Программное содержание. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, сегодня вы познакомитесь ещё с одним произведением композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Д. Б. Кабалевский написал музыку, которую знают во всём мире. Он очень любил детей, прилагал много сил для того, чтобы они узнали и почувствовали красоту музыки, полюбили её, нашли друга на всю жизнь. Ведь музыка передает столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни.
Кабалевский. Клоуны
1е занятие
Программное содержание. Вызывать у детей
эмоциональный отклик на музыку шутливого,
задорного характера.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, сегодня вы познакомитесь ещё
с одним произведением композитора Дмитрия
Борисовича Кабалевского. Д. Б. Кабалевский
написал музыку, которую знают во всём мире. Он
очень любил детей, прилагал много сил для того,
чтобы они узнали и почувствовали красоту
музыки, полюбили её, нашли друга на всю жизнь.
Ведь музыка передает столько чувств,
переживаний, которые испытывает человек в
жизни. Д. Б. Кабалевский создал для детейпионерские песни, марши, музыкальные
картинки, произведения для дошкольников.
Какие его произведения вы помните?
Д е т и. «Вальс», «Походный марш».
П е д а г о г. Сейчас я напомню вам фрагменты
этих произведений, а вы скажите, какой характер
пьес (исполняет фрагменты).
Д е т и. «Вальс» нежный, ласковый,
танцевальный, мягкий, а «Походный марш»
бодрый, задорный, решительный, смелый.
П е д а г о г. Правильно, пьесы эти очень разные
одна лирическая, мечтательная, светлая, а другая
торжественная, маршевая, бодрая. Д. Б.
Кабалевский передаёт в своих произведениях
самые различные чувства, настроения,
существующие в жизни, образы, знакомые иблизкие детям. В новой пьесе Д. Б. Кабалевского
вы услышите рассказ о цирковых артистах. Она
называется «Клоуны». Послушайте и скажите,
какая музыка по настроению (исполняет пьесу).
Д е т и. Весёлая, задорная, озорная.
П е д а г о г. Правильно, эта музыка шутливая,
живая, бойкая, забавная. Послушайте пьесу ещё
раз (исполняет её).Кабалевский "Клоуны"
2е занятие
Программное содержание. Различать смену
характера музыки, форму музыкального
произведения, выделять выразительные средства
динамику, направление мелодических интонаций.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, послушайте отрывок из пьесы
и вспомните её название (исполняет среднюю
часть).
Д е т и. «Клоуны» Д. Кабалевского.
П е д а г о г. Послушайте её целиком и скажите,
меняется ли характер музыки (исполняет пьесу).Д е т и. В начале музыка весёлая, задорная, в
середине звучит тихо, неуверенно, а потом опять
весело, как в начале.
П е д а г о г. Правильно, в пьесе три части. В
средней части характер её меняется: она
начинает звучать осторожно, робко, неуверенно
(исполняет фрагмент). Почему пьеса называется
«Клоуны», а не «Клоун»?
Д е т и. В музыке рассказывается о двух клоунах.
П е д а г о г. А какие это клоуны? (Исполняет
фрагменты.)
Д е т и. Весёлый и грустный.
П е д а г о г. Один клоун весёлый, умелый, а
другой неудачник, всё у него валится из рук, всё
он делает наоборот. Послушайте, как звучит
мелодия. В начале она направлена вверх, а всредней части вниз (исполняет фрагменты). А в
конце средней части как звучит музыка?
(Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Громко, неуклюже.
П е д а г о г. Мелодия несколько раз повторяется,
всё громче, второй клоун пытается подражать
своему собрату, но все его попытки
заканчиваются неудачей (исполняет фрагмент).
Послушайте всю пьесу целиком (исполняет её).Кабалевский "Клоуны"
3е занятие
Программное содержание. Закреплять
представления детей о выразительном значении
динамики, характере мелодических интонаций,
находить выразительные тембры инструментов,
передающие разный характер музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, послушайте пьесу Д.
Кабалевского «Клоуны» и скажите, почему вы
определили, что клоуны разные. Как музыка
рассказала об этом? (Исполняет пьесу.)Д е т и. В первой и третьей частях музыка
громкая, смелая, задорная. У весёлого клоуна всё
получается легко, а средняя часть осторожная,
неспокойная, тихая.
П е д а г о г. Правильно, прислушайтесь, как
уверенно заканчивается мелодия в крайних
частях пьесы (исполняет фрагмент). Она звучит
каждый раз с акцентом, смело, устойчиво,
законченно. А в средней части? (Исполняет 9 12
й такты.)
Д е т и. Тихо, неуверенно, несмело.
П е д а г о г. Как меняется направление мелодии?
(Исполняет фрагменты.)
