Урок истории в 7 классе. Экономическое развитие России в XVII в.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок. Экономическое развитие России в XVII в. Цели и задачи: познакомить с последствиями польско-шведской интервенции и Смутного времени; характеризовать изменения в сфере экономического развития России в XVII в. Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: бобыль, всероссийский рынок, мануфактура, плантация, предприниматель, промышленник; описывать новые черты, по¬явившиеся в сфере экономического развития России в XVII в.;, оценивать роль всероссийского рынка для экономики страны
Иконка файла материала Урок истории Экономическое развитие России в 17 веке.docx
Урок. Экономическое развитие России в XVII в. Цели и задачи: познакомить с последствиями польско-шведской интервенции и Смутного времени; характеризовать изменения в сфере экономического развития России в XVII в. Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: бобыль, всероссийский рынок, мануфактура, плантация, предприниматель, промышленник; описывать новые черты, появившиеся в сфере экономического развития России в XVII в.;, оценивать роль всероссийского рынка для экономики страны; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; регулятивные: выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, де- дуктивные и по аналогии) и делать выводы; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; к уважительно историческому наследию; Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, карта «Экономическое развитие России в XVII в.». Тип урока: урок открытия нового знания. Тема урока: «Экономическое развитие России в XVII в.». относиться ­ Как вы думаете, о чем мы будем говорить? ­ На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.) План урока 1. Последствия Смуты. 2. Сельское хозяйство и землевладение. 3. Развитие ремесла. Первые мануфактуры. 4. Торговля. 5. Деньги и денежная реформа. 6. Россия и Европа. Проблемный вопрос ­ Почему в XVII в. по своему экономическому развитию Россия отставала от большинства стран Европы? IV. Введение в новый материал Сегодня мы исследуем экономическую жизнь страны в XVII в. В чем проявились новые веяния в экономике? Что тормозило развитие страны? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке. V. Работа по теме урока 1.Последствия Смуты — Работая с п. 1 § 17 учебника, проанализируйте последствия Смутного времени в области экономики и определите главные хозяйственные проблемы. — Итогом Смуты и иностранных вторжений стало разорение западных и центральных районов страны. О юго-западных землях современники говорили как о «пашне, поросшей лесом», «пустоши, что была деревней». Посевные площади сократились почти в 30 раз. Половина всех деревень встране совершенно опустела. Главной причиной разорения была нехватка рабочих рук: крестьяне бежали от военного лихолетья на север, за Волгу, уходили к казакам на юг. Но и от оставшихся был небольшой толк: многие не имели теперь ни скота, ни орудий труда, ни денег. Таких крестьян называли бобылями. Во многих районах страны численность дворов бобылей составляла 40%, а в западных районах России — около 70%. — Разорение крестьянских хозяйств было главной причиной запустения многих поместий, оскудения дворянства. Многие из дворян были вынуждены податься в казаки и даже становились холопами у богатых бояр. — Разорены были многие западные и южные города России. В упадок пришли промыслы, ремесленное производство, торговля. — В запустении была и государственная казна. Даже расходы Первого и Второго ополчений, а затем становление новой династии оплачивало не столько само государство, сколько богатые купцы — Строгановы, Светешниковы, Никитины, Гурьевы, Шорины. (Проверка выполнения задания.) Запись в тетради Последствия Смутного времени: 1)разорение западных и центральных районов страны; промыслов, раз; 2)сокращение посевных площадей почти в 30 3)сокращение числа рабочих рук; 4)разорение крестьянских хозяйств; 5)запустение поместий и разорение мелкого дворянства; 6)упадок ремесленного производства, торговли; 7)оскудение казны. — Предположите, какие задачи в области экономики стояли перед страной в данный период. 1. Сельское хозяйство и землевладение (Ученики высказывают свои предположения.) Главная задача — найти источники экономического возрождения страны. Чтобы поддержать дворян - главную опору трона, правительство было вынуждено издать указы, которые ограничивали право ухода крестьян с господской земли. Как происходил процесс закрепощения крестьян? (Первые четыре строки таблицы заполняются учениками при консультативной помощи учителя.) Становление крепостного права в РоссииСерпухове, Псковские и смоленские земли, овощи — Белоозеро, Ростов, Переяславль-Залесский, Бо- ровск, Калуга, Верея, Руза, Муром. В Суздале, Юрьеве-Польском, Коломне выращивали яблоки и вишню. 