Урок литературного чтения по теме ««Чудесный мир классики. П, П. Ершов. Сказка «Конёк - Горбунок»» в 4 классе был проведен в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».
Урок построен в соответствии с ФГОС. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.Урок - квест литературного чтения в 4 классе.
урок литературного чтения.docx
Планконспект урока на тему:
«П.П. Ершов. Сказка «Конёк горбунок»»
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Дидактическая цель урока: повторение и обобщение изученного материала;
содействие развитию у детей умений осуществлять самоконтроль учебной
деятельности; продолжение формирования работы в команде; искать пути
решения проблемы, способствовать развитию коммуникативных умений и
навыков; формировать умение анализировать прочитанное, учить выделять
главное в тексте;развивать творческие способности учащихся, воспитывать
внимательное отношение к родному языку.
Планируемый образовательный результат:
Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения;
осознание и проживание приемлемых возможностям ребёнка правил
общежития, норм поведения, категорий добра и зла.
Метапредметные.
Познавательные:
Умение: развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;помочь
выделить и сформулировать познавательную цель;устанавливать причинно
следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; давать
оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
Умение: развивать умение определять и формулировать цель на уроке с
помощью учителя;
работать по предложенному учителем плану,
проговаривать последовательность действий на уроке;умения понимать,
принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с
учителем,оценивать правильность выполнения задания;
Коммуникативные:
Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку
зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими,
договариваться о последовательности действий и результате, представлять
другим ход своей работыи ее результат, слушать мнения других.
Предметные.
Умение: работать с текстом художественного произведения и извлекать из
него нужную информацию; использовать в речи литературоведческие
понятия; формулировать тему, идею произведения; выявлять авторское
отношение к описываемым событиям.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, русский язык, музыка.
Формы работы учащихся:
индивидуальная групповая работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя и
проекционное оборудование,презентация, опорные листы, иллюстрации.
Ход урока.
I.Мотивирование учебной деятельности.
Учитель: Доброе утро, ребята! Сегодня я пришла на урок к вам с отличным
настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы за нами соскучились.
Потому что вам нравится ваша работа.
– Потому что за окном светит солнце.
Учитель:Молодцы, вы сказали всё правильно. А еще у меня такое радостное
настроение от ожидания удивительных открытий на нашем уроке.
II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – литературный квест. Кто знает,
что обозначает слово «Квест»?
Дети:Это когда герои ищут клад, разгадывают ребусы….
Учитель: «Квест» – слово английское и обозначает – «поиск». Долгое и
трудное путешествие героя за волшебным предметом, кладом. На пути героя
встречались препятствия, которые он преодолевал благодаря своей силе, уму
и конечно же благодаря помощи друзей.
На спинке стула у вас прикреплены карточки, возьмите их, поднимите вверх,
покажите друг другу. (Приложение 1.) Отлично. Ко мне подойдут ученики,
которым попалась карточка «Лидер». Я даю вам табличку подсказку.
(Приложение 2.)Для всех остальных задание звучит следующим образом: вы,
по моему сигналу должны объединиться в группы по определённому
принципу и встать за лидером группы. Подумайте каждый, в какую группу он
пойдёт. Тихонечко встаньте, сформируйте группы, объясните свой выбор.
(Дети выполняют задание.)
Дети:1 группа – у нас у всех фамилии писателей и поэтов, с
произведениями которых мы познакомимся в разделе «Чудесный мир
классики».
2 группа у нас у всех факты из биографии Петра Павловича Ершова.
3 группа у насданы характеристики героев сказки «Конёк горбунок».
4 группа – у нас устаревшие слова, которые встречаются в сказке Ершова.
5 группа –у нас фразеологизмы, встречающиеся в сказке.
Учитель:Вы сейчас образовали новые группы. Рассаживаемся за столы
новыми группами. Лидеры у нас уже выбраны. Распределитесь, кто под каким
номером сегодня будет работать.
Скажите, пожалуйста, что нас объединяет на уроке литературного чтения?
Дети: Объединяет сказка Петра Павловича Ершова. Учитель: Отлично. Сформулируйте тему урока квеста.
Дети: Тема. Раздел «Чудесный мир классики». Пётр Павлович Ершов.
Сказка «Конёкгорбунок».
(На слайде тема урока фотография Петра Павловича Ершова. В руке у
него свиток.)
Учитель: Ребята, обратите внимание на слайд. Вы ничего не замечаете?
Дети: У Петра Павловича двигается рука со свитком.
Учитель: Он, наверное, написал нам послание. Надо его прочесть.