Д е т и. В начале она движется вверх, а в
середине вниз.П е д а г о г. Когда мелодия направлена вверх,
она звучит решительно, чётко и заканчивается
ярким акцентом у клоуна всё получается с
блеском, шутя. В средней части, когда мелодия
направлена вниз, она звучит тихо, неуверенно,
понуро (исполняет фрагмент). А потом движется
вверх, несколько раз повторяется всё громче и
настойчивее (исполняет фрагмент). А какой
аккомпанемент? Давайте сравним его с началом
пьесы (исполняет фрагменты аккомпанемента).
Д е т и. В начале – отрывистый, лёгкий, а в
средней части твёрдый.
П е д а г о г. Он изложен аккордами, напряжённо,
остро. Музыка в средней части внезапно
прерывается, все попытки клоуна закончились
смешной, забавной неудачей. Послушайте пьесу
ещё раз и скажите, какие инструменты можноиспользовать для передачи характера музыки в
разных частях (показывает детям колокольчики,
погремушки, барабаны). (Исполняет пьесу).
Д е т и. Когда музыка изображает весёлого
клоуна, возьмём колокольчики, а когда грустного
погремушки.
П е д а г о г. Правильно, музыка первой и третьей
частей звучит шутливо, игриво. Колокольчики
помогут подчеркнуть весёлое, праздничное
звучание. А погремушки тихо, осторожно; они
хорошо передадут образ клоунанеумехи. В конце
средней части, когда музыка звучит громко,
какой инструмент можно использовать?
Д е т и. Барабан.
П е д а г о г. Давайте попробуем исполнить пьесу
все вместе. Вы разделитесь на три группы.Первую и третью части одна группа будет играть
на колокольчиках. Начало второй части вторая
группа на погремушках. Конец второй части –
третья группа на барабанах (исполняет пьесу
вместе с детьми).
П е д а г о г. К следующему занятию попробуйте
нарисовать обоих клоунов такими, какими вы их
представляете, слушая пьесу Д. Кабалевского.
Кабалевский "Клоуны"
4е занятие
Программное содержание. Различать ладовую
окраску как выразительное средство музыки.
Уметь передавать в движении различный
характер музыкальных образов.
Ход занятия:П е д а г о г (выставляет все рисунки детей).
Дети, давайте посмотрим нарисованных клоунов.
Они разные и весёлые, и грустные, и все очень
добрые. А какие пёстрые цветные костюмы!
Почему вы использовали яркие краски?
Д е т и. В цирке всегда красиво, празднично.
Клоуны одеты в разноцветные смешные костюмы.
П е д а г о г. Пьеса «Клоуны» такая же яркая и
разноцветная, как эти рисунки. Сейчас я её
сыграю вам, а вы выберете те рисунки, которые
наиболее удачно выражают характер музыки
(исполняет пьесу).
П е д а г о г. Мы говорили с вами, что в пьесе Д.
Кабалевского два различных образа умелого
клоуна (в начале и в конце) и его смешного,
неудачливого партнёра (в середине). Если мы
прислушаемся внимательно, то услышим, что ужев самом начале пьесы есть противопоставление
этих характеров. Сравним маленькие мотивы, из
которых состоит мелодия: один звучит светло,
радостно, а другой приглушённо, грустно. Они
всё время чередуются (исполняет фрагмент,
заостряет внимание на звучании мажорной и
минорной терции). Перед нами оба клоуна уже в
начале пьесы. Но начинает представление
весёлый клоун.
Первая часть пьесы звучит радостно, легко
(исполняет фрагмент). А в средней части
слышится, как второй клоун смешно и неловко
пытается повторить его трюки (исполняет
фрагмент). Но вот снова первый клоун с ещё
большим блеском и смелостью демонстрирует
своё мастерство (исполняет фрагмент). Давайте
попробуем передать характер клоунов вдвижении. Музыка звучит то отрывисто и легко,
то более робко, то тяжело и неуклюже.
Педагог исполняет фрагменты, предлагает детям
выразить характер музыки в движении вызывает
по нескольку человек. Обсуждает удачно
найденные движения. Можно сравнить
исполнение пьесы на фортепиано с оркестровым
в аудиозаписи и двигаться под её звучание.Чайковский «Мама»; Гречанинов
«Материнские ласки»
1е занятие
Программное содержание. Учить детей
сравнивать пьесы с одинаковыми или похожими
названиями.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сейчас я сыграю вам две пьесы с
похожими названиями. Одна из них называется
«Материнские ласки», а другая «Мама».
Первую написал композитор АлександрТихонович Гречанинов, вторую П. Чайковский.
Чем похожи эти пьесы? (Исполняет пьесы.)
Д е т и. Эти пьесы о маме, они ласковые.
