Урок литературного чтения "Картины родной природы в творчестве А. Толстого" на примере стихотворения "Колокольчики, мои...(3 класс. Программа "Перспектива). Построение урока по модели урока "открытие новых знаний". В уроке представлен материал о поэте, его творчестве. На уроке происходит знакомство с искусством музыки.Урок литературного чтения "Картины родной природы в творчестве А. Толстого" на примере стихотворения "Колокольчики, мои...(3 класс. Программа "Перспектива).
Этап урока.
Тема урока: Картины русской природы в творчестве А.К.Толстого
I.Организационный
момент.
II. Актуализация
знаний.
Содержание.
Представьте: за окном ненастье, а вы удобно устроились в любимом кресле и
читаете… к нашему уроку стихи поэтов XIX века.
На столе у вас лежат листочки – бегунки. В течение всего урока вы можете
ни них фиксировать всё самое важное и интересное для Вас. Ваши записи
помогут выполнить домашнее задание. В нижнем поле не забывайте
оценивать свои достижения. + ?
Разминка голоса:
На выдох – ра, ра, ра, ра……….. до, до…. Па,па….соль…..
Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить?
Мало уметь читать, надо уметь… (думать)
Как понимаете смысл пословицы?
Пусть эта пословица будет девизом нашего урока. А над чем придётся
задуматься нам сегодня, узнаем позже.
Вильгельм Карлис Пурвит,
Систематизация материала.
Послушайте фамилии известных всему миру людей. Объедините их по
общему признаку в группы
Майков,
С.А.Есенин, А.К.Саврасов,
П.И.Чайковский, А.К.Толстой, Иван Иванович Шишкин, А.Н.Плещеев,
РимскийКорсаков, Ф, Тютчев, А. Васнецов.
Сколько групп у вас получилось?
Какие группы? Что объединяет их? (творчество)
Художники
При помощи чего художники передали красоту природы? (красок).
Композиторы
При помощи чего удалось автору передать своё отношение к природе? (при
помощи звуков)
Писатели, поэты.
При помощи чего они могут передать своё отношение к природе?
(при помощи слова).
творчество
художник
композитор звуки
поэты слово ??????
краски, мелки, карандаши..
Передайте и вы своё отношение к природе, продекламировав любые 2
строчки знакомых нам поэтов.
Вы уже, наверное, догадались, какой теме будет посвящён наш урок? (теме
природы). Чему посвящены эти произведения?
Да мы будем говорить о природе словами новых произведений.
1 часть темы: Картины русской природы
Можно ли поэта назвать художником и композитором в произведениях
о природе?
чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно сделать?
(прочитать произведение, подумать, проанализировать, сделать выводы).
III . Постановка
учебной задачи.IV. Открытие нового
( построение проекта
выхода из
затруднения)
Работа с текстом до чтения.
Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам поэзии.
Вы замечательно прочитали стихи. Природа преображается, она набирает
краски день ото дня. И в этом вы сейчас убедитесь.
Закройте глаза и представьте такую картину. Перед вашим взором
раскинулось зеленое огромное поле. Это приволжская степь. Ярко светит
солнце. Где – то высоко в небе поет жаворонок. Весенний ветер колышет
серебристый ковыль, он волнуется как море. А вот в траве замелькали
чудесные лиловые бутончики какихто цветов. Вдохните их аромат
чудесный.
Зеленый луг, как чудесный сад!
Пахуч и свеж в часы рассвета
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты!
А вы не рвали цветочки на букеты? А вы не наступали на них?
Вот точно в такой уголок природы однажды заглянул известный русский
поэт и писатель (А. К. Толстой). Это, если так можно сказать, картина из его
детства. Она его так заворожила, что оставила неизгладимый след в его душе
и нашла отклик в его стихотворении.
Работа в группе (подчеркнуть самое важное и интересное)
Толстой, Алексей Константинович, граф (18171875) – известный русский
поэт, прозаик, драматург. В шесть лет он уже говорил и писал на
французском, немецком и английском языках. Когда в руки 6летнего
мальчика попал сборник стихотворений лучших русских поэтов, он вскоре
знал его уже наизусть и «упивался музыкой разнообразных ритмов».
