Тема урока: И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука». С. Донентаев «Два козла»
3.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни;
3.3.4.1 совершенствовать работу, исправляя лексические и стилистические неточности, орфографические (при помощи словаря) и пунктуационные ошибки
- определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
- отличать басню от других жанров: сказки, рассказа, стихотворения;
- исправлять ошибки в пословицах, объяснять их смысл
КСП_3 класс_2 раздел_8 урок.docx
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Раздел: Что такое хорошо, что такое плохо?
Дата:
Тема урока: Когда в друзьях согласья нет
И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука». С.
Донентаев «Два козла»
Цели обучения (ЦО) из долгосрочного
плана
Цели урока
Критерии оценивания
Академический язык
Формирование ценностей
Здоровьесберегающие технологии и
соблюдение техники безопасности
Межпредметные связи
Предыдущие знания
Школа:
ФИО учителя: Абишева Т.А.
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
3.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности
народной и литературной сказки, рассказа,
стихотворения, басни;
3.3.4.1 совершенствовать работу, исправляя
лексические и стилистические неточности,
орфографические (при помощи словаря) и
пунктуационные ошибки
определять басню как жанр литературы по
характерным признакам,
находить мораль в
произведении;
отличать басню от других жанров: сказки, рассказа,
стихотворения;
исправлять ошибки в пословицах, объяснять их
смысл
формулирует определение басни;
называет характерные признаки басни;
отличает басню от стихотворения;
определяет мораль басни;
исправляет ошибки в пословицах и объясняет их
смысл
Предметная лексика и терминология: басня,
мораль
Полезные слова и сочетания для диалога и
записи: согласие, поклажа, воз
Уважение, толерантность
Физкультминутки.
Гимнастика для глаз.
Смена форм деятельности учащихся на уроке
(индивидуальная, парная, групповая, коллективная).
Создание пространства эффективного общения
(технология диалогового обучения).
Технология рефлексивного обучения.
Русский язык, самопознание
Знания и навыки, на которые будут опираться
учащиеся для достижения ЦО:
имеют представление о таких жанрах как сказка,
рассказ, стихотворение; знают пословицы о дружбе.
Ход урока
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Постановка
учебной задачи
Приветствие
Все расселись по местам,
Никому не тесно.
По секрету вам скажу,
Будет интересно! Целеполагание.
(Г, К)
Выберите карточку с набором букв: скзк, стхтврн, бсн, рсскз.
Расшифруйте слова, добавив необходимые гласные буквы.
Что вам известно об особенностях данных жанров?
О каком из перечисленных жанров вы хотели бы узнать
больше информации?
О каком литературном жанре мы сегодня будем говорить на
уроке?
Как вы думаете, могут ли дружить между собой эти
персонажи: Лебедь, Рак и Щука? Подумайте, обсудите в
группе и предположите, если могут дружить, то, как и если не
могут, то почему?
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием басня и
басней И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», а также с
басней С. Донентаева «Два козла».
Какие цели определим на урок?
Учитель обобщает высказывания учащихся и знакомит с
целями урока:
определять басню как жанр литературы по характерным
признакам, находить мораль в произведении;
отличать басню от других жанров: сказки, рассказа,
стихотворения;
исправлять ошибки в пословицах, объяснять их смысл
(И) Прочитайте пословицы, исправьте ошибки.
Старый друг хуже новых двух.
Дружно – не грузно, а вместе хоть брось.
Труднее друга потерять, чем найти.
Враждебный табун волков не боится.
Где дружба, там и разлад.
Оценивание.
Самооценивание по эталону ответов.
Старый друг лучше новых двух.
Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.
Легче друга потерять, чем найти.
Дружный табун волков не боится.
Где дружба, там и согласие.
Дифференциация.
1. по способу «Диалог и поддержка». Учащимся,
испытывающим затруднения в выполнении задания
предложить слова для справок: лучше, врозь, легче,
дружный, согласие.
Слайд
2,3
Ресурс 1
Слайд 4
Слайд 5
Слайд
6,7
Ресурс 2
Ресурс 3
2. по способу «Темп». Учащимся быстрее других
справившимся с заданием, предложить собрать
Ресурс 4
Деятельность по
решению
учебной задачи,
направленная на
освоение новых
знаний пословицы.
Успех, один, все, за, одного, всех, за, а, и, в, деле,
тогда, будет.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет
успех.
