Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)
Оценка 4.6

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
15.05.2018
Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)
Знакомство с биографией В.П. Астафьева и его произведением "Капалуха", работа с пословицами о птицах по карточкам, составление в парах синквейна по рассказу, чтение рассказа вслух и работа с текстом. Сравнение поступков литературных героев со своими собственными поступками, повторение правил поведения в лесу.
Открытый урок Капалуха 3 кл.1.docx
Урок литературного чтения 3 «Б» класс Учитель начальных классов МОУ «Турочакская СОШ» Васина Лидия Викторовна. Тема урока: В. П. Астафьев « Капалуха» Цель урока: знакомство и анализ рассказа В.П.Астафьева  «Капалуха». Задачи: Образовательные: ­ познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева и его произведением «Капалуха»; ­ продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; ­   формировать   умение   определять     идейно­смысловое   и   художественное   содержание произведения; Развивающие: ­развивать образное и логическое мышление;  ­ развивать устную речь учащихся,  ­ развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять. Воспитательные:   воспитывать   нормы   морали   и   нравственности,   воспитывать   взаимоуважение,   умение работать дружно. Формируемые УУД: 1. Предметные: а)   достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня   читательской компетентности,   общего   речевого   развития,   т.   е.   овладение   чтением   вслух   и   про   себя, элементарными приёмами анализа художественного текста с использованием элементарных литературоведческих понятий; б) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; в) умение использовать простейшие виды анализа произведения: устанавливать причинно­ следственные   связи   и   определять   главную   мысль   произведения,   делить   текст   на   части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности. 2. Познавательные: 1 а) использование различных способов поиска   информации в тексте     и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; б) активное использование речевых средств для решения  познавательных задач; в)овладение   навыками   смыслового   чтения   текста,   осознанного   построения   речевого высказывания в соответствии с целями и задачами урока; г) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  построения рассуждений; 3. Коммуникативные: а) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; б)   умение   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной   деятельности, осуществлять   взаимный   контроль,   осмысливать   собственное   поведение   и   поведение окружающих; 4. Регулятивные. а) учиться  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. в)формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной   деятельности   и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5. Личностные: а)   формирование   средствами   литературных   произведений   целостного   взгляда   на   мир   в единстве и разнообразии природы; б) развитие  доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; в)   развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   на   основе представлений о нравственных нормах общения; г)   развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками,   умения   сравнивать поступки   героев   литературного   произведения   со   своими   собственными   поступками, осмысливать поступки героев; Оборудование:  учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, интерактивная доска , презентация, карточки для учащихся, таблички  «Правила поведения в лесу» Ход урока: 1.Этап мотивации. (Слайд 1) 2 Читаем быстро, уверенно, лучше чем вчера. 2. Этап актуализации знаний. 1.Отгадайте загадку Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом –  Чудеса увидишь в нем. (Лес) Лес   –   это   самое   удивительное   и   прекрасное   творение   природы.     Мы   отправляемся   в путешествие в лес. Давайте вспомним Правила поведения в лесу. не шуми в лесу не нарушай тишины Правила поведения в лесу н е р а з в не мешай лесным жителям не оставляй мусор о д и к о с т не разоряй птичьих гнёзд р Молодцы, вы знаете Правила поведения в лесу. о в 2. Работа парами ­ На карточках  написаны     пословицы.   Но   только   на одной карточке   начало   одной пословицы, а конец   пословицы – на другой.   Ваша   задача: соединить   начало   и конец пословиц, чтобы получились  верные  высказывания. ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО. ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ. ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ.  ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ НОСОМ СЫТА. ­ Что объединяет эти пословицы?( о птицах) 3. Этап целеполагания Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь:    «Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, ­ т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив  веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске 3 затачивают. В конце песни  эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют … (глухарь) Откройте учебник на стр. 98 Прочитайте . Как называется рассказ? Оказывается, капалуха  – так сибирские охотники называют самочку  глухаря.  Послушайте сообщение о глухаре( слайды 2, 3)читают 2 ученика Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут   под   ледяной   коркой.   Этих   птиц   осталось   мало   на   Земле.   Их   надо   беречь   и охранять. В нашем крае они тоже водятся. Назовите тему урока. Предположите, о чём пойдёт речь в этом произведении. 4. Этап открытия нового знания. На партах у вас лежат маршрутные листы по работе с текстом. Мы будем работать по плану 1) Знакомство с творчеством В. П. Астафьева 2) Чтение текста по частям и работа по  его содержанию. Составление плана.  Части плана вы запишите на листах. Сколько частей вы должны найти? 