Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
21.02.2018
Цель урока : продолжить знакомство учащихся с жизнью и творческой деятельностью А. А. Фета; показать необычность, красоту, яркость поэзии А. А. Фета.Тип урока: урок «открытия» новых знаний .
Формы работы: работа в парах, работа в группах, беседа, самостоятельная работа, работа у доски. Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практически
МОЙ урок.doc
Тема: Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний
дождь».
Цель: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творческой
деятельностью А. А. Фета; показать необычность, красоту, яркость
поэзии А. А. Фета.
Задачи:
развивать познавательную активность учащихся, творческое
воображение, речь;
учить анализировать лирическое произведение, находить средства
художественной выразительности, способствовать
обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению
стихотворения;
воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе,
прививать навык умственного труда.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: ориентироваться в тексте (находить нужное
место в тексте.
Личностные УУД: высказывать оценочные суждения
Коммуникативные УУД: работать в группах: распределять роли,
выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в
выполнении работы.
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее
результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным
действием.
МетапредметныеУУД: целеполагания (формировать и удерживать
учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать
выводы).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации.
Характеристика деятельности учащихся:
Читать стихотворение, отражая настроение;
Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;
Объяснять смысл выражений с опорой на текст;
Определять авторское отношение к литературному
произведению;
Самостоятельно оценивать свои достижения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Формы работы: работа в парах, работа в группах, беседа,
самостоятельная работа, работа у доски. Используемые методы: словесные, наглядноиллюстративные,
частичнопоисковый, предметно практически
1.Организация класса.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас урок необычный: к нам
пришли гости. Я рада приветствовать всех гостей и надеюсь, что всем у нас
будет уютно и комфортно. Ну что ж, начнём наш урок литературного чтения.
II. Настрой на урок
В словаре настроений
подчеркните, пожалуйста, слова, которые
соответствуют вашему настроению к началу урока и обоснуйте. Посмотрим,
как оно изменится к концу урока. (Выслушиваются ответы детей.)
Словарь настроений
ОЖИДАЮЩЕЕ СПОКОЙНОЕ ПРИПОДНЯТОЕ РАДОСТНОЕ
МЕЧТАТЕЛЬНОЕ
ВОЛНИТЕЛЬНОЕ
БЕСПОКОЙНОЕ
СДЕРЖАННОЕ
ЭНЕРГИЧНОЕ
(На партах лежат листочки со «Словарём настроений»)
Я уверена, что, не смотря на то, какое бы ни было ваше настроение в данный
момент, к концу урока оно будет отличным!
III. Речевая разминка
1) Артикуляционная гимнастика.
а) «Губы в улыбке» – «Губы в трубочку» (чередование упражнений 45 раз)
б) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю
губу и под нижнюю.
в) «Месим тесто» – размять язык зубами.
г) «Лошадка» – пофыркали
3) Дикционные упражнения
Проговаривание чистоговорок:
Сасаса – на дворе роса.
Зазаза – прилетела стрекоза.
Прочитайте чистоговорку про себя. Шепотом по слогам.
Прочтите целыми словами.
Произнесите хором первую чистоговорку мальчики, вторую чистоговорку
девочки:
Трёхкратное произношение.
IV. Подготовка к первичному восприятию.
Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку:
Мочит поле, лес и луг
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, кто он?
(Дождь)
Вчера на уроке ИЗО мы с вами рассматривали как художники изображали
дождь в своих картинах. А как вы думаете, о чем пойдёт речь сегодня на
уроке?
Попадали ли вы под дождь?
Что вы при этом чувствовали, ощущали?
Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как
пахнет дождь?
На доске у нас несколько рисунков на тему дождя. Именно так видят наши
юные художники дождь.
Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит,
слышит, ощущает дождь посвоему. Наши дожди имеют разное настроение.
Художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.
А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение
дождя? ( При помощи слов)
Послушайте отрывок и вспомните, кто является его автором: Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
(А.А.Фет)
Давайте вспомним, что вы узнали о А.А.Фете в предыдущих классах?
( Писал стихи о природе). Какие стихотворения вы помните?
( Чтение стихотворений наизусть).
Сегодня мы продолжим следить, насколько сложен и многогранен образ
природы и как разнообразны взаимоотношения человека с ней, прикоснувшись
к творчеству А.А.Фета
Кто же он такой Афанасий Фет.
Биография А. Фета ( группа помощников). Презентация.
Стихи Фета казались современникам непривычными. Слово в них как
будто передавало звук, запах, свет, даже музыку. Поэт А.К. Толстой
писал о произведениях Фета: «Я наконец познакомился с его книгой – там
есть его стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где
запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или
луч утренней зари переливается в звук…»
Стихи Фета говорят о том, что он любит землю и все, что живет на ней.
Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом,
он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в
любой момент может умереть…
В трудную минуту жизни Фет всегда обращался к Богу,
уверенный, что Он поможет одолеть невзгоды: их было так много в его
жизни. В нем с детских лет жила вера, что «…хранитель, ангел Божий,
прилетает по ночам…», который и утешит, и спасет, и сохранит…
Так и случилось: не пропал Богом данный талант Афанасия
Афанасиевича Фета, остались его стихи для нас, его далёких потомков.
V. Физминутка. ( Под музыку. Закрыли глазки и представим дождь)
Поднимите руку, кто когданибудь слушал дождь. Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать
его запах. Художники, музыканты представили нам своё видение дождя. Я
предлагаю вам послушать дождь. Во время прослушивания попробуйте
мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.
Дыхательная медитация
1) Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат дождя… Свежий
аромат дождя… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох.
