Урок литературного чтения "Лирика весны. Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: 1. Познакомить обучающихся с пейзажным стихотворением Ф.И.Тютчева “Весенние воды”, учить передавать авторское отношение, его настроение к изображаемому, учить выразительному чтению с опорой на авторские языковые средства. 2. Развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе со стихотворением. Через художественное слово, музыку и художественные образы развивать у детей поэтический вкус и образное мышление, учить детей чувствовать красоту родного слова и выражать свои чувства через словесное иллюстрирование. 3. Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову, к выразительным средствам языка. Прививать детям любовь к родной природе, к весенним пейзажам. Осуществлять связь содержания уроков литературного чтения с изобразительным искусством и музыкой.
Иконка файла материала Урок литературного чтения ТЮТЧЕВ.docx
Урок литературного чтения "Лирика весны.  Ф.И. Тютчев «Весенние воды» Цели урока: 1. Познакомить обучающихся с пейзажным стихотворением Ф.И.Тютчева “Весенние  воды”, учить передавать авторское отношение, его настроение к изображаемому,  учить выразительному чтению с опорой на авторские языковые средства. 2. Развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе со стихотворением. Через художественное слово, музыку и художественные образы развивать у детей  поэтический вкус и образное мышление, учить детей чувствовать красоту родного  слова и выражать свои чувства через словесное иллюстрирование. 3. Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову, к выразительным  средствам языка. Прививать детям любовь к родной природе, к весенним пейзажам.  Осуществлять связь содержания уроков литературного чтения с изобразительным  искусством и музыкой. Оформление: 1. Выставка рисунков обучающихся по теме “Весна идет!” 2. Портрет Ф.И.Тютчева. 3. Репродукция картины А. Саврасова “Грачи прилетели”. 4. Презентация “Весна”, аудиозапись в исполнении В. Бохон “Весенние воды”. 5. Музыкальное оформление: 6. М.И.Глинка “Веснянка”, П.И.Чайковский “Времена года”, С.В.Рахманинов “Концерт  для фортепиано с оркестром № 2”, “Перезвон колоколов”, “Птичьи голоса”. 1. Организационный момент. Вход учащихся в класс под музыку “Концерта” С.Рахманинова. Ход урока Учитель: – Зазвенели ручьи, Прилетели грачи, В дом свой – улей пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? – Весной! – Давайте сейчас послушаем музыкальное произведение Михаила Ивановича Глинка“Веснянка” и вы расскажите, какие чувства вас наполняли при прослушивании этой мелодии. – Ребята, вы прослушали это произведение. Какие чувства, эмоции вы испытывали при  прослушивании “Веснянки”? Какие звуки вы слышали? Какие картины вы представили во  время его звучания? – Трели соловья, звуки капели, перекликание ручейков… – В какое время года слышны эти звуки? – Композитор М.И.Глинка очень любил русскую природу и отразил в этой прекрасной  мелодии различные оттенки весеннего настроения: и грустного и радостного. – А почему грустного? Почему радостного? – Потому что грустно, когда прощаешься с зимой и всегда радуешься встрече с весной.  – “Прощай, зима, здравствуй, весна!” – такие чувства, такие мысли вложил композитор  Глинка в свою музыку. 2. Сообщение темы и целей урока. – Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие в мир природы, в мир красок и  звуков весны. Познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева “Весенние воды”, постараемся  услышать и понять, о чем щебечут птицы, журчат ручьи, шепчут лепестки березки. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и  достойна того, чтобы о ней, прекрасной, было рассказано красиво, сказочно, волшебно. 3. Проверка домашнего задания. – Прежде чем мы отправимся в увлекательное путешествие в мир поэзии, давайте  послушаем, как вы самостоятельно поработали дома. Домашнее задание: Найти в художественных произведениях описание весны и выучить понравившиеся строчки. 1­й ученик. – Мне понравилось это радостное, весеннее стихотворение Е. Баратынского. Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон. Своей лазурью живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко Ласкаясь к солнечным лучам Летают облака! Е. Баратынский. 2­й ученик. Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят, В мягком золоте день утопает А ручьи по оврагам журчат И.Никитин. 3­й ученик. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. А.Н.Плещеев.4­й ученик. Черемуха душистая с весною расцвела И ветки золотистые, что кудри, завила. Кругом роса медвяная сползает по коре, Под нею зелень пряная сияет в серебре. С.А.Есенин. 5­й ученик. Весна, весна кругом живет и дышит. Весна, весна шумит со всех сторон! Взлетел петух на самый гребень крыши Да так поет, что слышит весь район. Раскрыты окна. Веет теплый ветер. И легкий пар клубится у реки. И шумно солнцу радуются дети, и думают о жизни старики. Подведение итогов домашнего задания. – Ребята, вы хорошо подготовились к домашнему заданию. Ваше выразительное чтение  понравившихся строчек о весне заставляло волноваться, переживать. В стихотворениях, которые вы выбрали, мы услышали перекликание весенних ручейков, звон  капели, пение птиц. Даже слышалась тихая музыка. – Мы сейчас как будто побывали в музыкально­стихотворной стране. Может у нее есть  название? – Лирика. – Дайте определение слову “лирика”. – Лирика – один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи переживаний,  мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме. – Какое красивое слово “лирика”! Откуда произошло название? – “Лира” – это древний музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись  песни, стихи. Вот почему при чтении стихотворений слышится музыка. 