2) Составление синквейна по рассказу Знакомство с творчеством по карточкам( на экране портрет писателя и несколько слайдов о его жизни , 5, 6, 7,8)   Виктор Петрович   Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой.  В  19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге  стал писателем. В последние годы жил в селе Овсянки на берегу Енисея, недалеко от города Красноярска. Там сейчас создан дом­ музей писателя. Он написал много рассказов, новелл, очерков ( « Пичуженец», « Царь­рыба», «Васюткино озеро» « Конь с розовой гривой», « Пролётный гусь» и др. )  Очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку ­ Что вы узнали? Что запомнили? Расскажите В своих листах запишите место, где находится дом­музей В. П. Астафьева, где он писал, жил в последние годы своей жизни ( с. Овсянки Красноярского края) Перед чтением словарная работа ( слайд 9) 4 В рассказе будет   4 части ( на доске каждые части плана напечатаны отдельно и заранее закрыты, будут открываться по мере озаглавливания и работе с текстом) Чтение 1 части учителем.  ­ Читаем вместе со мной, представляем себе то, о чем говорится в тексте. Поднимите руки там, где  закончится 1 часть. ­ Где происходит действие? Что такое тайга? (слайд 10  ). Слайды о тайге. ­ Что делали дети в тайге? ­ Что такое валежник?(слайд 11  ) Как озаглавим эту часть рассказа? (на доске)  «   У   черничного   бугорка   на просеке» ­ Где поднялся шум?(слайд11 )  Чтение 2 части про себя. ­ Что такое просека? Черничник? ­Где заканчивается 2 часть? Тайга – трудно проходимый лес ­О какой находке говорит автор?  Просека   ­ Что почувствовал автор, когда увидел гнездо?  Прочитайте. Пастьба – место, где пасут скот ­Как описывает его автор? Прочитайте. Валежник   ­Что такое « космы»?( лохматые волосы) Папоротник – растения с крупными листьями ­Что решили сделать мальчики с находкой? Для чего? ( забрать просто так)   – очищенное от деревьев место   – сухие сучья, деревья Черничник – заросли черники ­Какое правило поведения в лесу  они забыли?( Не трогать птичьи гнёзда) Покоробленные – кривые Редколапых Альпийские луга­ высокогорные Проектор выключить За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Дружно хлопаем     ­Озаглавим часть 2 рассказа словами   из текста (на доске). «Гнездо! Гнездо!» 5. Физминутка Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед. Дети по лесу гуляли, 5 Раз, два, три Ногами топаем! Раз, два, три Хорошо мы погуляли И немножко устали! 6. Продолжение работы по теме урока Чтение 3 части вслух «по цепочке». Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент она изображает ­ Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. Самопроверка ( на доске табличка)  Металась в стороны, крылья разброшены, мела ими закостенели от неподвижности пыталась и не могла взлететь. ­Почему автор выбрал именно эти слова и выражения? ­ Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы? ­ Что  еще  вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали? ­ Какой матерью была капалуха? ­ Кого она вам напоминает?( Мальку из рассказа Белова) ­ Как озаглавим 3 часть текста? (на доске.) "Тревога капалухи". Индивидуальное чтение 4 части. ­ Прочитайте последнюю часть рассказа. ­ Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей. Работа в парах.  сидела на сучке, вытянув шею, целилась на гнездо, 6 плавно слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла, глаза ее начали затмеваться дремной пленкой, была насторожена, вся напружена сердце билось сильными толчками. Успокоилась, но была настороже. Самопроверка ( на доске табличка)  Что вы можете  сказать о состоянии капалухи? Озаглавим 4 часть (на доске). «Снова в гнезде». 6. Этап закрепления. Обобщение по рассказу ( включить проектор) ­ Какой жанр этого произведения? ­ Тема? ­ Главное действующее лицо этого произведения? ­ Какова главная мысль? ­ Какой вывод вы сделали для себя? ­ Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицы с содержанием текста? ( слайд 12 ) ­ Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. ­ Что значит быть добрым к природе? ­ Вспомним слова М. М. Пришвина: “Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу ­ значит охранять Родину”. Читают хором (слайд13) 7. Этап  рефлексии и оценивания Работа в паре. Написание синквейна. 7 Чтение синквейнов Синквейн  ( на листах) 1.                                                Капалуха 2.___________________________,  _______________________________ 3.___________________, ______________________, __________________ 4._____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 5._________________________________________________________________ Примерный синквейн. 1. Капалуха 2. Заботливая, бесстрашная 3. Металась, взлетала ,грела 4.Яйца грела своим животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам. 5. Самка глухаря 8. Этап подведения итогов урока ­ Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? ­ Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая? Нашим   уроком   мы   уже   в   какой­то   мере   попытались   прикоснуться   к   красоте   природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.  Желтый   цвет   –   это   свечи,   которые   мы   сегодня   зажгли   за   братьев   наших   меньших. Мысленно   пожелайте   всем   птицам,   зверям,   населяющим   Зеленую   страну   благополучно прилететь из тёплых стран, построить гнёзда, вывести птенцов. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. 9.Этап ознакомления  с домашним заданием повторное чтение рассказа( стр. 98­100), выборочный пересказ понравившейся части, 8 рисунок по содержанию текста (по желанию). 9 Приложение к уроку Маршрутный лист к уроку литературного чтения В. Астафьев  «Капалуха» Ф. И __________________________________________________________ ____________________________________________________________ 1. