Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)
Оценка 4.6

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
9 кл
20.12.2018
Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)
Урок в форме деловой игры может быть использован для подготовки к ОГЭ по математике. Учащиеся знакомятся в процессе игры со строительными профессиями, повторяют решение текстовых задач. Соревнование усиливает мотивацию обучения. Играют 3 команды из 8 учеников. Игровая задача будет достигнута, если команда правильно справится с заданиями.
Решение текстовых задач, 9 класс.docx
Выполнила: Багма Ольга Александровна  (ФИО) учитель математики (должность) МБОУ СОШ №6 (место работы) Пояснительная записка Представляю проект урока в 9 классе с  использованием деловой игры на тему   «Решение   текстовых   задач».  В  основе   учебной   деловой   игры   «Битва Строителей»  лежат общеигровые элементы: знакомство с ситуацией, наличие команд, ситуаций, в которых происходит реализация ролей, различные игровые предметы.  Конспект урока Обобщающий урок по теме «Повторение. Решение текстовых задач».  Тема урока: «Решение текстовых задач».  Класс: 9 класс. Предметная   цель:  обучающиеся   знают   и   умеют  решать   текстовые   задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.  Метапредметная   цель: продолжить  формирование   у   обучающихся   умения определять   цель   работы,   планировать   этапы   ее   выполнения   и   оценивать полученные   результаты,   совершенствование   критериев   оценки   и   самооценки, умения принимать точку зрения другого, организовать учебное взаимодействие в группе. Личностная цель: продолжить формирование способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к учебной деятельности, умение применять полученные знания на практике, потребность в справедливом   оценивании   своей   работы   и   работы   одноклассников.   Развитие навыков самооценки и самоанализа, умение соблюдать дисциплину на уроке.  Задачи:  Обучающий   аспект:   систематизировать   и   обобщить   способы   решения задач  по теме «Решение текстовых задач».  Развивающий   аспект:  продолжить   развивать   умение   анализировать, понимать смысл поставленной задачи, развивать воображение и интуицию Воспитывающий аспект: формировать Я­концепцию, гуманное и толерантное  отношение  к другим людям, способность к сотрудничеству,законопослушание. При   подготовке   к   уроку   были   учтены   возрастные,   психологические, индивидуальные   особенности   обучающихся   класса,   их   способности. Большинство   учеников   имеют   высокую   учебную   мотивацию,   активны,   умеют выделять в информации главное, анализировать, делать выводы.  План урока:  1) Организационный этап.  2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. 4) Применение знаний и умений в новой ситуации – деловая  игра. 5) Физкультминутка. 6) Рефлексия (подведение итогов занятия). 7) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Оборудование:  компьютер,   проектор,   презентационный   материал,   плакаты   с фрагментами домов (фундамент, стены, крыша, украшения для дома).   Методы   и   приемы:   использование   компьютерных   технологий,   проблемно­ поисковый, деловая  игра. Ход урока. План урока: 1) Организационный этап Доброе   утро.   Сегодня   мы   с   Вами   будем   не   просто   повторять   решение текстовых задач, а делать это при помощи деловой игры. Вы к сегодняшнему уроку   должны   были   выбрать   команды.   Сначала   послушаем   выступление учащегося о строительных профессиях.  2) Постановка цели и задач урока Перед Вами облако слов.  Посмотрите и ответьте на мои вопросы: 1.На какие две группы слов можно разделить данное облако? Ответы: 1. Стройка, прораб, рабочий, работу, директор, фирмы, дом, отделка 2. Урок, задача, выполнил, совместная работа В какой форме  мы с Вами проведем урок, и какую цель поставим? Обсуждение и вывод: Деловая игра про строительство, решать задачи  на совместную работу, о стройке. Повторить решение текстовых  задач различными способами.   Итак, Вы строительные организации, которые сначала участвуют в тендере на строительство домов различной сложности и цене контракта,  затем строят. По условиям игры Ваша задача: получить наиболее выгодный контракт, получить премиальные   за   качество   и   быстроту   построения   домов   (решение   задач), поэтому   необходимо   участникам   игры   активно   участвовать   в   ходе   решения задач.   У   вас   есть   возможность   воспользоваться   консультацией   нужных специалистов,   заплатив   за   нее.   Контроль   за   работой   членов   фирм   проводят учетчики   (отслеживают   участие   в   деятельности   строительной   организации). Контроль за деятельностью фирм осуществляют  Роспотребнадзор (учащийся­ консультант) и Ростехнадзор (учащийся­ консультант), генподрядчик (учитель). 