Открытый урок Изготовление прихватки в стиле печворк.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Загорские дали».
141367, Московская область, СергиевоПосадский муниципальный район,
городское поселение Сергиев Посад, поселок Загорские дали, дом 9а.
тел. факс 5483548
Открытый урок по технологии
Изготовление прихватки в стиле « Печворк»
5 класс 4.02.2019г.
Цель урока:
Образовательная – расширить кругозор учащихся в процессе изучения
данного вида рукоделия, обучить способам действия, новым рабочим
приемам, совершенствовать навыки работы на швейной машине;
Развивающая – развитие мышления (мыслительных операций –
анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие
точности движения; развитие самостоятельности, инициативы;
Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, привитие
культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной
потребности, интереса и активности; воспитание эстетических взглядов.
Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа,
объяснение), наглядный (образцы, презентация, технологическая карта),
практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический
(продумывание будущей работы).
Оборудование и материалы: компьютер, презентация, швейная машина,
утюг, гладильная доска, ножницы, иглы, швейные нитки, распарыватель,
рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, хлопчатобумажные
лоскутки ткани, квадрат плотной ткани, инструкционная карта
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: ОБЖ, черчение, русский язык, химия, история.
Время: 2 урока по 45 мин. Словарь: лоскутная техника, лоскутное шитье, лоскутная мозаика, печворк, ,
основа, спираль, лабиринт, крейзи.
Терминология: сметать, стачать, притачать, заутюжить.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку.
II. Теоретическая часть. (Слайд №1)
1. Сообщение темы и цели урока: (Слайд№2)
Тема нашего урока «Изготовление прихватки в стиле «Печворк»
Вы познакомитесь с новым видом рукоделия – лоскутным
шитьем; научитесь приемам выполнения лоскутного шитья
и подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания
цветов; изготовите прихватку из лоскутков;закрепите приемы работы на
швейной машине.
2. Проверка знаний учащихся.
1 Какое швейное изделие мы шьем в 5 классе (фартук).
2 К какому виду одежды относится фартук (рабочая одежда).
3 Что обозначают мерки Дн, Днч, Ст, Сб (длина нагрудника, длина
нижней части фартука, полуобхват талии, полуобхват бедер).
4 Какие ткани лучше использовать для пошива фартука
(хлопчатобумажные и льняные).
5 Как определить лицевую сторону ткани ( лицевая сторона более яркая и
четкая).
6 Для чего нам необходимо знать направление долевой нити в ткани ( для
того чтобы изделие не деформировалось при стирке).
7 Как мы можем определить направление долевой нити в ткани ( по
растяжению, по звуку, по кромке).
8 Какое назначение имеет прихватка ( предохранение рук от ожогов).
3. Изложение нового материала
1) История лоскутного шитья. (Слайд№ 3) В России шить из лоскутков стали во II половине 19 века. В это время
появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной
техники послужили обыкновенные заплаты. Заплаты имели разнообразные
формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности
создания изделий из лоскутов – лоскутные одеяла, дорожки, вышивка. Среди
городского населения изделия из лоскутов считались признаком бедности.
Лишь в 70е годы 20 века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь
возник интерес к лоскутному шитью.
Учитель. И сегодня из разнообразных лоскутков можно создать
удивительные вещи, настоящие произведения декоративноприкладного
творчества, которые будут нас окружать в повседневной жизни .
Лоскутная техника очень проста и поэтому доступна каждому. Для этого
вида рукоделия нужны всего лишь оставшиеся после раскроя кусочки ткани .
2) Знакомство с цветовым кругом. (Слайд № 4)
Чтобы правильно подобрать лоскут для будущего изделия, необходимо
учитывать сочетания цветов, знать, как они взаимодействуют друг с другом.
Для этого надо понять, что такое цветовая гармония, т.е. согласованность в
сочетании цветов.
Цвет характеризуется тремя показателями:
цветовым тоном – отношением цвета к его оттенкам, полученным от
смешивания с другим цветом;
светлотой или яркостью, то есть степенью близости к белому цвету
(различают светлые и темные тона одного цвета);
интенсивностью или насыщенностью, то есть степенью густоты цвета.
Для того, чтобы разобраться в цветовых сочетаниях, применяют так
называемый цветовой круг. Основные цвета в нем – желтый,
красный и синий. Смешение красного и желтого в равных количествах дает
оранжевый цвет, красного и синего – фиолетовый, синего и желтого –
зеленый. На самом деле, количество таких смешанных, промежуточных тонов
безгранично, и переходы от одного цвета к другому – плавные, незаметные.
Цвета красножелтой половины цветового круга и все их оттенки
называются теплыми, они менее контрастны. Самый теплый цвет –
красный. Теплые тона более яркие, они зрительно выступают на первый план
и как бы увеличивают предмет.
Цвета синезеленой половины цветового круга и все их оттенки
называются холодными, они более контрастны. Самый холодный цвет – синий. Холодные тона отходят на второй план и зрительно уменьшают
предмет.
Нейтральные цветовые тона (Слайд №5)– это черный, серый и белый.
Они дают хорошие сочетания и между собой и с любым другим цветом:
теплые цветовые тона выигрывают рядом с серым в его оттеночных переходах
до черного, а холодные – с серым в оттеночных переходах до белого.
