всех   голосах последовательно. В среднем разделе фуги – разработке ­ даётся интенсивное   развитие   темы   при   помощи   различных   средств: усиления динамики, частой смены тональностей, гармонической неустойчивости.   С   возвращения   главной   тональности начинается третий раздел фуги ­ реприза. С французского языка это слово переводится как возобновление, повторение. Тема в репризе звучит только в основной тональности. В противовес разработке   с   её   тональной   неустойчивостью   реприза   должна создать у нас ощущение тонального равновесия, устойчивости и завершённости всего произведения.Для Баха полифония была не только средством выражения музыкальных мыслей: Бах был подлинным поэтом полифонии…  Так,   И.   С.   Бах,   этот   величайший   из   великих   музыкантов, огромный круг своих музыкальных замыслов воплотил именно в фуге   ­   то   монументальной,   то   лирической,   то   строгой,   то шутливой. Один   из   ярчайших   примеров   воплощения   фуги   – полифонический двухчастный цикл Органная токката и фуга ре минор И. С. Баха. Это произведение, столь сильное по своему эмоциональному   воздействию,   известно   во   всём   мире.   В   нём сочетаются   мощь   и   сила,   нежность   и   лирика.   Всё   это великолепно   передано   в   звучании   органа   –   инструмента поистине безграничных выразительных возможностей. Орган ­ инструмент, которым Бах, подобно Генделю, владел в высшем совершенстве. По своим выразительным возможностямон до некоторой степени заменял ему одновременно оркестр, клавир   и   даже   хор.   В   общении   с   этим   «инструментом­ наперсником»   полнее   всего   раскрывались   характерные   черты его   артистической   натуры.   Нигде   более   не   бывал   он   так патетически   вдохновенен,   мощен,   богат   полифонически, виртуозно блестящ. И ни в какой инструментальной сфере не изливалась   так   искренне   его   интимная   лирика,   исповеди   его души. Старые   итальянские   мастера   называли   в   XVI   веке   токкатой фантазии для клавишных инструментов. Слово это произошло от toccare ­ касаться (имеется в виду касание клавиш органа или клавесина).   В   токкате   композитор   свободно   переходит   от одного   эпизода   к   другому:   сменяют   друг   друга   пассажи, аккорды, напоминающие торжественное звучание хора, а иногда и строгие полифонические фрагменты типа фугато.  Токката Баха ­ это разлив импровизации. («Импровизация» в переводе   с   итальянского   языка   означает   непредвиденный.Импровизировать ­ значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее,   сочинять   без   предварительной   подготовки,   тут   же исполняя   сочинение.)   Бах   отводит   ей   роль   вступления,   она создаёт атмосферу, которая необходима для восприятия более глубокой мысли, заложенной в фуге. Эта токката ­ грандиозное вступление   к   фуге,   которая   как   монументальное   здание вырастает на наших глазах.  Фуга возводится, как на фундаменте, на теме, которая звучит одноголосно и напоминает колокольный звон. Только   она   отзвучала,   её   подхватывает   выше   другой   голос. Затем тема появляется в третьем голосе в ещё более высоком звенящем органном регистре. Наконец, в сопровождении трёх голосов   мы   слышим   тему,   величаво   гудящую   в   басу. Экспозиция закончилась показом темы во всех четырёх голосах. Если бы, слушая эту токкату, вы засекли время, то обнаружили бы: не прошло и минуты, а как уже выросло это музыкальное здание.В   разработке   Бах   проводит   тему   в   новых   тональностях,   в разных   регистрах.   Между   её   проведениями   он   располагает новые интермедии. Они очень похожи на галереи, соединяющие разные части здания, или изогнутые арки, возносящие вверх всю постройку. В   репризе   тема   звучит   в   основной   тональности,   сплетаясь   с новыми голосами. Нам уже кажется, что здание наше достигло своей вершины и сейчас автор увенчает его шпилем. Но нет! Ещё   одна   импровизация.   