Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Оценка 5

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
21.02.2018
Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Цель урока : продолжить знакомство учащихся с жизнью и творческой деятельностью А. А. Фета; показать необычность, красоту, яркость поэзии А. А. Фета.Тип урока: урок «открытия» новых знаний . Формы работы: работа в парах, работа в группах, беседа, самостоятельная работа, работа у доски. Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практически
МОЙ урок.doc
Тема: Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний  дождь». Цель: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творческой  деятельностью А. А. Фета; показать необычность, красоту, яркость  поэзии А. А. Фета. Задачи:  развивать познавательную активность учащихся, творческое  воображение, речь;  учить анализировать лирическое произведение, находить средства  художественной            выразительности, способствовать  обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению  стихотворения;  воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе,  прививать навык умственного труда. Планируемые результаты: Познавательные УУД: ориентироваться в тексте (находить нужное  место в тексте. Личностные УУД: высказывать оценочные суждения Коммуникативные УУД: работать в группах: распределять роли,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в  выполнении работы. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее  результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным  действием. МетапредметныеУУД: целеполагания (формировать и удерживать  учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать  выводы). Оборудование:  компьютер, проектор, экран, презентации. Характеристика деятельности учащихся:  Читать стихотворение, отражая настроение;  Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;  Объяснять смысл выражений с опорой на текст;  Определять авторское отношение к литературному  произведению;  Самостоятельно оценивать свои достижения.  Тип урока:   урок «открытия» новых знаний      Формы   работы:  работа   в   парах,   работа   в   группах,   беседа, самостоятельная работа, работа у доски. Используемые методы: словесные, наглядно­иллюстративные,  частично­поисковый, предметно­ практически 1.Организация класса.           ­ Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас урок необычный: к нам пришли гости. Я рада приветствовать всех гостей и надеюсь, что всем у нас будет уютно и комфортно. Ну что ж, начнём наш урок литературного чтения. II. Настрой на урок  ­   В   словаре   настроений     подчеркните,   пожалуйста,   слова,   которые соответствуют вашему настроению к началу урока и обоснуйте. Посмотрим, как оно изменится к концу урока. (Выслушиваются ответы детей.) Словарь настроений ОЖИДАЮЩЕЕ           СПОКОЙНОЕ       ПРИПОДНЯТОЕ     РАДОСТНОЕ МЕЧТАТЕЛЬНОЕ ВОЛНИТЕЛЬНОЕ   БЕСПОКОЙНОЕ   СДЕРЖАННОЕ     ЭНЕРГИЧНОЕ                   (На партах лежат листочки со «Словарём настроений») ­ Я уверена,  что, не смотря на то, какое бы ни было ваше настроение в данный момент, к концу урока оно будет отличным!  III.  Речевая разминка      1) Артикуляционная гимнастика.      а)  «Губы в улыбке» – «Губы в трубочку» ­ (чередование упражнений 4­5 раз) б)  «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.  в) «Месим тесто» – размять язык зубами.       г) «Лошадка» – пофыркали      3) Дикционные упражнения       Проговаривание чистоговорок:      Са­са­са – на дворе роса.      За­за­за – прилетела стрекоза. ­  Прочитайте чистоговорку про себя. ­  Шепотом по слогам. ­  Прочтите целыми словами.  ­  Произнесите хором первую чистоговорку ­ мальчики, вторую чистоговорку ­ девочки:  Трёхкратное произношение. IV. Подготовка к первичному восприятию. Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку: Мочит поле, лес и луг  Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь,  Ты же знаешь, кто он?                  (Дождь) Вчера на уроке ИЗО мы с вами рассматривали как художники изображали  дождь в своих картинах. А как вы думаете, о чем пойдёт речь сегодня на  уроке? ­  Попадали ли вы под дождь?  ­ Что вы при этом чувствовали, ощущали? ­ Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как  пахнет дождь?   На доске у нас несколько рисунков на тему дождя. Именно так видят наши  юные художники дождь.  Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит,  слышит, ощущает дождь по­своему. Наши дожди имеют разное настроение.  Художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот. ­ А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение  дождя? ( При помощи слов) ­ Послушайте отрывок и вспомните, кто является его автором: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна.                         (А.А.Фет) ­ Давайте вспомним, что вы узнали о А.А.Фете  в предыдущих классах? ( Писал стихи  о природе). Какие стихотворения вы помните? ( Чтение стихотворений наизусть). Сегодня   мы     продолжим   следить,   насколько   сложен   и   многогранен   образ природы и как разнообразны взаимоотношения человека с ней, прикоснувшись к творчеству А.А.Фета Кто же он такой Афанасий Фет. Биография А. Фета ( группа помощников). Презентация.  Стихи Фета казались  современникам непривычными. Слово в них как  будто передавало звук, запах, свет, даже музыку. Поэт А.К. Толстой  писал о произведениях Фета: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть его стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где  запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук…» Стихи Фета говорят о том, что он любит землю и все, что живет на ней.  Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в  любой момент может умереть…             В трудную минуту жизни Фет всегда обращался к Богу,  уверенный, что  Он поможет одолеть невзгоды: их было так много в его  жизни. В нем с детских лет жила вера, что «…хранитель, ангел Божий,   прилетает по ночам…»,  который и утешит, и спасет, и сохранит… Так и случилось: не пропал Богом данный талант Афанасия  Афанасиевича Фета, остались его стихи для нас, его далёких потомков. V. Физминутка. ( Под музыку. Закрыли глазки и представим дождь) Поднимите руку, кто когда­нибудь слушал дождь. ­ Похож ли шум дождя на музыку? Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать  его запах. Художники, музыканты представили нам своё видение дождя. Я  предлагаю вам послушать  дождь. Во время прослушивания попробуйте  мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.  Дыхательная медитация 1) ­ Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат дождя… Свежий  аромат дождя… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох.  Тело превращается в губку: На вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе  воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох. 2) Дышим глубже  Носом – вдох, (Поднимание рук – на вдохе.) А выдох – ртом, (Свободное опускание рук – на выдохе.) Дышим глубже, А потом – Марш на месте, Не спеша, Коль погода хороша! VI. Постановка учебной задачи. Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть тайну весеннего дождя А.А.Фета  научимся составлять образную картину; составим творческую работу,  которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь и  подготовиться к выразительному чтению. VII. Презентация  стихотворения « Весенний дождь» VIII.  Работа по учебнику с. 1.Прочитайте стихотворение про себя. IX. Анализ стихотворения. ­   Каким   настроением   проникнуты   строки?   (легкое,   свежее.   воздушное настроение) ­ Что испытывал поэт, когда писал эти строки? (настроение весеннего дня. радуется весеннему теплу, описывает пробуждение природы, её обновление, всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы) ­  Прочитайте стихотворение, передавая чувства радости.   ­ Какой образ главный?(Образ дождя) ­ Как вы об этом догадались? (Отражен в названии стихотворения, автор  описывает его наиболее полно, четко, долго) ­Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого  стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две  капли брызнули в окно) ­ Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к  другому? (Глаголы) ­ Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10) Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать  движение. Обратите внимание на начало 2­го четверостишия. Прочитаем две  первые строчки 2­го четверостишия.) Работа со словарём.  ­ Как вы понимаете слово завеса?) Давайте обратимся к словарной статье.  Прочитаем и запомним значение этого слова.  