Урок критического мышления по теме "Игра, труд, учение" (6 класс, обществознание)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью данного урока является необходимость расширить представления детей о таких видах деятельности как игра, учение, труд. Задачи урока: развивать критическое мышление обучающихся; применять полученные знания в жизни. На уроке выполняются различные виды деятельности обучающихся: работа с учебником, с таблицами (индивидуальная и коллективная). Для достижения цели применяются такие технологии и приемы, как «Сюжетные таблицы", «ФИШБОУН», «Бортовой журнал" и др.
Иконка файла материала урок критического мышления - Игра, труд, учение..docx
1. Учитель: Мухаметжанова Альфия Канапияновна 2. ОУ:   Частное   образовательное   учреждение   –   «Средняя   школа   №23   «Менеджер»   г. Альметьевск РТ 3. Учитель истории и обществознания 4. Предмет: Обществознание 5. Класс: 6  6. Тема: Игра, труд, учение. №7 7. Учебник:   Обществознание.     6   класс:   учеб.   для   общеобразоват.   организаций/ [Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.   Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5­е изд. ­ М.: Просвещение, 2015. – 111 с.: ил.    Цель урока: расширить представления детей о таких видах деятельности как игра, учение, труд 8. 9. Задачи урок: развивать критическое мышление обучающихся;  применять полученные знания в жизни. 10. Виды деятельности обучающихся: работа с учебником, с таблицами (индивидуальная и коллективная). 11. Оборудование: мультимедийный проектор для показа презентации, учебник Ход урока. I. Организационный II. Стадия «вызов»:  А) К  1. 2. 4. 3.  оллективное обсуждение С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?  Предполагаемый ответ учащихся: Многообразие видов деятельности. Что такое деятельность?  Предполагаемый   ответ   учащихся:  Присущий   только   человеку   способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе. Каковы главные отличия деятельности человека от действий животных?  Предполагаемый   ответ   учащихся:  Сознательность   действий, целенаправленность, целеполагание, творческий характер. Виды деятельности человека.  Предполагаемый ответ учащихся: Материальная и духовная; индивидуальная и   групповая;   творческая   и   репродуктивная;   экономическая,   социальная, политическая, духовная. Б) Прием «Сюжетные таблицы»: ­   Для   того,   чтобы   определить   тему   и   цели   урока,   необходимо   определить  в   группе представленные предметы (игрушки, канцтовары, дневник, учебники, рабочие инструменты) согласно таблице:   их Кто? Что? Когда? Где? Почему? Примерный вариант заполнения таблицы: Кто? Малыши  Что? Игрушки  Старшие Канцтовары, Когда? Где? время Дома,   в   садике, на улице Почему? Развлекаются время Дома,   в   школе, Учатся, Во игры Водети дневник, учебники учебного процесса Взрослые  Рабочие инструменты время   Во работы учреждениях дополнительного образования   рабочем месте Дома,   на получают знания  Трудятся, создают   что­ то  В) Прием «ФИШБОУН»:  ­ Какой вывод можно сделать?  Предполагаемый ответ учащихся: Формы деятельности человека зависят от возраста, в котором он находится. В разном возрасте человек занимается разной деятельностью. ­ Сформулируйте тему урока на основании составленной таблицы.   Предполагаемый ответ учащихся: Тема урока «Игра, труд, учение.» ­ Какова цель урока? Предполагаемый ответ учащихся: Расширить представления  о таких видах  деятельности как игра, учение, труд III. Стадия  «осмысление» А) Прием «Бортовой журнал»: ­   Давайте   начнем   «заполнять»   «Бортовой   журнал»     нашего   урока   согласно   таблице, представленной на доске. «Заполнение» начнем с первого столбика, вторую часть таблицы «заполним» в конце урока: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал на уроке?  Прием «Перепутанные логические цепочки»:  Б) Физминутка В)    ­   Ребята,   для   того,   чтобы   выделить   отличительные   черты   каждого   вида   деятельности, заполним таблицу рядом утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Сначала работаем индивидуально:  читаем текст, отмечаем перепутанные цепочки. Затем обсуждаем свои результаты в группе, уточняем, исправляем Деятельность Познание Труд Игра Цель Формирование  знаний о мире Особенности Ориентирована на  процесс  Создание  материальных и духовных  ценностей Имеет  целесообразный характер Включение в мир человеческих  отношений Необходимость ­ Назовите отличительные черты игры, учения, труда.  Примерный вариант заполнения таблицы: Деятельност Игра Познание Труд ь Цель Включение в мир  человеческих  отношений Формирование знаний о мире Создание материальных и  духовных ценностей Особенности Ориентирована на  процесс Необходимост ь  Имеет целесообразный  характер IV. Стадия «рефлексия»:А) Прием по развитию навыков составления вопросов «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» ­ На первой ступени деятельности у нас стоит игра. На примере детских игр Петра Великого из   рубрики   «Путешествие   в   прошлое»   (стр.   29)   составьте   в  группе  вопросы,   которые доказывают,   что   в   игре   ребенок   узнает   мир   и   готовится   к   взрослой   жизни.   Используем «Таблицу «толстых» и «тонких» вопросов» «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? ­  Затем после игры стоит учеба. Взгляните на картину В. Г. Перова «Тройка» (стр.30). Что можно сказать о занятии этих детей? Можно ли сказать, что они заняты своим делом?  Какое чувство вызвала эта картина у вас? Почему? Продолжите составление «толстых» и  «тонких» вопросов.  Б) Прием «Ромашка Блума» использование творческих вопросов (прогноз) ­ И на 3 ступени деятельности – труд. Он требует определенных знаний, умений, навыков от  мастера. Как вы думаете, что произойдет дальше, если люди не будут трудиться?  ­ Как вы думаете, что произойдет дальше, если люди не будут совершенствовать свои навыки  труда?  ­ Приведите в качестве подтверждения вашей правоты доказательства из фрагмента «Песня о труде» Н.А.Некрасова (стр.32).   ­ Какими словами поэт характеризует лентяя? Как вы думаете, почему? Объясните, какая связь между трудом человека и качествами его личности. V. Подведение итогов урока, выставление отметок, домашнее задание А) Прием «Бортовые журналы»: ­ Давайте завершим «заполнение» таблицы, представленной на доске и определимся по второй части таблицы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал на уроке? Б) Домашнее задание:  (Базовый уровень) Параграф 3 на стр. 28­31.  (Повышенный уровень) Напишите размышление на тему «Есть деятельность ради результата, есть –  ради   самой   деятельности.»    Прием по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения. Свободное письмо, эссе