Фуга   заканчивается   виртуозными пассажами, похожими на токкату, и полнозвучными органными аккордами. Вот как великий музыкант­архитектор возводит здание своей фуги. Эмоциональная   и   философская   сущность   музыки   Баха   ­   в глубочайшей человечности, в самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своём искусстве Бахпоказывает   самое   благородное   и   прекрасное,   что   таится   в человеке; пафосом этической идеи исполнено его творчество. Не в активной борьбе и не в героических подвигах изображает Бах своего героя. Сквозь душевные переживания, размышления, чувства   отражено   его   отношение   к   действительности,   к окружающему миру. Бах не уходит от реальной жизни. Именно правда   действительности,   тяготы,   претерпеваемые   немецким народом,   рождали   образы   потрясающего   трагизма;   недаром тема страдания проходит через всю баховскую музыку. Но безотрадность окружающего мира не могла уничтожить или вытеснить   извечного   чувства   жизни,   её   радостей   и   великих надежд.   Темы   ликования,   восторженного   воодушевления переплетаются с темами страдания, отражая действительность в её контрастном единстве. Наследие Баха давно стало достоянием человечества и в наши дни   оказывает   могучее   эстетическое   и   нравственное воздействие на массы людей, жадно тянущихся ко благам мираи   свободы,   к   культуре   и   знанию,   к   свету   и   художественной красоте. Вопросы и задания: 1. 2. Какое музыкальное произведение называется фугой? Расскажите   о   своём   впечатлении   от   прослушивания Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха. Какие чувства переданы в этой музыке? 3. Назовите   особенности   фуги,   которые   запечатлены   на картине М. Чюрлёниса. Как вы считаете, эта картина – точное изображение фуги или в большей степени метафора? Мир образов полифонической музыки Содержание: 1. Смысл понятия полифония.Выдающиеся композиторы­полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. 2. 3. 4. Полифоническая музыка в храме. 5. Жанр канона; его отличительные особенности. 6. Полифонический приём «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»). Музыкальный материал: 1. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание); 2. В.   А.   Моцарт.   «Dona   nobis   pacem»   («Да   будет   мир») (слушание, пение); 3. «Камертон».   Норвежская   народная   песня,   обработка   Г. Струве (пение). Характеристика видов деятельности:1. Осознавать   значение   искусства   в   жизни   современного человека. 2. Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве (с учётом критериев, представленных в учебнике). 3. Воспринимать   характерные   черты   творчества   отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта). 4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии,   полифоническим   приёмам)   музыку   отдельных выдающихся   композиторов   прошлого   (И.   С.   Баха,   В.   А. Моцарта). Сущность полифонии именно в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве высшего порядка… (М. Бахтин)или     вокально­инструментальной Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. Её возникновение относится к XII веку. В переводе с греческого языка   слово   «полифония»,   означает   «многозвучие».   Оно указывает   на   то,   что   речь   идёт   о   музыке   многоголосной   ­ вокальной, чисто инструментальной. Но не только наличие нескольких голосов связывается в музыке с   понятием   полифонии   ­   ведь   многоголосие   встречается   и   в народных песнях, и в оперных ансамблях, и в хоровой музыке. Во всех этих видах музыкального творчества, конечно, может присутствовать полифония. Однако с полифонией, как правило, ассоциируется   особый   мир   музыкальной   образности,   прежде всего   тот,   который   зародился   в   недрах   церковной   музыки   и достиг   своего   расцвета   у   мастеров   средневековья, Возрождения,   в   творчестве   И.   С.   Баха,   у   композиторов последующих эпох, таких, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Дж. Верди, И. Брамс, и многих других.море, Когда с высоты более двух столетий мы смотрим на музыку Баха,   она   представляется   нам   грандиозным   фундаментом,   на котором   покоится   всё   музыкальное   творчество   нового   и новейшего времени, включая нашу современность. Слово «Бах», как известно, по­немецки  значит «ручей». Когда­то Бетховен сказал о своём великом предшественнике: «Не ручей, а море ему имя!» Если бы Бетховен жил в наши дни, он говорил бы не о океане! Действительно,   могучие   традиции   Баха   оплодотворили творчество едва ли не всех живших после него композиторов. Каждый   из   них   чему­нибудь   у   него   учился   и   чему­нибудь научился. Своим учителем считали Баха композиторы классической поры –   Гайдн,   Моцарт,   Бетховен,   своим   учителем   считали   его   и композиторы­романтики  – Шуберт, Шуман, Шопен и другие.   