Урок как методический проект (ФГОС, литература)
Оценка 4.8

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
16.03.2017
Урок как методический проект (ФГОС, литература)
Материал представляет собой Технологическую карту разработанного с позиций требований ФГОС ООО урока литературы в 5 класса по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб" с подробным описанием этапов, форм, методов. Деятельностный метод позволяет формировать предметные ,метапредметные и личностные УУД. К уроку прилагается презентация и образцы работ учеников.
Урок как методический проект ФГОС (литература).docx
Технологическая карта урока  ФИО учителя Класс УМК Лобода Людмила Владимировна 5 класс УМК под редакцией В.Я. Коровиной: 1. Учебник.  Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.:Учеб. В 2 ч. с прил. На электронном  носителе (фонохрестоматия). – М.: Просвещение, 2013. 2. Учебные пособия.  Коровина В.Я., Коровин В.И., В.П. Журавлёв Читаем, думаем, спорим… : Дидактические материалы: 5 кл. – М.: Просвещение, 2013. Ахмадуллина Р.Г. Литература. 5 класс.: Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013. 3. Методические пособия. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: Кн.для учителя. – М.: Просвещение,  2012. Беляева Н.В.Литература. 5­9 классы. Проверочные работы. – М.: Просвещение, 2010. Литература Реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Урок открытия новых знаний В изучении раздела «Творчество Паустовского­сказочника» данный урок занимает ключевое положение, так как проводится   после   рассмотрения   темы   «Герои   сказки   и   их   поступки».   После   обсуждения   нравственной проблематики   этого   произведения   можно   обратиться   к   более   сложной   работе   –   выявлению   реальных   и фантастических   элементов   и   черт   фольклора.   Эту   обусловленную   содержанием   Рабочей   программы   цель позволяет   реализовать   системно­деятельностный   подход,   требующий   от   пятиклассников   проблемного осмысления   текста   на   основе   использования   элементарных   литературоведческих   приёмов:   сопоставления, обобщения, работы со словарём. При этом сохраняется преемственность с предыдущей темой: рассматривая теоретические вопросы, ученики связывают их решение с нравственной проблематикой сказки. Цель для учителя: Организация   мыследеятельности   обучающихся   и  создание   условий   для   проявления   самостоятельности     в реализации цели урока. Цель для обучающихся:  Предмет Тема Тип урока Место и роль урока в  изучаемой теме Цель  Планируемые результаты На   основе   имеющихся   первичных   знаний   о   жанре   фольклорной   сказки   обучающиеся   в   процессе   смыслового чтения  и   анализа  художественного  текста  смогут  раскрыть  нравственно­философский  смысл   взаимодействия реального   и   фантастического   в   сказке  К.Г.   Паустовского   «Тёплый   хлеб»  и   выразить   своё   понимание   в индивидуальной творческой форме. Предметные знания,  предметные действия регулятивные УУД  познавательные         сопоставление Понимание   и   осмысление ключевой проблемы сказки К.Г. Паустовского   «Тёплый   хлеб» через её содержания   с   представлениями о   содержании   и   жанровых особенностях народной   волшебной сказки. Выявление   на   доступном   для пятиклассников уровне духовных непреходящих ценностей   произведения,   их современного звучания. Первичные умения анализировать   художественное произведение, интерпретировать его, формулировать его идею и нравственный пафос, характеризовать героев. Понимание авторской позиции и умение своё отношение к ней. Выявление в сказке реальных и фантастических   элементов   и выразить             с Умение   самостоятельно   определять цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать   задачи,   развивать мотивы   и   интересы   в   своей познавательной деятельности. Умение   организовывать   учебное сотрудничество   и   совместную деятельность учителем, сверстниками;     находить   общее решение   на   основе   согласования позиций. Умение   самостоятельно  строить   и применять новое знание. Первичный навык оптимального способа работы. Владение   элементарными   навыками самоконтроля, самооценки в учебно­ познавательной деятельности. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Выделение осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.  