Класс: 6 «Б» Урок № 6 Дата________________
Тема: История развития вычислительной техники. Поколения компьютера
Цель: познакомить учащихся с историей развития вычислительно техники
Задачи :
- образовательная: дать представление с основными особенностями ЭВМ разных поколений.
-
развивающая: развить умение и навыки с программами - архиваторами,
с антивирусными программами; рассмотреть меры компьютерной безопасности;
- воспитательная: воспитать чувство ответственности при
рациональной использовании ПК
Оборудование: учебник, презентация, карточки
Ход урока:
1.Водно - мотивационный момент:
Приветствие учащихся
2. Проверка домашнего задания:
Задание: Сопоставь
Ф. И. Класс |
|||
1. |
..- это специальным образом организованный файл содержащий в себе один или несколько файл в с сжатом виде |
Помещение исходного файла в архивный файл |
2. |
2. |
Архивация – это …. |
Информации по сети |
4. |
3. |
…- процесс восстановления файла из архива |
Распаковывающийся |
5 |
4. |
Архивацию производят при передачи …. |
Информацию об именах и длине оригинальных файлов |
7. |
5. |
SFX – архив или …… |
Архивации |
9. |
6. |
Архивацию можно проводить ….. |
Медленнее |
10 |
7. |
Архив должен содержать….. |
Сжаты в десятки раз |
8. |
8. |
Некоторые файлы могут быть… |
При помощи команды Добавить в архив |
6 |
9. |
Для сжатия файлов используют программу …. |
Разархивация |
3. |
10. |
Сжатие данных происходит ….., чем восстановление |
Архивный файл |
1. |
3.Актуализация знаний:
Здравствуйте! Как вы думаете, какие технические изобретения особенно изменили способы труда человека?
- Вы правы, действительно, основным техническим устройством, повлиявшим на труд человека, является изобретение компьютеров - электронно – вычислительных машин. Сегодня на уроке, мы с вами узнаем, какие вычислительные устройства предшествовали появлению компьютеров, как изменялись сами компьютеры, последовательность становления компьютера, когда машина предназначенная просто для счёта стала сложным техническим устройством. Тема нашего урока: «История вычислительной техники. Поколения компьютеров». Цель нашего урока: познакомиться с историей развития вычислительной техники, с устройствами, являющимися предшественниками компьютеров и их изобретателями познакомиться с основными особенностями ЭВМ разных поколений.
4. Изучение нового материала:
Предыстория компьютеров
ЭВМ – это электронно-вычислительная машина, другое название «компьютер» или «computer» произошло от английского глагола «compute» – вычислять, поэтому слово «компьютер» можно перевести как «вычислител.Хотя мы с вами хорошо знаем, что современные ЭВМ позволяют не только вычислять, но и создавать и обрабатывать тексты, рисунки, видео, звук. Заглянем в историю…
(параллельно оформляем в тетради таблицу «Предыстория компьютеров»)
«Предыстория компьютеров»
Дата |
Вычислительное устройство |
Учёный -Изобретатель |
Назначение и функции устройства, материал |
|
|
|
|
|
|
|
|
Древний человек счетом овладел раньше, чем письменностью. В качестве первого помощника в счете человек избрал свои пальцы. Именно наличие десяти пальцев легло в основу десятичной системы счисления. В разных странах говорят и пишут на разных языках, а считают одинаково. В 5-ом веке до н.э. греки и египтяне использовали для счета – АБАК – устройство, похожее на русские счеты.
Абак – греческое слово и переводится как счетная доска. Идея его устройства заключается в наличии специального вычислительного поля, где по определенным правилам перемещают счетные элементы. Действительно первоначально абак представлял собой доску, покрытую пылью или песком. На ней можно было чертить линии и перекладывать камешки. В Древней Греции абак служил преимущественно для выполнения денежных расчетов. В левой части подсчитывались крупные денежные единицы, а в правой – мелочь. Счет велся в двоично-пятеричной системе счислении. На такой доске было легко складывать и вычитать, добавляя или убирая камешки и перенося их из разряда в разряд.
