Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)
Оценка 4.9

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
2 кл
22.04.2017
Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)
Данный материал адресован учителям начальных классов, учителям изобразительного искусства. Цель занятия: создать условия для росписи глиняной игрушки Полкана элементами и цветовой гаммой каргопольских игрушек. В ходе занятия учащиеся продолжаются знакомится с произведениями каргопольских мастеров, развиваются умения выполнять простейшие приёмы кистевой росписи, совершенствуются навыки согласования цвета рисунка с формой, побуждается интерес к изучению исторического наследия северного края.
конспект.docx
Урок изобразительного искусства во 2 классе «Заочная экскурсия на родину Ульяны Бабкиной. Роспись сказочного Полкана» Автор: Лисина Марина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СШ № 95, город Архангельск Цель урока: создать условия для росписи  глиняной  игрушки  Полкана элементами и цветовой гаммой каргопольских игрушек. Задачи урока:  Продолжить ознакомление с произведениями народного декоративно­прикладного искусства ­ каргопольскими игрушками.    Развивать умение выполнять простейшие приёмы кистевой росписи в изображении сказочного Полкана. Совершенствовать навыки согласования цвета и рисунка с формой украшаемой игрушки. Побуждение   интереса   к   декоративно­прикладному   искусству,   к   историческому   наследию   родного   северного края. Оборудование:   выставка каргопольских игрушек;   презентация к уроку "Сказочный Полкан";    магниты (желтого, зелёного и красного цвета) гуашь, палитра, кисти, баночки под воду; клеёнки; Этап урока Оборудование Деятельность учителя Организаци­ онный этап Проверьте готовность к уроку.  Садитесь. Ход урока Деятельность учащихся УУД Личностные:  формирование умения организовывать рабочее место. Регулятивные: саморегуляция как   способность волевому к усилию и   преодолению препятствий. Познавательн ые:  поиск выделение необходимой информации, применение методов информационног и     Введение в тему Как   называется   страна,   в   которой   мы живём? Как называется наш край? Россия Русский Север, Поморье, Архангельская область Сегодня я приглашаю вас в путешествие в старинный северный город Каргополь. Мы   познакомимся   с   мастерицей о поиска; структурировани е знаний. каргопольской глиняной игрушки. За холмами, за лесами, За широкими полями, Не на небе ­ на земле А в каргопольском крае  деревне Гринёво  Жила­была Ульяна Ивановна Бабкина. Жила   одна   в   избушке   с   маленькими оконцами и низким потолком. Хозяйство у неё было небольшое: Петя­петушок, две курушки   Пеструнюшки   и   четыре   кота   ­ Барчик,   Брянчик,   Кот   Котофеюшко   и Васька. Ростом она маленькая, телом сухонькая, подвижная,   глаза   у   неё   весёлые­ превесёлые. Всю   жизнь   89   лет   прожила   бабушка Ульяна в этом домике. Игрушки научилась она лепить у своего отца,   когда   была   ещё   девочкой.   Летом отец пахал землю и растил хлеб, а зимой делал   глиняную   посуду,   забавные куколки и свистульки для ребятишек. Глиняные   игрушки   лепила   Ульяна Ивановна всю свою жизнь. ­   Мои   игрушки   рассказывают   о   о   весёлых крестьянском   труде, деревенских   праздниках,   о   людях ­ земли,   рассказывала северной   мастерица. И   оттого   шли   к   бабушке   Ульяне   за   её добрыми игрушками и взрослые, и дети. ­ Кого, бабушка лепить собираешься? ­ Да Полкана­богатыря сделаю. В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю   от   врагов   оберегать.   Руки   у Полкана будут сильные, грудь могучая. А на груди ­ солнышко. Ноги ­ что у коня ­ быстрые. А на них ­ золотые копыта. Налепит   бабушка   Ульяна   игрушек   ­ поставит   их   в   тёплое   место   сохнуть.   А чтобы   стали   они   крепкими,   закалит   в огне. И  потом узоры наводит.  Выставит на   стол   разноцветные   краски,   кисточку возьмёт,   ею   и   разрисовывает   и приговаривает: ­   Коровушке   спинку   и   ножки   почерню, голову и брюшко забелю. И хвост белым сделаю,   а   круг   него   ­   алую   полоску проведу.   Губы   коровушке   толстые нарисую,   чтобы   травку   щипала,   рот большой,   чтоб   весело   мычала,   рожки синие,   а   на   шее   бубенчик   ­   в   лесу   не потеряться!   Вымечко   у   коровы полнёхонько, молочка много. Кто молоко любит ­ скоро и подрастёт. Разрисует бабушка Ульяна свои игрушки всякими   цветами,   на   стол   выставит.   А здесь   ­   словно   сказочное   царство:   на дереве   уселись   дивные   птицы,   под   ним олень Золотые Рога разгуливает; рядом ­ коза­дереза,   да   не   простая,   а   модница: надела на голову кокошник, нарядилась в сарафан, выхваляется: здесь и синий волк ходит, козу не обижает К   Ульяне   Ивановне   приезжали   и художники,   и   учёные­искусствоведы   из Москвы,   Санкт­Петербурга   посмотреть на сказочный мир глиняных игрушек. Их очень интересовала одна из игрушек. ­ Это кто, бабушка, кентавр этот?  ­ Называется Полкан. Так вот, оказывается разгадка кентавра ­ лубочный богатырь Полкан. ­ Вы сами Полкана придумали? ­ Отец мой так делал, и я делаю. Постановка учебной задачи ­   Как   вы   думаете,   какой   будет   тема нашего урока?  ­   А   какие   учебные   задачи   предлагаете поставить? Роспись сказочного Полкана. Узнать историю сказочного Полкана, научиться расписывать игрушку так, как это делали каргопольские мастера.    Регулятивные: целеполагание как   постановка учебной   задачи на основе соотнесения того,   что   уже известно и усвоено учащимися   и того,   что   не известно. и Познавательн ые:  поиск выделение необходимой информации, применение методов информационног о поиска; структурировани е знаний.     Основная часть. Рассказ об истории сказочного Полкана. Для каргопольской игрушки свойственны три   темы:   животные,   люди   и   сказочные персонажи ­ русалки, домовые, полканы. Каждая   фигура   имела   особый   смысл. Полкана лепили на счастье.  Полкан ­ знак Солнца. Полкан,   огромный   и   добрый   богатырь, защитник   людей   от   сил   зла.   Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая,   лицо   круглое   с   большой окладистой   бородой,   а   туловище­как   у коня,   и   на   ногах   копыта.   На   груди Полкана­лучистое солнышко. В   те   далёкие   времена   любого   рослого мужика   могли   назвать   Полканом.   Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед   посевной   выбирали   в   деревне "богатыря­Полкана",   тормошили   и "роняли"  его   на  землю,  пели   обрядовые песни. Таким   же   крепким,   полным   сил   и здоровья   выбирали   и   засевальщика.   За день до посева  он парился  в бане,  ведь потом   мыться   ему   уже   нельзя,   иначе   в колосьях будет "бель" ­ пустота. Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы   и   всходы   были   чисты,   скидывал штаны   и   в   одной   длинной,   до   колен, рубахе приступал к работе. Полкан   в   каргопольской   игрушке   ­   это образ   неодолимо   могучего   богатыря. Очень   редко   лепили   Полкана   удалым   и молодцеватым, обычно он статный старый человек. ­   Конь­Полкан   был   один   из   самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной. Она его часто лепила из снега на потехе детворе. Рассмотрите   каргопольские   игрушки. Назовите   основные   цвета,   которые использовали мастера. Беседа об особ­тях   каргопольс­ кой игрушки  Полкан ­ знак Солнца. Какие цвета ему присущи? Какие орнамента каргопольских   игрушек   вы   можете выделить? элементы     Чёрный, белый, зелёный, синий, розовый, желтовато­ оранжевый. Отвечают.    круги, а внутри их пятна другого  цвета или кресты; гребёнки  линий; вертикальная  черта, по бокам      Познаватель­ ные: анализ  объектов с целью выделения существенных признаков; выбор критериев и оснований   для сравнения; Коммуникати в­ные: осознанное произвольное построение речевого высказывания   в   и чёрточки вроде  еловых веток с  опущенными вниз  концами;   гнёзда точек; зигзаги. – устной форме; постановка вопросов   инициативное сотрудничество в поиске   и   сборе информации. Каждый элемент узора имеет свой смысл, своё значение.  Круги, кольца с крестом внутри ­ символ Солнца;  дуги   и  скобки  ­  символ  Земли, пашни;  точки   и   веточки   ­   символы   зерна   и ростков; волнистые линии – вода. Как   вы   думаете,   почему   эти   символы особенно любили северные мастера?  На севере холодно,  всегда ждут прихода  весны, Солнца, тепла. Ждут когда снова  можно, будет сеять и растить хлеб. Самостоя­ тельная работа учащихся Работаем по правилу: "Сам не плошай, но и другу помогай!" Приступайте к росписи ваших сказочных Полканов, используя элементы орнамента и   цветовую   гамму   каргопольских игрушек.  Постарайтесь   работать   так,   чтобы   на сердце у вас было тепло и радостно. Работают. Регулятивные:  планировать практическую деятельность, действовать по плану, прогнозирование последствий деятельности; контроль и коррекция. Познаватель­ ные:  проводить  анализ объекта. Коммуникати в ные:, оказание  взаимопомощи. Личностные:  формирование  умения  соблюдать  правила  безопасного  использования  инструментов и  материалов для Итог урока. Рефлексия. качественного  выполнения  изделия. Познаватель ные: осознанное произвольное построение речевого высказывания   в устной форме.   и Регулятивные: осмысливание собственной деятельности, осуществление самооценки. именем   какого ­ В какой старинный северный город мы совершили экскурсию? ­С   познакомились? ­ Что  вам   больше   всего  запомнилось   из творчества Ульяны Ивановны Бабкиной?   мастера ­ Какие учебные задачи мы определяли на урок? В Каргополь. С Ульяной Бабкиной. Она была мастерицей глиняной игрушки. Узнать историю сказочного Полкана, научиться расписывать игрушку так, как это делали каргопольские мастера. Полкан­ символ Солнца. И   сейчас   на   доске   мы   тоже   выложим солнышко магнитами. Подумайте,     и   если   вы   считаете,   что справились со всеми учебными задачами, то выберите жёлтый магнитик для нашего солнышка. Если вы считаете, что что­то осталось не понятным, то выбирайте красный магнит. А   если   у   вас   совсем   ничего   не получилось,   то   ваш   магнит   зелёного Выбирают магниты, цвета. Кто   желает   рядом   с   нашим   солнышком разместить своего Полкана?  Молодцы. Спасибо за урок! составляют солнышко Развешивают работы на доске  (по желанию)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)

Урок изобразительного искусства по теме "Роспись сказочного Полкана" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017