Урок литературного чтения (3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературного чтения "Картины родной природы в творчестве А. Толстого" на примере стихотворения "Колокольчики, мои...(3 класс. Программа "Перспектива). Построение урока по модели урока "открытие новых знаний". В уроке представлен материал о поэте, его творчестве. На уроке происходит знакомство с искусством музыки.Урок литературного чтения "Картины родной природы в творчестве А. Толстого" на примере стихотворения "Колокольчики, мои...(3 класс. Программа "Перспектива).
Иконка файла материала 3 класс урок литературного чтения.doc
Этап урока.      Тема урока: Картины русской природы  в творчестве А.К.Толстого     I.Организационный  момент. II. Актуализация  знаний. Содержание. Представьте: за окном ненастье, а вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку стихи поэтов XIX века. На столе у вас лежат листочки – бегунки. В течение всего урока вы можете  ни них фиксировать всё самое важное и интересное для Вас. Ваши записи  помогут выполнить домашнее задание. В нижнем поле не забывайте  оценивать свои достижения. +   ? Разминка голоса: На выдох – ра, ра, ра, ра……….. до, до….  Па,па….соль….. ­ Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить? Мало уметь читать, надо уметь… (думать) ­ Как понимаете смысл пословицы? Пусть эта пословица будет девизом нашего урока. А над чем придётся  задуматься нам сегодня, узнаем позже.  Вильгельм   Карлис  Пурвит,   Систематизация материала. Послушайте   фамилии   известных   всему   миру   людей.   Объедините   их   по общему признаку в группы Майков,   С.А.Есенин,   А.К.Саврасов, П.И.Чайковский,   А.К.Толстой,   Иван   Иванович   Шишкин,     А.Н.Плещеев, Римский­Корсаков, Ф, Тютчев, А. Васнецов. ­ Сколько групп у вас получилось? ­ Какие группы? Что объединяет их? (творчество)    Художники При помощи чего художники передали красоту природы? (красок). Композиторы  При помощи чего удалось автору передать своё отношение к природе? (при помощи звуков) Писатели, поэты.  ­ При помощи чего они могут передать своё отношение к природе?  (при помощи слова).                               творчество           художник           композитор      звуки           поэты       слово ??????                                               краски, мелки, карандаши.. Передайте   и   вы   своё   отношение   к   природе,   продекламировав   любые   2 строчки  знакомых нам поэтов. ­ Вы уже, наверное, догадались, какой теме будет посвящён наш урок? (теме природы). Чему посвящены эти произведения? ­ Да мы будем говорить о природе словами новых произведений.  1 часть темы:  Картины русской природы Можно ли  поэта назвать художником и композитором в произведениях о природе? чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно  сделать? (прочитать произведение, подумать, проанализировать, сделать выводы). III . Постановка  учебной задачи.IV. Открытие нового  ( построение проекта  выхода из  затруднения) Работа с текстом до чтения. Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам поэзии. Вы  замечательно  прочитали  стихи.  Природа  преображается,  она набирает краски день ото дня. И в этом вы сейчас убедитесь.   ­   Закройте   глаза   и   представьте   такую   картину.   Перед   вашим   взором раскинулось зеленое огромное поле. Это приволжская степь. Ярко светит солнце. Где – то высоко в небе поет жаворонок. Весенний ветер колышет серебристый   ковыль,   он   волнуется   как   море.   А   вот   в   траве   замелькали чудесные   лиловые   бутончики   каких­то   цветов.   Вдохните   их   аромат чудесный.  Зеленый луг, как чудесный сад!  Пахуч и свеж в часы рассвета  Красивых, радужных цветов  На нем разбросаны букеты!  А вы не рвали цветочки на букеты? А вы не наступали на них? Вот точно в такой уголок природы однажды заглянул известный русский поэт и писатель (А. К. Толстой). Это, если так можно сказать,  картина из его детства. Она его так заворожила, что оставила неизгладимый след в его душе и нашла отклик в его стихотворении. Работа в группе (подчеркнуть самое важное и интересное) Толстой, Алексей Константинович, граф (1817­1875) – известный русский поэт,   прозаик,   драматург.     В   шесть   лет   он   уже   говорил   и   писал   на французском,   немецком   и   английском   языках.   