урок финансовой грамотности

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

разработка внеурочного занятия в 5 классе по теме "Семейный бюджет." Данный урок был разработан на конкурс "Совреиенный инновационный урок." Разработка представляет собой внеурочное занятие, к которому прилагается рабочий лист и сопровождается презентацией. Занятие разработано на основе УМК по финансовой гамотности.
Иконка файла материала семейный бюджет, 5 класс.docx
Шадринцевская СОШ филиал МКОУ «МКОУ Тальменская СОШ № 5» Предмет: финансовая грамотность Тема урока: семейный бюджет Класс: 5 Технология: системно­деятельностный подход Номинация: современные образовательные технологии Автор: Литвинова Татьяна Николаевна Учитель истории и обществознания Шадринцевской СОШ филиал МКОУ  «МКОУ Тальменская СОШ № 5»Схема конспекта урока  Педагог:   Литвинова Татьяна Николаевна Предмет:  финансовая грамотность   Класс   5 Тема урока:  семейный бюджет Характеристика класса: В классе 6 человек. Их них 3 учащихся занимаются на   «хорошо»   и   «отлично».     На   уроке   дети   активны,   внимательны, дисциплинированы.   Отношения   между   детьми   доброжелательные.   Умеют выслушивать чужое мнение и высказывать свое,   оценивать свою работу и работу друг друга.    Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:  ­ учебник ­ презентация ­ рабочий лист ­ ресурсы интернета  Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений Формы работы учащихся: ­ фронтальная  ­ индивидуальная ­ работа в группах Виды организации деятельности учащихся: ­ составление кластера ­ работа с рабочим листом Необходимое оборудование: рабочий лист, презентация Цель урока: создать условия для формирования активной жизненной позиции к   понятию     развитие экономического   образа   мышления,   воспитание   ответственности   и нравственного   поведения   в   области   экономических   отношений   в   семье, приобретение   опыта   применения   полученных   знаний   и   умений   для формирования и распределения семейного бюджета.    значимости   составления   семейного   бюджета,   Задачи урока: Предметные: 1. Формировать понятие «семейный бюджет» 2.Формировать представление о структуре семейного бюджета 3.   В   процессе   практической   работы   формировать   знания   о   планировании семейного бюджета.4. Анализировать, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений. Метапредметные: 1.Создавать   условия   для   личностного   развития   ученика;   активизации самостоятельной   деятельности   и   работы   в   группе;   развития наблюдательности, умения сравнивать и делать выводы. Личностные: 1. Создать условия для воспитания уважения к труду, бережного отношения к окружающему миру, заботы о близких людях, взаимопомощи. 2.   Создать   условия   для   воспитания   коммуникативной   культуры,   умения работать   в   группах,   выслушивать   и   уважать   мнение   других;   воспитание чувства взаимопомощи и поддержки.   1. Организационный момент  •Цель учащихся:  достижение готовности к уроку (наличие учебника,  дневника, тетради, письменных принадлежностей)  •Цели и задачи учителя:  ­ определение готовности класса к уроку ­выявление отсутствующих ­ оценка санитарного состояния кабинета   •Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока:   ­Взаимные приветствия учителя и учащихся; ­ фиксация отсутствующих;  ­проверка внешнего состояния классного помещения;  ­проверка подготовленности учащихся к уроку;  ­организация внимания и внутренней готовности.  Примечания  Деятельность учащихся Проверка готовности к уроку Приветствие учителя  Сообщение дежурных Деятельность учителя Приветствие  учащихся Получение  информации от  дежурных.Оценка готовности  учащихся и кабинета 2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу • Цель, поставленная перед учащимися:  заполнить кластер, составленный учителем  Цели учителя: актуализация знаний по теме «Расходы и доходы семьи»  для  систематизации и обобщения изучения  материала:  Методы, способствующие  решению поставленных целей и задач: беседа заполнение кластера практическая работа Деятельность учителя Примечания  ­ Почему от  опорного понятия –  семейный бюджет –  вверх идут три  стрелки?  