возросшим   в   сравнении   с Огромным, предшествующим   столетием   интересом   к   Баху   отмечено   несомненно, а   обXX     творчество века. музыкальное После   Баха   не   было,   кажется,   ни   одного   композитора,   на котором   в   той   или   иной   мере   не   сказалось   бы   влияние баховских традиций. И уж наверняка не сыскать композитора, который   бы   не   любил   Баха,   не   восхищался   его   музыкой,   не преклонялся бы перед его гигантским даром, перед силой его могучего   человеколюбивого   искусства,   перед   его необыкновенным мастерством. В   полной   мере   это   относится   к   русским   музыкантам­ композиторам,   исполнителям,   критикам.   Глинка   называл музыку Баха чудесами поэзии и изобретения и в одном из писем к сестре отмечал, что ежедневно в два часа по полудню играет на   фортепиано   фуги   Баха.   Это   входило   важным   звеном   в распорядок дня. Как перекликается это с высказыванием нашего замечательного современника Дмитрия Шостаковича: «Я ежедневно играю на   это   стало   моей   настоятельной фортепиано   Баха, егопотребностью». И если Бах написал в своё время два цикла, каждый   из   которых   содержит   24   прелюдии   и   фуги   для фортепиано,   то,   отдавая   дань   преклонению   перед   великим музыкантом, к торжествам, связанным с двухсотлетием со дня его смерти, Шостакович создаёт аналогичный цикл, состоящий также   из   24   прелюдий   и   фуг,   в   музыке   которых   даже   не слишком искушённое ухо без труда уловит интонации русской народной песенности. Родион Щедрин говорил о том, что творчество Баха помогает ему, вдохновляет его, воодушевляет, что он видит в нём самое близкое   приближение   к   идеалу,   считая   идеалом   всякого творчества   полнейшее   слияние   ума   и   сердца.   Действительно, поэтичнейшие   чувства   сливаются   в   музыке   Баха   с   глубиной мысли   и   с   композиторским   мастерством,   совершенство которого и сегодня продолжает поражать даже самых мудрых, музыкантов. самых Если бы Бах дожил до нашего времени, его музыка, конечно же, опытныхочень во многом отличалась бы от той, какую он создавал, живя почти три столетия тому назад. Поэтому учиться у Баха (как и у другого, впрочем, мастера прошлого) ­ значит не подражать ему, а развивать его традиции, предоставив своему творческому воображению   услышать   такую   музыку,   какую   он   мог   бы сочинить сегодня. Именно так учились у Баха все композиторы нового   и   новейшего   времени   от   Моцарта   и   Бетховена   до Шостаковича и Щедрина. Для них Бах всегда оставался живым, никогда не превращался в музейную мумию. Чем же характеризуется эмоциональный мир полифонии ­ этой обширнейшей   области   творчества,   чьё   господство   в   музыке длилось свыше пяти столетий ­ с XII по XVII век? Прежде   всего   отметим,   что   полифония   ­   особый   способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто недолжен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности»,­ советовал Бах своим ученикам. В словах великого композитора заключён  глубокий смысл. В них   подчёркивается   коренной   характер   полифонической музыки,   рождённой   не   для   утверждения   индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания. Поэтому и жанры полифонической музыки по своему содержанию далеки от тех, что создаются под воздействием земных страстей. Мессы,   мотеты,   хоралы   ­   все   эти   жанры   отмечены   особым, внеличностным   характером,   сдержанностью   чувств,   свободой от всего бытового, суетного, повседневного. Большинство   полифонических   произведений   этого   времени отмечено сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, суетного, повседневного. «Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечнок   Богу»,   ­   говорит   старый   художник   в   повести   Н.   