3) Обобщение и систематизация знаний: Опрос, который выявит наиболее подготовленную команду 1. Виды   текстовых   задач.     (Основными   методами   решения   текстовых задач являются арифметический и алгебраический.) 2. Способы решения: 3. Какие этапы нужны для решения задач: 4. Решение задачи (кто быстрее) Ответы учащихся: 1. Решить задачу арифметическим методом – это значит найти ответ  на требование задачи посредством выполнения арифметических  действий над числами. 2. Решить задачу алгебраическим методом –  это значит найти ответ на требование задачи, составив и решив уравнение или систему уравнений. 3. Этапы решения задач  Анализ задачи. o Поиск плана решения задачи. o Осуществление плана решения задачи. o Проверка решения задачи. 1. Применение знаний и умений в новой ситуации – деловая  игра Цель   этапа   урока:  творческое   применение   и   добывание   знаний   в   новой ситуации, развитие навыков решения текстовых задач. Дидактическая   цель:  логического   и алгоритмического   мышления   (научился   анализировать,   понимать   смысл поставленной   задачи,  отличать   гипотезу   от   факта,  отчетливо   выражать   свои мысли) Дидактическая   задача:  формирование   умения  анализировать   информацию; делать обобщения, выводы из полученной информации.  совершенствование   навыков обучающиеся   решают   задачи   Игровая   задача:  выступая   в   роли   директоров   строительных   организаций, строителей,     по   предложенной   проблеме «Строительство домов различной сложности». Участники: обучающиеся  9а класса, учитель, гости урока. Роль   учителя:  организатор   деятельности,   координатор   игры;   консультант, энтузиаст, поддерживающий и вдохновляющий детей; специалист, обладающий знаниями (специалист­консультант); эксперт, анализирующий результат игры.  Правила   игры   (краткое   описание).  Во   время   игры   обучающиеся перевоплощаются в строителей, которым необходимо за короткий промежуток времени решить необходимые задачи, чтобы построить дом. Перед   началом   игры   (на   предыдущем   уроке)   составляются   три   команды учащихся по 8 учеников. Учитель, который является генподрядчиком, назначает директоров   строительных   организаций,   затем   по   цепочке   каждый   директор выбирает   себе   заместителя,   затем   те   находят   себе   прорабов,   бетонщиков, каменщиков, кровельщиков, маляров ­ штукатуров, учетчика сделанной работы. Таким образом, формируются игровые коллективы. Строительные организации участвуют в тендере на строительство домов. Выигравшая команда выбирает из трех пакетов наиболее выгодный,  с их точки зрения. Работа будет проходить в группах.   На   столах   лежат   пакеты,   которые   содержат   лист   с   заданиями   и материалы для выполнения заданий. Каждая   группа   получит   по   4   задания   (задания   на   отдельных   листах).   На решение каждой задачи и обсуждение даётся 8 минут. Затем каждая группа представляет вариант ответа, который оформляется на листах бумаги   для контролирующих   органов.   Решение   заданий   по   очереди   показывают строители рабочих профессий: бетонщик, каменщик, кровельщик, маляр – штукатур. Возможно участие  в объяснении решений прораба. В пакетах задания разных уровней сложности. Всего 4 задачи: 1 – фундамент дома, 2 – возведение стен, 3 – крыша, 4 – отделка дома. 1 пакет – построить небольшой дом, стоимость заказа 5 млн. рублей:  базовых задач из 1 части КИМ ОГЭ). 2 пакет –  построить загородный дом, стоимость заказа 8 млн. рублей   (решение задач 1части (3 задачи) и №22 (1 задача)).  3 пакет – построить особняк, стоимость заказа 10 млн. рублей (решение задач 1части (2 задачи) и №22, (2 задачи)). (решение Работать нужно сообща. Выдвигать свои рассуждения. Прислушиваться к мнению других. Задавать вопросы друг другу. Говорить спокойно, тихо, по очереди. Формулировать решение поставленной задачи. За быстрое и правильное  решение дополнительный бонус: 0,5 млн. рублей. 3. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на  1 ошибочный­ 0,3 млн рублей 2 ошибочный­ 0,4 млн. рублей 3 ошибочный – 0,5 млн. рублей Консультация специалистов по проведению строительных работ: 0,5 млн. рублей 4.   Каждая   группа   предлагает   решение   задачи.   Участники   других   групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку решения. 5.   Если   задача   решена   верно,   то   представители   генподрядчика   дают распоряжение выплатить директору строительной организации причитающуюся сумму,   если   не   верно,   капитал   уменьшается.   Окончательный   расчет   фирма получит по завершению работ. Физкультминутка проводится после постройки фундамента и стен дома. Планируемые результаты: 1. Организована совместная деятельность по созданию условий для личностного становления обучающихся. 2. Создана атмосфера взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки. 3. Развиваются партнерские отношения между обучающимися. 