выбора и               и Элементарные навыки   смыслового чтения. Поиск   и   выделение необходимой информации, осознанное произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная и ориентация восприятие   текста художественного произведения,   сравнение, синтез, систематизация Умение   создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать      анализ,   обобщение,   личностные   Нравственно­этическая ориентация,   способность к   самооценке   своих поступков; действий, развитие   моральной готовности злу, противостоять стойкое внутреннее неприятие  нравственного порока Положительные   эмоции от общения с художественным произведением             коммуникативные Умение   осознанно использовать речевые   средства   в соответствии с задачей коммуникации: для выражения своих чувств, мыслей   и планирования своей регуляции   деятельности, в   сотрудничестве   со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Владение монологической контекстной речью Умение формулировать, аргументировать   и отстаивать своё   Умение мнение. черт фольклора. Умение работать со словарём. поддерживать контекстный   диалог проблемного характера   читательские высказывания. через   причинно­ следственные связи и делать выводы. Восприятие художественной условности   специфической характеристики искусства.   как Ход урока Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) Организация  начала урока Название этапа урока 1 Организационн ый  (3 мин.)  Формы организации деятельности учащихся Средства обучения Действия учителя по организации деятельности учащихся Действия уч­ся: предметные, познавательные, регулятивные  Фронтальная Приветствует класс Регулятиные:  включаются в  урок,  организуют  внимание Результат взаимодействия учителя и уч­ся по достижению планируемых результатов урока Самоорганизация,  желание   узнать  новое Диагностика достижения планируемых результатов урока Педагогическо е наблюдение  (оценивание  готовности к  уроку) 2 Мотивация  учебной  деятельности  учащихся  (2 мин.) Создание  условий для  осознанного  восприятия  нового  материала.  Раздаточные  материалы  (таблица) Организует  подводящий  диалог на  основе  подсказки в  виде таблицы 3 Актуализация знаний и  пробное  учебное  действие.  Обобщение  ЗУН.  Фиксация  затруднения.  (5 мин.). Создать краткий  логический  переход к  проблемной  задаче через  воспроизведение ранее изученного на основе  преемственных  связей  для  применения их в  новой ситуации Словесные, наглядные  (презентац ия, слайды  №2­3):  портреты  Г.Х.Андерс ена и К.Г.  Паустовско го Проекцион ный  материал  (эпизод из  м\фильма  «Тёплый  хлеб»). Незавершё нная  цитата  (слайд  №5). Таблица­       Это   было   давно,   в канун   нового   1900   г. Мама положила под елку для своего сына Кости   книгу   сказок X. К. Андерсена.   Он перечитывал ее много раз и навсегда полюбил сказки. Это   был будущий писатель К.   Паустовский,   автор сказки «Тёплый хлеб». Ребята, вспомните свои   самые   любимые сказки. За что они вам полюбились? Стадия вызова Предлагает  посмотреть фрагмент  «Филька слушает  легенду». из анимац.  фильма по сказке К.Г.  Паустовского.  Ребята, как вы  думаете, почему мы  посмотрели именно  этот эпизод?   Да,   верно,   он   самый сказочный, волшебный.   А   вот   Коммуникати вные:  умение осознанно использовать речевые в средства соответствии   с задачей коммуникации – для выражения своих   чувств, мыслей   Позитивный  настрой, интерес к уроку Включение в  учебную  деятельность  на личностно  значимом  уровне  (эмоциональнос ть,  заинтересованн ость в  высказываниях  учеников) Предметные:  использование  предметных  знаний для  поиска ответа  на вопрос: как  ещё можно  назвать  писателя­ сказочника?  Почему? Познавательн Предлагаемые  детьми ответы  неточны,    неубедительны,   случайны. У детей нет чётких  критериев, на  которые можно  опереться в  поиске ответа на  вопрос Готовность  мышления и  осознание  потребности к  построению  нового способа  действия в  устных  ответах­ гипотезах. подсказка учёный В. Шкловский,   «Тёплый прочитав хлеб»,   сказал   о Паустовском так: «Он не   был   сказочником, он был…» Как   вы   думаете,   кем он назвал Паустовского? Почему  нам трудно с уверенностью ответить   на   этот вопрос?   Подсказка:  Подумайте, что лежит в основе  распределения по  двум графам событий  и героев сказки  «Тёплый хлеб»?  Война,  Свист, вызывающ раненый конь,  равнодушный  ий   вьюгу, мальчик  стужу  жители  деревни Инвалид,  просящий  подаяние Рассказанн ая бабкой  легенда о  солдате ые: Поиск и  выделение  необходимой  информации из  имеющихся  знаний о сказке Ответы  учеников: Мы не всё  знаем о  литературной  сказке. Познавательн ые:    соотносят информацию, представленну ю   в   разных формах: выявление   в сказке реальных и фантастически х   элементов   и черт фольклора. Коммуникати вные:  Осознанное и    Как правило, в  этот момент урока требуется  подсказка   Ответы детей  верны: В литератур­ной  сказке сюжет  образуют  события  реальные и  волшебные. 