Придя в Древний Рим абак, изменился внешне. Римляне стали изготавливать его из бронзы, слоновой кости или цветного стекла. На доске присутствовали два ряда прорезей, по которым можно было передвигать косточки. Абак превратился в настоящий счетный прибор, позволяющий представлять даже дроби, и был значительно удобнее греческого. Римляне называли это устройство calculare – «камешки». Отсюда произошел латинский глагол calculare – «вычислять», а от него – русское слово «калькулятор».
Естественно, что в течение такого большого промежутка времени абак менял свой внешний вид и в XLL-XLLLвв.он приобрел форму так называемого счета на линиях, так и между ними. Такая форма счета в некоторых европейских странах сохранялась до конца XVLLLв. и лишь затем окончательно уступила место вычислениям на бумаге.
В Китае абак был известен с LV века до нашей эры. На специальной доске выкладывались счетные палочки. Постепенно их сменили разноцветные фишки, а в V веке появились китайские счеты – суан-пан. Они представляли собой раму с двумя рядами нанизанных на прутики косточек. На каждом прутике их было по семь. Из Китая суан-пан пришел в Японию. Произошло это в XVL веке и устройство получило название «соробан».
В Росси счеты появились в то же время, что и в Японии. Но русские счеты были изобретены самостоятельно, что доказывают следующие факторы. Во-первых, русские счеты очень сильно отличаются от китайских. Во-вторых, это изобретение имеет свою историю.
В России был распространен «счет костьми». Он был близок европейскому счету на линиях, но писцы использовали вместо жетонов плодовые косточки. В XVL возник дощаной счет, первый вариант русских счетов. Такие счеты хранятся сейчас в Историческом музе в Москве.
Первое в мире автоматическое устройство, которое могло выполнять сложение , было создано на базе механических часов, и разработал его в 1623 году Вильгельм Шикард, профессор кафедры восточных языков в одном из университетов Германии. Но неоценимый вклад в развитие устройств помогающих выполнять вычисления, безусловно внесли Блез Паскаль, Годфрид Лейбниц и Чарльз Беббидж.
В 1642 году один из крупнейших ученых в истории человечества – французский математик, физик, философ и богослов Блез Паскаль изобрел и изготовил механическое устройство для складывания и вычитания чисел – АРИФМОМЕТР. ?
Как вы думаете, из какого материала был сделан первый в истории арифмометр? (дерево).
Главная идея конструкции будущей машины была сформирована – автоматический перенос разряда. «Каждое колесо… некоторого разряда, совершая движение на десять арифметических цифр, заставляет двигаться следующее только на одну цифру» - эта формула изобретения утверждала приоритет Блеза Паскаля в изобретении и закрепила за ним право производить и продавать машины.
Машина Паскаля осуществляла сложение чисел на специальных дисках - колесиках. Десятичные цифры пятизначного числа задавались поворотами дисков, на которые были нанесены цифровые деления. Результат читался в окошечках. Диски имели один удлиненный зуб, чтобы можно было учесть перенос в следующий разряд.
В 1673 году немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц изобрел и изготовил арифмометр, который мог не только складывать и вычитать числа, но и умножать и делить. Скудость, примитивность первых вычислительных аппаратов не помешала Паскалю и Лейбницу высказать ряд интересных идей о роли вычислительной техники в будущем. Лейбниц писал о машинах, которые будут работать не только с числами, но и сос словами, понятиями, формулами, могли выполнять логические операции. Эта идея большинству современников Лейбница казалась абсурдом.
В начале 19-го века английский математик Чарльз Беббидж, занимавшийся составлением таблиц для навигации, разработал ПРОЕКТ вычислительной «аналитической» машины, в основе которого лежал ПРИНЦИП ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ППУ). Новаторская мысль Беббиджа была подхвачена и развита его ученицей Адой Лавлейс, дочерью поэта Джорджа Байрона – которая стала первой программисткой в мире. Однако практическая реализация проекта Беббиджа была невозможной из-за недостаточного развития промышленности и техники.
