Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"
Оценка 4.6

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
08.12.2017
Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"
В нашем классе прошел открытый урок по теме: "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни". Ребята предварительно подготовили и выучили дополнительную информацию об И.А.Крылове. К уроку была подготовлена яркая и красочная презентация. На уроке учащиеся слушали аудиозапись басни в исполнении И.ИльинскогоУрок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"
Урок литературного чтения.docx
Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни" Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська»,  определение морали басни. Задачи урока: 1 Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об  особенностях басенного жанра. 2 Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «иносказание»,  «мораль», «крылатые выражения» 3 Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение  образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту  басни). 4 Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и  обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому  словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг  читаемых басен. 5 Воспитывать положительные моральные качества. Оборудование:     учебник Э.Э.Кац  «Литературное чтение 3 класс» («Планета Знаний»); компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран, презентация; иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной  работы; аудиозапись басни в исполнении И.Ильинского. Ход урока I. Организационный момент. Звенит звонок и весел, и горласт И радостью душа переполняется И каждый раз, для каждого из нас Чудесные уроки начинаются. – Народная  пословица  гласит: «Чтение – лучшее учение».   Согласны ли вы с этой народной пословицей?  ­Что для вас значит урок чтения?  II. Проверка домашнего задания. Чтение понравившейся басни.  Актуализация знаний. Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского и скажите, кому оно  посвящено. Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по­русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. ­ О ком пишет поэт? ­ Да, это Иван Андреевич Крылов. Сегодня на уроке мы продолжим  знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его  произведениями. 1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца. ­ Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам поможет 1 группа (Приложение 1). 1­йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в  семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог  получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не  баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики  бумаг, заботиться о матери и брате.  2­й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои  плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей  своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и  иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. 3­й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих  современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя.  Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных. ­ Есть ли интересные дополнения о баснописце? 2) Повторение о басенном жанре. ­ К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова? ­ Напомните, что такое басня?   (Басня – короткий нравоучительный рассказ,  в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки). ­ Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания  «нравоучительный рассказ». ­ Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила? ­ Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни) ­ И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор  читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские  пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в  настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как  доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются.  Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей.) ­ А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой  приём в литературе? (Иносказание.) 3) Викторина по изученным басням. ­ Нам знакомы несколько произведений Крылова. Вспомним их, а помогут в  этом ребята второй группы. Они проведут викторину «Угадай!»  ( Показ слайдов с иллюстрациями к басням «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь , Щука и Рак», « ) 1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна,      Да только всё не впрок.      И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( Ворона и лисица) 2. Ты всё пела – это дело,       Так иди же попляши. (Стрекоза и муравей) 3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт . (Лебедь, щука и  рак) 4. "Чем кумушек считать трудиться,     Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" – («Зеркало и обезьяна») 5.  Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,          Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;          А ежели невежда познатней,          Так он её ещё и гонит. (« Мартышка и очки») Показ иллюстрации к басне «Слон и Моська» ­ А какова мораль к этой басне? (Ситуация затруднения) Почему мы не можем это сделать? (Мы не работали над этой басней) 4.