Гоголя «Портрет». Это «вечное стремление к Богу» и есть то главное, что отличает полифоническую музыку прошлых столетий. Всмотритесь   в   изображения   великих   мастеров   живописи,   чьё творчество было неразрывно связано с идеалами христианского искусства, ­ и вы почувствуете высокий покой, свет, чувство нежной любви, сквозящее в каждом жесте. Точно так же свет и покой излучает полифоническая музыка. Её воздействие   на   душу   человека   всегда   было   необыкновенно возвышающим, облагораживающим. Исполнялась   она,   как   правило,   в   храме   с   его   прекрасным   и величественным   интерьером,   где   высота   колонн   и   стен подчёркивала устремлённость к небу. А если учесть, что эта музыка звучала в исполнении органа, полного торжественности и мощи, то сила её воздействия многократно усиливалась.Плавны, как пение хора, Прочь от земли и огней Высятся дуги собора К светлым пространствам ночей… В горний простор без усилья Взвились громады камней… Птичьи упругие крылья – Крылья старых церквей. (Из стих. М. Волошина «Ночь», цикл «Руанский собор») Горний – находящийся в вышине; небесный Давайте вспомним звучание органной хоральной прелюдии И. С. Баха   «Я   взываю   к   Тебе,   Господи».   Её   неторопливый   темп, строгость, состояние возвышенного покоя, благородной сдержанности и красоты. Орган   ­   любимый   инструмент   И.   С.   Баха,   спутник   всей   его творческой жизни. В игре на органе, в импровизациях на этом сосредоточенность     вызываютинструменте,   в   создании   музыки   для   него,   Бах   особенно глубоко   проявил   своё   артистическое   «я».   Он   мог   доверить органу и высокое духовное начало, и строгость, и серьёзность помыслов,   и   величие,   и   пафос   чувств.   Орган   давал   Баху возможность обращаться к людям на том языке, который был ему  особенно   близок. В  условиях  органного  исполнительства раскрылся   дар   Баха­импровизатора.   Композитор­исполнитель поражал   слушателей   глубиной   мысли,   искусством   развития начальной   темы...   и   мастерством   игры.   В   его   импровизациях вдохновенная фантазия сочеталась с мудрым художественным расчётом. Какие же законы отличают полифоническую музыку? Прежде всего в ней присутствует несколько голосов, каждый из которых   ведёт   свою   самостоятельную   мелодическую   линию. Такое равноправие голосов ярко проявляет себя в простейшем полифоническом жанре канона.Обратите   внимание   на   звучание   канона   В.   А.   Моцарта   «Да будет мир».  Главная   начальная   мелодия,   звучащая   в   первом   голосе, переходит   во   второй,   затем   –   в   третий.   Причём   звучание мелодии во втором и третьем голосах повторяется предельно точно.   Такой   приём   повторения   в   музыке   получил   название имитации. Одновременное звучание всех трёх голосов подчинено закону благозвучия.   не   нарушая самостоятельности   других,   выполняет   роль   аккомпанемента, обогащая звучание музыки. Особенности строения полифонических произведений: Полифонические произведения, в основном, имеют следующие особенности строения: 1. Полифонические   произведения   имеют   два   или   более   При   этом   один   голос, голосов.2. Основой   полифонических   произведений   является   тема (основная   мелодия),   многократно   повторяющаяся   в   разных голосах и разных тональностях. 3. 4. 5. 6. Все   голоса   равноправны   между   собой.   Каждый   из   них становится главным во время проведения темы. Голос,   повторяющий   с   некоторым   опозданием   тему   за другим голосом, называется имитацией. Это слово в переводе означает «подражание». Вместе   с   голосом,   ведущим   тему,   звучат   другие   голоса, которые называются противосложениями. В некоторых разделах полифонических пьес не звучит тема ни в одном из голосов. Такие разделы, расположенные между проведениями   темы,   называются   интермедиями   («inter»   в переводе с латинского языка означает «между»). Их развитие часто основано на секвенциях, повторяющих начальный мотив темы.7. Для   полифонического   произведения   также   характерна непрерывность   движения   голосов.   Если   в   одном   из   голосов происходит   остановка   на   длинной   ноте   или   паузе,   то   в остальных движение не прекращается. Вопросы и задания: 1. Что означает слово «полифония»? 