Урок литературного чтения "Лирика весны. Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
Оценка 4.6

Урок литературного чтения "Лирика весны. Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
21.04.2017
Урок литературного чтения "Лирика весны.  Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
Цели урока: 1. Познакомить обучающихся с пейзажным стихотворением Ф.И.Тютчева “Весенние воды”, учить передавать авторское отношение, его настроение к изображаемому, учить выразительному чтению с опорой на авторские языковые средства. 2. Развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе со стихотворением. Через художественное слово, музыку и художественные образы развивать у детей поэтический вкус и образное мышление, учить детей чувствовать красоту родного слова и выражать свои чувства через словесное иллюстрирование. 3. Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову, к выразительным средствам языка. Прививать детям любовь к родной природе, к весенним пейзажам. Осуществлять связь содержания уроков литературного чтения с изобразительным искусством и музыкой.
Урок литературного чтения ТЮТЧЕВ.docx
Урок литературного чтения "Лирика весны.  Ф.И. Тютчев «Весенние воды» Цели урока: 1. Познакомить обучающихся с пейзажным стихотворением Ф.И.Тютчева “Весенние  воды”, учить передавать авторское отношение, его настроение к изображаемому,  учить выразительному чтению с опорой на авторские языковые средства. 2. Развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе со стихотворением. Через художественное слово, музыку и художественные образы развивать у детей  поэтический вкус и образное мышление, учить детей чувствовать красоту родного  слова и выражать свои чувства через словесное иллюстрирование. 3. Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову, к выразительным  средствам языка. Прививать детям любовь к родной природе, к весенним пейзажам.  Осуществлять связь содержания уроков литературного чтения с изобразительным  искусством и музыкой. Оформление: 1. Выставка рисунков обучающихся по теме “Весна идет!” 2. Портрет Ф.И.Тютчева. 3. Репродукция картины А. Саврасова “Грачи прилетели”. 4. Презентация “Весна”, аудиозапись в исполнении В. Бохон “Весенние воды”. 5. Музыкальное оформление: 6. М.И.Глинка “Веснянка”, П.И.Чайковский “Времена года”, С.В.Рахманинов “Концерт  для фортепиано с оркестром № 2”, “Перезвон колоколов”, “Птичьи голоса”. 1. Организационный момент. Вход учащихся в класс под музыку “Концерта” С.Рахманинова. Ход урока Учитель: – Зазвенели ручьи, Прилетели грачи, В дом свой – улей пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? – Весной! – Давайте сейчас послушаем музыкальное произведение Михаила Ивановича Глинка “Веснянка” и вы расскажите, какие чувства вас наполняли при прослушивании этой мелодии. – Ребята, вы прослушали это произведение. Какие чувства, эмоции вы испытывали при  прослушивании “Веснянки”? Какие звуки вы слышали? Какие картины вы представили во  время его звучания? – Трели соловья, звуки капели, перекликание ручейков… – В какое время года слышны эти звуки? – Композитор М.И.Глинка очень любил русскую природу и отразил в этой прекрасной  мелодии различные оттенки весеннего настроения: и грустного и радостного. – А почему грустного? Почему радостного? – Потому что грустно, когда прощаешься с зимой и всегда радуешься встрече с весной.  – “Прощай, зима, здравствуй, весна!” – такие чувства, такие мысли вложил композитор  Глинка в свою музыку. 2. Сообщение темы и целей урока. – Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие в мир природы, в мир красок и  звуков весны. Познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева “Весенние воды”, постараемся  услышать и понять, о чем щебечут птицы, журчат ручьи, шепчут лепестки березки. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и  достойна того, чтобы о ней, прекрасной, было рассказано красиво, сказочно, волшебно. 3. Проверка домашнего задания. – Прежде чем мы отправимся в увлекательное путешествие в мир поэзии, давайте  послушаем, как вы самостоятельно поработали дома. Домашнее задание: Найти в художественных произведениях описание весны и выучить понравившиеся строчки. 1­й ученик. – Мне понравилось это радостное, весеннее стихотворение Е. Баратынского. Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон. Своей лазурью живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко Ласкаясь к солнечным лучам Летают облака! Е. Баратынский. 2­й ученик. Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят, В мягком золоте день утопает А ручьи по оврагам журчат И.Никитин. 3­й ученик. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. А.Н.Плещеев. 4­й ученик. Черемуха душистая с весною расцвела И ветки золотистые, что кудри, завила. Кругом роса медвяная сползает по коре, Под нею зелень пряная сияет в серебре. С.А.Есенин. 5­й ученик. Весна, весна кругом живет и дышит. Весна, весна шумит со всех сторон! Взлетел петух на самый гребень крыши Да так поет, что слышит весь район. Раскрыты окна. Веет теплый ветер. И легкий пар клубится у реки. И шумно солнцу радуются дети, и думают о жизни старики. Подведение итогов домашнего задания. – Ребята, вы хорошо подготовились к домашнему заданию. Ваше выразительное чтение  понравившихся строчек о весне заставляло волноваться, переживать. В стихотворениях, которые вы выбрали, мы услышали перекликание весенних ручейков, звон  капели, пение птиц. Даже слышалась тихая музыка. – Мы сейчас как будто побывали в музыкально­стихотворной стране. Может у нее есть  название? – Лирика. – Дайте определение слову “лирика”. – Лирика – один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи переживаний,  мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме. – Какое красивое слово “лирика”! Откуда произошло название? – “Лира” – это древний музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись  песни, стихи. Вот почему при чтении стихотворений слышится музыка. 