Как вы видите, слово многозначное. ­ В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении? Работа над анализом стихотворения. ­ Меняется ли картина природы, которую мы наблюдаем? ­ Исследуем стихотворение. I строфа – Что видит герой? ­ Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы ярче смогли     представить картину? ­ Можно ли в природе наблюдать такое явление? ­ Расскажите. Вопрос­загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём  стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!) II строфа – Что изменилось? Что заметили? ­ Представьте картину и опишите чувства, которые вы испытали? ­ Почему именно золотая пыль?(дождь) ­ Как понимаем значение? III строфа  ­ Что можно сказать? ­ Какие ощущения описаны в третьей строфе? Звуки (Брызнули в стекло, барабанит –  шум усиливающегося дождя) запахи(Душистым мёдом тянет) ­ Какие звуки можно услышать? ­ Какой прием лежит в основе всего стихотворения? ­Сколько раз использовал слово дождь А.А.Фет в самом стихотворении? ­ Какие художественно­ выразительные  средства применил автор в своём стихотворении?    «Будто в золотой пыли», (сравнение) ­ Какое слово указывает на сравнение?   «И что­то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит». Олицетворение. ­ А что подошло к саду? (Дождь) ­ Из чего состоит дождь? Слова «вода», «капля» женского рода – дождь из воды. ­ Следовательно, в каком образе можно представить это таинственное  существо? (В образе женщины) Краски,   звуки,   запахи   —   все   это   наполняет   небольшое   по   объему стихотворение,   состоящее   всего   из   трех   строф,   яркостью   и   новизной эмоционального восприятия мира. Фет   сумел   в   трех   строфах   не   только   образно   и   зримо   передать   картину весеннего   дождя,   но   и   создать   неповторимое   эмоциональное   настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения. Вывод:  Стихотворение   наполнено   ощущением   движения,   Поэт прислушивается к звукам, наслаждается запахами, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно в первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление   природы   дождём,   но   называет   его  что­то,   и   последние   строки создают ощущение нераскрытой тайны.   жизни. Обобщение:  ­ Какой образ дождя нарисовал поэт в стихотворении? (образ слепого,  грибного дождя) Надвигающийся весенний дождь тёплый, звонкий, ласковый – именно такой дождь издавна люди зовут «грибным»  или «слепым»…  Дождь бывает и   грибной: Он проказник озорной! Он смешнее всех на свете: Хоть идёт он, солнце светит! Не идёт, а моросит! Этим он и знаменит! Что же он такой скупой? Потому что он ­ "слепой"! ­ Можно ли его называть чудом? X. Итог урока. Рефлексия. ­Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний  дождь»?  ( что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении,  образ дождя таинственный «что­то к саду подошло, дождь можно услышать (брызнули, барабанит, дождь можно почувствовать (мёдом тянет, по свежим листьям барабанит). ­  Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей  работы? ­  Получилось ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который  до этого не возникал в нашем сознании? ­ Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим  листьям? ­ Отметьте слова, которые соответствуют вашему настроению. Изменилось ли оно и почему? (Ответы детей) Словарь настроений ОЖИДАЮЩЕЕ           СПОКОЙНОЕ       ПРИПОДНЯТОЕ     РАДОСТНОЕ МЕЧТАТЕЛЬНОЕ ВОЛНИТЕЛЬНОЕ      СДЕРЖАННОЕ       ЭНЕРГИЧНОЕ    БЕСПОКОЙНОЕ XI   .Домашнее задание. 1. Выучить стихотворение «Весенний дождь». XII. Творческое задание «АКРОСТИХ». Работа в группах. ­ Написать стихотворение может только очень наблюдательный, вдумчивый, творческий человек. Сегодня мы тоже попробуем себя в роли юных  поэтов. ­ Помните, как мы сочиняли стихи на предыдущих уроках?  (По заданным рифмам) ­ Сегодня   я не буду давать вам рифму, а   задам вам тему стихотворения: Дождик. Вы напишите «АКРОСТИХ». Первая буква каждой строчки, указана на листочке: Д___________________________________ О ___________________________________ Ж___________________________________ Д___________________________________ И___________________________________ К___________________________________  (У каждого ребёнка на парте листочки для написания акростиха) ­ Как вы думаете, какое должно быть настроение у нашего стихотворения? (Веселое, приподнятое, лирическое, но не  грустное, не унылое, не тоскливое)

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"

Урок литературного чтения 3 класс А.А. Фет "Весенний дождь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018