4. Подготовка к восприятию. а) Русские поэты и писатели не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу,  находить прекрасное в самом скромном уголке России, описывать увиденное, выражать  собственное отношение к изображаемому. С весной связывают свое творчество художники, композиторы и, конечно, поэты. Именно  такое время года, как весна заставляет радостно и взволнованно биться сердце каждого  человека. – Птичьи голоса, звон капели, весенние воды – это все вестники весны. – Давайте послушаем, как просыпается и наступает весна в стихотворении Ф.И.Тютчева  “Весенние воды”. б) Словарная работа. – Давайте познакомимся с новыми словами и их значением, чтобы понять стихотворение:“брег” – берега “гласят” – говорят, объявляют, возвещают. “гонцы” – тот, кто является вестником, приносит весть. 5. Прослушивание аудиозаписи “Весенние воды” в исполнении В. Бохон. – Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? 6. Физкультминутка. А теперь мы ручейки. Побежим вперегонки. Прямо к озеру бежим, Станет озеро большим. Посидим мы, отдохнем И опять урок начнем! 7. Повторное чтение про себя – Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения? – Поэт наслаждается весной, радуется весне, солнцу, теплу, чувствуется любовь поэта к  весенней природе. 8. Анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению. – Какие картины вы себе представили? Что увидели? Какие краски использует автор в своем стихотворении? – Как вы думаете, о каком месяце весны говорится в этом стихотворении? Почему?  Докажите. – Назовите весенние месяцы и расскажите о происхождении названий этих месяцев. – Три долга у весны, три завета. Первый – тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется.  Второй – снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев живой  водой отпаивает. Третий долг – теплую землю в зелень убрать – достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает. Первый месяц весны – апрель. Сейчас мы узнаем, откуда произошло название месяца, и что  оно означает. Ученик: В древнем Риме “март” был первым месяцем года и весны, и посвящался он богу Марсу,  покровителю полей и стад. В честь него месяц и назвали. Композитор Петр Ильич Чайковский очень любил русскую природу. Сейчас мы прослушаем  его пьесу про месяц март, которая называется “Песня жаворонка”. – Вы услышали легкие трели, напоминающие пение жаворонка, этой первой весенней птички. В прекрасной мелодии передаются различные оттенки весеннего настроения. Ученик: Родина слова “апрель” – Древний Рим. Оно означает “теплый”, “солнечный”. Ученик: Название пятого месяца года – “май”. Оно произошло от собственного имени Майя. Так  звали в Древнем Риме богиню земли и плодородия.– Каким поэт назвал берег? – Объясните, почему берег назван “сонным”? – Как называется литературный прием, когда поэт оживляет неодушевленные предметы? – Олицетворение. – Что сказано о весенних ручьях? Найдите и зачитайте. – Почему о весенних ручьях говорится, что они беседуют, гласят? – Прочитайте, о чем гласят весенние ручьи. – Как они сами себя называют? – Кому поют славу весенние воды? – Как вы понимаете выражение: “И тихих, теплых мощных дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней?” – Какое чувство вызывает чтение последней строфы? Почему? Учитель: Картину родной природы особенно чувствуют художники. Посмотрите на репродукцию  знакомой картины Саврасова “Грачи прилетели”. Художник воспринимает природу, как  живое существо, даже неподвижный камень у него может смеяться от солнечного тепла или  страдать от зимней стужи. “Грачи прилетели” – лучшая работа Алексея Кондратьевича  Саврасова. Мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянным домом,  нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С  весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять,  образуя темные лужи. Сколько звуков в этой картине! Слышите, как перекликаются птицы, и  звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках, и поскрипывают кривые стволы, как  звучит колокол. Прослушивание записей колокольного звона. 9. Выразительное чтение стихотворения. 10. Подведение итогов, выставление отметок детям за работу на уроке. – Какие звуки весны вы сегодня услышали?  – Шум ручьев, капели, пение птиц. – Какие у весны запахи? – Оттаявшей земли, молодой травки, зеленых листиков. – Путешествие на уроке подходит к концу. Но путешествие в мир природы не кончается.  Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – вы как будто выпьете волшебный  напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчат ручьи, тихонько шепчут первые листочки  березы. Слушайте и всматривайтесь в картины весны! Под запись музыки С.Рахманинова ребята покидают класс. Приложение. Картины, рисунки, портреты по теме урока.

Посмотрите также