4. Подготовка к восприятию. а) Русские поэты и писатели не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу,  находить прекрасное в самом скромном уголке России, описывать увиденное, выражать  собственное отношение к изображаемому. С весной связывают свое творчество художники, композиторы и, конечно, поэты. Именно  такое время года, как весна заставляет радостно и взволнованно биться сердце каждого  человека. – Птичьи голоса, звон капели, весенние воды – это все вестники весны. – Давайте послушаем, как просыпается и наступает весна в стихотворении Ф.И.Тютчева  “Весенние воды”. б) Словарная работа. – Давайте познакомимся с новыми словами и их значением, чтобы понять стихотворение: “брег” – берега “гласят” – говорят, объявляют, возвещают. “гонцы” – тот, кто является вестником, приносит весть. 5. Прослушивание аудиозаписи “Весенние воды” в исполнении В. Бохон. – Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? 6. Физкультминутка. А теперь мы ручейки. Побежим вперегонки. Прямо к озеру бежим, Станет озеро большим. Посидим мы, отдохнем И опять урок начнем! 7. Повторное чтение про себя – Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения? – Поэт наслаждается весной, радуется весне, солнцу, теплу, чувствуется любовь поэта к  весенней природе. 8. Анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению. – Какие картины вы себе представили? Что увидели? Какие краски использует автор в своем стихотворении? – Как вы думаете, о каком месяце весны говорится в этом стихотворении? Почему?  Докажите. – Назовите весенние месяцы и расскажите о происхождении названий этих месяцев. – Три долга у весны, три завета. Первый – тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется.  Второй – снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев живой  водой отпаивает. Третий долг – теплую землю в зелень убрать – достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает. Первый месяц весны – апрель. Сейчас мы узнаем, откуда произошло название месяца, и что  оно означает. Ученик: В древнем Риме “март” был первым месяцем года и весны, и посвящался он богу Марсу,  покровителю полей и стад. В честь него месяц и назвали. Композитор Петр Ильич Чайковский очень любил русскую природу. Сейчас мы прослушаем  его пьесу про месяц март, которая называется “Песня жаворонка”. – Вы услышали легкие трели, напоминающие пение жаворонка, этой первой весенней птички. В прекрасной мелодии передаются различные оттенки весеннего настроения. Ученик: Родина слова “апрель” – Древний Рим. Оно означает “теплый”, “солнечный”. Ученик: Название пятого месяца года – “май”. Оно произошло от собственного имени Майя. Так  звали в Древнем Риме богиню земли и плодородия. – Каким поэт назвал берег? – Объясните, почему берег назван “сонным”? – Как называется литературный прием, когда поэт оживляет неодушевленные предметы? – Олицетворение. – Что сказано о весенних ручьях? Найдите и зачитайте. – Почему о весенних ручьях говорится, что они беседуют, гласят? – Прочитайте, о чем гласят весенние ручьи. – Как они сами себя называют? – Кому поют славу весенние воды? – Как вы понимаете выражение: “И тихих, теплых мощных дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней?” – Какое чувство вызывает чтение последней строфы? Почему? Учитель: Картину родной природы особенно чувствуют художники. Посмотрите на репродукцию  знакомой картины Саврасова “Грачи прилетели”. Художник воспринимает природу, как  живое существо, даже неподвижный камень у него может смеяться от солнечного тепла или  страдать от зимней стужи. “Грачи прилетели” – лучшая работа Алексея Кондратьевича  Саврасова. Мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянным домом,  нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С  весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять,  образуя темные лужи. Сколько звуков в этой картине! Слышите, как перекликаются птицы, и  звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках, и поскрипывают кривые стволы, как  звучит колокол. Прослушивание записей колокольного звона. 9. Выразительное чтение стихотворения. 10. Подведение итогов, выставление отметок детям за работу на уроке. – Какие звуки весны вы сегодня услышали?  – Шум ручьев, капели, пение птиц. – Какие у весны запахи? – Оттаявшей земли, молодой травки, зеленых листиков. – Путешествие на уроке подходит к концу. Но путешествие в мир природы не кончается.  Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – вы как будто выпьете волшебный  напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчат ручьи, тихонько шепчут первые листочки  березы. Слушайте и всматривайтесь в картины весны! Под запись музыки С.Рахманинова ребята покидают класс. Приложение. Картины, рисунки, портреты по теме урока.

Урок литературного чтения "Лирика весны. Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Урок литературного чтения "Лирика весны.  Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Урок литературного чтения "Лирика весны. Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Урок литературного чтения "Лирика весны.  Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Урок литературного чтения "Лирика весны. Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Урок литературного чтения "Лирика весны.  Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Урок литературного чтения "Лирика весны. Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Урок литературного чтения "Лирика весны.  Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Урок литературного чтения "Лирика весны. Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

Урок литературного чтения "Лирика весны.  Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017