Урок и презентация по литературе на тему "Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека" (9 класс, литература)
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Урок и презентация по литературе на тему "Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека" (9 класс, литература)

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
05.01.2017
презентация к уроку "Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека"

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Открытый урок.docx
Тема:  Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». План урока Цель: раскрыть через восприятие содержания рассказа  истинное назначение человека   и   смысл   человеческого   бытия;   показать   значение   образа   героя рассказа «Судьба человека», развивать навыки анализа текста.   доска, Оборудование:   текст   М.Шолохова   «Судьба   человека», мультимедийный проектор, презентация, экран, иллюстрации О. Верейского и Б.   Алимова   к   рассказу,   фотокадры   из   фильма   С.   Бондарчука   «Судьба человека». Ход урока I. II. Организационный момент (приветствие класса) Слайд № 1 Слово учителя. Наш   урок   я   хотела   бы   начать   с   притчи:   Слайд   №   2 Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая   женщина   ругала   своего   сына:   «Ты   что   сделал?   Скормил   бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.»  «А это уже не ваше дело»,­ сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что   значит   быть   настоящим   человеком?»   «Надо   родиться»   «Собака   тоже родилась. Она – человек?» «Нет». человека,   значит     человек?»...  А   как   бы   вы   ответили   на   это   вопрос?  (Мнение   учащихся).  «Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей     на ­     А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим». Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по­ своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов, мы узнаем,  открыв страницы его рассказа «Судьба человека»   Откройте тетради и запишите число, тему урока.   Эпиграфом являются слова В.Гёте. Слайд № 3    Невозможно всегда быть героем, но можно всегда  оставаться человеком  Гёте На эти вопросы мы ответим в конце урока.  ­  Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме?  III. Актуализация знаний, умений и навыков. Слайд № 4 В рассказе А. Толстого «Русский характер» мы найдём такие строки: «Русский   характер.   Поди­ка   опиши   его.   Рассказывать   ли   о   героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, ­ который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни».  И у Шолохова мы тоже  слышим рассказ  Андрея Соколова о своей жизни, о тех испытаниях, которые выпали на его долю.      ­  Как вы понимаете слово «характер»? (индивидуальное задание:  работа с толковым словарём) Слайд № 5. Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).    ­     Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть   нравственные   испытания,   посланные   судьбой.   Такие   вопросы задает своим читателям Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека».  — Какие   положительные   черты   характера   вы   можете   назвать? Слайд № 6 (На экране и в тетради слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе,   честность,   мужество,   верность,   умение   любить,   патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.) — Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали? Будем рассуждать, доказывать, опираясь на текст рассказа.   ­  Когда   и   где   встретились   герои   рассказа?   Что   поражает   в портрете собеседника? («Глаза человека – зеркало его души». Не случайно многие   писатели,   создавая   образ   своего   героя,   непременно   обращали внимание на его глаза.  Итак, «высокий, сутуловатый мужчина…присел рядом и положил на колени большие темные руки, сгорбился….Видали вы когда­ нибудь   глаза,  словно   присыпанные   пеплом,  наполненные  такой   неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?». Это описание глаз Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова.) ­ Почему Андрей Соколов говорит, что «поначалу жизнь моя была  обыкновенная»? Каково представление героя о счастье? Слайд № 7 (Мы   замечаем,   что   не   говорит   герой   рассказа   о   богатстве,   о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле:   дом,   лад   в   семье,   здоровье   детей,   уважение   друг   к   другу.   Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно). ­ Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.) Слайд № 8 ­ Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?  (Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал  я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка»). Слайд № 9 Индивидуальное задание: сведения о пленных во время ВОв.  К   концу   1941   года   в   немецкий   плен   попало   3,9   миллиона красноармейцев.   Весной   1942   года   в   живых   из   них   осталось   лишь   1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому   поводу   и   без   повода.   Большинство   пленных   встретило   зиму   без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках. 8   сентября   1941   года   германское   верховное   командование   издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей   жестокости:   “...Большевистский   солдат   потерял   всякое   право претендовать на обращение, достойное честного солдата...” Положение   пленных   усугублялось   тем,   что   СССР   не   подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале  войны,  что   будет   соблюдать   её   основные   положения.  