2. Что отличает характер полифонической музыки? С чем это связано? 3. 4. Где   преимущественно   исполнялась   полифоническая музыка? Какие   законы   отличают   полифонические   произведения? Расскажите на примере канона «Да будет мир» В. А. Моцарта.Красочность музыкальной гармонии Содержание: 1. Усиление   красочности   музыкальной   гармонии   в   написанных   на   сказочно­фантастические произведениях, сюжеты. 2. Мозаика   красок   и   звуков   в   «Шествии   чуд   морских»   из оперы «Садко» Н. Римского­Корсакова. 3. Всегда   ли   гармонична   музыкальная   гармония.   Что   такое дисгармония? Причины её возникновения. Музыкальный материал: 1. «Шествие   чуд   морских»,   «Появление   лебедей   и   их волшебное   превращение   в   девушек»,   «Пляска   златопёрых   и сереброчешуйных   рыбок»   из   оперы   «Садко»   Н.   Римского­ Корсакова (слушание).Характеристика видов деятельности: 1. Узнавать   по   характерным   признакам   (гармонии)   музыку   Римского­ отдельных   выдающихся   композиторов   (Н. Корсакова). 2. Устанавливать   ассоциативные   связи   между художественными образами музыки и визуальных искусств. Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. 3. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 4. Гармония, прикоснувшись  к тайнам человеческой  души, сама научилась   быть   многоликой,   изменчивой,   текучей.   Ей   стали доступны   самые   различные   выражения   ­   портретные   и пейзажные   характеристики,   цвета   и   цветовые   сочетания. Гармония проникла в «душу» даже неодушевлённых предметов ­ деревьев и облаков, морей и озёр, живых цветов и опавших листьев;   она   стала   выразителем   этих   до   сих   пор   молчавших «обитателей» мира.Необыкновенной   красочности   достигла   гармония   в произведениях,   написанных   на   сказочно­фантастические сюжеты.  Мы   уже   обращались   к   сказочным   музыкальным   образам, составляющим   одну   из   прекраснейших   сторон   музыкального искусства.   Говорили   и   о   великом   музыкальном   сказочнике, каким был Н. А. Римский­Корсаков, создавший целую галерею причудливых   сказочных   персонажей,   образов,   пейзажей.   Их захватывающее эмоциональное воздействие связано со многими особенностями музыкальных средств – красочностью гармоний и тембров, выразительностью ритмов и мелодий. Из былины о Садко Сказки, легенды, предания разных народов мира хранят имена своих   выдающихся   музыкантов.   Так,   в   Древней   Руси   на протяжении   нескольких   веков   слагались   былины   о новгородском гусляре Садко. В одной из них сказывалось:В славном Нове­граде Как был Садко­купец, богатый гость. А прежде у Садка имущества не было: Одни были гусельки яровчатые. Слава о нём рекой лилась по Великому Новгороду: Звали Садка в боярские терема златоверхие, В купеческие хоромы белокаменные. Заиграет он, заведёт напев ­ Все слушают гусляра, не наслушаются ... ...Задумал Садко плыть в далёкие моря – насмотреться чудес невиданных,   побывать   в   странах   неслыханных   да   спеть   там славу Господину Великому Новгороду. И сказал он богатым купцам новгородским: «Кабы была у меня золота казна да дружинушка хоробрая, я не сидел бы сиднем в Нове­городе.  Не стал  бы  жить  по старине   ­  по  пошлине. Не пировал бы день и ночь, не бражничал. Пробегали бы мои бусы­ корабли,   объезжали   бы   моря   синие.   Накупил   бы   я   в   краяхдальних скатна жемчуга да камней самоцветных и понастроил бы   в   Нове­городе   церквей   Божиих   с   золотыми   маковицами. Разнеслась   бы   тогда   по   далёким   морям,   по   раздолью   земли слава Новгорода». Рассердились купцы спесивые, не стерпели упрёк: «Не тебе нас корить,   не   тебе   нас   учить.   Ты   гусляр   простой,   не   торговый гость».   Насмеялись   над   ним   и   прогнали.   Опечалился   Садко, пошёл на берег Ильмень­озера, ударил в струны звонкие и запел песню­кручинушку: Ой, ты тёмная дубравушка! Расступись, дай мне дороженьку. Услыхало   Ильмень­озеро   песню   дивную,   всколыхнулося. Выплыла стая лебёдушек. Обернулись они красными девицами. С   изумительным   мастерством   рисует   композитор фантастическую картину: звучит сопровождаемая форшлагами (форшлаг – один из видов небольших мелодичных вокальных и