Урок литературного чтения. Буквы Ю,ю (закрепление). УМК "Школа России"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: Урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала и его осмысления. Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме Цель: формирование способа чтения буквы ю в начале слов, после гласных в середине и конце слова в словах, предложениях и текстах.
Иконка файла материала urok_obuchenie_gramote_chtenie_1_klass_fgos_v.g._goretskiy_bukva_yu.docx
Тема: Буквы Ю,ю (закрепление) Тип урока: Урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала и его осмысления.  Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме Урок литературного чтения. 1 класс. Дата: 12 декабря 2016г. Цель: формирование способа чтения буквы ю в начале слов, после гласных в середине и конце слова в словах, предложениях и текстах. Задачи:  создать условия для осознания   функции буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать   предложения   как   относительно   законченные   по   смыслу   структурные   единицы;   развивать   фонематический   слух   и   культуру звукопроизношения;  воспитывать уважение друг к другу.  Ожидаемые предметные результаты: 1. Знать  и  объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое  чтение звуковой и буквенной схем слова. 2. Приводить предметы ранее изученных букв, имеющих ту же особенность; 3. Сравнивать звуковой состав слов их буквенную запись; 4. Формировать способ чтения буквы ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов; 5. Объяснять в каких случаях буква ю обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующего согласного; 6. Читать, озаглавливать текст, отвечать на вопросы по тексту. РУУД: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые   вопросы урока  и оценивать свои достижения. ПУУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из  небольших читаемых текстов. КУУД: вести диалог, работать в парах. ЛУУД: прививать любовь к музыке, размышлять об отношениях с друзьями . Ход урока Этап урока. Деятельность  учителя Деятельность учениковОрганизационный  момент. Ребята, Число? Месяц? День? Урок? Прозвенел и смолк звонок. Кто заглянул к нам на урок?  Занесла нам снежинки с пословицами. Чтение пословиц подготовленными учениками с карточек.  Красиво встали. Прочитали хором со слайда ЗИМА Чтение пословиц. Выполнение упражнений дыхательной гимнастики. Декабрь – зиме начало. Зима без мороза не бывает. Два друга ­ мороз да вьюга. Подул зимний ветер. Дыхательная гимнастика «Ветер» (очистительное полное дыхание). И.п.: стоя. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя  живот, грудную клетку. 1. 2. 3. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки. Задержать дыхание на 3­4 с. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми  выдохами.  Повторить 3­4 раза. Упражнение «Озябшие ручки». И. п. «сидя». Пальцы одной руки сжать к кулачок. Ладонью другой руки обхватить  кулачок и поднести к губам. Сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» ручки,  выдыхая воздух медленно и до конца. Включение в учебную деятельность А) Игра «Угадай, кому принадлежат слова»: А зима заглянула с друзьями.  1.­ «По щучьему веленью, по моему хотенью»?; (слайды) 2.­« Уфу­фу! доселева русского духа видом не видано, слыхом не  слыхано, а ныне русской дух в очью проявляется!» 3. Чтение хором ­«Юбки шью и брюки шью, Одеваю всю семью» Б) Упражнение на объединение слов в одну группу ­Емеля, Баба Яга, Ежик – что объединяет эти слова? Ходите в  библиотеку и читайте книги с этими героями. В)Упражнение на выделение буквы из слова­ веер ­Эти слова принадлежат  Емеле, из русской народной  сказки «По щучьему  веленью» ­Это Баба Яга, из русской  народной сказки  ­Ежик ­Это имена сказочных героев Дети выбирают с наборного  полотна буквы: я, ё, е,  вывешивают, называют их. Мотивационный Постановка  учебной задачи и  ее решение­Выберите (карточки с гласными на наборном полотне) и назовите буквы,  с которых начинаются имена сказочных героев. Постановка целей и определение темы урока  А)Упражнение на обобщение знаний  ­Что объединяет буквы Я,Ё,Е в одну группу? ­Какую бы букву вы еще добавили в эту группу букв? Почему? Б) Определение темы урока ­Как вы думаете, какова тема нашего урока?  