О каких трёх видах  бюджета идёт речь? ­ Из каких двух  частей состоит  семейный бюджет? ­ Назовите  источники семейного дохода.   Деятельность учащихся По наводящим вопросам   учащиеся заполняют  кластер. (слайды 2­7) Говорят о трёх видах  бюджета:  сбалансированном,  избыточном и  дефицитном;  о двух главных  составляющих  бюджета – доходах и  расходах. Называют источники  семейного дохода: труд, предпринимательская  деятельность, владение природными  ресурсами, владение  имуществом, свободные средства,  выплаты отгосударства.   Говорят о постоянных и переменных  расходах.  Приводят примеры  постоянных и  переменных расходов. ­ Вспомните, что  относится к  постоянным и  переменным  расходам? - Вспомним алгоритм создания синквейна. Ключевое экономическое понятие – бюджет Создают синквейн.  Пример: Бюджет. Семейный,  государственный. Планировать,  составлять,  сбалансировать. Семейный бюджет –  план доходов и  расходов семьи за  месяц. План. 3. Обобщение знаний по теме. Синтезирование информации Цель, поставленная перед учащимися:  рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их  неравенства или равенства. Цели и задачи учителя: создать условия для  формирования:  ­ представлений о структуре семейного бюджета; ­знаний о планировании семейного бюджета. ­   умений   анализировать,   обобщать   и   делать   выводы   по   результатам наблюдений. Деятельность учащихся Отгадывают ребус Деятельность учителя Мотивация Примечание  Учитель   предлагает ребус: Познавательные УУД ­ подведение под понятие.Ж, Е, Т, Д ,Б, Ю ( слайд № 8) Целеполагание ­ Задайте себе  вопрос: Что я знаю  по этой теме? Чего не знаю? Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения). Коммуникативные УУД Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество   в   поиске   и сборе информации).   Практическая работа Составьте план  вашей работы  работы.  Что вам поможет? Как будете  работать? Познавательные УУД построение логической цепи  рассуждений; Практическое применение  знаний в окружающем мире Что я знаю о бюджете? Чего не знаю? ­ Что узнаю сегодня на уроке? Что мне поможет? Зачем мне нужны эти  знания? Учащиеся   делятся   на группы,   составляют план работы Составляют   бюджет семьи   на   месяц, решают   задачу   в рабочем листе, данные оформляют   в   таблицу в рабочем листе.  ( приложение 1) Представляют   бюджет своей   группы   – «семьи».  4     Подведение итогов урока. Рефлексия.      Цель, поставленная перед учащимися: ­ формирования навыка самооценки. Цель и задача учителя: ­ осуществлять контроль за формированием навыка самооценки.       Деятельность учащихся Деятельность  учителя Примечания  Подводят итог урока. Учитель просит  Регулятивные УУД Оценка  (выделение и осознание)Обсуждение  затруднений учащихся сделать  вывод по уроку.  Выставляет оценки  всем учащимся . Какие задания  вызвали у вас  затруднения? Как вы справились с  трудностями? Помещают монетки в  кошелек . «Кошелек  успеха» (слайд№9)   На   доске   изображен кошелек,   каждый   из вас   должен   взять одну монетку   золотую, серебряную, медную, соответствующую   эмоции   на вашей   данный   момент. Опустите   монетку   в наш кошелек (   золотая   –   все удалось, удовлетворен уроком,   серебряная –   что­то   было непонятно,   частично удовлетворен уроком,     медная   – ничего   не   понятно, не удовлетворен уроком).   Литература1.Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы обще образоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА­ПРЕСС, 2015. 2.Корлюгова, Ю. Н.   Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы.   5–7   классы   общеобразоват.   орг.   /   Ю.   Н.   Корлюгова,   Е.   А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. 3.Липсиц,   И.   В.   Финансовая   грамотность:   материалы   для   учащихся.   5–7 классы   общеобразоват.   орг.   Дополнительное   образование:   Серия   «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014.