2. Развитие ремесла. Первые мануфактуры — Работая с п. 3 § 17 учебника и картой на с. 30, охарактеризуйте важнейшие центры ремесленного производства. — Центрами производства железа стали Тула, Серпухов, Устюжна Железопольская, Тихвин. В Иванове делали льняное полотно, в Павлове и Лыскове — изделия из металла (подковы, сошники, иголки). Крестьяне подмосковной Гжельской волости изготавливали ставшую впоследствии знаменитой посуду, Кижский по- гост славился своими ножами, а Вязьма — санями. (Проверка выполнения задания.) Из курса всеобщей истории вы узнали о развитии мануфактур в Европе. Давайте вспомним основные отличия мануфактурного производства от ремесленного труда. используя (Учащиеся заполняют таблицу, предложенные учителем вопросы для сравнения Одним из новых явлений в области сельского хозяйства по второй половине XVII в. стала специализация - сосредоточение производства отдельных видов сельскохозяйственной про- екции в определенных районах страны. ­ Работая с п. 2 § 17 учебника и картой на с. назовите 30, товарного производства основных сельскохозяй- ственных культур. районы (Проверка выполнения задания.)мануфактурах Особенностью российских мануфактур было то, что они работали прежде всего на Производимую мануфактурами государство. продукцию государство покупало по заранее им же и установленным ценам. И лишь излишки мануфактурного производства разрешалось продавать на рынке. Основную массу работных людей на составляли государственные крестьяне, трудившиеся на предприятиях вместо уплаты казённых податей. На мануфактурах, создававшихся боярами, использовался труд крепостных крестьян. К концу XVII в. в России действовало около 30 мануфактур. отечественное мануфактурное производство не могло удовлетворить потребности государства в полном объёме. В Россию приходилось завозить железо из Швеции, а мушкеты для армии из Голландии. Тем не менее именно в XVII в. в России началось мануфактурное производство, а из крупных купцов формировались первые промышленников- династии предпринимателей — Светешниковы, Шорины, Филатьевы, Строгановы, Демидовы и др. Однако Вопросы для дискуссии — Какой труд более производителен: свободных людей или крепостных? — Как это сказывалось на экономике страны? 4. Торговля (Коллективная работа с п. 4 § 17 учебника — комментированное чтение.) заводы Первая из русских мануфактур (Пушечный двор в Москве) возникла ещё в конце XV в. В XVII в. число мануфактур значительно возросло. В 1629 г. было основано казённое железоделательное производство на Урале — Ницынский завод, в 1634 г. — Пыскорский медеплавильный завод. Затем появились и частные мануфактуры: канатные дворы в Вологде и Холмогорах, железоделательные И. Милославского и Б. Морозова. Сам царь Алексей Михайлович Романов имел в дворцовом хозяйстве водочные заводы, сафьянный двор и стекольную мануфактуру. Основывали частные мануфактуры в России и иностранцы. В 1630-х гг. голландские купцы А. Виниус, П. Марселис и Ф. Акема построили три железоделательных завода в Туле и четыре — в Каширском уезде. Выходец из Гамбурга Ю. Койэт в 1635 г. основал стекольную мануфактуру в подмосковном селе Духанине. Приехавший из Швеции Й. фан Сведен создал суконное производство в Москве. боярГлавной особенностью торговли в XVII в. стало начало формирования всероссийского рынка. Усилились хозяйственные связи и обмен товарами между различными частями страны, в которых шёл процесс специализации по производству сельскохозяйственной и иной продукции. Развитию торговли способствовало также увеличение оброка с крестьян. Росли не только городские рынки, но и сельские торжки. Макарьевская. В XVII в. возникли крупные всероссийские торговые ярмарки — Архангельская, Ирбитская, Сюда в дни Свенская, религиозных праздников со всей страны съезжались продавцы и покупатели. Специализа- ция имела место в области не только производства товаров, но и их продажи. Так, центрами торговли хлебом стали Вологда, Вятка, Орёл, Воронеж, Нижний Новгород. Главными рынками соли были Вологда и Соль Камская. Пушниной торговали в Соли-Вычегодской. Активно развивалась и внешняя торговля России. С государствами Европы она шла через Архангельск (на этот город в то время приходилось 75% всей внешней российской торговли), со странами Востока — через Астрахань, где существовали индийские и персидские торговые дворы. В Россию ввозили сукна, хлопчатобумажные и шёлковые ткани, цветные металлы, оружие, пряности, краски, бумагу, чай. Вывозили кожи, сало, поташ (необходимый при изготовлении мыла и стекла), пеньку, смолу. Вывоз хлеба из России разрешался только в особых случаях и лишь в дружественные государства. До середины XVII в. иностранные купцы имели