Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»
Оценка 4.7

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика
9 кл
30.06.2017
Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»
Лист контроля
Урок информатики в 9 классе.doc
Урок информатики в 9 классе           Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ» Учитель: Савченко О.А. Цель     урока:  создать   условия   для   осмысления   новой   учебной   информации, применения   их   в   знакомой   и   новой   учебной   ситуациях,   проверки   уровня   усвоения материала с использованием ЭОР.  Задачи: ­ обучающие:  способствовать   запоминанию   цифрового   материала   как   ориентира   для   понимания теории о системах счисления;  способствовать   пониманию   теории   о   системах   счисления,   способах   записи   чисел   в разных системах счисления, взаимосвязи между системами счисления;  способствовать   формированию   навыков   выполнять   перевод   чисел   из   любой   системы счисления в десятичную; ­развивающие:  развитие познавательного интереса,  внимания учащихся;   развитие навыков индивидуальной практической деятельности;  развитие коммуникационной компетентности у учащихся;   развитие мышления учащихся при решении задач;  ­воспитательные:  повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;   формирование   творческого   подхода   к   решению   задач,   четкости   и   организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;   формирование навыков самоорганизации и инициативы.  Тип урока  ­  урок закрепления новых знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного. Необходимое   оборудование:  ПК,   презентация   "Системы   счисления",   интерактивный комплекс, ЭОР "Системы счисления" на каждом ПК. I. Организационный момент. Ход урока Учащиеся и учитель приветствуют друг друга, учитель раздает листы самоконтроля.   II. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация. Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1.С   каким   универсальным   техническим устройством   мы   работаем   на   уроках информатики? 2. Для чего была изобретена ЭВМ? 3.Зачем нужны числа? Это устройство называется компьютер. ЭВМ изобретена для работы с числами. Варианты учеников 4.Сколько   цифр   используется   для представления чисел? 5.Какие   сигналы   используются   в компьютере и как они обозначаются? 6.Сколько цифр используется? 7. Какая это система счисления? 10 Включено, выключено – 0,1 2 цифры: 0 и 1 Двоичная система счисления III.Постановка целей урока. Прочитайте стихотворение А.Старикова "СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ" Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила — Все это правда, а не бред. Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами,  И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. И десять темно­синих глаз  Рассматривали мир привычно,  Но станет все совсем обычным,  Когда поймете наш рассказ ­ Как это возможно? ­ Кто может сформулировать тему нашего урока? ­ Сегодня мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по теме  «Двоичное кодирование».  ­ Запишите тему урока. ­ Ваша задача показать  теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и  выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.  План работы на уроке следующий: 1.     Перевод чисел из двоичной СС в десятичную. 2.     Перевод чисел из десятичной СС в двоичную. 3.     Загадка поэта. 4.     Практикум  5.     Сложение и умножение  чисел в двоичной СС. Прием «Знаю, хочу узнать, узнал». Заполните две колонки таблицы, что вы  знаете по этой теме и что хотите узнать. Знаю Хочу узнать Узнал IV. Осознание и осмысление учебной информации. 1. Перевод чисел из двоичной СС в десятичную. ­   Назовите   алгоритм   перевода   чисел   из   двоичной     системы   счисления   в   десятичную. Вспомним, как это выглядит наглядно. (просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=jeSErJeu_7Q) 2. Работа в парах. Выполните задание №1. В ­1. (1 ряд) Перевести в десятичную систему счисления числа  11012 и 110102. В­ 2. ( 2 ряд) Перевести в десятичную систему счисления числа  11102 и 110012. 3. Перевод чисел из десятичной СС в двоичную. ­ Давайте теперь вспомним алгоритм перевода десятичного числа в двоичное. (просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=pwyp38gAyRo ) Дифференцированное задание. Выполните задание №2 в своих карточках. Числа в десятичной системе счисления Числа в двоичной системе счисления Для сильных учащихся 369 678 334 231 45 289 Числа в десятичной системе счисления Числа в двоичной системе счисления Для слабых учащихся 70 54 3 5 60 12 Ответы: Для сильных учащихся Числа в десятичной системе счисления 369 678 334 231 45 289 Числа в двоичной системе счисления 101110001 1010100110 101001110 11100111 101101 100100001 Для слабых учащихся Числа в десятичной системе счисления 70 54 3 5 60 12 Числа в двоичной системе счисления 1000110 110110 11 101 11110 1100 4. Работа в группах. Загадка поэта. Учитель формулирует вопрос, поставленный в начале урока: "Сколько лет девочке? В какой класс она ходила? Сколько книг в портфеле?"  Выводы: Сколько ей лет? (12 лет), В какой класс она ходила? (5) Сколько книг носила? (4) Сколько рук и сколько глаз? (2). 5. Практикум ­Аналогичные задания встречаются в 13 задании на ОГЭ, некоторые из них в другой интерпретации.  ­ Онлайн решение задания 13 из ОГЭ 2017 года (каждый ученик самостоятельно выполняет задание и проверяет его на сайте https://inf­oge.sdamgia.ru/test?theme=13) 8 Переведите число 135 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколь- ко единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц. Задание 13 № 153 Пояснение. Представим число 135 в виде суммы степеней двойки: 135 = 128 + 4 + 2 + 1. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 128 = 1000 0000; 4 = 100, 2 = 10, 1 = 1. Следовательно, 13510 = 1000 01112. От вет : 4. 9 Переведите число 125 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколь- ко единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц. Задание 13 № 173 Пояснение. Представим число 125 в виде суммы: 125 = 128 − 3. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 128 = 100 0000; −3 = −11. Следовательно, 125 = 111 1101. От вет : 6. 10 Переведите число 121 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколь- ко единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц. Задание 13 № 193 Пояснение. Представим число 121 в виде разности: 121 = 128 − 7. Теперь переведём отдельно два числа и вычтем результаты в двоичной системе счисления: 128 = 10000000; 7 = 111. Следовательно, 121 = 1111001. 11 Переведите число 134 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколь- ко единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц. Задание 13 № 213 Пояснение. Представим число 134 в виде суммы: 134 = 128 + 6. Теперь переведём отдельно два числа и сложим результаты в двоичной системе счисления: 128 = 1000 0000; 6 = 110. Следовательно, 134 = 1000 0110. От вет : 3. 12 Переведите число 143 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколь- ко единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц. Задание 13 № 233 Пояснение. Представим число 143 в виде суммы степеней двойки: 143 = 128 + 8 + 4 + 2 + 1. Теперь пере- ведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 128 = 10000000, 8 = 1000, 4 = 100, 2 = 10, 1 = 1. Следовательно, 14310 = 100011112. 13 Переведите число 141 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколь- ко единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц. Задание 13 № 253 Пояснение. Представим число 141 в виде суммы степеней двойки: 141 = 128 + 8 + 4 + 1. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 128 = 1000 0000, 8 = 1000, 4 = 100, 1 = 1. Следовательно, 14110 = 1000 11012. От вет : 4. 14 Переведите число 126 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколь- ко единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц. Задание 13 № 273 Пояснение. Представим число 126 в виде суммы степеней двойки: 126 = 64 + 32 + 16 + 8 + 4 + 2. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 64 = 100 0000, Следовательно, 12610 = 111 11102. От вет : 6. 16 = 1 0000, 32 = 10000, 8 = 1000, 4 = 100, 2 = 10. Переведите число 111 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколь- ко единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц. Задание 13 № 354 Пояснение. Переведите двоичное число 1101100 в десятичную систему счисления. Задание 13 № 333 Пояснение. Имеем: 11011002 = 1 · 26 + 1 · 25 + 1 · 23 + 1 · 22 = 64 + 32 + 8 + 4 = 108. 17 18 Представим число 111 в виде суммы степеней двойки: 111 = 64 + 32 + 8 + 4 + 2 + 1. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 64 = 10 0000; 32 = 10 000; 8 = 1000; 4 = 100, 2 = 10, 1 = 1. Следовательно, 11110 = 110 11112. 6 единиц. От вет : 6. 19 Переведите число 100 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколь- ко единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц. Задание 13 № 374 Пояснение. Представим число 100 в виде суммы степеней двойки: 100 = 64 + 32 + 4. Теперь переведём каждое из слагаемых в двоичную систему счисления и сложим результаты: 64 = 100 0000; 32 = 10 000; 4 = 100. Следовательно, 10010 = 110 01002. От вет : 3.    Правило двоичной арифметики. 6.          Нам   необходимо   познакомиться   с   правилами   двоичной   арифметики:   сложением   и умножением. Запишите все варианты сложения и умножения двоичных чисел в тетрадь. 0+0=0 0+1=1 1+0=1 1+1=10 0*0=0 0*1=0 1*0=0 1*1=1 Складывать и умножать двоичные числа нужно столбиком. Давайте попробуем. Задание: 101011+1001=110100 Работа по карточкам. 1010012 1100112 1001012                   1000012 10 0  1 1 102                         10101002              101 2 1002 112                             112 1111 2                          11002 VI. Домашнее задание. Даётся домашнее задание: Задания ОГЭ 2017 года №1,2,3,4*,5* дифференцированное. VII. Рефлексия. Учащиеся заполняют последнюю колонку таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал». Итоги урока: Оцените свою работу в соответствии с критериями.  Критерии оценивания:   «5» ­ 10­11 правильных «4» ­8­9 правильных «3» ­ 6­7 правильных «2» ­ 5 правильных Прием «Круги по воде» На экране высвечивается тема урока «Двоичная система». (Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое   понятие,   явление.   Оно   записывается   в   столбик   и   на   каждую   букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой   теме.   По   сути   это   небольшое   исследование,   которое   может   начаться   в классе и иметь продолжение дома). Например: Д­ делить на 2 В – важная тема О­ очень трудно или легко И – интересная тема Ч – числа нужно сложить или умножить Н – необходимо внимание А – аккуратность  Я ­ я научусь решать без ошибок.                        Заверяю Директор МКОУ «СОШ №10»:                                   Брилева М.В.

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»

Урок информатики в 9 классе. Тема: «Двоичная система счисления. Подготовка к ОГЭ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017