Основные элементы машины Беббиджа, присущие современному компьютеру:
Склад – устройство, где хранятся исходные числа и промежуточные результаты. В современно компьютере это память.
Фабрика – арифметическое устройство, в котором осуществляются операции над числами, взятые из Склада. В современном компьютере это Процессор.
Блоки ввода исходных данных – устройство ввода.
Печать результатов – устройство вывода.
Архитектура машины практически соответствует архитектуре современных ЭВМ, а команды, которые выполняла аналитическая машина, в основном включают все команды процессора.
Интересным историческим фактом является то, что первую программу для аналитической машины написал Ада Августа Лавлейс – дочь великого английского поэта Джорджа Байрона. Именно Беббидж заразил ее идеей создания вычислительной машины.
Идея программирования механических устройств с помощь перфокарты впервые была реализована в 1804 году в ткацком станке. Впервые применили их конструкторы ткацких станков. Преуспел в этом дел лондонский ткач Жозеф Мари Жаккард. В 1801 году он создал автоматический ткацкий станок, управляемый перфокартами.
До 40-х годов двадцатого века вычислительная техника представлялась арифмометрами, которые из механических стали электрическими, где электромагнитные реле затрачивали на умножение чисел несколько секунд, которые работали точно по тем же принципам, как и арифмометры Паскаля и Лейбница.
Герман Холлерит родился 29 февраля 1860 года в американском городе Буффало в семье немецких эмигрантов. Герману легко давались математика и естественные науки, и в 15 лет он поступил в Горную школу при Колумбийском университете. На способного юношу обратил внимание профессор того же университета и пригласил его после окончания школы в возглавляемое им национальное бюро по переписи населения. Перепись населения производилась каждые десять лет. Население постоянно росло, и ее численность в США к тому времени составляло около 50 миллионов человек. Заполнить на каждого человека карточку вручную, а затем подсчитать и обработать результаты, было практически невозможно. Этот процесс затянулся на несколько лет, почти до следующей переписи. Необходимо было найти выход из этой ситуации. Герману Холлериту идею механизировать этот процесс подсказал доктор Джон Биллингс, возглавлявший департамент сводных данных. Он предложил использовать для записи информации перфокарты. Свою машину Холлерит назвал табулятором и в 1887 году он был опробован в Балтиморе. Результаты оказались положительными, и эксперимент повторили в Сент-Луисе. Выигрыш во времени был почти десятикратным.
В 1896 году герма Холлерит сновал компанию Tabulating Machine Company (TMC) и его машины применялись повсюду – и на крупных промышленных предприятиях и в обычных фирмах. И в 1900 году табулятор использовался для переписи населения. переименовывает фирму в IBM (International Business Machines).
Поколения ЭВМ (компьютеров)
(параллельно оформляем записи в тетради и таблицу «Поколения ЭВМ (компьютеров)»)
ПОКОЛЕНИЯ ЭВМ |
|||||||
№ |
период |
Элементная база |
Быстро-действие (оп/сек.) |
Носители информации |
программы |
применение |
Примеры ЭВМ |
I |
|
|
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
|
III |
|
|
|
|
|
|
|
IV |
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
|
|
|
|
|
I поколение ЭВМ: В 30-х годах 20-го века в развитии физики произошел прорыв, коренной переворот. В вычислительных машинах стали использоваться уже не колеса, валики и реле, а вакуумные электронные лампы.
Переход от электромеханических элементов к электронным сразу увеличил быстродействие машин в сотни раз. Первая действующая ЭВМ была построена в США в 1945 году, в университете штата Пенсильвания учеными Эккертом и Моучли и называлась ЭНИАК. Эта машина была построена по заказу министерства обороны США для средств ПВО, для автоматизации управления. Чтобы правильно рассчитать траекторию и скорость движения снаряда для поражения воздушной цели, надо было решить систему из 6-ти дифференциальных уравнений. Первая ЭВМ занимала два этажа одного здания, весила 30 тонн и состояла из десятков тысяч электронных ламп, которые соединялись проводами, общая протяженность которых составляла 10 тысяч км. Когда ЭВМ ЭНИАК работала, электричество в городке отключалась, так много электричества потреблялось этой машиной, электронные лампы быстро перегревались и выходили из строя.