(Учитель нажимает на свиток и на экране появляется послание от
автора)
«Уважаемые ученики 4Г класса!
Сказку «Конёк – горбунок» я написал
184года назад.Хотелось бы знать, почему моя сказка актуальна в
вашевремя и нравиться детям?»
П.П.Ершов
Учитель: Ребята, какова же цель нашего урока – квеста?
Дети: Ответить на вопрос автора сказки: «Почему сказка «Конёк –
горбунок» и сейчас интересна читателям?»
Учитель: Вы сформулировали тему и цель нашего путешествия, а девизом я
хотела бы чтобы стали слова заслуженного педагога Сухомлинского Василия
Александровича.
«Без поисков и находок, а, следовательно, и без напряжения сил
немыслимы увлеченность, вдохновение»
В. А. Сухомлинский.
III. Работа над темой урока.
Учитель:Вы открыли дверь в сказочную страну. На экране вы видите карту.
Нам предстоит пройти испытания, как и героям сказки. Пройдя каждое
испытание, каждая команда получит свой пазл. У вас на столах лежит лист, на
который вы будете приклеивать заработанные пазлы, из которых в конце
квеста получите единую картину. В пути нам пригодятся знания, смекалка
внимание, а также взаимовыручка. Вы готовы? Отлично, тогда в путь.
Испытание 1. «Разминка»
Учитель:Надо быстро ответить на разные вопросы. Отвечают участники под
номером один и два. Можно брать помощь команды.
Учитель:В каком возрасте П. П. Ершов написал сказку «Конёк горбунок»?
Дети:в 19 лет
Учитель:Как звали старшего брата Ивана?
Дети:Данила
Учитель:Кого поймал Иван во время своего караула?
Дети:кобылицу
Учитель:Укажи значение слова «пенять».
Дети:упрекать, укорять Учитель:Укажи значение слова «седмица».
Дети:неделя
Учитель:Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал?
Дети:за хвост
Учитель:Какого роста был конёк – горбунок?
Дети:3 вершка
Учитель:Что задумали сделать братья Ивана?
Дети:продать Ивановых коней
Учитель:Что решил сделать городничий, увидев коней?
Дети:доложить о них царю
Учитель:Кем в конце концов сделался Иван?
Дети:царём
Учитель: Молодцы. Откройте сундуки, возьмите пазл с номером. Наклейте
его на лист бумаги.
Испытание 2. «Ромашка Блума». (Приложение 3.)
Учитель: Теперь вы сами составите вопросы по тексту сказки. У вас минута
на обсуждение. Задают вопросы и отвечают участники под номером три.
(Учитель раздаёт каждой группе лепесток определённого цвета – тип
вопроса.)
Дети:Простой вопрос. Как звали главного героя?
Уточняющий вопрос
Объясняющий вопрос
Творческий вопрос
бы он не поймал кобылицу?
Оценочный вопрос
Практический вопрос
Учитель: Наклейте пазл на лист бумаги.
Испытание 3. «Улица иллюстраций»
Учитель: Найдите отрывок из сказки, который подходит к данной
иллюстрации. Выразительно прочтите его. Отвечают участники под номером
4.
1 команда.
. Правда ли, что Иван стал царём?
.Почему средний брат не смог поймать вора?
.Как, вы думаете, как сложилась бы судьба героя, если
. Как вы относитесь к поступку братьев?
.Как бы вы поступили на месте героя? Дети:За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
2 команда.
Дети:В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто – то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить. 3 команда.
Дети:Кобылица молодая,
Очью бешено сверкая,
Змеем голову свила
И пустилась как стрела.
Вьётся кругом над полями,
Виснет пластью надо рвами,
Мчится скоком по горам,
Ходит дыбом по лесам,
Хочет силой аль обманом,
Лишь бы справиться с Иваном;
Но Иван и сам не прост –
Крепко держится за хвост.
4 команда.
Дети:Спотыкнувшися три раза,
Починивши оба глаза,
Потирая здесь и там,
Входят братья к двум коням.
Кони ржали и храпели, Очи яхонтом горели;
В мелки кольца завитой,
Хвост струится золотой,
А алмазные копыта
Крупным жемчугом обиты.
Любо – дорого смотреть!
5 команда.
Дети:Как завоет тут Иван,
Опершись о балаган:
«Ой вы, кони буры – сивы,
Добры кони златогривы!
Я ль вас, други, не ласкал,
Да какой вас чёрт украл?...»
Учитель: Отлично. Наклейте пазл на лист бумаги.
