Урок литературного чтения (3 класс)
Оценка 4.6

Урок литературного чтения (3 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
29.01.2019
Урок литературного чтения (3 класс)
Данный документ включает в себя конспект урока по литературному чтению в 3 классе по разделу "Великие русские писатели" .Тема урока «Стихотворение И. Сурикова « Детство». Цель урока: создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы.
откытый уок.docx
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Цель урока: создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного «Стихотворение И. Сурикова « Детство». произведения, понимание текста и специфики его литературной формы.  Планируемые результаты Предметные: ознакомить с жизнью и творчеством  И.З. Сурикова; обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову; развивать  внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»;  формировать  умение  сочувствовать,  сопереживать; воспитывать  любовь к художественному слову, доброе отношение  к малой   родине;     научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, осмыслять специфику  лирического стихотворения; читать вслух бегло, осознанно, выразительно. Метапредметные: познавательные: предлагают вариант решения 238 нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини­группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении  всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; осознают смысл и назначение  позитивных установок на успешную работу; коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы  на осмысление нравственной проблемы: Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания. Оборудование: портрет И.З.Сурикова, мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация к уроку, выставка книг. Ход урока 1. Организация совместной деятельности. Прозвенел звонок весёлый, Приглашает на урок. Встали все у парт спокойно, Начинаем ровно в срок. Тихо сядем, не нарушим тишину, И тихонечко, тихонько Я сейчас урок начну. Итак, в добрый путь!(наизусть рассказать) ­ Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока! 2. Речевая разминка. На уроках чтения учитесь не только правильно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать. 1) Вот и проведём такой тренинг. Вез на горку Саня За собою сани. Ехал с горки Саня, А на Сане сани.(слайд1) ­ Прочитаем хором. Что вы заметили в скороговорке? ­ Почему слово «Саня» и «сани» написаны по­разному? Как называются такие слова? (Омонимы. Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются). ­ Прочитайте скороговорку с ударением на имя Саня.  (Дети читают). ­ Прочитайте скороговорку с ударением на слово сани..  2) Представьте, что странные звёздочки с неба упали. Вам на ладошку легли, не растаяли. Поймали? А теперь полюбуйтесь красотой снежинок. Вам очень захотелось отпустить их на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинки с руки! (Повторите 3 раза) Наши снежинки вместе. Давайте и мы вместе дружно поработаем на уроке.  ­Перед вами как всегда на уроке лежат листы самооценки. Обратите внимание за какие задания вы будете себя оценивать.(листы самооценки)(критерии оценок) ­ Назовите тему раздела, по которой мы с вами работаем. «Поэтическая тетрадь1 » ­ С какими поэтами познакомились? Давайте посмотрим, как хорошо вы запомнили поэтов и их стихотворения. Для этого соединить автора и название стихотворения. У всех на листочках это задание. А потом один ребенок проверяет. Сердечки А. На интерактивной доске: соотнести автора и название стихотворения Федор Иванович Тютчев ­Весенняя гроза Листья Иван Саввич Никитин­ Мама, глянь­ка из окошка…Зреет рожь над жаркой нивой… Афанасий Афанасьевич Фет­ Полно, степь моя….Встреча зимы(листы с заданиями)(слайд 3) ­ Оцените свой результат в листе самооценки. Молодцы!  4.Объявление темы урока и постановка целей урока: Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством русских поэтов. Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте кроссворд на индивидуальном листе(затем на слайде4), но одно условие: каждая пара  работает самостоятельно, ни в коем случае не выкрикиваем ответ. Кто отгадает  загадки и узнает главное слово ­ поднимет руки. 2. 3. 1. Р К О 4. ____________________________________________________________ 2. Белый дед – белее нет.     Старый, горбатый,     Лежит возле хаты.     Лежит всю зиму ­      Никто не поднимает.     Весна придёт ­      Он сам уйдёт. (сугроб) 1. Выгляну в оконце Лежит белое суконце. Всю зиму лежит, А весной убежит. (снег) 3.  Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила.(зима) 4.  Гуляет в поле,       Да не конь.       Летает на воле, Да не птица. (ветер)   – Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) ­ Чтобы вы хотели узнать и чему научиться на уроке? Узнать биографию поэта (или: в какое время жил поэт, кто его научил видеть красоту природы и привил ему любовь поэзии); научиться выразительно читать стихотворение; находить в нём красивые слова. – Для чего это вам нужно? – Для того чтобы красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно слушать других. Вывод учителя: на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова; будем учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта. 5. Биография поэта. Слайд 5 Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Иван Захарович издает свои сборники стихов. Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Но не раз поэт возвращался в своем творчестве и к теме родной природы, крестьянской жизни. В родных местах он отдыхал душою, она давала ему силы для дальнейшего творчества. Послушайте, как он писал об этом в одном из своих стихотворений. И я готов всю ночь сидеть на берегу, И не ходить домой И вовсе не ложиться, Чтоб запахом травы на скошенном лугу И этой тишиной целебной наслаждаться. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. («Рябина», «Степь да степь кругом»). На слова Сурикова музыку писал сам П.И. Чайковский. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни  «Рябина». Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И  детство своё он считал счастливым:Детства прошлого картины Только вы светлы: Выступаете вы ярко Из сердечной мглы(слайд) ­Как вы думаете с каким стихотворением мы будем знакомиться на уроке?(детство). «Настройка» на восприятие: Сейчас, я хотела бы вместе с вами оказаться во второй половине 19 века и побывать в русской избе. Стать очевидцами деревенского быта. ­ Кого вы видите на картине?(слайд) ­ Чем занимаются бабушка и дедушка? Характеристика деревни второй половины 19 века. ( Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом. ­ Чем дети занимались вечерами? ­ Какие у них были игрушки? Рассматривание игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной.(слайд) ­ Хотели бы вы играть в такие игрушки? Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы. (иллюстрация из учебника на экране) ­ Что вы видите? ( Дети катаются с горки.) ­ Похожи ли дети на вас? ­ Что случилось с мальчиком? ( Он упал с санок) ­ Какое у него настроение? ( веселое, грустное, радостное, счастливое) ­ Какой заголовок можно придумать к данному рисунку? ( «Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»). ­ Какой из заголовков наиболее удачный? ­Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора. ­ Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши? Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство». В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться. 6. Словарная работа в парах. У вас на партах лежат листочки слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Итак, время, вперед! (на фоне музыки Чайковского Времена года «Февраль»). Пара готова, дети поднимают руки домиками. ­ Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.) Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу. Прялка – приспособление для ручного прядения Проверка по слайду. ­ Ну что у вас получилось? Первая группа готова? Все согласны? Значит, поднимаем красные сердечки. Лист самоконтроля. Физминутка (для глаз) Снежинка 7.Прослушивание стихотворения в записи. – Как вы думаете, это – стихотворение или сказка? Докажите. – Стихотворение, т. к. есть рифма и ритмическая пауза. – О чём оно? – Что вы представляли, когда слушали это стихотворение? Какие картины представили? 8. Работа с текстом. ­Давайте прочитаем стихотворение, разделим текст на части. ­ На сколько частей можно разделить текст? на 3 ­ Прочитаем 1 часть на стр 72(звучит фонограмма «Зимняя вьюга»). ­ Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить? (Зимние забавы.)слайд – Посмотрите на картину, которую нарисовал художник. Соответствует она к началу стихотворения. – Да, соответствует. На этой картине изображена зимняя природа, деревня. ­ А что бы вы добавили, чтобы более подробно описать 1 часть стихотворения? ­ Давайте прочитаем ту часть стихотворения, в которой описываются забавы детей. ­ Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, что повторы не очень­то одобряются в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз впервые строчки стихотворения. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни... – На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья. – Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили. – Поэт как бы указывает этим словом на что­то важное, о чем он будет рассказывать дальше. ­ И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки? Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб. ­ А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте. ­ А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика? “Мне в сугробе горе, А ребятам смех!..” ­ А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб? ­ Какие чувства у вас вызывало падение? Хотелось ли вам ещё кататься с горки? ­ А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением? Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю. ­ Можем ли мы сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив? Да, конечно! Читаем дальше. ­ А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? О сказках. ­ А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? “Иван­царевич и серый волк”. ­ А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха. – А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом. – А я все­таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно. ­ А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки: “А в трубе сердито Ветер злой поет”? – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно. – А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку. ­ А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо. – А еще очень складно... – “Складно да ладно”. – А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком. ­ А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек? Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался. ­ Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать? – О плавной и красивой... – О тихой и приятной... – О правильной, ровной, связной. 10.Физминутка «Снеговик» 1, 2, 3, 4, 5 ­ будем мы в снежки играть! Валенки наденем, шапку, Шарф завязан? Всё в порядке! Раз – присесть,  Два – наклониться, Три – снежок лепи, На четыре и на пять, Начинай снежки бросать!3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно. ­ Как можно озаглавить эту часть? (Сон мальчика)слайд ­ Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? Иваном Царевичем ­ А сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях. ­ А любил ли мальчик сказки? Подтвердите это словами стихотворения. “И начну у бабки Сказки я просить...” ­ Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. Ученики читают последнее четверостишие. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда. А как надо эти слова понимать? – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика. – У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже подоброму, легко. – А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки. ­ Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей ­ остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков. Выборочное чтение. Прочитайте строчки, в которых представлена картина: семья зимним вечером. С.73 Прочитайте ту часть, которая относится к иллюстрации на с. 74 3) Работа в группах. Работа по карточкам. ­Найдите слова, которые говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах. (Карточки трёх видов для детей с разным уровнем подготовки.) №1 к с.74 Сердце ­ … так и мрет Ветер ­ … поет Речь – … журчит Сон ­….. смежит №2 к с.73 Солнышко ­ … село Вьюга ­ … воет Вьюга ­ … поднялася №3 к с.75 Солнышко ­ …глядит Года ­… текли Проверка: 9. Подведение итогов.   ­Выполнили ли мы задачи, поставленные перед собой? ­Писатели пишут стихи для того чтобы передать чувства, переживания.  Какие чувства вызывает у вас это  стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство  героизма) – Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть? ­ А кому захотелось прочитать другие стихи этого автора? ­Напутственное слово учителя.  Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами  познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство ­ это счастливая пора жизни, в которой игры в  снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей ­ остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда  будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наш поселок Целина.  Закончить урок я хочу пожеланием:                                   Будет все у вас: ошибки, неудачи,                                    Не уступайте им.                                   Не изменяйте детской вы мечте. Стремитесь к счастью, к красоте. ­ Ну, а теперь, ребята, я прошу вас подняться. Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям и подарите им красивые  улыбки, как символ вашего счастливого детства (конечно же, под бурные аплодисменты). 10.Домашнее задание. 1. Самостоятельно прочесть стихотворение «Зима», ответить на вопросы в учебнике на с. 77. 2. Выучить понравившийся отрывок из  стихотворения «Детство». 12.Рефлексия. Продолжи  предложения. Меня удивило... Мне захотелось…Своей работой на уроке

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)

Урок литературного чтения (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2019