Однако   двум важным   пунктам   Советский   Союз   отказался   следовать:   о   предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало   Германии   повод   не   соблюдать   нормы   конвенции   по   отношению   к советским военнопленным. Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод. Из   6,3   миллиона   советских   военнопленных   погибли   около   4 миллионов.   Из   выживших   почти   половина   служила   в   вермахте,   СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём — чтобы не умереть с голоду, а   не   из   идейных   соображений.   Многие   из   1,8   миллиона   бывших   пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).  ­   Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. Докажите текстом. (“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие   пришлось   вынести   там,   в   Германии,   как   вспомнишь   всех   друзей­ товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”) — Какие   черты   характера   Андрея   Соколова   помогли   пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко? В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного героя. Один из таких   моментов,   заслуживающих   нашего,   читательского,   пристального внимания   —   сцена   допроса   Андрея   Соколова   Мюллером. Чтение по ролям:  эпизода с условным названием «Вызов к Мюллеру».  Слайд № 10 ВЫВОД:   Несмотря   на   то,   что   Соколов   полностью   зависел   от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это­то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом». В этом поединке победил голодный пленный русский солдат. (Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером показала немцам   всю   выносливость,   национальную   гордость,   достоинство   и самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок. Несгибаемая   воля   к   жизни,   которая   отличает   русский   народ,   позволила выиграть   войну,   несмотря   на   техническое   превосходство   противника. Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве «языка».) — Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни? Слайд № 11 (Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме — о важных человеческих ценностях.) — И что же впереди? Ученики читают: (“В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери  как раз были дома...” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда­то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”) ­   Жестоко   обошлась   судьба   с   солдатом.   Дом   —   очаг,   хранитель семейного счастья, уют. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы. — Как   может   измениться   человек,   попавший   в   такую   трудную ситуацию? (Человек   может   ожесточиться,   возненавидеть   всех,   особенно детей,   которые   напоминали   бы   ему   своих.   В   такие   мгновения   человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.) — Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить.   Скупо   пишет   Шолохов   об   этом   периоде   жизни   своего   героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.) Слайд № 12 ­    Кто кого нашёл? Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой? Мнение учащихся.  ­ Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается   и   в   самом   герое.   В   этом   проявляется   сильный   характер человека. IV.    Анализ финала рассказа.  ­  Какова концовка рассказа?  Слайд № 13 (Лирическая   концовка   рассказа   оптимистична   и   гуманна.   Андрей Соколов   вырастит   из   Ванюшки   настоящего   Человека.   «Что­то   ждет   их впереди?   И   хотелось   бы   думать,   что   этот   русский   человек,   человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев,   сможет   все   вытерпеть,   все   преодолеть   на   своем   пути,   если   к этому позовет его Родина».) V. Подведение итогов. ­ Шолохов верит в русский характер, восхищается им и еще многого ждет от него, а потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле, освобожденной от фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и мальчик с символическим именем Иван.   — В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»? Слайд № 14 Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход   жизненных   обстоятельств;  2.   Доля,   участь;   3.  История   существования кого­чего­нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова). В   названии   рассказа   слово  судьба  употреблено   в   нескольких лексических   значениях.   Можно   рассматривать   его   и   как   историю   Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного   не   покориться   обстоятельствам,   выстоять.   В   битве   с   судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа. ­  Назовите те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова? Это   и   есть   лучшие   черты   русского   характера,   наличие   которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность. Обращение к эпиграфу. Слайд № 15 Урок   хочу   закончить   словами   из   нобелевской   лекции   Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы  гуманизма человечества.  Если мне  это  удалось  в  какой­то  мере, я счастлив”. Слайд № 16 Д/З:   1.   Подготовиться   к   тесту   по   рассказу   М.   Шолохова   «Судьба человека». Слайд № 17 2. Прочитать   отрывок   из   рассказа   В.   П.   Астафьева   «Царь­рыба» (отметить по тексту взаимоотношение человек и природа)
скачать по прямой ссылке