Физминутка. Музыка из балета Родиона Щедрина.
Учитель: Проявили свою творчество к этой сказке не только художники, но
и композиторы.Сейчас вашему вниманию предлагаю музыкальный фрагмент,
который написал композитор Родион Щедрин. В этом фрагменте говорится
об одном важном господине. Внимательно послушайте и скажите, кого же
нарисовала музыка, кто этот господин?Положите голову на парту и закройте
глазки.
Дети: (Высказывают свои мнения. Отвечают участники под номером 5)
Учитель: Молодцы.Это музыкальный фрагмент «Шествие Царя Гороха».
Наклейте пазл на лист бумаги. Отправляемся дальше в путь.
Испытание 4.«Найди сходство»
Учитель:Вчем же проявились фольклорные особенности сказки «Конек
Горбунок»? Отвечают участники под номером 6. У вас пять минут на
обсуждение.
Дети: Автор концовку сказки написал,как
1. Язык. (Язык похож на народную речь.)
2. Композиция. (Всказкеесть зачин, концовка, как и в русских народных
сказках.)
3. Магия числа три. (Три брата, три коня)
4.Главного героя зовут Иваном, как и во многих русских народных сказках.
5.Главный герой как и герой в русской народной сказке, побеждает зло.
6. Есть волшебные помощники,которые помогают герою в трудных
ситуациях.
7) Герой становится умным, красивым.
в народной сказке.
Учитель: Отлично. Наклейте пазл на лист бумаги.
Мы с вами назвали фольклорные особенности сказки «КонекГорбунок».
Какой вывод мы можем сделать?
Дети:Автор в своем произведении использовал элементы русских
народных сказок. Сказка П.П. Ершова учит нас, что надо избавляться от
таких плохих качеств человека, как жадность, глупость, зависть,
подлость, лживость, если хочешь быть хорошим человеком. П.П. Ершов,
несмотря на то, что написал всего одну сказку –талантливый
сказочник,поэтому его сказку читают и в наше время.
Учитель: Поясните, какую цель мы преследовали?
Дети:Почему сказка «Конёк – горбунок» и сейчас интересначитателям?
Учитель: Вы ответили устно на вопрос автора. Но не вежливо не отвечать на
письмо. Нам осталось пройти последнее испытание. Каждая команда напишет
ответное письмо автору сказки Петру Павловичу Ершову. Письмо должно
содержать ответ на вопрос автора. Отвечать будут участники под номером 7
лидеры. У вас 5 минут.
Испытание 5.«Письмо автору»
Дети:
Здравствуй, уважаемый Пётр Павлович!
Мы прочитали вашу сказку «Конёк – горбунок». Нам было очень
интересно читать, как Иван преодолевал испытания сосвоим другом
Коньком – Горбунком. Сказка учит нас, что надо избавляться от таких
качеств, как зависть, злоба, жадность, лживость, если хочешь быть
хорошим человеком. Эта сказка учит настоящей дружбе. Вы спрашивали,
почему она и сейчас нравится читателям? За приключения, за верность,
смелость и дружбу Ивана и Конькагорбунка мы до сих пор любим и
читаем сказку, нам близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда
ценили такие качества, как смелость, настойчивость, верность, доброта,
честность.
Учитель: Отлично. Наклейте пазл на лист бумаги.
IV. Итог урок. Учитель: Мы выполнили все задания и собрали все пазлы. Лидеры выйдите в
центр класса и покажите, что у вас получилось?
Дети: У нас получилась фотография памятника Ивану и Коньку –
Горбунку.
Учитель: Домашнее задание будет таковым. Найти информацию об этом
памятнике (в каком городе находится, кто скульптор).
V. Рефлексия.
Игра «РАФТ.» (Приложение 4.)
Учитель: Представьте, что вы один из героев сказки. Как бы вы поступили
на его месте?
Дети: Я – старший сын, на его месте, я бы переборол страх и исправно
нёс дозор.
Учитель:Поднимите руки и похлопайте, кто считает, что он сегодня работал
на отлично?
Похлопайте у кого не всё сегодня получилось?
Браво. Вы молодцы. Спасибо за урок. (Учитель хлопает). Приложение 1.
Карточки.
Во время жизни в Сибири был покровителем Дмитрия Ивановича
1.Пётр Павлович Ершов
2. Александр Сергеевич Пушкин
3. Михаил Юрьевич Лермонтов
4. Лев Николаевич Толстой
5. Антон Павлович Чехов
6. Ребенка продавали за грош нищему, который, по поверьям, и забирал себе
все болезни и горести.
7.
