Содержание:
1. Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён.
2. Легенда о Лете и Мнемозине.
3. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского).
4. Важнейшие эпохи в истории культуры.
Художественный материал:
1. Живопись и архитектура: Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы. Фрагмент «Группа муз»;
2. Храм Афины Афеи на Эгине;
3. Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж;
4. Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О. Роншан.
Музыка:
1. М. Мусоргский. «Старый замок». Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Характеристика видов деятельности:
1. Осознавать значение искусства в жизни современного человека.
2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве (с учётом критериев, представленных в учебнике).
3. Наблюдать за развитием одного образа в музыке.
4. Анализировать приёмы развития одного образа в музыкальном произведении.
Искусство память человечества
Содержание:
1.
Возвращение к темам, сюжетам и образам в
произведениях искусства разных времён.
2. Легенда о Лете и Мнемозине.
3. Ощущение времени в произведениях искусства (на
примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла
«Картинки с выставки» М. Мусоргского).
Важнейшие эпохи в истории культуры.
4.
Художественный материал:
1. Живопись и архитектура: Рафаэль. Парнас. Аполлон
и музы. Фрагмент «Группа муз»;
2. Храм Афины Афеи на Эгине;
3.
Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж;4. Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла НотрДамдюО. Роншан.
Музыка:
1. М. Мусоргский. «Старый замок». Из фортепианного
цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Характеристика видов деятельности:
1. Осознавать значение искусства в жизни современного
человека.
2.
Рассуждать о специфике воплощения духовного
опыта человека в искусстве (с учётом критериев,
представленных в учебнике).
3. Наблюдать за развитием одного образа в музыке.
4. Анализировать приёмы развития одного образа в
музыкальном произведении.
Чем больше узнаёшь музыку, тем больше удивляешься
сколько в ней повторяющихся тем, сюжетов, образов. Как
в жизни отдельного человека, так и в жизни всегочеловечества не бывает ничего лишнего, устаревшего,
изжившего себя.
Попрежнему, как и в старые времена, поёт в
произведениях композиторов волшебная лира Орфея,
происходят сказочные чудеса, вновь и вновь
возрождаются древние молитвы.
Над ними время не властно: здесь нет забвения, здесь
царствует вечность. И примечательно, что на заре
цивилизации, в античной Греции, фантазия людей
поставила у истоков всех искусств Мнемозину – богиню
памяти.
Существует даже такое предание: вблизи пещеры
Трофония (предсказателя человеческих судеб)
находились два источника, имеющие названия Лета и
Мнемозина. Испивший из первого источника забывал
свою жизнь и её тяготы, испивший из второго запоминал
всё, что видел и слышал.Лета и Мнемозина – также имена греческих богинь:
богиня забвения Лета, уносит воспоминания о земном и
преходящем; богиня памяти Мнемозина даёт человеку
великую созидательную силу – увековечить каждое
мгновение жизни.
Именно Мнемозина стала матерью всех девяти муз,
покровительствующих искусствам, передав им в
наследство самую поразительную способность,
отличающую искусства и поныне. Это способность
наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются.
Контуры зверей, начертанные в первобытных пещерах, и
лучезарные города – памятники Греции и Италии, полотна
живописцев, дающие панораму лиц, костюмов и
обычаев, и пламенные стихи, запечатлевшие живой жар
сердца какогонибудь неведомого нам средневекового
рыцаря, – всё это неисчислимые чудеса, подаренные нам
искусством.Ушли в небытие столетия, люди и их дела, угасли
страсти, но неповторимое ощущение времени, в котором
нам не довелось жить, но которое мы помним самой
главной памятью, данной человеку, – памятью души.
Послушайте пьесу «Старый замок» М. Мусоргского из
известного вам цикла «Картинки с выставки».
Образ средневековой старины дан как воспоминание об
ушедшем мире, над которым уже не властно время.
Состояние вневременности, вечности передано в музыке с
особой статичностью всех её выразительных средств:
однообразием ритма, органным пунктом – выдержанной
нотой в басу, сохраняющейся на протяжении всей пьесы,
несколько отстранённой, уже словно бы внеземной
мелодией, звучащей как печальная песня трубадура.
Однако эта музыка, явившаяся к нам подобно призраку,
как будто из другого мира, вызывает у слушателя живое
сожаление об ушедших временах с их рыцарями ипрекрасными дамами, величественными замками и
чудесными песнями. И именно в сегодняшнем, тёплом
эмоциональном переживании заключено главное
доказательство того, что искусство несёт в себе не
механическую память, а именно душу времени.
Прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь
и вновь вдохновляет поэтов и музыкантов, и они
обращаются к вечным темам и образам, «примеряя» их к
современности.
Вот почему и сейчас музыканты по всей России собирают
исчезающие крупицы народной музыки, запечатлевшие в
себе память ушедших веков, создают музыкальные
коллективы, возрождающие исполнение забытых
духовных песнопений, когдато составлявших
неотъемлемую часть жизни русского человека.
Композиторы все чаще обращаются к древним пластамкультуры, вводя в свои композиции мелодии, звучавшие
много веков назад.
Так столетия ведут свой неторопливый разговор. Это
разговор равных: ведь в искусстве, в отличие от других
видов деятельности, нет примитивных эпох. Каждая дала
свои образцы непревзойдённой силы и величия: и
блистательная АНТИЧНОСТЬ, и озарённое духовностью
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, и любознательное
ВОЗРОЖДЕНИЕ, и гармоничный КЛАССИЦИЗМ, и
мечтательный РОМАНТИЗМ. Есть своё величие и у
МУЗЫКИ ХХI ВЕКА, ещё пока не имеющей
собственного названия, кроме СОВРЕМЕННОСТЬ.
Человечеству, как и отдельному человеку, нужна вся
музыка и та, что звучит сегодня, и та, что создавалась в
предшествующие века.
Чем больше «миров» открыл для себя человек в
искусстве, тем более яркими гранями раскрывается передним жизнь. Ведь в сотни раз богаче и драгоценнее каждый
её миг, если он озарён светом любви и восхищения всех
воспевших его в своих стихах и своих песнях.