Какую учебную задачу мы поставим? (Познакомиться с басней и определить к ней мораль.) ­ Молодцы, ребята! Спасибо за интересную викторину и за знание басен. III. Физкультурная минутка (фоновая музыка). По классу развешаны рисунки героев басен Крылова. По заданию учителя  ищут глазами названного персонажа. ­ Тихонько встаньте. Внимательно слушайте меня. ­ Повернитесь направо и отыщите глазами изображение героини, любившей  очки. ­ Станьте прямо и найдите, не поворачивая головы, в верхнем правом углу  лисицу. ­ Повернитесь налево и отыщите глазками героев, которые так и не сумели  сдвинуть воз. ­ Станьте прямо и найдите глазами героиню, потерявшую по своей глупости  сыр. ­ А сейчас отыщите глазками героев басни «Стрекоза и муравей» Молодцы, были очень внимательны. Я думаю, что вы готовы к восприятию  нового произведения Ивана Андреевича. IV. Постановка проблемной задачи урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами,  ­ Какие цели и задачи поставим перед собой? ( постараемся выявить мораль  произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни) V. Работа над басней. 1) Прогнозирование содержания. ­ Как вы думаете, о ком эта басня? ­ Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую картину  изображение Слона)? ­ А кто по­вашему Моська? Какой она вам видится (прикрепить изображение  Моськи)? ­ Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на  маленький размер собаки?(Уменьшительно­ласкательный суффикс –к­.) ­ Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська. 2) Самостоятельное чтение басни. ­ Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения. ­ Оправдались ли ваши предположения о героях басни. 3) Словарная работа. ­ Встретились ли вам незнакомые слова? ­ Объясните значения данных слов (Приложение 2). Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела. Напоказ – обратить внимание для вида. Забияка – человек, который любит затевать ссоры. Отколе – откуда. Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая. Диковинка – странная, удивительная вещь или явление. 4) Работа над содержанием басни. ­ Повторное чтение басни отдельными учениками. а) Беседа. ­ Каким художник рисует Слона? Найдите в тексте слова, которые позволяют  понять характер Слона. ­ Найдите слова­действия, показывающие поведение Моськи. Как они  характеризуют героиню? ­ Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Как  понимаете выражение «ну на него метаться»? ­ Заметил ли Слон, что у его ног какая­то собачонка? ­ Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг  другу? Какими качествами обладает каждый их них? ­ Выполните небольшую самостоятельную работу по карточкам. Карточка: подчеркни слова, которые характеризуют героя. Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый,  хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый,  задиристый, сильный. Задание: первый вариант подчёркивает слова, которые характеризуют Слона, второй – Моську. Проверка: отдельные ученики, а затем самопроверка по таблице на доске. ­ Как называются такие слова? б) Работа над образными выражениями. ­ Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным  словосочетаниям (Приложение 3): 1 1. Показывали на улице людям. (Водили напоказ.) 2 2. Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.) 3 3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы  зевак ходили.) 4 4. Откуда­то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.) 5 5. Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.) 6 6. Придаёт смелости. (Вот то­то мне и духу придаёт.) в) Выборочное чтение. ­ Прочитайте фрагменты текста или строки, которые подходят к  иллюстрациям (иллюстрации прикреплены на обратной стороне доски  вразнобой). ­ Восстановите последовательность событий басни. ­ Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську? ­ Прочитайте, для чего Моська напала на Слона. ­ Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки? ­ Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная  насмешка. ­ А как вы относитесь к Моське? ­ Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать,  что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней  сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.) ­ Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется  привлечь к себе внимание. ­ В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно  сказать, что мораль басни высказана через описание героев? ­ А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни? 5) Чтение мастером художественного слова. ­ Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в  исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера  художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли  интонацией будет прочитана басня актёром. (Звучит запись басни.) ­ Заметили разницу при чтении своём и мастером слова? 6) Чтение по ролям. ­ Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Я предлагаю вам  варианты чтения: один ученик читает в лицах или группа чтецов по ролям. ­ Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию. (Слушание детей. Оценивание.) VI. Итог урока. ­ Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так  думаете? ­ Какова же мораль басни? ­ Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что  лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу.  Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.) VII. Рефлексия. ­ У вас на столах лежат домики двух цветов. Выберите тот, который  соответствует вашему настроению по уроку (жёлтый – радостное, весёлое,  синий – грустное, печальное) и напишите на нём, какой нравственный урок  извлекли для себя из басни. Затем прикрепите на динамической картине. ­ Что вам напоминает получившийся рисунок? ­ Все ли соответствует содержанию басни (добавить Шавку, убрать Тигра)? VIII. Домашнее задание. ­ Выберите для себя задание: а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию; б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне; в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська". Мораль басни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2017