Прочитайте последнюю пословицу: Где дружба, там и
согласие.
В чём смысл этой пословицы?
Предлагаю вам познакомиться с произведением И. А. Крылова
«Лебедь, Рак и Щука», прослушав аудиозапись.
Что особенного заметили в содержании данного
произведения?
Чему учит это произведение?
Какой литературный жанр напоминает это произведение?
Прочтите первые две строчки? Что заметили?
Это произведение является басней.
(П)
Сформулируйте определение литературного жанра: басня.
Басня – это небольшой рассказ, чаще всего он имеет
стихотворную форму. Особенности басни заключаются в
том, что она имеет мораль; героями являются животные.
В них высмеивают недостатки человека. В баснях могут
высмеиваться зависть, неряшливость, трусость.
Что высмеивает автор в басне «Лебедь, Рак и Щука»?
Прошу вас встать. Сейчас мы отдохнем. Игра на внимание.
(Когда говорю слово «лебедь», дети машут крыльями. Когда
слово «рак» – дети пятятся назад, а когда «щука» –
изображают плавающую рыбу.)
(Г)
Запишите в круги ЭйлераВенна различия и сходство басни и
стихотворения.
(В помощь учащимся предлагаются карточки с определениями.
Стихотворение – это литературное произведение,
написанное в стихотворной форме. Стихотворение имеет
свой ритмический рисунок, рифму, размер и богатый набор
выразительных средств (метафоры, сравнения, эпитеты и
т.д.).
Басня – это небольшой рассказ, чаще всего он имеет
стихотворную форму. Особенности басни заключаются в
том, что она имеет мораль; героями являются животные.
В них высмеивают недостатки человека. В баснях могут
высмеиваться зависть, неряшливость, трусость.
(И, П)
Прочитайте басню С. Донентаева «Два козла» и сравните ее с
басней И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
В чем сходство двух басен?
Чему учат?
Определите мораль басен.
Оценивание.
Форма оценивания – взаимооценивание пар.
Учащиеся соседних пар озвучивают и сравнивают ответы.
Коллективное обсуждение ответов.
Дифференциация.
Ресурс 5
http://mu
z
color.ru/?
s=Лебедь
+рак+и+
щука
Слайд 8
Физминутка
Применение
приобретенных
знаний
развитие
навыков
и «Диалог и поддержка». Учитель оказывает поддержку в виде
направляющих вопросов парам, которые нуждаются в помощи.
Гимнастика для
глаз
Закрепление
новых знаний и
способов
действий
самопроверка
и
Слайд 9,
10
«Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти,
открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить
за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к
усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
(И) Игра «Верно – Неверно» (верно «+», неверно «»)
Верно ли, что басня о дружбе?
Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись?
Верно ли, что воз стал причиной их разлада?
Верно ли, что каждый из героев стремился достичь
своей цели?
Верно ли, что старания героев басни были
ненапрасными?
Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил
характерами людей?
Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?
Верно ли, что басня – это небольшой рассказ, чаще
всего он имеет стихотворную форму?
Верно ли, что моралью басни С. Донентаева «Два козла»
являются слова «Когда в товарищах согласья нет, на
лад их дело не пойдет»?
Оценивание. Рефлексия
Итог урока
Форма оценивания – взаимооценивание. Учащиеся проверяют
работы друг друга в паре по эталону ответов, сигнализируют о
количестве верных ответов числовым веером.
Дифференциация.
Учитывая, что тип восприятия информации у учащихся
разный, учитель озвучивает вопросы и предлагает их зрительно
на слайде.
1. С каким новым жанром литературы познакомились?
2. Что такое басня?
3.Какие выражения встречаются в басне?
4. Чему учит басня? Прочтите строки.
5. Так зачем И. Крылов написал эту басню?
6. Что такое мораль басни?
7. Какими нам показывают И. Крылов и С. Донентаев своих
героев?
Домашнее задание по выбору:
1.Подготовить выразительное чтение басни
2. Нарисовать иллюстрацию к басне, подобрать две пословицы,
соответствующие морали басни.
Рефлексия учителя по проведенному уроку
1)Количество учащихся достигших и не
достигших ЦО?
2) Если не достигли, то почему?
3) Какие отклонения были от плана урока,
почему?
Урок литературного чтения
Урок литературного чтения
Урок литературного чтения
Урок литературного чтения
Урок литературного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.