П е д а г о г. Да, обе пьесы очень нежные,
ласковые, добрые, ведь мама всегда приласкает,
пожалеет! (Исполняет пьесы повторно.)
2е занятие
Программное содержание. Учить детей
различать оттенки настроений в пьесах с
одинаковыми названиями, средства музыкальной
выразительности.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии две
пьесы о маме «Материнские ласки» А.
Гречанинова (исполняет фрагмент) и «Мама» П.
Чайковского (исполняет фрагмент). Мы говорилио том, что эти пьесы похожи: в них выражены
добрые, ласковые, нежные чувства. Обе они
звучат тихо, небыстро. Теперь послушайте
внимательно эти пьесы и скажите, меняется ли
настроение внутри каждой из них. Начнём с
пьесы Петра Ильича Чайковского «Мама».
(Исполняет её.)
Д е т и. Настроение меняется. Музыка звучит
иногда грустно.
П е д а г о г. Правильно. В этой пьесе мама не
всегда только ласковая, она бывает и
озабоченной, грустной. (Исполняет фрагмент, 9
12й такты.) Прислушайтесь, мелодия становится
жалобной, в ней слышны вздохи, печаль.
(Исполняет отдельно мелодию 912ro тактов.) А
аккомпанемент в этой средней части пьесы
звучит тревожно и сумрачно, взволнованно.(Исполняет аккомпанемент.) У мамы ведь
столько забот, тревог, волнений, беспокойств.
Музыка передает эти настроения. (Исполняет
фрагмент повторно.) Но эти переживания у мамы
снова сменяются нежными чувствами.
Прислушайтесь, музыка начинает светлеть и
звучит как в начале ласково и задумчиво.
(Исполняет 1316й, 1723й такты.) Но
тревожные, беспокойные чувства всётаки не
покидают маму, и вновь слышны и вздохи, и
грусть (исполняет начало коды, 2527й такты).
Но вот мама снова улыбнулась и приласкала!
(Исполняет последние шесть тактов, а затем всю
пьесу целиком.)
Теперь послушайте «Материнские ласки» А.
Гречанинова и скажите, эта пьеса звучит по
разному или в ней преобладает одно настроение?Меняется ли характер музыки? (Исполняет
пьесу.)
Д е т и. Музыка ласковая, немного грустная. В
середине она звучит радостнее.
П е д а г о г. Правильно. Мелодия в этой пьесе
повторяется много раз. Она почти не меняется,
звучит всегда ласково. Не случайно пьеса
называется «Материнские ласки». Но иногда эти
ласковые интонации звучат немного грустно
(исполняет фрагмент), иногда светлее и
радостнее (исполняет фрагмент средней части).
Но вся пьеса строится на одной мелодии
(исполняет 12й такты) и похожих интонациях
(исполняет фрагмент).
3е занятиеПрограммное содержание. Учить детей
сравнивать пьесы с одинаковыми названиями,
находить в них сходство и отличия, различать
средства музыкальной выразительности.
Ход занятия:
П е д а г о г. Мы слушали две пьесы с близкими
названиями, находили в них сходство. Пьесы
«Материнские ласки» А. Гречанинова и «Мама»
П. Чайковского похожи тем, что в них выражено
чувство нежности, материнской любви. А чем эти
пьесы отличаются друг от друга, какое
настроение у мамы в первой пьесе и во второй?
(Исполняет пьесы.)
Д е т и. Настроение мамы в первой пьесе
ласковое, нежное, а во второй пьесе мама
ласковая, но и нахмурившаяся, сердитая,
грустная.П е д а г о г. Да. В пьесе «Мама. П. Чайковского
выражены разные чувства, звучат разные
мелодии: сначала спокойная, тихая, плавная
(исполняет начало пьесы), потом маме
взгрустнулось, она нахмурилась, озабоченно
вздыхает (исполняет 91 й такты). Эта мелодия
звучит громче, печальнее. Тревога, беспокойство,
рассерженность слышны и в другой мелодии
(исполняет начало коды). Музыка звучит
напряженно, громко, неустойчиво, остро. А в
пьесе «Материнские ласки» А. Гречанинова есть
только одна мелодия негромкая, кружащаяся,
нежная. Эта пьеса напоминает танец вальс.
Давайте покружимся под эту музыку. (Исполняет
пьесу А. Гречанинова.)П.И. Чайковский – Молитва
Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на
родину изза границы и приехал погостить на
Украину, в семью своей сестры Александры
Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И.
любил возиться со своими маленькими
племянниками. У Александры Ильиничны было
семеро детей, и Чайковский без устали
придумывал для них праздники с кострами,фейерверками и, конечно, танцами, где он сам
аккомпанировал на рояле.
Его маленький племянник, Володя Давыдов, в
отведённые для занятий часы с трудом
осваивал премудрости игры на фортепиано.
Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал,
как в соседней комнате терзает гаммы и
этюды незадачливый «пианист». Ему стало
жалко малыша, и он решил написать цикл
лёгких фортепианных пьес, разнообразных по
характеру, с оглядкой на трудности
начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с
интересными названиями. Здесь встречаются
картины природы и названия детских игр.
Сказочные персонажи и танцевальные
мелодии.
1е занятиеПрограммное содержание. Познакомить детей с
содержанием «Детского альбома» П.
Чайковского, рассказать о значении
окаймляющих его пьес.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы знакомы со многими пьесами из
«Детского альбома» П. Чайковского. В них
композитор рассказывает нам о детских радостях
и печалях, забавах и играх, о родной природе,
сказках, путешествиях. Всё это наполняет день
ребенка. Начинается и заканчивается альбом
молитвами утренней и вечерней.
Раньше день любого человека начинался и
заканчивался обращением к Богу. В утренней
молитве человек благодарил Бога за то, что
наступил новый день, и просил, чтобы этот день
прошел благополучно. Вечером благодарил Богаза прожитый день и просил хорошего сна,
испрашивал прощение за совершенные проступки
(например, ребёнок не слушался родителей или
капризничал, жадничал или подрался).
Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П.
Чайковского, называется «Утренняя молитва».
Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно
предположить, что П. Чайковский в своём
альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка,
наполненном разными событиями, играми и
переживаниями. Послушайте пьесы, которые
открывают и закрывают альбом (две молитвы) и
скажите, похожи ли они между собой.
(Исполняет две пьесы.)
Д е т и. Похожи. Музыка спокойная, строгая.
П е д а г о г. Да, обе пьесы сосредоточенные,
углублённые. Аккорды напоминают церковноехоровое пение. Молитвы в церкви поются на
несколько голосов. Каждый голос ведёт свою
мелодию. Сливаясь вместе, они создают
красивое, стройное звучание. (Играет
фрагменты.) А отличаются ли по характеру эти
пьесы? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. Вторая пьеса более грустная.
П е д а г о г. Да, «Утренняя молитва» светлая,
чистая, безоблачная. День только начинается, на
душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва
(пьеса «В церкви») более сумрачная. За окном
темно, ребенок устал, день был наполнен разными
переживаниями. Музыка грустная,
сосредоточенная, печальная, задумчивая,
просящая.
Интересно, что П. Чайковский использовал для
этой пьесы мелодию настоящей молитвы,которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит
серьёзно и строго, совсем не подетски. П.
Чайковский не упрощал музыку, которую он
сочинял для детей, а писал её с такой же
глубиной чувств, как и «взрослую».
Если внимательно прислушаться, то можно
заметить, что в конце обеих пьес есть
повторяющиеся звуки в басу. Но в «Утренней
молитве» они звучат строго и спокойно, на фоне
светлой мелодии (звучит фрагмент), а в вечерней
более мрачно, сосредоточенно, устало. День
угас, спускается ночная тьма, всё затихает,
успокаивается, замирает... (Звучит фрагмент.)
2е занятие
Программное содержание. Учить детей
сравнивать малоконтрастные произведения с
одним названием, различать оттенки настроений.Ход занятия:
П е д а г о г. На прошлом занятии вы сравнивали
две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского
«Утренняя молитва» и «В церкви». Давайте
вспомним их (звучат фрагменты). Сегодня вы
услышите два произведения с одинаковым
названием «Ave, Maria».
«Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского
языка означает: «Привет тебе, Мария
милосердная». Это слова латинской молитвы,
обращённой к Божьей Матери деве Марии.
Многие художники, скульпторы, музыканты в
разные времена воспевали её красоту,
благородство, чистоту, доброту и посвящали ей
свои произведения. (Показывает репродукции
картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, С.
Боттичелли или другие.)Первое произведение «Ave, Maria», которые вы
услышите, написал австрийский композитор
Франц Шуберт. (Исполняет пьесу.)
Второе создали два композитора. И. С. Бах
написал прелюдию, в которой есть только
переливчатые аккорды, а мелодия звучит лишь
намёком. (Звучит в записи прелюдия до мажор из
1ого тома «Хорошо темперированного
клавира».)
Французский композитор Шарль Гуно через
много лет написал мелодию на текст молитвы
«Ave, Maria» и соединил с прелюдией Баха,
использовав её как аккомпанемент.
Чем близки эти два произведения: «Ave, Maria»
Ф. Шуберта и «Ave, Maria» БахаГуно? (Звучат
пьесы в записи.)Д е т и. Оба произведения немного грустные.
П е д а г о г. Да, но это не грустьскорбь, а
светлая грусть. Оба произведения звучат
задушевно, тепло, искренне, с нежностью. (Звучат
фрагменты.) Прислушайтесь, а какие
инструменты вы слышите?
