Тема: Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека».
План урока
Цель: раскрыть через восприятие содержания рассказа истинное назначение
человека и смысл человеческого бытия; показать значение образа героя
рассказа «Судьба человека», развивать навыки анализа текста.
доска,
Оборудование:
текст М.Шолохова «Судьба человека»,
мультимедийный проектор, презентация, экран, иллюстрации О. Верейского и
Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба
человека».
Ход урока
I.
II.
Организационный момент (приветствие класса) Слайд № 1
Слово учителя.
Наш урок я хотела бы начать с притчи: Слайд № 2
Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как
молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей
собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а
чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!»
Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он
хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый
хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее
чудовище, коим вы его только что назвали.» «А это уже не ваше дело», сказала
женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а
потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А
что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже
родилась. Она – человек?» «Нет».
человека,
значит
человек?»...
А как бы вы ответили на это вопрос? (Мнение учащихся).
«Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей
на
А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь
огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим».
Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по
своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... А каким
изобразил его М. Шолохов, мы узнаем, открыв страницы его рассказа «Судьба
человека»
Откройте тетради и запишите число, тему урока. Эпиграфом являются слова
В.Гёте. Слайд № 3
Невозможно всегда быть героем, но можно всегда
оставаться человеком
Гёте На эти вопросы мы ответим в конце урока.
Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме?
III. Актуализация знаний, умений и навыков. Слайд № 4
В рассказе А. Толстого «Русский характер» мы найдём такие строки:
«Русский характер. Подика опиши его. Рассказывать ли о героических
подвигах? Но их столько, что растеряешься, который предпочесть. Вот меня
и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни».
И у Шолохова мы тоже слышим рассказ Андрея Соколова о своей
жизни, о тех испытаниях, которые выпали на его долю.
Как вы понимаете слово «характер»? (индивидуальное задание:
работа с толковым словарём) Слайд № 5.
Характер — совокупность психических, духовных свойств человека,
обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер
(Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).
Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы
преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Такие вопросы
задает своим читателям Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека».
— Какие положительные черты характера вы можете назвать?
Слайд № 6
(На экране и в тетради слова: стойкость, великодушие, уверенность в
себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм,
сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.)
— Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа,
имеет те черты характера, что мы назвали? Будем рассуждать, доказывать,
опираясь на текст рассказа.
Когда и где встретились герои рассказа? Что поражает в
портрете собеседника? («Глаза человека – зеркало его души». Не случайно
многие писатели, создавая образ своего героя, непременно обращали
внимание на его глаза. Итак, «высокий, сутуловатый мужчина…присел рядом
и положил на колени большие темные руки, сгорбился….Видали вы когда
нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной
смертной тоской, что в них трудно смотреть?». Это описание глаз Андрея
Соколова, героя рассказа Шолохова.)
Почему Андрей Соколов говорит, что «поначалу жизнь моя была
обыкновенная»? Каково представление героя о счастье? Слайд № 7 (Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о
драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на
земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей
Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его
жизни всё гармонично, будущее видится ясно).
Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир,
построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима
от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.)
Слайд № 8
Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?
(Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года
под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его,
а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело,
браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел
наверняка»). Слайд № 9
Индивидуальное задание: сведения о пленных во время ВОв.
К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона
красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1
миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по
любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без
тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех
вырытых землянках.
8 сентября 1941 года германское верховное командование издало
распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по
своей жестокости: “...Большевистский солдат потерял всякое право
претендовать на обращение, достойное честного солдата...”
Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал
Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в
начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум
важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении
пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это
дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к
советским военнопленным.
Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа
1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи
попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке,
а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод. Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4
миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС,
вспомогательной полиции, в большинстве своём — чтобы не умереть с голоду,
а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных,
вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5:
История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001.
С. 494).
Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно
советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели
себя в плену русские люди, сколько преодолели. Докажите текстом.
(“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать
о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки,
какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей
товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в
груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”)
— Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить
ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?
В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много эпизодов, которые
позволяют нам лучше понять особенности характера главного героя. Один из
таких моментов, заслуживающих нашего, читательского, пристального
внимания — сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.
Чтение по ролям: эпизода с условным названием «Вызов к Мюллеру».
Слайд № 10
ВЫВОД: Несмотря на то, что Соколов полностью зависел от
коменданта, вёл себя с большим достоинством. Этото достоинство и оценил
комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом».
В этом поединке победил голодный пленный русский солдат.
(Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером показала
немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и
самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок.
Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила
выиграть войну, несмотря на техническое превосходство противника.
Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве «языка».)
— Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни? Слайд № 11
(Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о
счастье в родном доме — о важных человеческих ценностях.) — И что же впереди? Ученики читают: (“В июне сорок второго года
немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою
хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...” “Дальше получил я от
полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком
дотопал до моста, где когдато семейно жил. Глубокая воронка, налитая
ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох,
и тяжело же было мне, браток!”)
Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель
семейного счастья, уют. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни,
счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он
остался один на один со всеми превратностями судьбы.
— Как может измениться человек, попавший в такую трудную
ситуацию?
(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно
детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек
может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.)
— Произошло ли это с Андреем Соколовым?
(Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал
жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя.
Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.) Слайд № 12
Кто кого нашёл? Как раскрывается характер Андрея Соколова
во взаимоотношениях с Ванюшкой? Мнение учащихся.
Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы
подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь
продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер
человека.
IV. Анализ финала рассказа.
Какова концовка рассказа? Слайд № 13
(Лирическая концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей
Соколов вырастит из Ванюшки настоящего Человека. «Чтото ждет их
впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек
несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который,
повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к
этому позовет его Родина».)
V. Подведение итогов. Шолохов верит в русский характер, восхищается им и еще многого
ждет от него, а потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле,
освобожденной от фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и
мальчик с символическим именем Иван.
— В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»? Слайд № 14
Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека,
ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования
когочегонибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).
В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких
лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея
Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека,
способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой
писатель показал поистине великую силу характера, духа.
Назовите те черты характера, которые мы записали и отметили
у Андрея Соколова?
Это и есть лучшие черты русского характера, наличие которых
помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.
Обращение к эпиграфу. Слайд № 15
Урок хочу закончить словами из нобелевской лекции Михаила
Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать
чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за
идеалы гуманизма человечества. Если мне это удалось в какойто мере, я
счастлив”.
Слайд № 16
Д/З: 1. Подготовиться к тесту по рассказу М. Шолохова «Судьба
человека». Слайд № 17
2. Прочитать отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Царьрыба»
(отметить по тексту взаимоотношение человек и природа)
Урок и презентация по литературе на тему "Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека" (9 класс, литература)
Урок и презентация по литературе на тему "Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека" (9 класс, литература)
Урок и презентация по литературе на тему "Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека" (9 класс, литература)
Урок и презентация по литературе на тему "Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека" (9 класс, литература)
Урок и презентация по литературе на тему "Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека" (9 класс, литература)
Урок и презентация по литературе на тему "Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека" (9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.