Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: "Народные праздники"
Оценка 4.8

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: "Народные праздники"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
4 кл
01.06.2018
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: "Народные праздники"
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: "Народные праздники". по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство 1-4 классы". Знакомство на уроке детей с народным праздником -ярмаркой; с произведениями Б.М. Кустодиевым, И. Аргуновым; прослушивание музыкальных произведений "Коробейники", музыки русских народных частушек.
Народные гулянья.doc

 

Урок по изобразительному искусству в 4  классе

Тема урока: «Народные праздники»

 

Цели и задачи урока:

1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках изобразительного искусства.

2.  Дать представление о народном празднике – ярмарке. Познакомить с творчеством художника Б.М. Кустодиева.

3.  Осуществлять межпредметные связи

4.  Развивать творческое воображение и умение работать коллективно.

5.  Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

Формирование УУД:

Предметные: Знание несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными  основами композиции.

Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно.

Метапредметные: Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Личностные: Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.

Материалы: ватман, карандаш, листы бумаги, гуашь, акварель, кисти, клей.

Инструменты: ножницы.

Зрительный ряд: Презентация, Репродукции: Б.М.Кустодиев - «На ярмарке», «Ярмарка»; И.Аргунов - «Портрет неизвестной в русском костюме»; кроссворд

Музыкальный ряд: Музыка «Коробейники», музыка русских народных частушек.

Ход урока

1.Орг.момент.

Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих.

Строки зовущие к трудолюбию, радости жизни, творчеству.

Пусть они станут и вашим девизом:

Не можешь – узнай,

Не знаешь – узнай,

Не бойся тропы отвесной,

Пробуй,

Ищи,

Свершай,

Достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

2. Сообщение темы урока.

По прошлому уроку мы знаем, что русский человек всегда славился умением трудиться. Весной, летом и осенью он трудился на полях и огородах.

-А вот зимними вечерами, что делали русские люди?

Они создавали замечательные русские игрушки, посуду, мебель.

Одним словом, они старались украсить свой дом. Это и вышитые скатерти, полотенца, замечательные кружевные салфетки, шторы, и конечно же одежда. Русский человек всегда славился трудолюбием, талантами. Многое умел делать своими руками: дом построить, хлеб вырастить, сделать всё, что нужно в хозяйстве.

Но ведь русский человек не только любил трудиться, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах.

Чем обычно заканчивается уборочная пора?

Праздником, гуляниями.

Праздники есть у каждого народа.

Возникли праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздником на Руси встречали весну, провожали зиму. Праздником отмечали завершения работ.

Тема нашего урока « Народные праздники».

Народные праздники, их много. Если мы сейчас отгадаем кроссворд , повторив материал прошлых уроков, то узнаем что было немаловажным на праздниках.

Кроссворд:

1.    Как называется на Руси маленькое поселение без храма?  (деревня)

2.    Продолжите определение жанра: «Пейзаж – это изображение …? (природы)

3.    Картина Васнецова поможет отгадать некоторые слова: головной убор  русского воина? (шлем)

4.   Железная рубаха воина? (кольчуга)

5.   Как называется картина Васнецова? (богатыри) 

6.   А работа художника  Аргунова поможет определить, как называется женский головной убор? (кокошник)

7.   Русская женская одежда, род платья без рукавов? (сарафан)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

д

е

р

е

в

н

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

п

р

и

р

о

д

а

3

ш

л

е

м

 

 

 

 

 

 

4

к

о

л

ь

ч

у

г

а

 

 

 

 

 

 

5

б

о

г

а

т

ы

р

и

 

 

 

 

 

 

6

к

о

к

о

ш

н

и

к

 

 

 

 

 

 

7

с

а

р

а

ф

а

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И что же  было немаловажным на праздниках?

 Да, это ярмарка.

Что же такое ярмарка?

Ярмарка – массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.

 Ярмарка  - это тоже праздник.

- как вы думаете, люди ждали этот праздник?

- для чего?

Товар продать, товар купить, балаганные представления посмотреть.

 А детвора  ждала с ярмарки  -  гостинец.

3.Изучение нового материала 

Давайте посмотрим русскую ярмарку, изображённую Б.М. Кустодиевым.

 Красочная, весёлая ярмарка.

-Какими мы видим людей?

Нарядными, торжественными. Пришли себя показать и  на других посмотреть. Здесь устраивались гулянья, хороводы, карусели, пляска, потешные балаганчики, торговцы расхваливали свой товар. 

 Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 38-39.

-Что вы видите на  картинках?

Художник показал на картине праздник?

А кто автор данных произведений?

Борис Михайлович Кустодиев написал много жанровых картин под названием: «Ярмарки»; «Праздники»…

-Как вы думаете, почему? Герои произведений Кустодиева – масса, праздничная толпа, живущая и действующая на улицах и площадях.

Он использовал множество бытовых вещей: расписные сани, дуги, сундуки, детские игрушки, ковры, шали. Ни одна вещь не повторяется и каждая создана и украшена руками народных умельцев. Все детали: ярмарочные шатры, посуда, украшения, праздничные наряды персонажей выписаны подробно и достоверно. Вещи и персонажи узнаваемы. 

4. Физкультминутка (презентация)

Сегодня на уроке мы попробуем изобразить народный праздник, ярмарку, гулянье.

-Что должно быть в данной  композиции?

· Пейзаж (природа, поля, речка).    Постройки ( избы). Лотки с товаром (на лотках игрушки, посуда)  Люди (мужчины, женщины, скоморохи)     

 Работа будет у нас коллективной. Сделаем одну общую работу.

  Распределимся на группы:

3 ученика работают на ватмане (большом формате) создают фон.

2 ученика (парой) - создают лоток с посудой и игрушками.

2 ученика (парой) - создают лоток с товаром и платками.

 

Все остальные работают индивидуально. Вам нужно изобразить  человека в русском народном костюме, в движении, в плясках. Работу выполняем гуашью, акварелью. Затем вырезаем ножницами.

-Кто скажет правила безопасности работы с ножницами? (передавать кольцами вперёд, не играть с ножницами, использовать по назначению)

Затем, кто работу выполнит, приносит её к нашим главным художникам. И они вместе, приклеивают её на ватман, правильно, разместив.

5. Практическая работа. (Звучит русская народная музыка : «Коробейники»; музыка русских народных частушек .)

6. Анализ работы.

 -В какой технике мы сделали работу? (коллаж)

-Как назовём работу, которую сделали коллективно?

-Что, по вашему мнению, не удалось?

-Что вы считаете, получилось удачным?

-А что можно добавить в композицию?

7. Итог.

-О чём мы сегодня узнали? ( о народном празднике, о русском художнике).

Ярмарка- это не только торг, но и большой народный праздник.

В том, как проводится праздник - в обрядах в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках и проявляется щедрость души русского народа. 

8.Оценки за урок.


Урок по изобразительному искусству в 4 классе

Урок по изобразительному искусству в 4 классе

Многое умел делать своими руками: дом построить, хлеб вырастить, сделать всё, что нужно в хозяйстве

Многое умел делать своими руками: дом построить, хлеб вырастить, сделать всё, что нужно в хозяйстве

Нарядными, торжественными. Пришли себя показать и на других посмотреть

Нарядными, торжественными. Пришли себя показать и на других посмотреть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2018