Урок информатики в 9 классе
Тема: «Двоичная система счисления»
Цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения материала с использованием ЭОР.
Задачи:
- обучающие:
ü способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания теории о системах счисления;
ü способствовать пониманию теории о системах счисления, способах записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязи между системами счисления;
ü способствовать формированию навыков выполнять перевод чисел из любой системы счисления в десятичную;
-развивающие:
ü развитие познавательного интереса, внимания учащихся;
ü развитие навыков индивидуальной практической деятельности;
ü развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
ü развитие мышления учащихся при решении задач;
-воспитательные:
ü повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
ü формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
ü формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока - урок закрепления новых знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Необходимое оборудование: ПК, презентация "Системы счисления", интерактивный комплекс, ЭОР "Системы счисления" на каждом ПК.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся и учитель приветствуют друг друга, учитель раздает листы самоконтроля.
II. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.С каким универсальным техническим устройством мы работаем на уроках информатики? |
Это устройство называется компьютер. |
2. Для чего была изобретена ЭВМ? |
ЭВМ изобретена для работы с числами. |
3.Зачем нужны числа? |
Варианты учеников |
4.Сколько цифр используется для представления чисел? |
10 |
5.Какие сигналы используются в компьютере и как они обозначаются? |
Включено, выключено – 0,1 |
6.Сколько цифр используется? |
2 цифры: 0 и 1 |
7. Какая это система счисления? |
Двоичная система счисления |
III.Постановка целей урока.
Прочитайте стихотворение А.Старикова "СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ"
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила —
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ
- Как это возможно?
- Кто может сформулировать тему нашего урока?
- Сегодня мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по теме «Двоичное кодирование».
- Запишите тему урока.
- Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.
План работы на уроке следующий:
1. Перевод чисел из двоичной СС в десятичную.
2. Перевод чисел из десятичной СС в двоичную.
3. Загадка поэта.
4. Практикум
5. Сложение и умножение чисел в двоичной СС.
Прием «Знаю, хочу узнать, узнал».
Заполните две колонки таблицы, что вы знаете по этой теме и что хотите узнать.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
IV. Осознание и осмысление учебной информации.
1. Перевод чисел из двоичной СС в десятичную.
- Назовите алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Вспомним, как это выглядит наглядно.
(просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=jeSErJeu_7Q)
2. Работа в парах. Выполните задание №1.
В -1. (1 ряд) Перевести в десятичную систему счисления числа 11012 и 110102.
В- 2. ( 2 ряд) Перевести в десятичную систему счисления числа 11102 и 110012.
3. Перевод чисел из десятичной СС в двоичную.
- Давайте теперь вспомним алгоритм перевода десятичного числа в двоичное.
(просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=pwyp38gAyRo )
Дифференцированное задание. Выполните задание №2 в своих карточках.
Для сильных учащихся
Числа в десятичной системе счисления |
Числа в двоичной системе счисления |
369 |
|
678 |
|
334 |
|
231 |
|
45 |
|
289 |
|
Для слабых учащихся
Числа в десятичной системе счисления |
Числа в двоичной системе счисления |
70 |
|
54 |
|
3 |
|
5 |
|
60 |
|
12 |
|
Ответы:
Для сильных учащихся
Числа в десятичной системе счисления |
Числа в двоичной системе счисления |
369 |
101110001 |
678 |
1010100110 |
334 |
101001110 |
231 |
11100111 |
45 |
101101 |
289 |
100100001 |
Для слабых учащихся
Числа в десятичной системе счисления |
Числа в двоичной системе счисления |
70 |
1000110 |
54 |
110110 |
3 |
11 |
5 |
101 |
60 |
11110 |
12 |
1100 |
4. Работа в группах. Загадка поэта.
Учитель формулирует вопрос, поставленный в начале урока: "Сколько лет девочке? В какой класс она ходила? Сколько книг в портфеле?"
Выводы: Сколько ей лет? (12 лет), В какой класс она ходила? (5) Сколько книг носила? (4) Сколько рук и сколько глаз? (2).
5. Практикум
-Аналогичные задания встречаются в 13 задании на ОГЭ, некоторые из них в другой интерпретации.
- Онлайн решение задания 13 из ОГЭ 2017 года (каждый ученик самостоятельно выполняет задание и проверяет его на сайте https://inf-oge.sdamgia.ru/test?theme=13)
8
Переведите число 135 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Задание 13 № 153
Пояснение.