4 Формулировк а темы урока  и создание  проблемной  ситуации (4 мин.) Выявление и  фиксация места  и причины  затруднения   Фронтальная  беседа с  письменным  оформлением  темы урока Говорящая сорока Топнул  конь ногой  – засвистел ветер, упал на землю  лютый  мороз. Мельник­ колдун Совместная  работа, воз­ вращение к  жизни  мельницы. Решение  мальчика идти за помощью к  людям. Помощь  Панкрата и  других  жителей  деревни Доска (фиксируе м  возможные  названия  урока) Школьный  словарь  литературо ведческих  терминов Учитель  подводит  детей к формулировке темы урока:  Итак, мы вместе  пришли к выводу о  том, что в сюжете  сказки «Тёплый хлеб» реальные и   волшебные события  взаимосвязаны.  Какова же тема  нашего урока? произвольное  построение  речевого  высказывания в устной форме; Участвуют в  формулировани и темы. Работа со  словарём:  «фантастика в  сказочном  сюжете» В этой работе  проявляются   познавательн ые УУД  (умение  определять  противопостав ленные понятия в одном  контексте) и  Самостоятельн ое  преобразование темы в  проблему Дети с помощью  учителя  формулируют  тему, записывают  в тетрадь:  Реальное и  фантастическое  в сказке «Тёплый  хлеб» Нужно тему  преобразовать в  проблему, т.е в  вопросительное  предложение:  «В чём  заключается  смысл  взаимодействия  реального и  фантастическог о в сказке  «Тёплый хлеб»? коммуникатив ные (умение  формулировать тему урока) Участвуют в  диалоге Что же нам поможет  её раскрыть? Почему нам важно  ответить на этот  вопрос? Познаватель ные: соотносят тему и  проблему  урока: Это поможет нам понять  отличия  литер. сказки  от народной и  выяснить,  почему  В.Шкловский  не считал Стадия осмысления Фронтальная  беседа   5 Постановка  цели урока. Построение  проекта  выхода из  затруднения  (5 мин.) Постановка  цели учебной  деятельности,  выбор способа  и средств ее  реализации. 6 Реализация  построенного  проекта  Построение и  фиксация  нового знания. Текст сказки  (эпизод  «Разговор  Вопросы для беседы  (слайд №10) Фиксирует идеи  детей, помогает  построить план  выхода из затруднения в равноправном  диалоге с ними:  Что для нужно  сделать, чтобы  ответить на вопрос  темы урока? 1.   Найти   эпизоды, где   реальность   и фантастика не противопоставлены). 2.   Прочитать   их, выяснить их значение для   характеристики образа гл. героя 3.Понять   их   роль   в тексте.  Участвует в выразительном чтении в роли автора      автора сказки  «Тёплый хлеб»  сказочником. Регулятивные:  Умение  различать общую цель, носящую  предметный  характер,  и  цель,  сформулированн ую лично для  себя умение  составить план  работы над  темой;   работая в парах,  составляют план  выхода из  затруднения Коммуникатив ные:  Определение  цели урока Определение  цели лично для  себя Развёрнутые  ответы с  обоснованием (8 мин.)  бабки с  Филькой») Проводит аналитическую беседу Анализ эпизода: ­ Как вы думаете,  какая фраза является  ключевой в этом  разговоре? ­   Можно   ли   было повлиять   на   Фильку другим образом? (на основе  выдержек из  текста) выразительное  чтение по ролям, участвуют в  контекстом  диалоге Познавательны е: элементарные  навыки  смыслового  чтения, умение  создавать  обобщения,  устанавливать  аналогии,  причинно­ следственные  связи и делать  выводы Личностные:  понимают  значение знаний  Ученики  называют слова  бабки: мороз  стрясся от  злобы  людской;  мужик,  обидевший  солдата, помер  от ­ Как вы понимаете  выражение «от  охлаждения  сердца»? ­ Как   вы   думаете, поступок почему Фильки бабка называет злодейством? Почему   я   Филька решился   исправить злодейство? Какова   же   роль фантастической истории   в   сказке   о Фильке? 7 Первичное  закрепление с  комментирова нием во  внешней речи  Применение  нового знания в типовых  заданиях Групповая   (в парах) Схема  синквейна Учитель организует  первичное  повторение: Как  меняется поведение  мальчика под  охлаждения  сердца От злобы,  ненависти Выслушал  поучительную  историю о  солдате.  Понял, что  похож на него. Волшебные события помогли   автору раскрыть опасность равнодушия  Познавательны е: первичные  умения  анализировать  художественное    Синквейны Защита синквейна (5 мин.) влиянием услышанной легенды? Создайте  синквейн «Филька» (в  начале и конце сказки) и прокомментируйте  свою запись.    