Д е т и. В первой пьесе играют скрипки, а во
второй звучит хор.
П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта
исполняет оркестр, а «Ave, Maria» БахаГуно
поют хор и солист. Но если вы прислушаетесь
внимательно, то услышите, что в обоих
произведениях звучит ещё и орган. Его низкие,
торжественные звуки, как аккомпанемент,
сопровождают обе мелодии. (Звучат фрагменты.)
3е занятиеПрограммное содержание. Учить детей
различать тембры музыкальных инструментов,
узнавать звучание оркестра, органа. Различать
оттенки настроений.
Ход занятия:
П е д а г о г. Мы слушали два произведения с
одинаковым названием «Ave, Maria» Ф. Шуберта
и БахаГуно, говорили, как они похожи тем; что
немного грустные и одновременно светлые. А
могли бы вы сказать, чем они отличаются по
настроению? (Звучат фрагменты.)
Д е т и. Первое произведение взволнованное,
второе более спокойное.
П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта звучит
взволнованно, трепетно, порывисто, с
открытостью, с большим напряжением, а у БахаГуно более строго. Хотя в этой пьесе тоже
чувствуется волнение, но оно более сдержанное.
Я рассказывала вам, что это произведение
написано двумя композиторами. Но Бах и Гуно
жили в разное время, в разных странах. Бах – в
Германии, а Гуно во Франции. Бах написал
прелюдию, не думая о том, что другой
композитор, Гуно, сочинит к ней свою мелодию.
Послушайте еще раз прелюдию И. С. Баха.
(Звучит запись.)
Как красива эта музыка! Она звучит строго,
сосредоточенно, сдержанно, возвышенно,
задумчиво, с большим чувством. В этой музыке
как бы нет мелодии, лишь отдельные звуки
поблескивают вверху. Музыка похожа на молитву
– наполнена светом, чистотой, добром. «Ave,
Maria» БахаГуно вы слушали в исполненииоргана, солиста и хора. Прелюдию И. С. Баха
играет орган, а мелодию Ш. Гуно поют солист и
хор. В этом произведении есть яркая
кульминация. Какая она? (Звучит фрагмент.)
Д е т и. Взволнованная.
П е д а г о г. Да, светлая, нежная, искренняя и
спокойная в начале музыка в кульминации звучит
с мольбой, волнением, горячо. Но потом
наступает успокоение, просветление. (Звучит
запись.)
«Ave, Maria» Ф Шуберта сразу звучит трепетно,
взволнованно, с открытым чувством, порывисто.
В начале, во вступлении, вы слышите спокойные,
сосредоточенные, строгие звуки органа, но вот
вступают скрипки, и их голоса звучат тепло,
трепетно, порывисто, немного грустно. (Звучит
запись.)Георгий Свиридов. Ласковая просьба;
Пётр Ильич Чайковский. Новая кукла,
Болезнь куклы.
1е занятие
Программное содержание. Учить детей
различать и определять словесно разные
настроения музыки: ласковое, весёлое, грустное;
различать их оттенки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Мы говорили о том, что музыка
передаёт разные настроения человека грусть и
радость, нежность и тревогу.
Сейчас я сыграю вам пьесу композитора Георгия
Свиридова, которая называется «Ласковая
просьба». В этом произведении, как и в знакомойвам пьесе Л. Бетховена «Весело – грустно», уже в
самом названии композитор сообщает нам о том,
какие чувства он хотел выразить в музыке. Как
звучит эта пьеса? (Исполняет её.)
Д е т и. Ласково.
П е д а г о г. Да, музыка нежная, просящая,
иногда настойчивая и жалобная. (Исполняет
фрагменты.) А сейчас вы познакомитесь с двумя
пьесами композитора Петра Ильича Чайковского.
Они называются «Новая кукла» и «Болезнь
куклы».
О настроениях, выраженных в этой музыке, тоже
можно догадаться по названиям. Какие это
настроения? (Исполняет обе пьесы, дети
различают характер музыки.)В музыке могут быть переданы разные состояния
человека, его чувства, переживания: и ласковая
просьба (исполняет фрагмент пьесы Г.
Свиридова), и радость (играет фрагмент пьесы
«Новая кукла», и грусть, печаль (звучит
фрагмент пьесы «Болезнь куклы» и многие
другие чувства.
2е занятие
Программное содержание. Учить детей
передавать движениями различный характер пьес.
Ход занятия:
П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали три
различные по характеру пьесы. Попробуйте их
узнать. (Исполняет фрагменты, дети называют
произведения.) Сейчас мы попробуем передать в
движении разный характер этой музыки. Какая понастроению «Ласковая просьба» Г. Свиридова?
(Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Ласковая, нежная.
П е д а г о г. Да, в музыке слышны просящие,
ласковые, повторяющиеся мелодии, интонации.
Так бывает и в жизни. Если ребёнку чтото очень
хочется, он уговаривает маму, повторяя свою
просьбу много раз. Эта пьеса очень ласковая, и
движения рук у вас будут плавные и спокойные.
(Напевает фрагмент и дирижирует). Дети
слушают пьесу целиком и движениями рук
передают характер музыки.
А пьеса «Новая кукла» П. Чайковского, какая по
характеру? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Весёлая.П е д а г о г. Да, она очень радостная,
стремительная, полётная. Девочка так рада новой
игрушке! Вместе со своей куклой она кружится,
танцует и, наверное, чувствует себя очень
счастливой. Хотите потанцевать под эту музыку
так, будто это танцует девочка со своей новой
куклой? (Исполняет пьесу.)
А «Болезнь куклы» П. Чайковского, какая по
настроению? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Грустная.
П е д а г о г. Да, пьеса очень печальная, грустная,
нежная. Девочка горюет, что её кукла заболела,
вздыхает, гладит её, хочет утешить, пожалеть.
Может быть, это даже слезы капают из её глаз?
(Исполняет фрагмент начала пьесы.) Как мы
можем движениями передать характер этой
музыки? Наверное, они должны быть нежными,как будто девочка гладит и ласкает заболевшую
куклу. (Исполняет пьесу.)
Я хочу, чтобы вы заметили: две пьесы, которые
вы сейчас слушали «Ласковая просьба» Г.
Свиридова и «Болезнь куклы» П. Чайковского,
ласковые, нежные. Но первая более светлая,
спокойная, а вторая грустная, печальная.
(Исполняет фрагменты.) Не грустите. Кукла
скоро поправится!
3е занятие
Программное содержание. Привлечь внимание
детей к выразительным интонациям музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Как вам кажется, почему пьеса Г.
Свиридова называется «Ласковая просьба»?
Д е т и. Она ласковая, ребёнок просит о чёмто.П е д а г о г. Да, мелодия повторяется. Она
звучит каждый раз поразному. В музыке слышны
то просящие, спокойные, ласковые интонации
(исполняет 14й такты), то более настойчивые
(играет 916й такты), то робкие, неуверенные,
жалобные, вопросительные (исполняет 2932й
такты). Когда человек просит разрешения чтото
сделать или задаёт вопрос, например, «Можно?»,
его голос звучит, тоньше, выше. В музыке, как и в
речи, тоже может звучать вопрос. (Играет
повторно 2932∙й такты.) А как заканчивается
пьеса? (Исполняет последние два такта.)
Д е т и. Грустно.
П е д а г о г. Да, последние аккорды звучат
жалобно и грустно. Наверное, ребёнку не
разрешили того, о чём он просил, и он грустит.
Но ведь такие огорчения бывают не очень часто.Мама так любит своего малыша. Она старается
его порадовать всегда, когда это возможно:
купить новую игрушку, сладости.
Вспомним пьесу П. Чайковского «Новая кукла».
Музыка такая радостная, счастливая! (Исполняет
фрагмент.) Прислушайтесь; в начале пьесы
мелодия стремительно и плавно кружится. Она
звучит всё громче, поднимается высоко,
восторженная, радостная. (Исполняет 116й
такты.) А потом она как бы порхает, звучит с
перерывами, скачками. Может быть, девочка от
радости подпрыгивает, скачет то на одной, то на
другой ножке. (Исполняет 1632й такты.) Потом
опять мелодия звучит плавно, как в начале.
(Исполняет фрагмент.) Девочке так хочется
поделиться со всеми своей радостью, что она
радостно и легко подпрыгивая, убегает. В концепьесы слышно, как музыка затихает. (Исполняет
окончание пьесы.) Попробуйте движениями рук
показать, как девочка кружится, напевает и
показывает детям плавные круговые движения,
которые можно делать под эту музыку, и как она
радостно скачет, подпрыгивает (постукивает
пальцами одной руки о ладонь другой, напевая
мелодию). (Исполняет пьесу повторно, дети
передают смену характера музыки движениями
рук.)Смелый наездник
Роберт Шуман. Смелый наездник, Всадник;
Александр Гречанинов Верхом на лошадке;
Пётр Ильич Чайковский. Игра в лошадки.
1е занятие
Программное содержание. Рассказать детям о
композиторе Р. Шумане. Учить различать
характер музыкального произведения,
высказываться об эмоциональнообразном
содержании музыки.Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, сегодня вы услышите одну из
пьес великого немецкого композитора Роберта
Шумана. Роберт Шуман был не только
выдающимся композитором, но и пианистом,
дирижёром, педагогом.
