Задачи:
• учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;
• учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;
• учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, приемконтраста как средство создания картин.
Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство – тема «Картина родной природы»
Ресурсы урока: портрет А.С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, словарь Даля или словарь Ожегова, карточки (текст речевой разминки и т.д.).
Урок литературного чтения на тему «А.С. Пушкин "Зимнее утро"».
3й класс
Задачи:
учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;
учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;
учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее
выразительное значение, приемконтраста как средство создания картин.
Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство –
тема «Картина родной природы»
Ресурсы урока: портрет А.С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, словарь Даля или словарь
Ожегова, карточки (текст речевой разминки и т.д.).
Ход урока.
1. Организационный момент.
– Покажите карточкой, с каким настроением вы пришли на этот урок.
– Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что–нибудь
дарят?
– Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.
2. Речевая разминка.
– На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить.
– О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других?
– Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки. Вы
полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с
руки. Повторяем три раза.
– Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.
– А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался темп чтения.
– Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с
грустной.)
– Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл всей загадки.
Слайд 3:
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снежинки)
3Первичное восприятие произведения.
– Сегодня мы познакомимся со стихотворением
Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро».
(слайды 520)
– Как вы думаете, какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее
утро»?
– Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел
передать поэт.4.Физкультминутка.
Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
5.Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.
6.Словарная работа.
Какие слова требуют разъяснения? (слайд 21–32).
Возможные варианты:
нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон
мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек
нынче – сейчас
бурый – оттенок коричневого
вечор – чтение в толковом словаре
предадимся – чтение в толковом словаре
Северная Аврора: Аврора – древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра
на севере.
Северная звезда – так называют планету Венеру.
7.Анализ лирического стихотворения.
Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки (слайд 33).
– Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?
СТРОФА (греч. strophe – поворот) – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма
и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какойто одной мысли, и при смене строфы
меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами.
– Почему Александр Сергеевич Пушкин вспоминает о зимней вьюге?
8.Выразительное чтение стихотворения.
Как это помогает передать его настроение?
Поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно. А теперь прочитайте выразительно всему
классу.
(Выразительное чтение стихотворения. Для слабых учеников используем прием «Магнитофон
включен», когда сильный ученик читает стихотворение, а слабый следует за ним (как бы записывает на
пленку). Затем учитель говорит: «Магнитофон включен». Слабый ученик должен сам прочитать это
стихотворение).
9.Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина.
10. Итог урока.
С каким автором мы сегодня познакомились?
– Какое произведение читали?– Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха?
– Покажите карточкой, с какое настроение у вас после урока.
Оценивание учащихся.