4. Обучающиеся овладели умением применения различных способов решения текстовых задач,    научились анализировать, понимать смысл  поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли. Игровые действия/этапы: Игровая задача будет достигнута, если группа успешно выполнит свое задание (быстро, качественно, дружно). Дидактическая задача будет достигнута, если участники игры представят выполненное задание. Продукт   деловой   игры:  каждой   группой   решены   задачи,   предложенные учителем, презентован результат работы группы. 6)Подведение итога урока. Рефлексия. Выставление оценок: Предварительно   после   заключения   экспертов   в   организациях   проводят обсуждение итогов и распределения средств, полученных в ходе игры. Выявляются лидеры, те, кто наиболее продуктивно работали, им ставится на 1 балл выше. Перевод финансов в отметку: Получение 10­14 млн. – «5» 7­9 млн. – «4» Не менее 5 млн­  «3» Ребята, сегодня мы с вами неплохо поработали, возможно не у всех все  получилось, значит не будем отчаиваться, есть возможность все исправить. Есть  в работе лидеры, сегодня у них удачный день. (Обязательный позитив на  следующий урок). Предложение, характеризующее итог урока (произносит  каждая группа).  Оценить по 10­бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „Дело“ 0________10 Учитель подводит общий итог урока. Какие задания усвоены, кому необходимо поработать дополнительно дома. Задача для определения очередности выбора пакета: 1. Приложение 1 2. 3. Задания для пакета № 1 1. Строители должны были проложить 480 м путепровода. За первую неделю они выполнили 35% работы. Сколько метров путепровода проложили  строители за первую неделю?  2. Строительный подрядчик планирует купить 20 тонн облицовочного  кирпича у одного из трех поставщиков. Вес одного кирпича 5 кг. Цены и  условия доставки приведены в таблице. Во сколько рублей обойдется  наиболее дешевый вариант покупки? Поставщик А Б В Цена  кирпича  (руб. за шт) 49 Стоимость  доставки  (руб.) 9000 54 63 6500 5000 Специальные условия Нет Если стоимость заказа выше  200000 руб., доставка бесплатно При заказе свыше 240000 руб.  доставка со скидкой 50%. 3. Строительная кисть, которая стоила 240 рублей, продаётся с 25%­й скид­ кой. При покупке двух таких кистей покупатель отдал кассиру 500 руб­ лей. Сколько рублей сдачи он должен получить? 4. Из объявления фирмы, проводящей обучающие семинары: «Стоимость участия в семинаре — 3000 р. с человека. Группам от органи­ заций предоставляются скидки: от 3 до 10 человек — 5%; более 10 чело­ век — 8%». Сколько рублей должна заплатить организация, направившая на семинар группу из 4 человек? Задания для пакета № 2 1. Акции предприятия распределены между государством и частными лица­ ми в отношении 3:2. Общая прибыль предприятия после уплаты налогов за год составила 11 млн. р. Какая сумма из этой прибыли должна пойти на выплату частным акционерам? Ответ укажите в рублях. 2. Расходы на одну из статей строительства составляют 12,5%. Выразите эту  часть бюджета десятичной дробью 3. Из объявления фирмы, проводящей обучающие семинары: «Стоимость участия в семинаре — 3000 р. с человека. Группам от органи­ заций предоставляются скидки: от 3 до 10 человек — 5%; более 10 чело­ век — 8%». Сколько рублей должна заплатить организация, направившая на семинар группу из 4 человек? 4. В строительных организациях есть рабочие разной квалификации. Рабочий высшего разряда выполняет заказ за 12 дней, менее опытный рабочий ­ за  20 дней, а рабочий самой низкой квалификации выполнит этот заказ за 30  дней. За сколько дней выполнит заказ бригада из трех рабочих разной  квалификации? Задания для пакета № 3 1. Воду из котлована планировалось откачать за 30 дней с помощью 24  насосов. а) сколько таких же насосов необходимо  добавить, чтобы откачать воду  за 20 дней? б) На сколько дней замедлится, если 6 насосов вышли из строя? 2. Шестеро рабочих могут выполнить некоторую работу за 12 часов.  Сколько рабочих необходимо нанять дополнительно, чтобы выполнить эту работу в 1,5 раза быстрее? 3. На строительстве стены первый каменщик работал 5 дней один. Затем к  нему присоединился второй и вместе они закончили работу через 4 дня.  Известно, что первому каменщику потребовалось бы на выполнение этой  работы на 5 дней больше, чем второму. За сколько дней может построить  эту стену первый каменщик, работая один? (18 дней). 4. Двое рабочих, работая вместе, могут выполнить работу за 12 дней. За  сколько дней, работая отдельно, выполнит эту работу первый рабочий,  если он за два дня выполняет такую же часть работы, какую второй – за  три дня? Учитель математики  О.А. Багма

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)

Урок- деловая игра "Решение текстовых задач"(9 класс, математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2018