Урок литературного чтения 4 класс "Щедрый человек"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
17.04.2018
Урок литературного чтения 4 класс . На уроке знакомятся с творчеством Ыбрая Алтынсарина и его произведением "Щедрый человек". Во время работы над притчей прививаются такие качества как доброта, любовь, милосердие. Учатся быть щедрыми. знакомятся с казахскими пословицами. Проводится работа в парах, группах.
Щедрый человек.docx
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Класс: 4 «Б»
Тема: Ыбрай Алтынсарин «Щедрый человек»
Цель: Познакомить с биографией казахского писателя Ы. Алтынсарина, его произведением
«Щедрый человек».
Задачи:
1 формировать понятия «щедрость, учить выделять основную мысль произведения;
2.Развивать умение анализировать поступки людей, формировать представления о
нравственных качествах человека;
3.Совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, развивать коммуникативные
навыки общения; .
прививать учащимся нравственные качества: доброта, любовь, труд, милосердие
Оборудование урока: Презентация, карточки, музыкальное сопровождение.
Ход урока. .
1.Орг. момент. Приветствие.
(Звучит музыка
Я предлагаю вам закрыть глазки и мысленным взором заглянуть в своё сердце.
Представьте себе, что внутри вашего сердечка раскинулся чудесный сад – сад вашей
души (пауза). Может быть, вы увидите дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево
дерево доверия и уважения (пауза). Попробуйте услышать ручеёк искренности и
честности (пауза), полюбоваться цветами любви и добра (пауза), услышьте, как поёт
птица счастья (пауза). «Побродите» по сердцу своей души. Полюбуйтесь разноцветьем
сада вашей души. Может быть, вам захочется обогатить ваш сад души, наполнить его
ещё чемто или немного исправить (пауза).
Откройте глазки. Мы вернулись в свой класс
Сегодня мы будем говорить ещё об одной ценности человека, а о какой вы узнаете,
расшифровав пословицу.
ДGобRUрUо соSвZерFшGFитYь нWJикFоSZгдWа нZе поLзVZдRно
Добро совершить никогда не поздно
Ребята, мы сегодня будем говорить о доброте и щедрости.
Сбор ассоциаций к слову щедрый.
Лучше понять, что такое доброта и щедрость, нам поможет притча Ыбрая Алтынсарина
«Щедрый человек».
_ Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Ы.Алтынсарина и его
произведением «Щедрый человек»
Что вы знаете об авторе и с какими произведениями вы уже знкомы.
Работа в парах. Дети читают самостоятельно.
Сообщение об авторе.
Ыбрай Алтынсарин – выдающийся просветитель казахского народа , педагог, демократ
родился в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешней Костанайской области. Он происходил из зажиточной семьи. В возрасте трех лет потерял
родителей и рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи
Жансурчина.
Образование Ыбрай получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для
детей степной аристократии. После завершения учебы работал сначала писарем, затем
переводчиком , затем учителем, а позднее инспектором.
Он очень много сделал для развития народного образования в Казахстане. Являлся
основоположником казахской письменной литературы и литературного языка. Мечтал чтобы
дети выросли грамотными и культурными людьми, честными и работящими, чтобы они
любили свою родину и приносили ей пользу, были дружными. Написал несколько учебных
пособий, одно из них “Киргизская хрестоматия” которая представляет собой книгу для
детского чтения и состоит из коротких рассказов нравоучительного или познавательного
характера.
Что нового узнали об авторе?
Притча “Щедрый человек” из этой книги.
Что такое притча?
Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучение.
Как вы понимаете выражения щедрый человек?
Щедрый человек – это не только тот кто бескорыстно жертвует своими материальными
благами но и тот, кто щедро дарит богатство своей души
Словарная работа.
Прочитайте слова, которые вам встретятся в тексте. Объясните их значения
Ветхий –дряхлый, разрушающийся от старости.
Кров – укрытие, жилище, приют.
Лишения – нищета, недостаток.
Возомнить – составить высокое мнение о себе.
Чуждаться – избегать, сторониться людей
Знакомство с притчей. ( чтение произведения хорошо читающими детьми)
Первичное восприятие произведения.
1. Осмысление прочитанного.
Понравился вам рассказ? Чем он вам понравился?
Как зовут главного героя притчи?
Какой это был человек?
Какими качествами обладает по вашему щедрый человек?
Что спросили у Атымбая?
Чему учит Атымтай?
Что бы вы сделали, если бы у вас было много денег
Каким по его мнению должен быть щедрый человек?
Повторное чтение учащимися притчи
Выборочное чтение произведения и выделение жизненных принципов Атымбая Щедрого: 1. Не возомнить о себе, не чуждаться бедных – осуждение гордыни.
2.В труде нет ничего унизительного – трудолюбие.
3. Трудом заработанный хлеб вкуснее – осознание пользы труда.
4. Грех перед Богом – поступки неправильные – осознание праведности жизни.
Определите главную идею притчи. (В труде нет ничего унизительного, еда, заработанная
трудом, вкуснее; надо быть щедрым)
А какой из жизненных принципов Атымбая наиболее близок вам?
Атымтай – богатый, щедрый, чуткий, не равнодушный к бедам других
Богатый человек трудолюбивый, который не просто умножает своё состояние, а работает
во имя своего будущего
Понимает, что если он не будет праведно жить, то богатство легко потерять
Работа в группах.
Составление словесного портрета щедрого человека.
Чуткий жестокий милосердный умный жадный
неравнодушный к бедам других людей ленивый заботливый любящий людей и землю
трудолюбивый
Составление словесного рассказа о щедром человеке, используя слова – существительные,
прилагательные, глаголы. Данные слова написаны на карточке. Дети выбирают из данных
слов только положительные качества щедрого человека
Я хочу предложить вам 3 казахские пословицы:
1) Щедр на словах, да скуп на делах.
2) Вся щедрость бая – на языке.
3) У кого руки щедры, у того все дороги открыты.
Обсудите пословицы в группах и выясните, какая из этих пословиц выражает главную идею
притчи Ы.Алтынсарина «Щедрый человек». Докажите свою точку зрения.
Работа в группах
Коллективная работа детей по составлению кластера.
Повторение правила составления сенквейна.
Ключевое слово – Человек.
Оценивание сенквейнов
Стадия рефлексии..
И закончить сегодняшний урок я бы хотела такими словами:
Пусть благодать в душе царит,
И щедрость сердца не увянет!»
Звучит песня «Дорогою добра» После чтения притчи, обмена мнениями, я думаю, у вас возникли различные мысли.
1.Напишите небольшое эссе о том, что вы взяли для себя из урока, ваши мысли о щедрости
души.
Защита работ.
Итак, что есть щедрость?
Это когда ты можешь чтото, не щадя своих сил, времени, потратить, не жалея об этом
в последующем, никогда не припомнив этого данному человеку и стараясь не вспоминать
об этом даже внутри себя.
Сделайте вывод: Легко ли быть щедрым. Обоснуйте свою точку зрения.
Все вы, посвоему, правы. У казахского народа есть мудрость, которая гласит:
«Бережливость впадает в скупость, а чрезмерная щедрость – в расточительство». Поэтому
каждому человеку необходимо быть в меру бережливым и в меру щедрым.
Урок литературного чтения 4 класс "Щедрый человек"
Урок литературного чтения 4 класс "Щедрый человек"
Урок литературного чтения 4 класс "Щедрый человек"
Урок литературного чтения 4 класс "Щедрый человек"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.