Тело превращается в губку: На вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе
воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
2) Дышим глубже
Носом – вдох,
(Поднимание рук – на вдохе.)
А выдох – ртом,
(Свободное опускание рук – на выдохе.)
Дышим глубже,
А потом –
Марш на месте,
Не спеша,
Коль погода хороша!
VI. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть тайну весеннего дождя А.А.Фета
научимся составлять образную картину; составим творческую работу,
которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь и
подготовиться к выразительному чтению.
VII. Презентация стихотворения « Весенний дождь»
VIII. Работа по учебнику с.
1.Прочитайте стихотворение про себя. IX. Анализ стихотворения.
Каким настроением проникнуты строки? (легкое, свежее. воздушное
настроение)
Что испытывал поэт, когда писал эти строки? (настроение весеннего дня.
радуется весеннему теплу, описывает пробуждение природы, её обновление,
всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы)
Прочитайте стихотворение, передавая чувства радости.
Какой образ главный?(Образ дождя)
Как вы об этом догадались? (Отражен в названии стихотворения, автор
описывает его наиболее полно, четко, долго)
Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого
стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две
капли брызнули в окно)
Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к
другому? (Глаголы)
Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)
Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать
движение. Обратите внимание на начало 2го четверостишия. Прочитаем две
первые строчки 2го четверостишия.)
Работа со словарём.
Как вы понимаете слово завеса?) Давайте обратимся к словарной статье.
Прочитаем и запомним значение этого слова.
Как вы видите, слово многозначное.
В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении?
Работа над анализом стихотворения.
Меняется ли картина природы, которую мы наблюдаем? Исследуем стихотворение.
I строфа – Что видит герой?
Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы ярче смогли представить картину?
Можно ли в природе наблюдать такое явление?
Расскажите.
Вопросзагадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём
стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)
II строфа – Что изменилось? Что заметили?
Представьте картину и опишите чувства, которые вы испытали?
Почему именно золотая пыль?(дождь)
Как понимаем значение?
III строфа Что можно сказать?
Какие ощущения описаны в третьей строфе? Звуки (Брызнули в стекло, барабанит –
шум усиливающегося дождя) запахи(Душистым мёдом тянет)
Какие звуки можно услышать?
Какой прием лежит в основе всего стихотворения?
Сколько раз использовал слово дождь А.А.Фет в самом стихотворении?
Какие художественно выразительные средства применил автор в своём
стихотворении?
«Будто в золотой пыли», (сравнение)
Какое слово указывает на сравнение?
«И чтото к саду подошло/ По свежим листьям барабанит». Олицетворение.
А что подошло к саду? (Дождь)
Из чего состоит дождь?
Слова «вода», «капля» женского рода – дождь из воды. Следовательно, в каком образе можно представить это таинственное
существо? (В образе женщины)
Краски, звуки, запахи — все это наполняет небольшое по объему
стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной
эмоционального восприятия мира.
Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину
весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение
тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.
Вывод:
Стихотворение наполнено ощущением движения,
Поэт
прислушивается к звукам, наслаждается запахами, внимательно, с любовью
всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается
как чудо, мы видим его словно в первый раз в жизни. Поэт даже не называет
явление природы дождём, но называет его чтото, и последние строки
создают ощущение нераскрытой тайны.
жизни.
Обобщение:
Какой образ дождя нарисовал поэт в стихотворении? (образ слепого,
грибного дождя)
Надвигающийся весенний дождь тёплый, звонкий, ласковый – именно такой
дождь издавна люди зовут «грибным» или «слепым»…
Дождь бывает и грибной:
Он проказник озорной!
Он смешнее всех на свете:
Хоть идёт он, солнце светит!
Не идёт, а моросит!
Этим он и знаменит!
Что же он такой скупой?
Потому что он "слепой"!
Можно ли его называть чудом?
X. Итог урока. Рефлексия. Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний
дождь»?
( что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении,
образ дождя таинственный «чтото к саду подошло,
дождь можно услышать (брызнули, барабанит,
дождь можно почувствовать (мёдом тянет, по свежим листьям барабанит).
Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей
работы?
Получилось ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который
до этого не возникал в нашем сознании?
Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим
листьям?
Отметьте слова, которые соответствуют вашему настроению. Изменилось ли
оно и почему? (Ответы детей)
Словарь настроений
ОЖИДАЮЩЕЕ СПОКОЙНОЕ ПРИПОДНЯТОЕ РАДОСТНОЕ
МЕЧТАТЕЛЬНОЕ
ВОЛНИТЕЛЬНОЕ СДЕРЖАННОЕ ЭНЕРГИЧНОЕ БЕСПОКОЙНОЕ
XI
.Домашнее задание.
1. Выучить стихотворение «Весенний дождь».
XII. Творческое задание «АКРОСТИХ». Работа в группах.
Написать стихотворение может только очень наблюдательный, вдумчивый,
творческий человек. Сегодня мы тоже попробуем себя в роли юных поэтов.
Помните, как мы сочиняли стихи на предыдущих уроках? (По заданным
рифмам)
Сегодня я не буду давать вам рифму, а задам вам тему стихотворения:
Дождик. Вы напишите «АКРОСТИХ». Первая буква каждой строчки, указана
на листочке: Д___________________________________
О ___________________________________
Ж___________________________________
Д___________________________________
И___________________________________
К___________________________________
(У каждого ребёнка на парте листочки для написания акростиха)
Как вы думаете, какое должно быть настроение у нашего стихотворения?
(Веселое, приподнятое, лирическое, но не грустное, не унылое, не тоскливое)
Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.