произведение,  характеризовать  героя. Поиск и  выделение  необходимой  информации,  осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной форме,  смысловое  чтение,    преобразование  текста с целью  выявления  общих законов;  анализ, умение  доказывать Коммуникатив ные: умение  доказательно  комментировать  синквейн с  опорой на текст  произведения 8 Включение в  систему  знаний и  повторение.   (6 мин.) Самопроверка  умения  применять  новое знание в  типовых  условиях  Фронтальная Наглядные  (слайд №13): В.Шкловски й сказал о К. Паустовско м:  «Он   не был сказочнико м…  Он был рассказчико м,   который облегчал рассказом трудность добра». Учитель организует  диалог­спор,  фиксирует ответы  учеников на доске. Вспомните свои  предположения в  начале урока. Были ли среди них верные? Что о мастерстве  писателя­сказочника  помог нам узнать  учёный? Письменный ответ (1­2 предложения) Высказывание В.  Шкловского  осмыслено в  контексте  проблемы урока.  В тетради  возникает запись, которую ученики создают по  предложенному  учителем началу: Паустовский не  сказочник, а  рассказчик,  потому что… и Познавательны е:  пятиклассники  высказывают  свои  предположения;  проверка по  эталону; Предметные: понимание   осмысление ключевой проблемы сказки К.Г. Паустовского «Тёплый   хлеб» через сопоставление её содержания   с представлениям и о содержании  и   жанровых особенностях волшебной сказки. Регулятивные: замечают допущенные ошибки Стадия рефлексии Волшебная  сила искусства: никто не  остался без  подарка!   Дети дарят друг  другу  подготовленные  заранее поделки  со словами, в  которых они  выражают своё  понимание  волшебной силы  сказки. 9 Рефлексия  учебной  деятельности  на уроке  (5 мин) Соотнесение  цели урока и его  результатов,  самооценка  работы на уроке, осознание  метода  построения  нового знания. Фронтальная Проекционн ый материал  (эпизод из  м\фильма  «Просто  так») 10 Информация  о домашнем  задании,  инструктаж  по его  Создание  учебной  мотивации через  проблемное  задание Фронтальная Наглядные  ( слайд №15) Хлеб –  всему  голова. Личностные:  внимание,  уважение к  окружающим  людям,  понимание  волшебной  силы добра. Проявляют  способность к  оценке своих  действий и  поступков. Почему добро –  трудное дело?  Постарайтесь  ответить на этот  вопрос, думая о себе. В сказке оно победило благодаря  волшебству, а в  жизни? Как на этот  вопрос помогает  ответить мультфильм? Вы подготовили  маленькие подарки  друг другу. Какие  слова мы скажем друг  другу, вручая свои  сувениры?  Просто  так!.. Итак, мастерство писателя проявилось в умении   использовать   жанр   волшебной сказки   для   выражения   глубокой нравственной идеи:  душа человека без любви холодеет. Равнодушие опасно, оно приносит боль другим и убивает нас   самих.  А  сказочное  волшебство не так уж далеко от правды. В русском фольклоре  много пословиц о  хлебе.  Какая из этих  пословиц поможет вам Познавательн ые: Умение  соотносить  содержание выполнению (2 мин.) Хлеб сердце человеку  укрепит. Хлеба нет – и друзей не  бывало.  Хлеб хлебу  брат. Хлеба не  куска – и в  горнице  тоска.  написать размышление на тему В чём заключается  волшебная сила  хлеба в сказке К.Г.  Паустовского  «Тёплый хлеб»?  Завершите своё  сочинение этой  пословицей. произведений  разных жанров Коммуникати вные:  Умение  создавать  письменное  высказывание  на лит. тему Предметные: Понимание  сюжетообразую щей и идейной  роли  фантастики Личностные: нравственно­ этическая  ориентация,  оценивание  усваиваемого  содержания,  (исходя из  социальных и  личностных  ценностей),  обеспечивающе е личностный  моральный  выбор ПРИЛОЖЕНИЯ Синквейны учеников Филька  До разговора с бабкой Бездушный, холодный; Никого не уважает, прогоняет, бьёт Обидел бедного коня.  После разговора с бабкой Испуганный, несчастный; Услышал легенду, переживает, раскаивается Искупает свой грех. Злодей Герой До разговора с бабкой После разговора с бабкой Филька Грубый, сварливый  Думает только о себе,  сердится, обижает Поступает бесчеловечно Несчастный человек   Печальный, расстроенный Задумался, испугался, понял Пытается  спасти людей от холода Победитель   Филька До разговора с бабкой Злой,  вредный Ненавидит, ругается, Оскорбляет доброго коня Эгоист    После разговора с бабкой Активный,смелый Боится, понимает, стыдится Обращается за помощью к людям Молодец!

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)

Урок как методический проект (ФГОС, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2017