В) Определение цели урока ­А какой еще секрет букв:  Я,Ё,Е,Ю мы знаем? ­Как вы думаете, какова цель нашего урока? 3.Развитие мыслительных операций.  Картинный диктант: определи место буквы ю в слове.  Сколько звуков обозначает?  Составьте предложение со словом. Упражнение на развитие навыков быстрого чтения: Чтение слогов (таблица из учебника) Игра «Доскажи словечко»  Работа в парах со схемами ­Сейчас вы будете работать в паре. Перед вами на столе лежат карточки. Соотнесите слова и схемы.  Самопроверка с доски. оцените свою работу и работу товарища  ­Сделайте вывод по схеме: ­Где стоит буква Ю в начале, середине, конце слова? ­После гласной или согласной стоит буква Ю? ­Сколько звуков она обозначает? Обобщение материала ­Давайте сделаем вывод . Когда буква Ю обозначает один звук, два звука? ­Это гласные звуки, они  указывают на мягкость впереди  стоящего согласного звука.  ­Буква Ю, потому что она  обозначает гласный звук и тоже  показывает мягкость впереди  стоящего согласного. ­Буквы Я,Ё,Е,Ю в некоторых  случаях обозначают два звука,  один из которых (Й), а второй  гласный звук ­Научиться определять  в каких  случаях буква Ю дает два звука, а в каких один звук? Встают по рядам. ­Верблюд живет в пустыне.  Верблюд питается  колючками. чтение слогов – 1 ученик Самостоятельное чтение,  чтение вслух. ­Дети на карточках   составляют схемы слов ­Оценивают свою работу и  работу товарища. Буква Ю обозначает один  звук, если стоит в середине  слова, после согласного. Два звука, если стоит в  начале слова, перед  согласным и два звука, если в середине слова после  гласного, после мягкого  знака. Решение частных  задач  Актуализация  знанийРабота по теме   урока Подведение итогов ­ С какой  буквой мы сегодня работали? Прогнозирование текста – по слайду. Чтение текста « буксиром” на ст.48 Озаглавить текст. Чтение Загадки – шутки, с.48 Б. Заходера читают цепочкой ученики  ­Кто знает отгадку? ­Прочитайте слова с доски: Откровенно признаю: Зверя нет на букву Ю. ­А теперь послушайте отгадку ­ диалог. (Диалог детей с 69. Б. Заходер «Зверь на букву Ю”) ­С какой буквы начинается слово Юлька? Дополнительно. -Да, поэт прав, нет зверя на букву Ю. Но есть птица и называется она юла(лесной жаворонок). Это птица соснового леса. А свое название получила за пение: юли –юли –юлю -юлю- юль – юль -ля. Музыкальная физминутка ­Рассмотрите картинку с. 49 ­Можно ли сразу сказать, какой танец танцуют дети? Чтение стихотворения В. Берестова ­чтение шепотом ­чтение вслух ­выборочное чтение : прочитать, что делают куклы, звуки, пары, что  делает юла? Выразительно. ­Какую роль выполняет буква ю после согласного? ­ Когда буква ю обозначает два звука? А сейчас я вам предлагаю сыграть в Ю – игру :все ответы должны  начинаться на букву ю. ­Каких имен нет у детей в нашем классе? ­Кем бы вы могли работать на корабле? ­Что из одежды любят носить девочки? ­Дети читают самостоятельно текст ­Чтение вслух, цепочкой ­«Юлькой кошку звать мою» ­С буквы Ю Звучит музыка  Дети танцуют. Нет, нельзя Прочитать текст  стихотворения Дети читают самостоятельно Читает сильный ученик Ответы детейРефлексия  Оценка  результатов  деятельности ­На какую планету можно помечтать полететь? Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке? ­Что вас удивило больше всего? ­Что вам понравилось больше всего? ­Оцените свою работу на уроке: если вы были активны, довольны  своей  работой – зеленый; ­если не очень довольны своей работой ­ красный