Гармоничными контрастными сочетаниями принято считать цвета секторов,
расположенных друг против друга: красный зеленый, оранжевый синий,
желтый фиолетовый. Цвета соседних секторов не гармонируют, поэтому не
стоит в узоре соединять их вместе. Цвета секторов, расположенных через
один, более гармоничны. Дисгармонию в сочетании цветов можно уменьшить,
если использовать дополнительный нейтральный цвет.
3) Объяснение нового материала.
В лоскутном шитье существует огромное количество различных техник и
схем. Мы сегодня рассмотрим и разберем самые простые – основные техники
лоскутного шитья. Пэчворк – еще одно название лоскутного шитья, которое
развивает аккуратность, воспитывает терпение и обогащает эмоции.
Кропотливое соединение разных тканей в целый рисунок, говорят, зародилось
от бедности, но сегодня оно уже возведено в ранг искусства и творческого
увлечения.
Хороший результат возможен лишь при высокой точности кроя и сшивания
элементов. Разница буквально в несколько миллиметров может привести к
перекосу всего изделия.
Утюг(Слайд №6) – вот незаменимый инструмент для лоскутного шитья. Все
элементы нужно разглаживать не только перед работой, но и после каждой
машинной строчки. И не просто водить утюгом, а отпаривать на большой
температуре.
Работа в тетради – построение и последовательность сборки изделия по
схеме.
Схема «Елочка» ( из полос) (Слайд №7)
Схема «Колодец» (из полос) (Слайд №8) Схема «Квадрат в квадрате» или «Алмаз» (Слайд №9)
Сегодня на уроке мы изготовим прихватку в лоскутной технике
Изделия из разноцветных маленьких лоскутков напоминают мозаичные
картинки Из одного блока можно сделать небольшое изделие: прихватку,
подставку под чайник, табуретницу, наволочку на диванную подушку,
картину, панно и другие изделия .
При кулинарных работах прихватка просто незаменима, но кроме
предохранения рук от ожогов она может служить и декоративных элементом
кухни.
Очень важно подобрать правильный размер прихватки: маленькая не
убережет от ожога, а большая будет создавать помехи. Наиболее
оптимальный размер прихватки это 17х17 см.
Прихватка состоит из трех слоев:
1 слой – лоскутная мозаика
2 слой – утеплитель ( ватин или синтепон)
3 слой – подкладка ( х/б или льняные ткани)
4) Водный инструктаж.
5) Приемы выполнения лоскутной техники
Выбор понравившейся схемы и построение выкройки прихватки в
натуральную величину.
6) Повторение правил техники безопасности при выполнении ручных
работ, при работе на швейной машине и при работе с утюгом .
Иголки и булавки вкалывать только в игольницу. Ножницы класть с сомкнутыми лезвиями только от себя.
Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
За машиной сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед.
Перед началом шитья на швейной машине в изделии не должно
находиться булавок и игл.
Необходимо следить за правильным положением рук.
Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
Необходимо следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
По окончании влажнотепловой обработки утюг выключить.
III. Практическая часть.
1. Показ трудовых приемов
Инструкционнотехнологические карты на столах учащихся .
2. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.
Целевые обходы:
Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места
учащихся.
Проверка правильности выполнения схем
Проверка соблюдения технологической последовательности
выполнения работы.
Контроль качества выполнения операции, своевременное
предупреждение ошибок.
Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности.
Проверка применяемых способов самоконтроля.
Прием и оценка практических работ учащихся.
IV. Закрепление материала . 1 Какие изделия можно выполнить из лоскутков? (Прихватки, панно,
табуретницы, покрывала, наволочки на подушку, коврики и др.).
2 Какие инструменты и материалы и приспособления необходимы для
выполнения работ из лоскутков? (Ткани, ножницы, иглы, швейная
машина, линейка, простой карандаш, швейные нитки).
3 Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной
технике? (Хлопчатобумажной ткани).
4 Как называется лоскутная техника, с помощью которой вы сегодня
выполняли лицевую часть прихватки? («Елочка», «Колодец»,
«Квадрат в квадрате или алмаз»)
5 Как можно использовать прихватку? (Предохранять руки от ожогов,
как подставку под горячее).
V. Итог урока.
1 Сообщение о достижении цели.
Цель урока достигнута, т.к. учащиеся освоили особенности построения
схем лоскутной техники и закрепили на практике весь изученный
материал.
2 Анализ выполнения практических работ.
3 Показ лучших работ.
4 Разбор ошибок.
5 Рассмотрение случаев потери рабочего времени.
6 Выставление оценок и их аргументы.
7 Сообщение темы следующего урока: «Изготовление прихватки.
Окончательная работа» .
VI. Домашнее задание.
Подготовить лоскуты 24Х24 для подкладки, используя сочетание цветов в
цветовом круге.
Учитель технологии
Филичева Л.И.
Урок Изготовление прихватки в стиле Печворк
Урок Изготовление прихватки в стиле Печворк
Урок Изготовление прихватки в стиле Печворк
Урок Изготовление прихватки в стиле Печворк
Урок Изготовление прихватки в стиле Печворк
Урок Изготовление прихватки в стиле Печворк
Урок Изготовление прихватки в стиле Печворк
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.