Вопросы и задания:
1.
Каким предстаёт старый замок в пьесе М.
Мусоргского? Какие средства музыкальной
выразительности участвуют в создании музыкального
образа?
2. Можно ли сказать, что прошедшие столетия живут в
памяти людей?
3. Назовите главнейшие культурные эпохи.Искусство и фантазия
Содержание:
Реальность и фантазия в жизни человека.
1.
2. Претворение творческого воображения в
произведениях искусства (на примере «Вальсафантазии»
М. Глинки).
Музыкальный материал:
1. М. Глинка. «Вальсфантазия». Фрагмент (слушание);
2. М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (по
желанию учителя).3.
Г. Струве, стихи К. Ибряева. «Школьный корабль»
(пение);
4. А. Рыбников, стихи И. Кохановского. «Ты мне
веришь?» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1.
Выявлять возможности эмоционального воздействия
музыки на человека.
2. Осознавать интонационнообразные, жанровые основы
музыки как вида искусства.
3. Исследовать многообразие жанровых воплощений
музыкальных произведений.
В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения.
Один составляют внешние события. Например, мы знаем,
в каком доме живёт человек, как он одевается, какие у
него привычки и т. д.Другой составляет сокровенные мысли, глубинные
переживания, духовные искания человека. Нередко
именно в нём сосредоточено главное содержание
человеческой жизни. Ведь сказал же Экзюпери: «Зорко
одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его
склонности, вкусы, привязанности. Однако его
внутренний мир нередко проявляет себя внешне: во
взгляде, улыбке, интонациях голоса.
Мы говорим: «этот человек духовно богат», когда его
слова и поступки убеждают нас в существовании особого
внутреннего мира, окрашивающего внешние проявления
искренностью и глубиной. Точно так же мы отмечаем
чьюто пустоту и духовное оскудение, когда видим, что
человек живёт исключительно материальными,
практическими интересами.Музыкальные произведения в какойто мере похожи на
людей. В них тоже могут быть своя глубина и характер:
порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные
люди любят разную музыку: одни
слушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются
нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.
Послушайте, например, музыку М. Глинки.
В «Вальсефантазии» мастерски сочетаются два начала,
выраженные в названии произведения.
С одной стороны, это вальс – плавный, кружащийся танец
с трёхдольным ритмом. Известно, что вальсы могут быть
разными – весёлыми и торжественными, грустными и
трепетными.
С другой стороны, в этом произведении Глинка
воплощает нежное, полётное вращение, уносящее наше
воображение в прекрасный мир фантазии.Михаил Иванович Глинка познакомился с очаровательной
девушкой, воспитанницей Смольного института
Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн,
которой посвящено стихотворение А. Пушкина «Я помню
чудное мгновенье». Глинка серьёзно увлёкся ею.
Слушание: М. Глинка. Романс «Я помню чудное
мгновенье» (по желанию учителя).
Екатерине он посвятил романс, написанный на
пушкинские стихи, посвящённые её матери, и тогда же
стал работать над фортепианным «Вальсомфантазией»
своего рода поэмой вальса, вдохновлённым образом
Екатерины Ермолаевны, словно рисующим её в
обстановке бала.
Любовь Глинки была взаимной, однако роман скоро
кончился: оба были несвободны, к тому же Екатерина
Ермолаевна скоро уехала по совету врачей на Кавказ. В
1842 году Керн вернулась в Петербург, но встреча её сГлинкой уже не имела для него прежнего значения.
Вскоре он через общую знакомую вернул ей её письма, а
затем без сожалений уехал за границу.
Недолгий период романа с Е. Керн характеризуется
подъёмом творческой деятельности Глинки. «Вальс
фантазия» одна из вершин этого периода, настоящая
жемчужина русской музыкальной классики.
В музыке «Вальсафантазии» отразилась вся поэзия этого
чувства, принёсшего Глинке много и радостных, и
горьких переживаний.
В «Вальсефантазии» Глинка обращается к жанру
танцевальной музыки, который был наиболее популярен в
то время. Однако из небольшой пьесы прикладного
назначения композитор делает развёрнутую
симфоническую поэму, вобравшую в себя богатейшую
гамму человеческих чувств. Это произведение Глинкиявилось тем зерном, из которого в будущем вырастет
русская лирикопсихологическая симфоническая музыка.
Первое впечатление от знакомства с «Вальсом
фантазией» чувство удивительного очарования,
изысканности и нежности. Основная тема вальса
проникнута задумчивопечальным настроением. С ней
чередуются мотивы, передающие другие оттенки чувства
то элегическигрустные, то драматически
взволнованные, то пленительно изящные.
Так дивно недопеть,
Недотянуть смычка,
Иль недокрасить кистью, засыпая,
Лишь гений смог уметь,
И вальсом в облака,
Волшебные мелодии взлетают...
Н. Губин
Слушание: М. Глинка. «Вальсфантазия».Искусство будит фантазию, навевает образы дальних
стран, в которых, может быть, человеку никогда не
суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с
которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт,
который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство
рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это
знали поэты всех времён, наделявшие фантазию
волшебными крыльями, уносящими человека в царство
невиданных чудес.
Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют
постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и
людей других романтических профессий – лётчиков,
геологов, путешественников.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль – и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.Эти строки из стихотворения французского поэта Ш.
Бодлера «Плаванье».
Обратите внимание: «встреча безмерности мечты с
предельностью морей» обозначает такие горизонты
человеческой меты, в сравнении с которыми даже моря –
эти извечные символы необозримого пространства –
кажутся предельными, узкими и тесными.
Что же такое фантазия?
Почему иногда её называют высшей реальностью, душой
всего существующего?
Вероятно, это происходит оттого, что без фантазии
невозможно ничего создать: от самой простой вещи до
произведения искусства.
Многие поэты, художники и композиторы – люди,
живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление
тем, что ничего не понимали в повседневнойдействительности. В то же время они потрясали всех
своим знанием человека, самых сокровенных тайников его
души.
«Я на 85 процентов музыкант, во мне только 15 процентов
человека», говорил Сергей Рахманинов, и в этих словах
слышна вся мыслимая одержимость искусством, на
которую способен большой художник.
Ведь жизнь каждого художника протекает в сложном
переплетении реальности и творческого воображения,
переплетении, рождающем совершенно новый, особенный
мир его произведений. И, как ни удивительно, эти
произведения учат нас глубже понимать именно живую
жизнь.
Вопросы и задания:1.
Вспомните, известные вам произведения различных
видов искусства, где одновременно сочетаются и
реальность, и фантазия.
2. Почему в стихотворении Ш. Бодлера «Плаванье» поэт
сравнивает «безмерность мечты» с «предельностью
морей» в пользу мечты?
3. Подумайте, о каких «тяготах», «тоске» и «ненастье»
говорил Бодлер в своём стихотворении.
4. Почему, повашему, М. Глинка воплотил фантазию в
жанре вальса? Может быть, для этого лучше было
использовать другой жанр (например, марш)?
5.
Как вы считаете, относится Симфония № 3 И. Брамса
к такой музыке, которая пробуждает фантазию? Какие
образы она вызывает в вас?Наш вечный спутник
Содержание:1. Мир музыки, сопровождающий человека на
протяжении всей его жизни.
2. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального
и духовного в жизни человека).
Музыкальный материал:
1. И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент
(слушание).
2.
Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль
(пение).
3. М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на
человека.
2.
Выявлять возможности эмоционального воздействия
музыки на человека.3. Оценивать музыкальные произведения с позиции
красоты и правды.
Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов, –
О, этот мир, так молодопрекрасный,
Он стоит тысячи миров.
Ф. Тютчев
«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в
котором никто не живёт», – сказал немецкий поэт Л. Тик.
Музыка образует целый мир человеческой жизни. Этот
мир рождается вместе с человеком, растёт, оказывает
влияние на его характер, поступки и облик.
Каждый помнит песни своего детства – песни бабушки и
мамы, песни, которыми встречает и провожает нас
школа. Каждый помнит, как «звучат» праздники: ведь
своя музыка есть у дней рождения, у проводов зимы или
встреч Нового года. Она бывает весёлой, шуточной, ибывает волшебной, таинственной, как бы
приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые
так хочется верить.
Поначалу может казаться, что мы растём и старая
музыка уходит, отступает, на смену ей приходит совсем
другая, подобно тому как выбрасываются старые
ненужные вещи, из которых мы вырастаем. И лишь с
течением времени человек начинает понимать, что музыка
никуда не уходит, что она всегда с ним и та, совсем
далёкая, детская, и та, что пришла вместе с юностью,
помогала взрослеть, любить и думать.
Почему так происходит?
Почему мы «перерастаем» свои игрушки и платья, мебель
и даже дома, весь этот мир вещей, который с течением
времени становится нам тесен и узок?Почему этого никогда не случается с любимой нами
музыкой, которая, как и всё, что мы ценим по
настоящему, остаётся с нами всю нашу жизнь?
Не потому ли, что во всём, что нам дорого, мы оставляем
частицу собственной души? Она и в памяти первых лет,
овеянных любовью близких друзей, и в детском
восхищении чудесной мелодией, когдато открывшей
невиданные миры музыкальной фантазии, и в живых
воспоминаниях о первых радостях и надеждах.
Иоганнес Брамс известен как серьёзный глубокий
композитор, писавший симфонии и концерты, хоровые
и камерные произведения. Но его музыка всегда была
наполнена романтикой, любовью к народным песням,
венгерскому фольклору.
Нелёгкая судьба сделала из Брамса одинокого,
разочаровавшегося в жизни человека, но его музыка
всегда была наполнена светом, покоем и теплом.Послушайте небольшой фрагмент из Симфонии № 3 (III
часть) немецкого композитора Иоганнеса Брамса
(слушание).
Эту музыку трудно описывать словами: в ней нет
литературной программы, нет изобразительности. Зато с
уверенностью можно сказать: как сильно она
воздействует на нас своим благородным звучанием,
проникновенной мелодией, пробуждая в душе светлые и
возвышенные чувства.
Вопросы и задания:
1.
Какие песни, какая музыка запомнились и полюбились
вам с детства? Кто их пел?
2.
Какая музыка больше всего нравится вам сейчас? Как
вы думаете, вы скоро её забудете или запомните
надолго?3.
Есть ли у вас любимые старые игрушки или какие
нибудь другие вещи, которые вы не хотите выбросить?
Задумайтесь и ответьте себе: почему? Постарайтесь
вспомнить какиенибудь случаи, связанные с ними
(запиши воспоминания в Дневник).Музыка души
Содержание:
1. Постановка проблемы, связанной с изучением главной
темы года.
2.
Важнейшие аспекты эмоционального воздействия
музыки на человека.
Художественный материал:
1. Поэзия: Е. Винокуров. «Есть внутренняя музыка
души...»
2. Живопись: И. Левитан. Вечер. Золотой плёс; Г.
Сорока. Вид на плотину и др.
Музыкальный материал:
1.
нежный зверь» (слушание).
Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и2. М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Цветные сны»
(пение).
Характеристика видов деятельности:
1.
Выявлять возможности эмоционального воздействия
музыки на человека (на личном примере).
2. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на
человека.
«Сокровища музыки неисчерпаемы, и также
неисчерпаемы её возможности в будущем.
Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые
вам прежде силы».
Д. Д. Шостакович
«Музыка предназначена для духовного
совершенствования человека.
И в этом её основная миссия».
Г. В. СвиридовМузыка звучит повсюду: с экрана телевизора и монитора
компьютера, на концертной эстраде и в музыкальном
театре, в школе и дома. У вас, наверное, есть любимые
музыкальные произведения. Среди них и модные песни
отечественной и зарубежной эстрады, и музыка из
кинофильмов, мюзиклов, и произведений классической и
народной музыки.
Популярная эстрадная музыка часто служит для
развлечения, отдыха или звучит как фон в нашей
повседневной жизни. Она как бы сама идёт к нам.
Классическая музыка звучит намного реже. К этой
музыке надо идти самому. И если вы узнаете её лучше, то,
наверное, полюбите и вам захочется встретиться с ней
ещё и ещё раз.
Классическая музыка откроет вам самих себя,
всколыхнёт в вас такие чувства, о которых вы, можетбыть, и не подозревали. Она даст работу вашему сердцу и
уму. А это, поверьте, немало!
Так в чём же сила музыки? Тысячи лет существует
музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова
пытаются ответить на этот вопрос. Почему музыка
волнует и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету,
тянутся не только люди, но и животные, и даже
растения? И почему именно с музыкой связывает человек
свои представления о прекрасном?
Желая выразить высшую прелесть мира, говорят: «музыка
природы», «музыка души» ...
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Её с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.Её имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.
В этом стихотворении Е. Винокурова «музыка души»
предстаёт как особый внутренний свет, чистый и
незамутнённый, как драгоценный талант, который
надлежит беречь от разрушающей монотонной
повседневности.
Описание картины Г. Сорока. Рыбаки. Вид в
Спасском
На картине изображено конкретное время суток: закатное
солнце своим розовым светом объединяет цветовую
гамму полотна, вечернее настроение умиротворённого
покоя разлито в природе. И всё же изображённое
существует словно вне зависимости от естественной
текучести временного потока. Это некая устойчивая
форма жизни природы, извлечённая художником из самыхеё глубин, выражение одухотворённой и одухотворяющей
красоты и согласной слитности человеческого и
природного миров.
Задумайтесь: может быть, в том, что музыку мы носим
прежде всего в себе, и заключается секрет нашей
отзывчивости на музыкальные звучания? Всё, что нам
приходится делать – ходить по улицам, общаться с
людьми, учить уроки – всё непременно окрашивается
нашим эмоциональным отношением к окружающему
миру. Рассветы и закаты, времена года, встречи и
расставания; даже простые будничные вещи могут
вызвать самые разнообразные чувства, которые подчас и
выразить невозможно.
В самом деле, как объяснить, почему чтото мы любим и
принимаем, а чтото отвергаем? Вот одна из загадок
человеческой жизни – и одновременно одно из
доказательств того, что не всё в этой жизни подчинено нетолько рассудку, не всё предполагает однозначный и
ясный ответ.
Описание картины И. Левитан. Вечер. Золотой плёс
Этот холст новый шаг Левитана в постижении пейзажа
Родины. Озарённость, сложное освещение полотна
придают картине какуюто сказочную свежесть и
очарование.
Будто в золотом мареве купаются небо, вода и берега
Волги, чутьчуть тронутые сизым вечерним туманом,
который стелется на берегу, покрывая всё холодной
дымкой вуали.
Как всякий вечер, картина навевает грусть.
И эта скрытая борьба ликующих тёплых тонов уходящего
дня, радостных и звучных, невольно подчёркивается
пепельностью наступающих летних сумерек, тронувших
косогор, колокольню и домик. Городок притих.
Вся картина наполнена удивительной музыкой молчания,так много рассказывающей нашему сердцу. Чистота,
какаято девственность, нетронутость, лирика длящегося
секунды мига, остановленного навсегда Левитаном,
делают эту картину значительной в истории русского
искусства, предваряющей многие творения следующего
века.
Главное, что отличает этот пейзаж, то, что художник
приемлет всю эту напряжённую интимность. Полотно
пронизано острым чувством очарования живописца,
влюбившегося в этот мотив. Он создавал его сложно,
собирая по крупицам впечатления от многих вечеров.
Картина создана мастером, как бы ставшим на мгновение
птицей и взлетевшим над землёй.
Есть в мире и такие явления, которые не выразишь
словами, не изобразишь. Их стихия – музыка с её
текучестью, переменчивостью, игрой красок и состояний,
музыка то бурная, то созерцательная. Не случайноговорить о музыке порой так же трудно, как рассказывать
о своих переживаниях.
Романтический вальс из фильма мелодрамы «Мой
ласковый и нежный зверь» композитор Евгений Дога
написал в подмосковной усадьбе Валуево, импровизируя
на фортепиано, за одну летнюю ночь. Услышавшая и
станцевавшая его первой исполнительница главной роли
Галина Беляева, как и все на съёмочной площадке,
подумала, что звучит ранее неизвестная классика из
далёкого прошлого, и была ошеломлена, узнав, что
произведение оригинальное, только что сочинённое.
Позже, режиссёр фильма Эмиль Лотяну признался, что
тот вальс на озере живой нерв фильма «Мой ласковый и
нежный зверь», «тончайшая паутина звуков, сотканная из
грёз и былей, порывов и предчувствий...». Музыка без
слов написала чьюто драму души. Она расширилапространство драмы, протянула кудато за экранное
изображение линию судьбы героев.
Вальс... Нежный, как любовь, заливающая весь мир, с едва
уловимым оттенком щемящей грусти, лёгкий, как
поцелуй весеннего ветра, сверкающий, как чистый горный
поток в лучах солнца, в водной пыли которого искрится
радуга.
Торжественный, неуклонно возрастающий по накалу, и в
то же время волнительный, полный тревожных
предчувствий вальс сильно добавил картине
эмоциональной выразительности, способствовал
необыкновенной популярности мелодрамы. Вальс из
фильма востребован на массовых театрализованных
постановках, музыкально иллюстрировал открытие
Олимпиад 1980 года в Москве и 2014 года в Сочи.
Мелодия уверенно «пошла в народ», исполняется не
только профессионалами, но и уличными музыкантами,звучит в подземных переходах, на станциях метро и на
улицах, её часто используют хореографы и спортсмены
для постановки балетных и танцевальных номеров как на
паркете, так и на льду.
Произведение Доги из фильма «Мой ласковый и нежный
зверь» называют самым известным в мире киновальсом.
Слушание: Е. Дога. Вальс из фильма «Мой ласковый и
нежный зверь».
Однако мы попытаемся ответить на вопрос: в чём состоит
воздействие музыки на душу человека? Почему она то
радует или печалит, то возвышает, а почему подчас
оставляет равнодушным?
Ответив на эти вопросы, мы лучше узнаем не только
музыку, но и самих себя: ведь музыка не живёт вне
человека, она всегда несёт в себе частицу его души. И
какова музыка, волнующая нас, таковы и мы сами: сколь
бы различны ни были наши характеры, привычки, внешнийоблик, в главном мы можем оказаться не такими уж
непохожими.
Все мы умеем любить, радоваться и восхищаться. Как раз
об этом – о нашей похожести друг на друга – и
напоминает музыка. И та, что живёт в душе каждого из
нас, и та, которая, пробуждая уснувшие чувства,
возвращает человека к самому себе.
Помните, в чудесной сказке «Соловей» Г. Х. Андерсена,
как раз и говорилось о том, что дивное пение соловья
преобразило душу даже могущественного китайского
императора? Более того, сила, заключённая в этом пении,
победила даже саму Смерть, заставив её отступить, когда
она уже сидела на постели императора.
Сила подлинной музыки поистине безгранична. Она
способна пробуждать лучшее, что есть в человеке – его
стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает
миры, полные безграничного богатства, – миры, которыеготовы подарить свои сокровища каждому, кто
действительно нуждается в них.
Вопросы и задания:
1.
2.
Как вы понимаете выражение «музыка души»?
Согласны ли вы, что музыка своим настроением
воздействует на человека?
3. Назовите примеры музыки разного характера и
расскажите, чем они вам близки.
4. Послушайте «Вальс» Е. Доги. Какие чувства вызывает
в вас эта музыка?Чудесная тайна музыки. По законам
красоты. «Адажио» Томазо Альбинони
Содержание:
1. Преобразующее значение музыки.
2. Необходимость сохранения и укрепления духовных
запросов человека.
3.
Различный смысл выражений «слушать музыку» и
«слышать музыку».4.
5.
Драматургическая роль музыки в театральных
спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах.
Выражение глубины и благородства художественного
образа в Адажио Т. Альбинони.
Созидание по законам красоты.
6.
Музыкальный материал:
Т. Альбинони. Адажио (слушание произведения в разных
исполнениях).
Характеристика видов деятельности:
1. Оценивать музыкальные произведения с позиции
красоты и правды.
2.
3.
Рассуждать о преобразующем влиянии музыки.
Воспринимать и сопоставлять художественно
образное содержание музыкальных произведений
(правдивое ложное, глубинное поверхностное).4. Находить ассоциативные связи между
художественными образами музыки и других видов
искусства.
5. Понимать характерные особенности музыкального
языка (с учётом критериев, представленных в учебнике).
6.
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в
произведениях разного смыслового и эмоционального
содержания.
7. Устанавливать внешние связи между звуками
окружающего мира и звуками музыки (с учётом
критериев, представленных в Дневнике музыкальных
размышлений).
8.
Творчески интерпретировать содержание изученного
материала в слове, изобразительной деятельности (с
учётом критериев, представленных в Дневнике
музыкальных размышлений)Постижение музыки предполагает не только её слушание
(ведь мало слушать, нужно слышать!), но и воспитание
условий для её восприятия. А это и развитие слуха, не
просто слуха музыкального, но слуха как «органа души»
(Б. Пастернак), и вхождение в музыкальную традицию,
где устоялись свои жанры, формы, средства
выразительности.
Вот почему так важно научиться воспринимать красоту
мелодий и ритмов, глубину гармонии и выразительность
фактуры. Каждое из этих средств несёт нам свою
собственную информацию о содержании музыки, образуя
её неповторимый язык. А ведь без знания языка трудно
понять любую культуру, в том числе культуру
музыкальную!Чем больше человек умеет слышать, чем более
обострённым становится его восприятие, тем больше
преобразуется его собственная душа.
Нередко нам приходится видеть людей, душа которых
находится как бы в дремлющем состоянии. Жизнь таким
людям кажется довольно простой. Единственной формой
жизни признаётся лишь видимое, осязаемое:
материальные ценности, социальные достижения. Мир
души таких людей становится всё более ограниченным,
тусклым, замкнутым на мелких повседневных заботах.
Неудивительно, что приверженцы такой жизни музыку
считают простым удовольствием, ничего общего не
имеющим с постижением сущности мира. Однако, как
утверждал английский писатель О. Уайльд, можно
представить человека, который «вёл бы самую банальную
жизнь, случайно услыхал какуюнибудь своеобразную
музыкальную пьесу и вдруг открыл бы, что душа егопомимо его ведения прошла сквозь ужасные чувства,
познала чудовищные радости, или дикоромантическую
любовь, или великое самоотвержение».
Не об этом ли читали мы в сказке Андерсена «Соловей»?
И не является ли она потрясающим свидетельством того,
что человек, ещё не переживший музыку как откровение,
и человек, уже знающий такое переживание, словно два
разных человека?
Дремлющая душа гордого и властного владыки,
способного на любые жестокости, превыше всего
ценящего власть и её привилегии, и душа пробуждённая,
обращённая к добрым делам, таков смысл истории,
поведанной великим сказочником Андерсеном.
В этом и состоит ответ на вопрос, почему истинное
предназначение человека не может ограничиться только
монотонной обыденностью, почему оно требуетнепременного участия музыки своеобразного
посредника между земным и высшим мирами.
Только музыка в силу её текучести и непрерывности
способна обобщать смысл вещей. Обратите внимание, как
необходима музыка везде, где требуется выразить
глубинную суть содержания, в кинофильмах,
театральных спектаклях, телевизионных передачах.
Наивно думать, что это всего лишь фон, который
вводится для красоты.
Присмотревшись внимательно, можно обнаружить, что
это важнейший элемент целого, а иногда и самый главный,
без которого всё распадается. Не случайно к участию в
создании киномузыки с тех пор, как возникло
киноискусство, приглашались крупнейшие,
талантливейшие композиторы: С. Прокофьев, Д.
Шостакович, Г. Свиридов, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.Невозможно представить, например, кинофильм
«Александр Невский» без участия музыки С.
Прокофьева или фильм «Маленькие трагедии» (по А.
Пушкину) без тонких музыкальных иллюстраций,
созданных А. Шнитке.
Таких примеров множество в киноискусстве.
Музыка сопровождает и телевизионные показы картинных
галерей, внося своим звучанием неповторимое ощущение
духа времени, проникновенную интонацию повествования
о великом и вечном.
Послушайте «Adagio» итальянского композитора XVIII
века Т. Альбинони музыку глубокой сосредоточенности
и благородной сдержанности и вы поймёте, отчего она
так часто звучит там, где требуется внести особый тон
неторопливой беседы времён.
Удел наш музыке людской творений
И музыке миров внимать любовно,Сзывать умы далёких поколений
Для братской трапезы духовной.
Приведённые строчки из стихотворения Г. Гессе (роман
«Игра в бисер») могут послужить своеобразным
эпиграфом к этой музыке, так настойчиво «вызываемой»
для духовного посредничества между эпохами,
культурами и искусствами.
Наверное, среди чувств человека, способных
воспринимать страх, боль или радость, есть и такое,
которое настроено на любовь ко всему в этом мире, что
обладает собственной душой, что с радостью принимает
каждого из нас в своё вечное содружество?
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши её с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светяПорой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя лишь обладает её в совершенстве.
(Е. Винокуров)
Может быть, прав поэт, сказавший, что лишь дитя
обладает в совершенстве «Музыкой души». Ведь только
дети так доброжелательны и доверчивы, что с радостью и
восхищением готовы принять любую самую малую
радость жизни.
Постепенно открытость и непосредственность уходят от
нас, вытесняемые различными обстоятельствами,
усталостью, неудачами. И лишь немногие сохраняют в
своей душе чистый свет первоначальной веры в то, что
мир прекрасен и что жизнь бесценный дар.
И среди сил, противостоящих разрушительному действию
повседневности, не назовём ли мы музыку, помогающую
нам увидеть и понять то, что без неё мы никогда бы неувидели и не поняли? Старые замки, которых давно нет на
земле, далёкие земли, куда мы никогда не отправимся,
неведомые нам глубины и непостижимые высоты – все эти
прекрасные тайны мира есть одновременно и тайны
музыки, которая напоминает нам о том, что прелесть
жизни неисчерпаема и что отзвук её мы всегда носим в
своей душе.
А если так, то не чудо ли, что под воздействием музыки в
мире станет больше добрых дел, счастливых людей,
красивых городов? Не в этом ли заключён и великий
смысл древнего мифа о строительстве города Фивы,
камни которого двигались музыкой? И хотя происходило
такое явление вопреки законам физики, но уж никак не
вопреки законам красоты.
Их смысл состоит в нерасторжимом единстве лучших
стремлений человека – к добру, правде, бескорыстию,
воплощённых в слове, звуке, краске или камне.А не являются ли эти законы самыми прекрасными из
всех законов, способных править людьми?
Вопросы и задания:
1. Можно ли считать, что только произведения
искусства построены по законам красоты? Назовите
какиелибо явления или предметы окружающего мира,
созданные по этим законам.
2.
3.
4.
Как вы думаете, почему присутствие музыки
необходимо в таких видах искусства, как, например,
театр или кино? Приведите примеры, подчёркивающие
роль музыки в этих видах искусства.
Как средства музыкальной выразительности
учувствуют в создании музыкального образа «Адажио»
Т. Альбинони?
Среди средств музыкальной выразительности
назовите те, которые можно встретить не только вмузыке, но и в окружающем мире, а также те, которые
являются принадлежностью только музыки.
«Адажио» Томазо Альбинони одно из самых известных
музыкальных произведений. Именно оно непременно
звучит, когда человека провожают в последний путь.
Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и
навевает мысли о вечном. Именно оно стало первым
сочинением, предвосхитившим возрождение славы
композитора.
Широко известный при жизни, после смерти Альбинони
был довольно быстро позабыт, повторив судьбу А.
Вивальди и И. Баха. Но если сочинения последних были
обнаружены и обнародованы в 19 веке, то имя и
творчество Альбинони долгое время оставалось
известным только узкому кругу музыковедов и знатоков
старинной музыки. Эта ситуация сохранялась вплоть до
середины прошлого века.Возрождению интереса к Альбинони поспособствовал
итальянский музыковед, критик и редактор Ремо
Джацотто. Джацотто хорошо знал его сочинения и
старался донести его творчество до всего человечества.
Именно Джацотто составил полный каталог сочинений
Альбинони и написал его биографию. Большая часть
наследия композитора хранилась в Дрезденской
государственной библиотеке и после массированных
бомбардировок авиацией союзников во время Второй
мировой войны была потеряна.
В 1948 году Джацотто прибыл в Дрезден в поисках
уцелевших материалов. В библиотечных руинах его ждала
неожиданная находка! Это был маленький отрывок
неизвестного до того времени произведения Альбинони.
Сказать о том, что это за произведение, по
сохранившимся линии баса и шести первоначальным
тактам мелодии, было практически невозможно. Ноименно этот скудный материал послужил отправной
точкой для «воссоздания» знаменитого «Адажио».
Джацотто предположил, что это медленная часть из трио
сонаты. Далее ему показалось, что это произведение
предназначалось для церковного богослужения, поэтому
там обязан присутствовать орган. Таким образом и
появилось «Адажио» для органа и струнных
инструментов соль минор Томазо Джованни Альбинони в
реконструкции Ремо Джацотто. Найденный фрагмент
почемуто никогда не публиковался и по некоторым
сведениям на нём отсутствует имя Альбинони. Это дало
почву для многочисленных споров, не утихающих и по
сей день: насколько музыка «Адажио» принадлежит
Альбинони, а какая часть привнесена Джацотто. Одни
утверждают, что невозможно не композитору (других
произведений за Джацотто не зафиксировано) создать
пусть и не монументальное, но всётаки популярноепроизведение. Другие указывают на современный
характер звучания «Адажио», применение техник письма
неизвестных во времена Альбинони.
Траурный оттенок «Адажио» сделал его атрибутом
похоронных церемоний, что ставит его в один ряд с
«Траурным маршем» из Второй сонаты Фредерика
Шопена, «Смертью Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда
Грига.
На самом деле музыка «Адажио» совсем не о потерях и
безысходности. Это музыка о любви. Именно любовью к
композитору Альбинони наполнил музыку его почитатель
Джацотто. Огромной любовью, без пределов и сомнений.
Он пошёл на эту мистификацию ради своего кумира,
пожертвовав своим именем, отказавшись от славы и
почестей. И эту жертву мы слышим в каждом звуке
«Адажио» Ремо Джацотто памяти Томазо Альбинони.
Невозможно даже сказать, что Джацотто«реконструировал» или «восстановил» это произведение,
здесь подходит только одно слово – «сочинил». Ну разве
не выглядит иронией судьбы то, что именно это
произведение пятидесятых годов нашего века привело к
возрождению славы Альбинони? Теперь на концертах
можно услышать его сонаты, симфонии, отрывки из
опер...
Впервые реконструированное «Адажио» было исполнено
в 1958 году. С тех мелодия «Адажио» использовалась
неисчислимое количество раз. На музыку «Адажио»
сочиняют стихи, и тогда оно звучит уже как песня.
Наиболее известны варианты в исполнении Сары
Брайтман и Лары Фабиан. В русскоязычном варианте
широкую популярность приобрела песня «Мгновения»
Николая Баскова.Чудесная тайна музыки. По законам красоты
Содержание:
1. Преобразующее значение музыки.
2. Необходимость сохранения и укрепления духовных
запросов человека.
3.
4.
5.
6.
Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на
примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла
«Карнавал животных» К. СенСанса).
Различный смысл выражений «слушать музыку» и
«слышать музыку».
Драматургическая роль музыки в театральных
спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах.
Созидание по законам красоты.Музыкальный материал:
1.
К. СенСанс. «Лебедь». Из фортепианного цикла
«Карнавал животных» (слушание)
2. А. Вивальди. «Ларгетто»
3.
4. Н. РимскийКорсаков. «Лебедь» из оперы «Сказка о
К. Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна»
царе Салтане»
5.
«Ой, вставала я ранёшенько» (русская народная песня
в исполнении хора им. М. Пятницкого)
Характеристика видов деятельности:
1. Оценивать музыкальные произведения с позиции
красоты и правды.
2.
3.
Рассуждать о преобразующем влиянии музыки.
Воспринимать и сопоставлять художественно
образное содержание музыкальных произведений
(правдивое ложное, глубинное поверхностное).4. Находить ассоциативные связи между
художественными образами музыки и других видов
искусства.
5. Понимать характерные особенности музыкального
языка (с учётом критериев, представленных в учебнике).
6.
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в
произведениях разного смыслового и эмоционального
содержания.
7. Устанавливать внешние связи между звуками
окружающего мира и звуками музыки (с учётом
критериев, представленных в Дневнике музыкальных
размышлений).
8.
Творчески интерпретировать содержание изученного
материала в слове, изобразительной деятельности (с
учётом критериев, представленных в Дневнике
музыкальных размышлений)Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый
источник там, где речь умолкает...
(Э. Т. Гофман)
«Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки»
этими словами начал французский композитор А. Онеггер
последнюю свою статью. Умудрённый опытом музыкант,
автор множества опер, симфоний и ораторий, он и на
закате своей жизни не утратил способности восхищаться
той бездной чудес, которые открывает нам музыка.
Что же это за чудесное искусство?
Почему оно воздействует на человека, делает его более
бескорыстным и благородным, способным
преобразовывать мир по законам красоты? Ведь не
секрет, что человек, любящий и понимающий прекрасную
музыку, не уродует окружающую жизнь, а, наоборот, по
мере сил украшает её. Кем бы он ни был плотником илистроителем, поэтом или архитектором, он не создаёт ни
безобразных вещей, ни плохих стихов, ни безликих
зданий. Музыка вносит порядок в его душу, порядок,
равнозначный эстетическому закону гармонии, и этот
закон властвует затем в создаваемых им повседневных
предметах, искусстве, одухотворённом облике городов.
Если задаться вопросом, какие эпохи оставили лучшие
памятники, высшие образцы человеческой мысли, то
очевидно, что это были времена расцвета духовности,
когда роль искусства никому не приходилось доказывать,
когда оно являлось средством познания и выражения всех
проблем жизни от рождения человека до движения
планет.
Слушание: А. Вивальди. Ларгетто (клавесин).
Вот почему и поныне так притягательна для нас
старинная музыка; с одной стороны, мы находим в ней ту
чистоту помыслов и то величие духа, которые, ксожалению, не всегда сохраняются в современной жизни,
с другой – освобождённое от суеты и житейских забот,
искусство прежних времён предстаёт перед нами в своём
истинном, чистом виде, как средоточие духовных поисков
человека. Ведь люди одинаковы во все времена они
всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали
от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти,
и какими бы люди ни были, они порой поднимали глаза к
небу, пытаясь оттуда получить ответы на мучившие их
вопросы.
И современные люди с их техническими достижениями,
большими городами, промышленными шумами,
притупляющими слух, всё равно остаются теми же
людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание.
Поэтому им тоже нужна музыка, и не только та, которая
входит в общий шумовой фон жизни, но и котораяподдерживает душу, укрепляет силы, возвращает к
истокам.
3адумайтесь: где бы вы ни жили, какой бы пейзаж ни
окружал ваш дом (даже лес заводских труб), вы всё равно
радуетесь весне, чистому небу, звенящему воздуху.
Значит, не всё в нашей жизни подвластно только внешним
обстоятельствам, есть чтото и в нас самих, что
противостоит их порой жёсткой силе. Но это «чтото»
нуждается в поддержке, в укреплении, ведь только оно и
делает человека человеком.
Пока такое начало живёт в людях, мир движется и
совершаются в нём добрые дела. Это начало
человеческая душа, хрупкая, беззащитная, способная и
ожесточаться от невзгод, и укрепляться от испытаний.
Высшая ценность жизни, божий дар и всё же как часто
люди забывают о ней!
Слушание: К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».А ведь вспомните только за блаженство обладать
бессмертной человеческой душой Русалочка из сказки
Андерсена от дала всё самое дорогое, что имела: счастье
жить в кругу семьи, среди любящих сестёр, а главное
свой божественный голос, красивее которого не было ни у
кого на дне морском! Но, несмотря на эти безмерные
жертвы, Русалочка всё же не обрела бессмертной души:
ей пришлось слиться с дочерями воздуха и вступить в
трёхсотлетний срок испытания. Триста лет испытаний за
счастье обладать душой! Прилетать в жаркие страны, где
люди гибнут от зачумлённого воздуха, и навевать
прохладу, распространять в воздухе благоухание цветов,
делать множество добрых дел, чтобы наконец обрести то,
что доступно каждому человеку!
Но не только дочери воздуха, не только Русалочка, но и
каждый человек, получивший душу в дар с самого
рождения, должен непрерывно проходить этот «срокиспытания» на сохранение и укрепление той
«внутренней музыки души», о которой говорилось во
вступлении «от авторов» к учебнику.
Почему же в нелёгком деле воспитания души философы и
педагоги всех времён отдавали первенство музыке как
самой могучей и действенной из всех искусств?
Может быть, потому, что музыка выражает не предметы и
явления для этого у неё нет слов, не их облик и внешние
очертания, а именно внутреннюю суть всех вещей, их
душу. Ибо кто осмелится утверждать, что явления
окружающего мира не имеют души? Почему же тогда они
такие разные? И разность их не только в том, что они
иначе окрашены или непохожи по форме, но, может быть,
прежде всего в том, что они поразному воспринимаются,
то есть посылают нам свои собственные сигналы, свою
«музыку», вызывая в нас ответное чувство к себе.Слушание: «Ой, вставала я ранёшенько» (хор им. М.
Пятницкого).
Как различен характер всех явлений: несхожи между
собой деревья и камни, птицы и насекомые, часы суток и
времена года! Даже художники летописцы облика,
стремящиеся увековечить в своих произведениях
мгновения преходящей жизни, всё же запечатлевают не
столько внешний вид изображаемого, сколько его душу,
то есть то, что как будто невидимо и неуловимо, что
труднее всего объяснить словами, но что единственно и
позволяет говорить о музыке изображения.
Благодаря этой музыке искусство никогда не является
простым копированием жизни: ведь зачем нужно
копирование, если природа богаче и разнообразнее самой
прекрасной копии? И лишь, когда искусство
приближается к загадке жизни, воплощённой в душе всего
существующего, оно приобретает самоценность инезависимость, но не потому, что «обслуживает»
действительность, а потому, что выявляет её глубокий и
скрытый смысл.
Когда мы слушаем музыку даже программную, которую
композитор заранее наделяет конкретным содержанием,
мы всё же ищем в ней не простое соответствие образу, но
выражение его музыкальной сущности.
Слушание: К. СенСанс «Лебедь» из цикла «Карнавал
животных».
Вот пьеса К. СенСанса «Лебедь». Её музыка передаёт
плавность движений, красоту линий этой красивейшей
птицы. Выразил композитор и её характер
величественный и благородный, сумел передать и мягкое
скольжение по гладкой поверхности воды.
И это всё?Нет, здесь только внешнее выражение образа. Именно оно
легче всего поддаётся словесным определениям. Однако
внутреннюю сущность музыки невозможно передать
никакими словами. Об этом ещё Чайковский сказал, что
если бы музыку можно было пересказать словами, она
была бы попросту не нужна. И действительно, содержание
музыки объёмнее и выше того, что определяется её
программным замыслом. Она никогда не вдаётся в детали,
подробные описания, давая лишь картину той высшей
поэзии, на которую вдохновил её первоначально
избранный образ.
Для сравнения рассмотрим иллюстрацию к этой пьесе.
Не правда ли, и о ней нельзя сказать, что это простое
изображение летящих лебедей? Рисунок, вдохновлённый
музыкой, не может быть немузыкальным. Обратите
внимание, как талантливо передана не только
своеобразная грация лебедей, но вся гармоничнаясоразмерность их с окружающей природой, игра света,
создающая особую композицию всего рисунка.
Так искусство не просто изображает лебедя, но выражает
возвышеннозагадочную сущность этой птицы, в
поэтических представлениях людей издавна занимавшей
особое место.
Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех
искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором
он появился на свет. Именно в благодарность лебедям
юный Аполлон натянул впоследствии столько струн на
свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение.
Слушание: Н. РимскийКорсаков. Тема царевны Лебеди
из оперы «Сказка о царе Салтане».
А в ЦаревнеЛебеди у Пушкина, в образе благороднейшей
из птиц, выражено главное чудо Гвидонова царства – его
прекрасная невеста.Наконец, «Гадкий утёнок» Андерсена разве это не
история мучительного восхождения к своей подлинной
сущности недосягаемовысокой, чуждой мелкой суете
птичьего двора и в то же время не надменной, не
отчуждённой, способной и к страданию, и к
благодарности?
Всё это внешние приметы внутреннего, всего, что сошлось
в неповторимой музыке возвышенного образа лебедя.
Так искусство приближается к загадке жизни,
воплощённой в душе всего существующего. Оно
приобретает самоценность и независимость не потому,
что «обслуживает» действительность, а потому, что
выявляет её глубокий смысл.
К. СенСанс. «Лебедь» из цикла «Карнавал
животных»
«Карнавал для животных» был написан К. СенСансом в