Когда   в   руки   6­летнего мальчика попал сборник стихотворений лучших русских поэтов, он вскоре знал   его   уже   наизусть   и   «упивался   музыкой   разнообразных   ритмов». Некоторые стихотворения «настолько поразили воображение», что он «начал марать   бумагу   и   писать   стихи».   Литературным   творчеством   Толстой занимался   с   раннего   возраста,   поощряемый   своим   дядей.   Писал   стихи, фантастические   повести.   А.К.Толстой   ­   выдающийся   поэт­пейзажист. Лирические картины природы, созданные им, полны любви к родному краю, тонкого ощущения красоты окружающего мира. О каком Толстом идет речь? С каким писателем нельзя путать Алексея  Константиновича? Какие произведения Л.К.Толстого вы знаете? 2 часть темы: Творчество А Толстого       2)  Что значит читать выразительно?  У   стихов   Толстого   есть   особенность.   Его   стихи     очень  легко запоминаются, необычайно певучи и мелодичны, поэтому более 70 стихов положено на музыку и стали  песнями и романсами. Музыку писали самые великие композиторы. У Толстого есть очень трогательное стихотворение «Колокольчики   мои».   Композитор   П.Чайковский   положил   эти   стихи   на музыку и получился романс. (клип)  Как называется стихотворение? Как вы догадались? Прочтите его внимательно, карандашом отметьте  трудные для восприятия слова:  НЕ КЛЯНИТЕ МЕНЯ­ не ругайте  V.Первичное  закрепление.VI.Самостоятельная  работа с проверкой по  эталону. БЕГ НЕУКРОТИМЫЙ­ нельзя остановить  ПЫЛЬВЗМЕТАЮ­ пыль поднимаю  КОНЬ ЛИХОЙ­ быстрый, резвый  УЗДА­ кожаные ремни, предназначенные для управления лошадью  ГЛЯДИТЕ­ смотрите, наблюдаете  VII. Включение новых знаний в систему  знаний Докажите, что это стихотворение. Значит, автор ­ поэт. Какой главный образ увидели? (весна, природа) Интонационная гимнастика. Произнесите слово «колокольчики» с интонацией радости, грусти, ужаса,  удивления, восхищения. Какими словами поэт оживляет колокольчики, придает им человеческие  черты характера? (глядите, звените, головой качая, некошеной травы):  Глядите.  К кому можно обратить это слово? (к живым предметам). ­ А мы с вами можем друг на друга поглядеть? (Да). ­ Давай поглядим.  ­ Давайте улыбнемся друг другу? ­ Молодцы! Звените. ­ А что может звенеть? (школьный звонок, колокол, инструмент в оркестре).  ­­ Давайте представим, что у нас колокольчики в руках и позвеним ими. (Динь дилинь!!!) ­ Молодцы! Головой качая.  ­ Головой кто может качать? (люди, животные, птицы). ­ Правильно. Молодцы! ­ А мы с вами можем качать головой? (Да). ­ Давайте покачаем головой как колокольчики вправо, влево, назад, вперед. ­ Молодцы! Некошеной травы.  ­ Как вы понимаете некошеной, то есть её скосили косой. ­ А когда трава скошенная, то она какая? (низкая). Вот такая. (Показываем  руками) Чтение стихотворения повторно В какой форме написано стихотворение? (форма диалога) Какие строки это подтверждают? В данном произведении кроме темы  ПРИРОДА что ещё выходит  на первый  план?  Он вас топчет под собой, Бьёт своим копытом. Колокольчики мои,  Цветики степные! Не кляните вы меня, Тёмно­голубые! Я бы рад вас не  топтать. (патриотические чувства лирического героя) Толстой воссоздаёт здесь важнейший этап в жизни страны: объединение  русских земель вокруг Москвы, что привело к укреплению могущества и величия Руси. К концу  стихотворения пространство вновь сужается, взору читателя вновьVIII.Рефлексия  деятельности. предстаёт картина русского поля. Темой его стали не только  цветы  колокольчики, которые случайно подпадали под копыта коня всадника. Это  были размышления о судьбе страны, о ее истории и будущем. Но об этом Вы  поразмышляете в старших классах… ­ Какие предположения оправдались? – Смогли ли мы при помощи слов увидеть целые картины? Можем ли  мы сказать, что поэты ­ художники слова? ­ Услышали ли мы звуки? Можем ли мы сказать, что поэты  композиторы? ­ Выполнили ли мы все задачи? Чтобы увидеть красоту природы, нужно быть очень внимательным…. Возвращаясь к нашему девизу, можно ли подтвердить, что мало уметь читать, нужно ещё уметь думать? IX. Домашнее задание Поразмышляем: Что ответили колокольчики?     Рефлексия: листок – бегунок. С какими достижениями уходим с урока?