В СССР основоположником вычислительной техники стал Сергей Алексеевич Лебедев, создавший МЭСМ (малая счетная машина) 1951 год (Киев) и БЭСМ (быстродействующая ЭСМ) – 1952 г., Москва.
II поколение: В 1948 году американским ученым Уолтером Брайттеном был изобретен ТРАНЗИСТОР, полупроводниковый прибор, который заменил радиолампы.
Транзистор был намного меньше радиолампы, был более надежным и потреблял намного меньше электричества, он один заменял 40 электронных ламп! Вычислительные машины стали меньше в размерах и значительно дешевле, их быстродействие достигло нескольких сот операций в секунду. Теперь ЭВМ были размером с холодильник, их могли приобрести и использовать научные и технические институты. В то время СССР шел в ногу со временем и выпускал ЭВМ мирового уровня БЭСМ-6.
III поколение : Вторая половина 20-го века характеризуется бурным развитием науки и техники, особенно физики полупроводников и с 1964 года транзисторы стали размещать на микросхемах, выполненных на поверхностях кристаллов. Это позволило преодолеть миллионный барьер в быстродействии.
IV поколение: Начиная с 1980 года ученые научились на одном кристалле размещать несколько интегральных микросхем, развитие микроэлектроники привело к созданию микропроцессоров. Кристалл ИС меньше и тоньше контактной линзы.
Быстродействие современных ЭВМ исчисляется сотнями миллионов операций в секунду.
В 1977 году появился первый ПК (персональный компьютер) фирмы Apple Macintosh. С 1981 года лидером в производстве ПК стала фирма IBM (International Business Machine), эта фирма работала на рынке США еще с 19-го века и выпускала различные устройства для офисов – счеты, арифмометры ручки и т.д. и зарекомендовала себя как надежная фирма, которой доверяло большинство деловых людей в США. Но не только поэтому ПК IBM были намного популярнее, чем ПК Apple Macintosh. ПК Apple Macintosh представляли собой “черный ящик” для пользователя – он не разобрать модернизировать ПК, присоединять к ПК новые устройства, а ПК IBM были открыты для пользователя и тем самым позволяли собирать ПК как детский конструктор, поэтому большинство пользователей выбрали ПК IBM.
Для разработки программ для ЭВМ создавались различные языки программирования (алгоритмические языки). Фортран FORTRAN – FORmula TRANslated – первый язык , создан в 1956 году Дж. Бэкусом. В 1961 году появился Бейсик BASIC (Beginners All-purpose Simbolic Instartion Code –многоцелевой язык символических инструкций для начинающих) Т.Куртц, дж. Кемени.В 1971 году профессор Цюрихского университета Николас Вирт создал язык Паскаль Pascal, который назвал в честь ученого Блеза Паскаля. Создавались и другие языки: Ада, Алгол, Кобол, Си, Пролог, Фред, Лого, Лисп и др. Но до сих пор самым популярным языком программирования является Паскаль, многие более поздние языки взяли из Паскаля основные команды и принципы построения программы, например язык Си, Си+ и система программирования Delphi, даже Бейсик, изменившись позаимствовал из Паскаля его структурированность и универсальность..
Суперкомпьютеры
5. Закрепление:
Тест «История вычислительной техники. Поколения ЭВМ»
1. Кто из ученых построил первое в мире устройство, способное производить вычисления?
1) Блез Паскаль
2) Г.-В. Лейбниц
3) Чарльз Беббидж
4) Джон фон Нейман
5) С.А.Лебедев
2. Кому из ученых принадлежит идея управления вычислительной машиной по заданной программе?
1) Блез Паскаль
2) Г.-В. Лейбниц
3) Чарльз Беббидж
4) Джон фон Нейман
5) С.А.Лебедев
3. В каком году была создана первая ЭВМ?