С 7 лет Р. Шуман обучался игре на фортепиано,
сочинял, учился в гимназии, позже в
университете. В 20 лет он услышал игру
великого, всемирно известного итальянского
скрипача Никколо Паганини. Игра Н. Паганини
произвела на Р. Шумана такое яркое впечатление,
что он решил навсегда посвятить себя музыке. Он
умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное,
скрытое от взглядов других людей и воплотить
всё пережитое в звуки. Р. Шуман написал много
разнообразной музыки симфонии, хоровуюмузыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы;
удивительно похоже создавал в музыке портреты
людей, передавал их чувства, настроения.
Мечтатель и выдумщик, Р. Шуман очень любил
детей и много писал для них. В своем «Альбоме
для юношества» он раскрывает мир детских
радостей, огорчений, чудесный мир сказки.
Русские композиторы высоко ценили творчество
Р. Шумана. Особенно его любил П. И.
Чайковский. Под впечатлением его «Альбома для
юношества» П. И. Чайковский написал свой
замечательный «Детский альбом». Сегодня вы
познакомитесь с пьесой Р. Шумана «Смелый
наездник». Послушайте её и скажите, какие
чувства, настроения она передаёт (исполняет
пьесу).Д е т и. Музыка бодрая, весёлая, задорная,
смелая, быстрая, сильная.
П е д а г о г. Правильно, музыка эта бодрая,
решительная, смелая, энергичная, отважная,
боевая. Смелый наездник бесстрашно погоняет
своего коня и мчится, преодолевая все преграды.
Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её
повторно).
2е занятие
Программное содержание. Различать
изобразительность в музыке, связывать её с
характером пьесы, определять форму
музыкального произведения.
Ход занятия:П е д а r о г. Дети, послушайте пьесу, с которой
вы познакомились в прошлый раз, вспомните её
название, автора (исполняет пьесу).
Д е т и. «Смелый наездник» Р. Шумана.
П е д а г о г. Почему пьеса называется «Смелый
наездник»?
Д е т и. В музыке слышно, как быстро, смело
мчится всадник.
П е д а г о г. Да, в пьесе слышится ритм
стремительной скачки, топот копыт. Всадник
торопится, преодолевает препятствия,
подпрыгивает в седле, он чемто взволнован.
Ударения, акценты подчеркивают это (исполняет
фрагмент). Послушайте: сколько частей в пьесе,
изменяется ли характер музыки? (Исполняет её
целиком.)Д е т и. В пьесе три части.
П е д а г о г. Почему вы определили, что в пьесе
три части?
Д е т и. В начале и в конце музыка одинаковая
смелая, боевая, отважная, а в середине звучит
низко, громко, более тревожно.
П е д а г о г. Правильно, в первой и третьей
частях музыка смелая, решительная, бодрая;
ловкий, сильный наездник устремился вперед
(исполняет фрагмент). А в средней части более
тревожная, тёмная, беспокойная. Наверное,
всаднику приходится преодолевать опасности,
преграды, препятствия (исполняет фрагмент). Но
вот все трудности и испытания позади и он снова
стремительно, уверенно и упрямо мчится вперед
(исполняет 3ю часть). Послушайте пьесу
целиком (исполняет её).3е занятие
Программное содержание. Различать средства
музыкальной выразительности (отрывистое
звучание, акценты, темп, регистр, динамику).
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, послушайте пьесу Р. Шумана
«Смелый наездник». О чём рассказывает эта
музыка? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. О том, что смелый наездник быстро
мчится на боевом, горячем коне, уверенно
держится в седле.
П е д а г о г. Почему можно сказать, что всадник
мчится?
Д е т и. Музыка быстрая, отрывистая, скачущая;
наездник спешит.П е д а г о г. Правильно, быстрый темп,
отрывистое, четкое, ритмичное звучание с
акцентами вызывают в нашем представлении
картину стремительной скачки (исполняет
фрагмент). А одинакова ли сила звучания и
регистр в разных частях пьесы?
Д е т и. Нет, средняя часть звучит громче, в
низком регистре.
П е д а г о г. Правильно, в средней части окраска
звучания меняется. Какие чувства, настроения
передает эта музыка? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Музыка тревожная, беспокойная, темная.
П е д а г о г. Правильно, видите, как меняется
характер музыки в зависимости от регистра, силы
звука. Быстрый темп изображает быстрое
движение всадника. Отрывистая, скачущая (а неплавная) мелодия с акцентами напористый ритм
скачки. Громкое звучание в сочетании с низким
регистром и быстрым темпом создает тревожное
настроение. Музыка имеет свой язык. Она
рассказывает звуками. Послушайте пьесу ещё раз
(исполняет целиком).