Менделеева, знаменитого ученого.
8. Уже в юные годы умел играть на флейте и клавесине.
9. Долгие годы он работал учителем и преподавал латынь, словесность и
философию.
10. Он открыл в Сибири первые шесть женских школ.
11.Занимался собиранием местных преданий и легенд, которые записывал и
хранил.
12. Умер от болезни, не имея даже собственного дома. Однако оставил о себе
добрую память среди своих учеников.
13.Младший,третий сын,добрый и лихой молодец.
14.Преданный друг,себя не жалеет,а Ивана из беды выручает.
15. Жадныйему всё мало,он хочет владеть всем,что есть у других.
16. Врун,любит смеяться над другими,корыстный,ищет выгоду,злой и
коварный.
17.
предатель.
18. Умная, рассудительная. Внешность для неё не главное,душа человекаэто
и есть его красота.
19. Искупивший грехи злодей,помогает найти кольцо Царьдевицы.
20. Злой,завистливый,мстит Ивану.
21. Сенник – навес для сена.
22.Лубок картины из бересты
23.Балаганшалаш из веток.
24. Седмицанеделя.
25. Загребипятерня,кисть руки.
26.Животжизнь.
27.Городничий – начальник города.
28.«Катается словно сыр в масле».
29.«Не ударил в грязь лицом».
30.«След простыл».
31.«Сонные тетери».
32.«Как с гуся вода».
Трус,лгунишка,подлый,бесхарактерный,слушает старшего брата, 33.«Остались рожки да ножки».
34.«Зубы начали плясать».
Приложение 2.
Карточки – подсказки.
1 группа –«Чудесный мир классики»
2 группа – «Интересные факты»
3 группа – «Герои»
4 группа –«Устаревшие слова – архаизмы»
5 группа–«Перлы русского языка»
Приложение 3.
«Ромашка Блума»
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов,
созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином
Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти
вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности:
знание,
и оценка.
применение,
понимание,
анализ,
синтез
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какието факты,
вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты
говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?». Целью этих
вопросов является предоставление обратной связи ученику
относительно того, что он только что сказал.
Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».
Направлены на установление причинноследственных связей. «Почему
листья на деревьях осенью желтеют?».
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его
формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять
пальцев на каждой руке, а три?»,
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев
оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему чтото
хорошо, а чтото плохо?»
Практические вопросы. Вопрос направлен на установление взаимосвязи
между теорией и практикой. «Как бы вы поступили на месте героя
рассказа?».
Опыт
использования
этой
стратегии показывает,
что
понимают
учащиеся всех возрастов
значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
(начиная с первого класса)
Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно
оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по
какойлибо теме, записывая их на соответствующих «лепестках».
Приложение 3.
Игра «РАФТ.»
Название приёма произошло от первых букв слов.
Р – роль (любой человек)
А – аудитория (к кому вы будете обращаться)
Ф – форма (рассказ, сказка)
Т – тема
Суть приёма заключается в описании, повествовании или рассуждении
от имени выбранного персонажа. Данный приём способствует эффективному
погружению учащегося в предметное содержание. Приобретённые знания
помогут ему импровизировать, выстраивать и анализировать свои действия в
формируемых обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и
личностям. Во всех литературных сказках положительные герои отличаются главными чертами: добрый,
любит свою родину, приветливый, справедливый, храбрый, сообразительный – все эти
качества положительного героя роднят литературную сказку с чем?
А вот зло – это плохие качества человека: жадность, глупость, зависть, подлость,
лживость. Они могут быть в каждом человеке в большей или меньшей степени, и сказка П.П.
Ершова учит нас, что надо избавляться от таких качеств, если хочешь быть хорошим
человеком
достоинством этой литературной сказки является и то, что отрицательные качества
воплощены не в каких нибудь фантастических существах, а в простых (да и не в простых –
в царе!) людях. Поэтому сказка такая живая.
Какие моменты сказки вам наиболее понравились?
Можно ли встретить такого Ивана в настоящее время?
Каким вы представляете себе автора этой сказки?
Таким образом, мы вновь убеждаемся, что народное творчество прекрасно, оно выработало
общенародный идеал, нацеливало молодое поколение на воспитание в себе лучших качеств.
Но литературное творчество богаче, глубже, значимее. Оно отражает идеалы писателя или
поэта, показывает его мастерство и талант. П.П. Ершов, несмотря на то, что написал всего
одну сказку – показал себя гениально талантливым сказочником. Поэтому его произведение
читали, читают и будут читать еще многие – многие поколения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.