Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».
Оценка 5

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
27.02.2017
Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».
Предлагается сценарий урока, основным элементом которого является сравнение черновика с окончательным вариантом текста стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога». В уроке реализуется метод сопоставления, используются информационные коммуникативные технологии. Урок можно провести как развитие речи с учетом повторения неопределенных местоимений в 6 классе. Цели и задачи урока: актуализация опорных знаний и умений, сформированных при изучении темы «Неопределённые местоимения»; закрепление умения различать неопределённые местоимения; формирование навыка анализа стихотворений А.С.Пушкина; развитие устной и письменной речи учащихся; пробудить интерес к личности А.С.Пушкина; воспитывать любовь к природе, к Родине. Методы проведения урока: слово учителя; опрос; групповая исследовательская работа; сопутствующее повторение литературоведческих терминов.
Урок. Размышляем над черновиками Пушкина.doc
­ 1 ­ Предлагается   сценарий   урока,  основным   элементом   которого   является   сравнение черновика   с   окончательным   вариантом   текста   стихотворения   А.   С.   Пушкина   «Зимняя дорога».   В   уроке   реализуется   метод   сопоставления,   используются   информационные коммуникативные технологии. Урок можно провести как развитие речи с учетом повторения неопределенных местоимений в 6 классе.  Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина». Урок­исследование в 6 классе. ­ 2 ­ Тема урока: Размышляем над черновиками А.С.Пушкина.             Тип урока: урок­исследование.  Цели и задачи урока:  актуализация опорных знаний и умений, сформированных при изучении темы  «Неопределённые местоимения»;  закрепление умения различать неопределённые местоимения; формирование навыка  анализа стихотворений А.С.Пушкина; развитие устной и письменной речи учащихся;  пробудить интерес к личности А.С.Пушкина;  воспитывать любовь к природе, к Родине.  Методы проведения урока:  слово учителя; опрос; групповая исследовательская работа; сопутствующее  повторение литературоведческих терминов.  Оборудование:  1.ВыставочныЙ стенд « Великий поэт всех народов и всех веков»;  2. 2. 3. 4. Медиапроектор для показа слайдов (1­3);  Оформление доски (тема урока, портрет А,С Пушкина);  Сборники стихотворений А.С.Пушкина;  Толковые словари под редакцией Д.Ушакова и В.Даля.  год.  Литература:  1. Н.Прянишников «Писатели классики в Оренбургском крае».Челябинск, 1977  1. 2. Черновики А.С.Пушкина, РЯШ № 3, 2004 год.  Стихотворения. Поэмы.­ М.: Дрофа, 2002 год.  Ход урока. 1. Мобилизующее начало. Постановка целей, задач урока. Оформление тетрадей.  2. Вступительное слово учителя.  ­ Ребята, сегодня на уроке мы будем работать со стихотворениями А, с. Пушкина. для начала   вспомним   несколько   моментов   из   творчества   А.С.Пушкина   (краткое   сообщение учащегося о творчестве А.с.пушкина.)  Учитель:  прежде   всего, нам, читать   его   стихи каждое его вдуматься   в   каждую   А.С.Пушкин   интересен тем,   что   мы   не   можем только   от   праздности, стихотворение   заставляет строчку. ­ 3 ­ Слайд № 1. В.А.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г. Приготовьтесь слушать: настройтесь на стихи так, как вы готовитесь слушать музыку. Что   вы   представляете,   когда   слышите:   «Ни   огня,   ни   черной   хаты.   Глушь   и   снег   ...»? Наверное,   огромную,   бескрайнюю   русскую   степь?   Вокруг   ничего   живого.   Кони   встали. Шуршит по насту поземка ...  ­ 4 ­                                                                             Зимняя дорога. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что­то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска ... Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег ... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне. Скучно, грустно…Завтра, Нина, Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик. Слайд № 2. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога».1826 г. ­ Вам, безусловно, нетрудно было представить картину зимней дороги. Но все ли  На 1 этапе нашего исследования обратим внимание на устаревшие слова. Выпишите из текста стихотворения слова, значение которых вам не вполне ясно. Проверяя свое лингви­ стическое   чутье,   сначала   самостоятельно   дайте   толкование   выписанным   словам,   а   затем обратитесь к словарю.                  2. I этап исследования.  слова вам понятны? Запись в тетрадях:  Борзый (уст,), прил. ­ скорый, резвый. ­ 5 ­ Верста (уст,), сущ. ­ верстовой столб.  Долгий (уст,), прил. ­ протяжный, медленный.              Докучный (уст,), прил.­ наводящий скуку, докучливый, надоедливый. ­ Выпишите  слова, грамматические формы которых вам непонятны. Запись в тетрадях:  • Полосаты (версты) = полосатые версты ­ верстовые столбы, окрашенные черными  и белыми полосками. Полосаты усеченная форма прилагательного полосатые.  • Одне = одни. Форма множественного числа числительного одна (верста).  3.   На   11   этапе   исследования  обратимся   к   черновым   вариантам   стихотворения, которые   расскажут   вам   о   кропотливом   труде   поэта,   о   тщательном   поиске   единственно верного слова.  Наиболее интересна, на наш взгляд работа поэта над третьей строфой.  Напечатанный вариант.  Что­то слышится родное  В долгих песнях ямщика:  То разгулье удалое,  Черновик  Сердце русское простое  Слышно в песни ямщика ...  б) Чувство русское простое  )  То сердечная тоска ...  Слышно в песнях ямщика ...  в) Что­то слышится живое  В тихих песнях ямщика ...  г) Что­то слышится родное  В долгих песнях ямщика:  То разгулье удалое,  То душевная тоска ...  ­   Выпишите   из   черновых   вариантов   стихотворения   словосочетания,   отражающие движение чувства, мысли поэта, его стремление полнее выразить душевное состояние героя.  Запись в тетрадях: а) сердце русское простое б) чувство русское простое  в) что­то  г) что­то родное  живое  ­   Подумайте,   почему   А.   С.   Пушкин,   отвергая   существительные  сердце,   чувство, останавливает   свой   выбор   на   неопределенном   местоимении  что­то?  Почему,   заменяя существительные   на   местоимение,   поэт   изменяет   и   определение   к   нему?   (Подчеркните определения в своих записях.)  ­ В поисках ответа на поставленный вопрос обратимся к толковым словарям русского языка под ред. Д. Ушакова или В.Даля. Нас будут интересовать не все значения слов что­ то, живой, простой, родной  (их у каждого слова достаточно много), а лишь те, которые могут дать ответ на наши вопросы. Итак:  Что­то ­ местоим. неопределенное.  1. Нечто, некий предмет, некое явление (неизвестное, неопределенное, непонятное и  т. п.) ... Она словно хочет сказать мне что­то.  2. со словом .такое. и без него. Приблизительно это, такое количество (простореч.).  Он мне остался должен что­то рублей сорок.  Такой, который живет, в котором есть жизнь ...  Обладающий жизнью, одушевленный ...  Живой­  1. 1. 4 ..... Выражающий жизненную энергию, подвижность ...  8. Живительный, оживляющий (поэт.). ­ 6 ­ Простой ­ ...             4. Добродушный, не церемонный.            // Бесхитростный, простодушный; добрый и щедрый (разг. и обл.).             Родной ­ .,.             З. Свой, близкий по духу и привычкам; такой, где родился.  ­  Думаем,  что в пушкинских строчках местоимение  что­то  имеет несколько иное, более широкое значение, чем то, которое представлено в Словарях. У Пушкина местоимение что­то,  расширяет, раздвигает границы нашего  «словесного кругозора».  Что­то  ­  это и сердце,  и чувства,  и душа.   употребленное   вместо   имен   существительных  сердце,  чувство, Прилагательное  родное  в этом стихотворении  объединило  значения слов  близкий, простой, живой, отражая особенности характера русского человека. То, о чем пишет поэт, трудно   выразить   иначе.   Выбрав   словосочетание  что­то  ...  родное,  Пушкин   ориентирует читателя на мир человека:  только человеку свойственно чувство родства,  душевной бли­ зости, только у человека есть родина.  Безусловно, мы не сможем ответить на вопрос, почему А. С. Пушкин предпочел этот вариант другим; мы можем только предполагать.  Наша задача  ­  учиться у поэта не только бережно относиться к выбору слова, но и сочетать слова друг с другом, подчиняясь чувству «соразмерности и сообразности».  Грамматическое задание:  • Произведите морфологический разбор местоимения что­то.  • Разберите местоимение что­то по составу и объясните его орфографическую  особенность.  • Запишите несколько слов с корнем ­род­.  III этап исследования.  Следующей   остановкой   на   пути   к   пониманию   авторского   замысла   будет   поиск ключевых   слов   поэтического   текста.  Выпишите   ключевые   слова,   называющие   основные предметы, явления изображаемой картины!.  Запись в тетрадях:  туманы ­ луна ­ дорога ­ тройка колокольчик ­ песни ямщика ­ снег колокольчик ­  луна. ­ Выписанные слова помогут вам определить тему стихотворения. Запишите тему.  родное  ­ Выпишите ключевые слова, выражающие авторскую оценку душевного состояния  лирического героя.  Запись в тетрадях:  печальные  печально  скучной  утомительно  долгих тоска  скучно, грустно скучен отуманен  ­ На основе выписанных слов сформулируйте идею поэтического текста.  ­ Говоря о ключевых словах, отметим частотность слова дорога, входящего в название  стихотворения. Это слово можно назвать одним из ключевых в произведениях А. С. Пушкина.   Это   ключевое   слово,  определяющее   тематику   стихотворения,   позволяет   нам построить воображаемый одно тематический «мост»  к более позднему стихотворению  «В поле чистом серебрится ... «, начатому в 1833 г., но неоконченному.  5. Чтение стихотворения «В поле чистом серебрится ... »  В поле чистом серебрится  Снег волнистый и рябой,  Светит месяц, тройка мчится  По дороге столбовой.  Пой: в часы дорожной скуки, ­ 7 ­ На дороге, в тьме ночной Сладки мне родные звуки, Звуки песни удалой. Пой, ямщик! Я молча, жадно Буду слушать голос твой. Месяц ясный светит хладно, Грустен ветра дальный вой. Пой: «Лучинушка, лучина, Что же не светло горишь?» Слайд № 3. Стихотворение А.С. Пушкина «В поле чистом серебрится ... ».  Интересно, что в черновике к стихотворению «Зимняя дорога» есть строчки, которые  не вошли в окончательный вариант.  Ель под инием сребрится  Сосны инием сребрятся  А, как вы могли заметить, стихотворение 1833 г. начинается так:  В поле чистом серебрится ...  6. Заполнение таблицы. Заметили ли вы повторы, «переклички» слов, словосочетаний  в этих стихотворениях? Запишите их в таблицу.  «Зимняя дорога». «В поле чистом…». Волнистые туманы По дороге зимней Тройка ... бежит Скучно, грустно Что­то ... родное Разгульное удалое Снег волнистый По дороге столбовой Тройка мчится В часы дорожной скуки… Грустен ветра дальний вой Родные звуки Песни удалой.   останавливает  нему?  7. Выводы по уроку.  ­ Итак, подведём итоги.  ­ Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?  ­ Как в процессе создания менялось направление мысли Пушкина?  ­ Так почему же А. С. Пушкин, отвергая существительные сердце, чувство,  свой выбор на неопределенном местоимении что­то?  ­ Почему, заменяя существительные на местоимение, поэт изменяет и определение к  Ответы учащихся с выводами.  8. Домашнее задание.  Творческое задание. Используя лексический материал стихотворений, напишите мини ­ сочинение на тему «Зимняя дорога».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».

Урок-исследование в 6 классе. Тема урока: «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017