Урок геометрии на тему УГОЛ МЕЖДУ ВЕКТОРАМИ. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ по учебнику Л. Атанасяна. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ урока: познакомить учащихся с понятием угла между векторами; ввести скалярное произведение векторов; рассказать о применении скалярного произведения векторов в физике, механике; развивать логическое мышление учащихся. Первый урок в данной теме
Урок № /1
ТЕМА: УГОЛ МЕЖДУ ВЕКТОРАМИ.
СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ
Ц е л и : познакомить учащихся с понятием угла между векторами; ввести
скалярное произведение векторов; рассказать о применении скалярного
произведения векторов в физике, механике; развивать логическое мышление
учащихся.
Ход урока
I. Математический диктант (15 мин).
Вариант I
1. Диагонали параллелограмма АВСD пересекаются в точке О. Какие векторы
2. Диагонали параллелограмма АВСD пересекаются в точке О. Какие векторы
3. Диагонали параллелограмма АВСD пересекаются в точке О. Какие векторы
коллинеарны вектору АО
?
сонаправлены с вектором ОВ
?
равны вектору ОС
?
4. При каком условии
ОА
5. Известно, что
a b
a
b
ОВ
?
ОD
, если АОВD –
= 3,
= 4. Найдите
прямоугольник.
6. В треугольнике СDЕ DЕ = 5, СЕ = 4, угол С = 45°. Найдите сторону DЕ.
7. В треугольнике КLM КL = LМ = 5, КМ = 6. Найдите косинус угла L.
8. В треугольнике ОРQ угол О = 60°, угол Р = 75°, ОР = 8. Найдите сторону
РQ.
Вариант II
1. Диагонали ромба КLМР пересекаются в точке Т. Какие векторы
2. Диагонали ромба КLМР пересекаются в точке Т.
Какие векторы
коллинеарны вектору МТ
?
сонаправлены с вектором КМ
?3. Диагонали ромба КLМР пересекаются в точке Т. Какие векторы равны
вектору ТL
?
с d
с
d
4. При каком условии
5. Известно, что точки С и D лежат соответственно на осях ОХ и ОY
?
ОС ОD
ОС
, если
= 5,
ОD
=
прямоугольной системы координат. Найдите
12.
6. В треугольнике АВС АВ = ВС = 8, АС = 4. Найдите косинус угла А.
7. В треугольнике ВСD ВС = 6, угол В = 75°, угол С = 45°. Найдите сторону
ВD.
8. В треугольнике DЕF DЕ = 6, ЕF = 7, угол Е = 30°. Найдите сторону DF.
II. Объяснение нового материала.
1. Ввести понятие угла между векторами a
2. Угол между векторами a
.
откладываются векторы a
(рис. 300 и таблица).
не зависит от выбора точки О, от которой
и b
и b
и b
3. Угол между сонаправленными векторами считается равным нулю.
4. О б о з н а ч е н и е угла между векторами: а b
5. О п р е д е л е н и е углов между векторами на рисунке 301.
6. О п р е д е л е н и е перпендикулярных векторов.
7. П о в т о р и т ь по настенным таблицам сложение и вычитание векторов,
.
умножение вектора на число.
8.
В в е д е н и е еще одного действия над векторами – скалярного
умножения векторов. В отличие от суммы и разности векторов скалярное
произведение есть число (скаляр) – именно это и обусловило название операции.
9. В тетрадях учащиеся оформляют таблицу:
Скалярное произведение векторов
о
и bо
Если а
a b
a bа b
cos(
)
, то
а) (0 ≤ а b
b
а
)
в) (
< 90°) <=> ( а b
<=> ( а b
> 0); б) (90° < а b
≤ 180°) <=> (а b
а b
аb
(
= 0°) <=>
а а
а
= 0); г) ( а b
2а
)
.
2
< 0);
10. Скалярное произведение векторов широко используется в физике.
Например, из курса механики известно, что работа А постоянной силы F
при
перемещении тела из точки М в точку N (рис. 303) равна произведению длин
векторов силы F
А F MN
cos
и перемещения МN
на косинус угла между ними:
.
III. Закрепление изученного материала.
1. Р е ш и т ь задачи №№ 1039 (а, б, ж, з) и 1040 (а, д, е) по готовым чертежам
квадрата и ромба, заранее выполненным на доске.
2. Р е ш и т ь задачу № 1041 (в).
П р и м е ч а н и е . Сos 135° = cos (180° – 45°) = – cos 45° =
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: изучение материалов пунктов 101 и 102; повторить
.
2
2
материал п. 87; решить задачи №№ 1039 (в, г), 1040 (г), 1042 (а, б).