Урок обществознания в 9 классе. Урок проводится в форме игры-путешествия по политическим станциям. ЦЕЛЬ: продолжить работу по формированию основ правовой культуры, закреплению знаний учащихся о государственном устройстве страны, о трех ветвях власти. ОБОРУДОВАНИЕ:
• Политическая карта мира.
• Флаги государств мира.
• Конституция РФ.
• ИКТ-технологии.
• Презентация
• Выставка литературы для изучения Конституции РФ«Ребята, мы с вами приступили к изучению важного документа нашего государства – Конституции. И сегодня мы еще раз закрепим наши знания на уроке. Я предлагаю вам отправиться в заочное путешествие по станциям».
КОНСТИТУЦИЯ – Основной Закон государства
(путешествие по станциям)
ЦЕЛЬ: продолжить работу по формированию основ правовой
культуры, закреплению знаний учащихся о государственном
устройстве страны, о трех ветвях власти.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Политическая карта мира.
Флаги государств мира.
Конституция РФ.
ИКТтехнологии.
Презентация
Выставка литературы для изучения Конституции РФ
ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя.
«Ребята, мы с вами приступили к изучению важного документа
нашего государства – Конституции. И сегодня мы еще раз закрепим
наши знания на уроке. Я предлагаю вам отправиться в заочное
путешествие по станциям».
СТАНЦИЯ – «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
1.Блицопрос.
Как переводится «конституция» с латинского языка?
В какой стране была принята конституция впервые?
уу
/Констит ция США
(англ. United States Constitution) — основной закон США,
имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября
1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии
ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими
штатами. Считается первой в мире конституцией в современном понимании
Покажите эту страну на карте.
Сколько Конституций было в истории нашего государства?
Когда они были приняты?
11918
1925 1924
1937 1936
1978 1977
1993
Когда была принята ныне действующая?
Как она принималась?
Дайте характеристику Конституции РФ.
\выступают учащиеся\
Росс йской Федер ции
иу
Констит цияуу
Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в
силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.
— высший нормативный правовой акт Российской
ау
Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и
заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета
Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и
Государственной думы, избираемой народом.
Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы
конституционного строя России, государственное устройство, образование
представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного
самоуправления, права и свободы человека и гражданина[1].
Отличия Конституции Рф
от других нормативных правовых актов
/таблица на слайде/
обладает высшей юридической силой
имеет всеохватывающий характер
является основой для всех иных источников права
/ответы учащихся/
Учитель подводит итог и представляет сам документ.
Переходим на следующую станцию:
2СТАНЦИЯ – «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ»
Работаем с источником. У нас в руках основной закон России –
Конституция.
/Проверяется знание содержания Конституции РФ./
1.Практикум.
\работа с источником\.
Откройте Преамбулу Конституции. Просмотрите и ответьте:
Кто принимал конституцию?
Сколько разделов имеет закон?
Сколько глав?
Какие?
Сколько статей?
Учитель
Обратите внимание на главу 1.
Основы конституционного строя.
Работаем со статьей 1.
прочитайте /вслух/
Дайте характеристику 1 статьи
Что значит: демократическое?
правовое?
федеративное?
республика
Таблица «Основы конституционного строя РФ»
Правовое государство
Федерация
Республика
Демократия
3 Суверенитет народа
/народ единственный источник власти/
Признание человека, его прав высшей ценностью
/главная обязанность государства – соблюдение и защита прав и
свобод граждан/
Социальное государство
/создание условий, обеспечивающих свободную и
достойную жизнь граждан/
Светское государство
/отсутствие государственной религии/
Политический плюрализм
/нет официальной идеологии, политическое многообразие/
Многообразие форм собственности
/признание различных форм собственности/
Заполните схему на доске:
Россия
Форма правления республика
Политический режим демократия
Форма государственного устройства федерация
2.Работа по главе 2.
Права и свободы человека и гражданина
Как называется?
Учитель
Мы знаем, что Конституция гарантирует нам различные в иды прав
и свобод
На слайде
Права и свободы человека
/работа в группах/
Задание:
4выпишите в тетрадь права и обязанности, которые гарантирует
Конституция.
1 группа – политические права
2 группа – экономические права
3 группа – социальные права
4 группа – культурные права
5 группа – гражданские права
/выступает 1 человек от группы/
(беседа по правам человека).
Учитель
Кроме прав у граждан РФ есть и обязанности.
/слайд «Обязанности гражданина РФ»
Вывод учителя.
СТАНЦИЯ – «КОНСТИТУЦИОННАЯ»
По главе 4
Президент РФ
1. Найдите ошибки в тексте:
• Президент
РФ является
главой
правительства.
/государства/ст.80
• Президент избирается на 7 лет гражданами РФ на основе
всеобщего равного избирательного права при открытом
голосовании. /на 6, при тайном/ ст81
• Президентом РФ может быть любой гражданин моложе 35 лет,
проживающий в РФ не менее 5 лет./не моложе, не менее 10/
ст.81
• Президент РФ издает законы./указы и распоряжения/ ст. 90
2. Заполните пропуски:
Глава 5.
Федеральное собрание
1) Федеральное собрание состоит из 2 палат
/совет федерации и государственная дума/
2)Федеральные законы принимаются
5/государственной думой/
3)Государственная Дума избирается сроком__________
/на 5 лет/
4)Первое заседание Государственной Думы открывает ______
/старейший по возрасту депутат/
5)Принятый федеральный закон в течение 5 дней напрвляется
/Президенту РФ для подписания и обнародования/
Учитель /вывод/
СТАНЦИЯ – «заключительная».
1.Дайте определения понятий:
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
КОНСТИТУЦИЯ
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РЕФЕРЕНДУМ
СВОБОДА СОВЕСТИ
2. Заполните схему:
/РАБОТА У ДОСКИ/
6ВЛАСТЬ В РОССИИ
3.Символика.
Сообщения учащихся о символах России.
Тестирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ИТОГИ УРОКА.
7