1) 1822
2) 1945
3) 1951
4) 1970
4. Как называлась первая ЭВМ?
1) Аналитическая машина
2) Абак
3) ЭНИАК
4) МЭСМ
5) IBM
6) БЭСМ
5. Как называлась первая ЭВМ в нашей стране?
1) Аналитическая машина
2) Абак
3) ЭНИАК
4) МЭСМ
5) IBM
6) БЭСМ
6. Кто был основоположником развития вычислительной техники в нашей стране?
1) Блез Паскаль
2) Г.-В. Лейбниц
3) Чарльз Беббидж
4) Джон фон Нейман
5) С.А.Лебедев
7. Элементной базой ЭВМ первого поколения являлись –
1) Зубчатые колеса
2) Реле
3) Вакуумные электронные лампы
4) Транзисторы
5) Интегральные схемы
8. Элементной базой ЭВМ второго поколения являлись –
1) Зубчатые колеса
2) Реле
3) Вакуумные электронные лампы
4) Транзисторы
5) Интегральные схемы
6) Сверхбольшие интегральные схемы
9. Элементной базой ЭВМ третьего поколения являлись –
1) Зубчатые колеса
2) Реле
3) Вакуумные электронные лампы
4) Транзисторы
5) Интегральные схемы
6) Сверхбольшие интегральные схемы
10. Элементной базой ЭВМ четвертого поколения являлись –
1) Зубчатые колеса
2) Реле
3) Вакуумные электронные лампы
4) Транзисторы
5) Интегральные схемы
6) Сверхбольшие интегральные схемы
11. Первым языком программирования для ЭВМ стал –
1) Фортран
2) Бейсик
3) Паскаль
4) Delphi
5) Пролог
12. Универсальным языком программирования, основные принципы которого использовали большинство современных систем программирования стал-
1) Фортран
2) Бейсик
3) Паскаль
4) Delphi
5) Пролог
13. Английское слово «компьютер» означает-
1) Вид телескопа
2) Электронная лампа
3) Производящий расчеты
4) Транзистор
5) Микропроцессор
14. Современную организацию ЭВМ предложил
1) Блез Паскаль
2) Г.-В. Лейбниц
3) Чарльз Беббидж
4) Джон фон Нейман
5) С.А.Лебедев
15. Общим свойством «аналитической машины» Беббиджа, современного компьютера и человеческого мозга является способность обрабатывать:
1) Текстовую информацию
2) Числовую информацию
3) Звуковую информацию
Графическую информацию
№ вопроса |
1 вариант |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
5 |
4 |
6 |
5 |
7 |
3 |
8 |
4 |
9 |
5 |
10 |
6 |
11 |
1 |
12 |
3 |
13 |
3 |
14 |
4 |
15 |
2 |
5
6. Домашние задание: п.6 читать , в т уч , стр. 43 № 10
7. Рефлексия:
Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
8. Итог урока: выставление оценок
Задание: Сопоставь
Ф. И. Класс |
||
1. |
..- это специальным образом организованный файл содержащий в себе один или несколько файл в с сжатом виде |
Помещение исходного файла в архивный файл |
2. |
Архивация – это …. |
Информации по сети |
3. |
…- процесс восстановления файла из архива |
Распаковывающийся |
4. |
Архивацию производят при передачи …. |
Информацию об именах и длине оригинальных файлов |
5. |
SFX – архив или …… |
Архивации |
6. |
Архивацию можно проводить ….. |
Медленнее |
7. |
Архив должен содержать….. |
Сжаты в десятки раз |
8. |
Некоторые файлы могут быть… |
При помощи команды Добавить в архив |
9. |
Для сжатия файлов используют программу …. |
Разархивация |
10. |
Сжатие данных происходит ….., чем восстановление |
Архивный файл |
Задание: Сопоставь
Ф. И. Класс |
||
1. |
..- это специальным образом организованный файл содержащий в себе один или несколько файл в с сжатом виде |
Помещение исходного файла в архивный файл |
2. |
Архивация – это …. |
Информации по сети |
3. |
…- процесс восстановления файла из архива |
Распаковывающийся |
4. |
Архивацию производят при передачи …. |
Информацию об именах и длине оригинальных файлов |
5. |
SFX – архив или …… |