право самостоятельно торговать на внутреннем российском рынке. Это вело к многочисленным протестам со стороны русских купцов. В 1649 г. царь Алексей Михайлович запретил англичанам вести внутреннюю торговлю и выслал их из России. Развитие российской торговли тормозили внутренние таможенные барьеры, остававшиеся ещё со времён раздробленности. В 1653 г. был принят ликвидировавший мелкие таможенные пошлины. Новоторговый устав 1667 г. ещё более ограничил права иностранных купцов: они должны были теперь продавать свои товары оптом в пограничных городах. На иностранные товары были введены высокие пошлины. Торговый устав, Запись в тетради Особенности торговли в XVII в.: 1) формирование всероссийского рынка; 2) усиление хозяйственных связей между районами страны; 3) специализация ярмарок и появление крупных всероссийских торговых ярмарок; 4) протекционистская политика - ограничение снятие прав иностранных купцов, внутренних таможенных барьеров для отечественных торговцев. 5. Деньги и денежная реформа— Кто и когда провел первую денежную реформу в России? (Елена Глинская в 1535—1538гг.) — В чем она заключалась? (Было запрещено хождение старых монет и введена единая для всей страны денежная единица — московский рубль.) В России не было в то время серебряных поэтому для чеканки монет рудников, использовались монеты, поступавшие в казну от иностранных купцов в виде таможенных пошлин. европейские — Предположите, как дефицит серебра мог сказаться на денежной системе страны. (Ученики высказывают свои предположения.) Совершенно верно, правительство должно было найти другие средства для пополнения казны. В результате денежной реформы 1654 г. в оборот вошла медная монета. Ее себестоимость была в несколько раз ниже монеты серебряной, но медная монета была приравнена к своей «благородной сестре» и должна была иметь с ней один курс. — Какие последствия могла вызвать эта реформа? Вы совершенно справедливо заметили, что эта реформа могла привести к росту цен. А рост цен, в свою очередь, повлек за собой ухудшение положения простого народа. В 1662 г. это привело к народным волнениям, в результате которых Алексей Михайлович был вынужден вернуться к прежней денежной системе. 6. Россия и Европа ­ Работая с п. 6 § 17 учебника и привлекая знания, полученные на уроках всеобщей истории, сравните уровень развития экономики России с экономикой стран Западной Европы. ­ В XVII в. по своему экономическому развитию Россия отставала от большинства европейских стран. Великие географические открытия и освоение европейцами Америки привели к перемещению торговых путей из Средизем- номорья в Атлантический океан. Началось образование колониальных империй — Испанской, Английской, Французской. Европейские товары обменивали в Африке на рабов, затем африканских невольников отправляли на американские плантации. Из Америки в Европу приходили суда, гружённые колониальными товарами: сахаром, табаком, красками, кофе, хлопком, пряностями и др. Голландской, хлынувший в Европу, ­ В Америке были открыты золотые и серебряные месторождения. Поток американского золота и серебра, вызвал революцию цен (в XVI—XVII вв. цены возросли в четыре раза) и усиленный спрос на сель- скохозяйственную продукцию. Произошло повышение жизненного уровня людей, возрослаих деловая активность. В Европе началось бурное развитие мануфактур (особенно в Голландии и Англии) и сельского хозяйства, росли торговые обороты. ­ В XVII в. подъём мировой торговли окончательно разрушил в Европе феодальный способ ведения хозяйства, что, в свою очередь, привело к изменению общественных отношений. (Проверка выполнения задания.) VI. Подведение итогов урока (Учитель вместе с учениками подводит итоги Домашнее задание 1. Прочитать § 17. работы на уроке.) В XVII в. Россия оставалась феодальной страной, но развитие товарно-денежных отношений начинало создавать предпосылки для формирования капиталистического уклада в будущем. Появились новые источники для пополнения государственной казны. 2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 36 учебника. 1. Перечислите основные последствия Смуты для развития экономики и хо- зяйства России. 2. Назовите принципиальные отличия мануфактуры от ремесленной мастерской. 3. Что отличало казённые заводы от частных мануфактур? 4. Какие товары в XVII в. ввозились в Россию? Какие товары вывозились из России? 5. Перечислите основные черты в развитии сельского хозяйства России в XVII в. 6. В чём суть денежной реформы 1654 г.? Почему она была неудачной? 7. На основании материалов параграфа сделайте вывод об особенностях развития экономики России в XVII в. 1. Докажите, что развитие рыночных отношений в России тормозилось крепост- нической системой. 2. Сравните экономическое развитие России и европейских стран в XVII в.