Представим число 135 в виде суммы степеней двойки: 135 = 128 + 4 + 2 + 1. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 128 = 1000 0000; 4 = 100, 2 = 10, 1 = 1. Следовательно, 13510 = 1000 01112.
Ответ: 4.
9
Переведите число 125 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Задание 13 № 173
Пояснение.
Представим число 125 в виде суммы: 125 = 128 − 3. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 128 = 100 0000; −3 = −11. Следовательно, 125 = 111 1101.
Ответ: 6.
10
Переведите число 121 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Задание 13 № 193
Пояснение.
Представим число 121 в виде разности: 121 = 128 − 7. Теперь переведём отдельно два числа и вычтем результаты в двоичной системе счисления: 128 = 10000000; 7 = 111. Следовательно, 121 = 1111001.
11
Переведите число 134 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Задание 13 № 213
Пояснение.
Представим число 134 в виде суммы: 134 = 128 + 6. Теперь переведём отдельно два числа и сложим результаты в двоичной системе счисления: 128 = 1000 0000; 6 = 110. Следовательно, 134 = 1000 0110.
Ответ: 3.
12
Переведите число 143 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Задание 13 № 233
Пояснение.
Представим число 143 в виде суммы степеней двойки: 143 = 128 + 8 + 4 + 2 + 1. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 128 = 10000000, 8 = 1000, 4 = 100, 2 = 10, 1 = 1. Следовательно, 14310 = 100011112.
13
Переведите число 141 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Задание 13 № 253
Пояснение.
Представим число 141 в виде суммы степеней двойки: 141 = 128 + 8 + 4 + 1. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 128 = 1000 0000, 8 = 1000, 4 = 100, 1 = 1. Следовательно, 14110 = 1000 11012.
Ответ: 4.
14
Переведите число 126 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Задание 13 № 273
Пояснение.
Представим число 126 в виде суммы степеней двойки: 126 = 64 + 32 + 16 + 8 + 4 + 2. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 64 = 100 0000, 32 = 10000, 16 = 1 0000, 8 = 1000, 4 = 100, 2 = 10. Следовательно, 12610 = 111 11102.
Ответ: 6.
17
Переведите двоичное число 1101100 в десятичную систему счисления.
Задание 13 № 333
Пояснение.
Имеем:
11011002 = 1 · 26 + 1 · 25 + 1 · 23 + 1 · 22 = 64 + 32 + 8 + 4 = 108.
18
Переведите число 111 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Задание 13 № 354
Пояснение.
Представим число 111 в виде суммы степеней двойки: 111 = 64 + 32 + 8 + 4 + 2 + 1. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 64 = 10 0000; 32 = 10 000; 8 = 1000; 4 = 100, 2 = 10, 1 = 1. Следовательно, 11110 = 110 11112. 6 единиц.
Ответ: 6.
19
Переведите число 100 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Задание 13 № 374
Пояснение.
Представим число 100 в виде суммы степеней двойки: 100 = 64 + 32 + 4. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 64 = 100 0000; 32 = 10 000; 4 = 100. Следовательно, 10010 = 110 01002.
Ответ: 3.
6. Правило двоичной арифметики.
Нам необходимо познакомиться с правилами двоичной арифметики: сложением и умножением. Запишите все варианты сложения и умножения двоичных чисел в тетрадь.
0+0=0 0*0=0
0+1=1 0*1=0
1+0=1 1*0=0
1+1=10 1*1=1
Складывать и умножать двоичные числа нужно столбиком. Давайте попробуем.
Задание:
101011+1001=110100
Работа по карточкам.
1010012 1100112
1001012 1000012
10 0 1 1 102 10101002
101 2 1002
112 112
1111 2 11002
VI. Домашнее задание.
Даётся домашнее задание: Задания ОГЭ 2017 года №1,2,3,4*,5* дифференцированное.
VII. Рефлексия.
Учащиеся заполняют последнюю колонку таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал».
Итоги урока: Оцените свою работу в соответствии с критериями.
Критерии оценивания:
«5» - 10-11 правильных
«4» -8-9 правильных
«3» - 6-7 правильных
«2» - 5 правильных
Прием «Круги по воде»
На экране высвечивается тема урока «Двоичная система».
(Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома).
Например:
Д- делить на 2
В – важная тема
О- очень трудно или легко
И – интересная тема
Ч – числа нужно сложить или умножить
Н – необходимо внимание
А – аккуратность
Я - я научусь решать без ошибок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.