Архивации |
6. |
Архивацию можно проводить ….. |
Медленнее |
7. |
Архив должен содержать….. |
Сжаты в десятки раз |
8. |
Некоторые файлы могут быть… |
При помощи команды Добавить в архив |
9. |
Для сжатия файлов используют программу …. |
Разархивация |
10. |
Сжатие данных происходит ….., чем восстановление |
Архивный файл |
Задание: Сопоставь
Ф. И. Класс |
||
1. |
..- это специальным образом организованный файл содержащий в себе один или несколько файл в с сжатом виде |
Помещение исходного файла в архивный файл |
2. |
Архивация – это …. |
Информации по сети |
3. |
…- процесс восстановления файла из архива |
Распаковывающийся |
4. |
Архивацию производят при передачи …. |
Информацию об именах и длине оригинальных файлов |
5. |
SFX – архив или …… |
Архивации |
6. |
Архивацию можно проводить ….. |
Медленнее |
7. |
Архив должен содержать….. |
Сжаты в десятки раз |
8. |
Некоторые файлы могут быть… |
При помощи команды Добавить в архив |
9. |
Для сжатия файлов используют программу …. |
Разархивация |
10. |
Сжатие данных происходит ….., чем восстановление |
Архивный файл |
Задание: Сопоставь
Ф. И. Класс |
||
1. |
..- это специальным образом организованный файл содержащий в себе один или несколько файл в с сжатом виде |
Помещение исходного файла в архивный файл |
2. |
Архивация – это …. |
Информации по сети |
3. |
…- процесс восстановления файла из архива |
Распаковывающийся |
4. |
Архивацию производят при передачи …. |
Информацию об именах и длине оригинальных файлов |
5. |
SFX – архив или …… |
Архивации |
6. |
Архивацию можно проводить ….. |
Медленнее |
7. |
Архив должен содержать….. |
Сжаты в десятки раз |
8. |
Некоторые файлы могут быть… |
При помощи команды Добавить в архив |
9. |
Для сжатия файлов используют программу …. |
Разархивация |
10. |
Сжатие данных происходит ….., чем восстановление |
Архивный файл |
Задание: Сопоставь
Ф. И. Класс |
||
1. |
..- это специальным образом организованный файл содержащий в себе один или несколько файл в с сжатом виде |
Помещение исходного файла в архивный файл |
2. |
Архивация – это …. |
Информации по сети |
3. |
…- процесс восстановления файла из архива |
Распаковывающийся |
4. |
Архивацию производят при передачи …. |
Информацию об именах и длине оригинальных файлов |
5. |
SFX – архив или …… |
Архивации |
6. |
Архивацию можно проводить ….. |
Медленнее |
7. |
Архив должен содержать….. |
Сжаты в десятки раз |
8. |
Некоторые файлы могут быть… |
При помощи команды Добавить в архив |
9. |
Для сжатия файлов используют программу …. |
Разархивация |
10. |
Сжатие данных происходит ….., чем восстановление |
Архивный файл |
Задание: Сопоставь
Ф. И. Класс |
||
1. |
..- это специальным образом организованный файл содержащий в себе один или несколько файл в с сжатом виде |
Помещение исходного файла в архивный файл |
2. |
Архивация – это …. |
Информации по сети |
3. |
…- процесс восстановления файла из архива |
Распаковывающийся |
4. |
Архивацию производят при передачи …. |
Информацию об именах и длине оригинальных файлов |
5. |
SFX – архив или …… |
Архивации |
6. |
Архивацию можно проводить ….. |
Медленнее |
7. |
Архив должен содержать….. |
Сжаты в десятки раз |
8. |
Некоторые файлы могут быть… |
При помощи команды Добавить в архив |
9. |
Для сжатия файлов используют программу …. |
Разархивация |
10. |
Сжатие данных происходит ….., чем восстановление |
Архивный файл |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.