Некоторые стихотворения «настолько поразили воображение», что он «начал
марать бумагу и писать стихи». Литературным творчеством Толстой
занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей. Писал стихи,
фантастические повести. А.К.Толстой выдающийся поэтпейзажист.
Лирические картины природы, созданные им, полны любви к родному краю,
тонкого ощущения красоты окружающего мира.
О каком Толстом идет речь? С каким писателем нельзя путать Алексея
Константиновича? Какие произведения Л.К.Толстого вы знаете?
2 часть темы: Творчество А Толстого
2) Что значит читать выразительно?
У стихов Толстого есть особенность. Его стихи очень легко
запоминаются, необычайно певучи и мелодичны, поэтому более 70 стихов
положено на музыку и стали песнями и романсами. Музыку писали самые
великие композиторы. У Толстого есть очень трогательное стихотворение
«Колокольчики мои». Композитор П.Чайковский положил эти стихи на
музыку и получился романс. (клип)
Как называется стихотворение? Как вы догадались?
Прочтите его внимательно, карандашом отметьте
трудные для восприятия слова:
НЕ КЛЯНИТЕ МЕНЯ не ругайте
V.Первичное
закрепление.VI.Самостоятельная
работа с проверкой по
эталону.
БЕГ НЕУКРОТИМЫЙ нельзя остановить
ПЫЛЬВЗМЕТАЮ пыль поднимаю
КОНЬ ЛИХОЙ быстрый, резвый
УЗДА кожаные ремни, предназначенные для управления лошадью
ГЛЯДИТЕ смотрите, наблюдаете
VII. Включение новых
знаний в систему
знаний
Докажите, что это стихотворение. Значит, автор поэт.
Какой главный образ увидели? (весна, природа)
Интонационная гимнастика.
Произнесите слово «колокольчики» с интонацией радости, грусти, ужаса,
удивления, восхищения.
Какими словами поэт оживляет колокольчики, придает им человеческие
черты характера? (глядите, звените, головой качая, некошеной травы):
Глядите. К кому можно обратить это слово? (к живым предметам).
А мы с вами можем друг на друга поглядеть? (Да).
Давай поглядим.
Давайте улыбнемся друг другу?
Молодцы!
Звените.
А что может звенеть? (школьный звонок, колокол, инструмент в оркестре).
Давайте представим, что у нас колокольчики в руках и позвеним ими.
(Динь дилинь!!!)
Молодцы!
Головой качая.
Головой кто может качать? (люди, животные, птицы).
Правильно. Молодцы!
А мы с вами можем качать головой? (Да).
Давайте покачаем головой как колокольчики вправо, влево, назад, вперед.
Молодцы!
Некошеной травы.
Как вы понимаете некошеной, то есть её скосили косой.
А когда трава скошенная, то она какая? (низкая). Вот такая. (Показываем
руками)
Чтение стихотворения повторно
В какой форме написано стихотворение? (форма диалога)
Какие строки это подтверждают?
В данном произведении кроме темы ПРИРОДА что ещё выходит на первый
план?
Он вас топчет под собой, Бьёт своим копытом. Колокольчики мои,
Цветики степные! Не кляните вы меня, Тёмноголубые! Я бы рад вас не
топтать. (патриотические чувства лирического героя)
Толстой воссоздаёт здесь важнейший этап в жизни страны: объединение
русских земель вокруг Москвы,
что привело к укреплению могущества и величия Руси. К концу
стихотворения пространство вновь сужается, взору читателя вновьVIII.Рефлексия
деятельности.
предстаёт картина русского поля. Темой его стали не только цветы
колокольчики, которые случайно подпадали под копыта коня всадника. Это
были размышления о судьбе страны, о ее истории и будущем. Но об этом Вы
поразмышляете в старших классах…
Какие предположения оправдались?
– Смогли ли мы при помощи слов увидеть целые картины? Можем ли
мы сказать, что поэты художники слова?
Услышали ли мы звуки? Можем ли мы сказать, что поэты
композиторы?
Выполнили ли мы все задачи?
Чтобы увидеть красоту природы, нужно быть очень внимательным….
Возвращаясь к нашему девизу, можно ли подтвердить, что мало уметь
читать, нужно ещё уметь думать?
IX. Домашнее задание Поразмышляем: Что ответили колокольчики?
Рефлексия: листок – бегунок. С какими достижениями уходим с урока?