4е занятие
Программное содержание. Учить различать
эмоциональнообразное содержание пьес,
имеющих сходное название. Расширять словарь
детей, с помощью которого они могут
высказываться о чувствах, настроениях,
выраженных в музыке. Уметь передавать
характер музыки в движениях.
Ход занятия:П е д а г о г. Дети, в «Альбоме для юношества» Р.
Шумана, из которого вы слушали пьесу «Смелый
наездник», есть ещё одна «Всадник».
Послушайте оба музыкальных произведения и
скажите, отличаются ли они по характеру,
настроению (исполняет фрагменты).
Д е т и. Пьеса «Смелый наездник» быстрая,
отважная, смелая, бодрая, а «Всадник» тихая,
грустная.
П е д а г о г. Как вам кажется, когда скачет этот
всадник, днём или ночью? (Исполняет фрагмент
пьесы «Всадник».)
Д е т и. Ночью, музыка пугливая, тихая, звучит
низко, темно.
П е д а г о г. Правильно. Наверное, всадник
скачет в темноте, ему грозит опасность. Музыкатревожная, сдержанная, настороженная,
таинственная. А пьеса «Смелый наездник»
решительная, устремлённая. Посмотрите на эти
карточки. Красную вы поднимете, когда
услышите решительную музыку, а темно
коричневую, когда тревожную. Давайте
поднимем красную карточку и скажем, какая
музыка будет звучать.
Д е т и. Решительная.
П е д а г о г. Теперь поднимем тёмно
коричневую.
Д е т и. Тревожная. (Дети слушают два
фрагмента пьес Р. Шумана и поднимают
соответствующие характеру музыки карточки.)
П е д а г о г. Какой характер пьесы «Смелый
наездник»? (Исполняет фрагмент.)Д е т и. Решительный, смелый, отважный, бодрый,
уверенный.
П е д а г о г. А пьесы «Всадник»? (Исполняет
фрагмент.)
Д е т и. Тревожный, осторожный, музыка
опасливая, настороженная, тёмная, тихая,
всадник скачет в темноте.
П е д а г о г. Сейчас попробуйте передать
характер этих пьес в движении (вызывает детей
группами, исполняет фрагменты пьес).
5е занятие
Программное содержание. Учить детей
сравнивать пьесы с похожими названиями.
Ход занятия
П е д а г о г. Вы слушали две пьесы Р. Шумана
«Смелый наездник» и «Всадник». Пьесы имеютпохожие названия, в них рассказывается о
мчащемся всаднике. Но они выражают разные
чувства, переживания. (Исполняет фрагменты.)
Многие из вас, особенно мальчики, не раз
представляли себя мчащимися всадниками, играя
в лошадки. В воображении возникают разные
приключения, сказочные картины, препятствия,
которые надо преодолеть. Ничего, что под тобой
не настоящий конь, а игрушечный или вовсе
палочка! Всё происходит как бы взаправду.
В «Детском альбоме» П. Чайковского есть пьеса
«Игра в лошадки». Сколько переживаний
возникает у ребёнка, когда он скачет на своём
игрушечном коне! Музыка рассказывает об этом.
Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Уверенная, иногда таинственная.П е д а г о г. Да, музыка звучит то уверенно и
решительно (играет 18й такты), то напряжённо,
настороженно, с предчувствием предстоящих
приключений (играет 912й такты). А как
меняется настроение в средней части пьесы?
(Играет фрагмент.)
Д е т и. Музыка тревожная, страшная.
П е д а г о г. Да, она звучит таинственно,
загадочно, тревожно. Может быть, всадник
заблудился в лесу, поехал в самую чащу и не
знает, как выбраться. В лесу темно и жутковато,
ветки деревьев цепляются и не дают проехать
(играет фрагмент средней части).
Но всадник всётаки выбрался на дорогу и
продолжает свой нелёгкий путь, удаляясь на
своей лошадке (играет фрагмент третьей части
пьесы). В этой пьесе всё время слышитсяравномерный цокот копыт, всадник скачет без
остановок. (Пьеса звучит повторно.)
У другого русского композитора А. Гречанинова
тоже есть пьеса с похожим названием «Верхом
на лошадке» из его «Детского альбома». Чем она
отличается от пьесы П. Чайковского? (Играет
пьесу.)
Д е т и. Музыка весёлая, бойкая, шутливая.
П е д а г о г. Как и в пьесе П. Чайковского, в
музыке слышен стук копыт лошадки (играет
фрагменты). Но «Игра в лошадки» П.
Чайковского звучит встревоженно и беспокойно,
а «Верхом на лошадке» А. Гречанинова весело,
беззаботно, игриво. Аккорды с акцентами
напоминают удары кнутика или пришпоривание
лошадки (играет 34й такты). Как будто всадник