Урок по изобразительному искусству в 4 классе
Тема урока: «Народные праздники»
Цели и задачи урока:
1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках изобразительного искусства.
2. Дать представление о народном празднике – ярмарке. Познакомить с творчеством художника Б.М. Кустодиева.
3. Осуществлять межпредметные связи
4. Развивать творческое воображение и умение работать коллективно.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Формирование УУД:
Предметные: Знание несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными основами композиции.
Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно.
Метапредметные: Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Личностные: Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.
Материалы: ватман, карандаш, листы бумаги, гуашь, акварель, кисти, клей.
Инструменты: ножницы.
Зрительный ряд: Презентация, Репродукции: Б.М.Кустодиев - «На ярмарке», «Ярмарка»; И.Аргунов - «Портрет неизвестной в русском костюме»; кроссворд
Музыкальный ряд: Музыка «Коробейники», музыка русских народных частушек.
Ход урока
1.Орг.момент.
Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих.
Строки зовущие к трудолюбию, радости жизни, творчеству.
Пусть они станут и вашим девизом:
Не можешь – узнай,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
2. Сообщение темы урока.
По прошлому уроку мы знаем, что русский человек всегда славился умением трудиться. Весной, летом и осенью он трудился на полях и огородах.
-А вот зимними вечерами, что делали русские люди?
Они создавали замечательные русские игрушки, посуду, мебель.
Одним словом, они старались украсить свой дом. Это и вышитые скатерти, полотенца, замечательные кружевные салфетки, шторы, и конечно же одежда. Русский человек всегда славился трудолюбием, талантами. Многое умел делать своими руками: дом построить, хлеб вырастить, сделать всё, что нужно в хозяйстве.
Но ведь русский человек не только любил трудиться, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах.
Чем обычно заканчивается уборочная пора?
Праздником, гуляниями.
Праздники есть у каждого народа.
Возникли праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздником на Руси встречали весну, провожали зиму. Праздником отмечали завершения работ.
Тема нашего урока « Народные праздники».
Народные праздники, их много. Если мы сейчас отгадаем кроссворд , повторив материал прошлых уроков, то узнаем что было немаловажным на праздниках.
Кроссворд:
1. Как называется на Руси маленькое поселение без храма? (деревня)
2. Продолжите определение жанра: «Пейзаж – это изображение …? (природы)
3. Картина Васнецова поможет отгадать некоторые слова: головной убор русского воина? (шлем)
4. Железная рубаха воина? (кольчуга)
5. Как называется картина Васнецова? (богатыри)
6. А работа художника Аргунова поможет определить, как называется женский головной убор? (кокошник)
7. Русская женская одежда, род платья без рукавов? (сарафан)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
1 |
д |
е |
р |
е |
в |
н |
я |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
п |
р |
и |
р |
о |
д |
а |
|||||
3 |
ш |
л |
е |
м |
|
|
|
|
||||||||||||
|
4 |
к |
о |
л |
ь |
ч |
у |
г |
а |
|
|
|
||||||||
|
|
|
5 |
б |
о |
г |
а |
т |
ы |
р |
и |
|
|
|||||||
|
|
|
|
6 |
к |
о |
к |
о |
ш |
н |
и |
к |
|
|||||||
|
|
|
|
|
7 |
с |
а |
р |
а |
ф |
а |
н |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
И что же было немаловажным на праздниках?
Да, это ярмарка.
Что же такое ярмарка?
Ярмарка – массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.
Ярмарка - это тоже праздник.
- как вы думаете, люди ждали этот праздник?
- для чего?
Товар продать, товар купить, балаганные представления посмотреть.
А детвора ждала с ярмарки - гостинец.
3.Изучение нового материала
Давайте посмотрим русскую ярмарку, изображённую Б.М. Кустодиевым.
Красочная, весёлая ярмарка.
-Какими мы видим людей?
Нарядными, торжественными. Пришли себя показать и на других посмотреть. Здесь устраивались гулянья, хороводы, карусели, пляска, потешные балаганчики, торговцы расхваливали свой товар.
Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 38-39.
-Что вы видите на картинках?
Художник показал на картине праздник?
А кто автор данных произведений?
Борис Михайлович Кустодиев написал много жанровых картин под названием: «Ярмарки»; «Праздники»…
-Как вы думаете, почему? Герои произведений Кустодиева – масса, праздничная толпа, живущая и действующая на улицах и площадях.
Он использовал множество бытовых вещей: расписные сани, дуги, сундуки, детские игрушки, ковры, шали. Ни одна вещь не повторяется и каждая создана и украшена руками народных умельцев. Все детали: ярмарочные шатры, посуда, украшения, праздничные наряды персонажей выписаны подробно и достоверно. Вещи и персонажи узнаваемы.
4. Физкультминутка (презентация)
Сегодня на уроке мы попробуем изобразить народный праздник, ярмарку, гулянье.
-Что должно быть в данной композиции?
· Пейзаж (природа, поля, речка). Постройки ( избы). Лотки с товаром (на лотках игрушки, посуда) Люди (мужчины, женщины, скоморохи)
Работа будет у нас коллективной. Сделаем одну общую работу.
Распределимся на группы:
3 ученика работают на ватмане (большом формате) создают фон.
2 ученика (парой) - создают лоток с посудой и игрушками.
2 ученика (парой) - создают лоток с товаром и платками.
Все остальные работают индивидуально. Вам нужно изобразить человека в русском народном костюме, в движении, в плясках. Работу выполняем гуашью, акварелью. Затем вырезаем ножницами.
-Кто скажет правила безопасности работы с ножницами? (передавать кольцами вперёд, не играть с ножницами, использовать по назначению)
Затем, кто работу выполнит, приносит её к нашим главным художникам. И они вместе, приклеивают её на ватман, правильно, разместив.
5. Практическая работа. (Звучит русская народная музыка : «Коробейники»; музыка русских народных частушек .)
6. Анализ работы.
-В какой технике мы сделали работу? (коллаж)
-Как назовём работу, которую сделали коллективно?
-Что, по вашему мнению, не удалось?
-Что вы считаете, получилось удачным?
-А что можно добавить в композицию?
7. Итог.
-О чём мы сегодня узнали? ( о народном празднике, о русском художнике).
Ярмарка- это не только торг, но и большой народный праздник.
В том, как проводится праздник - в обрядах в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках и проявляется щедрость души русского народа.
8.Оценки за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.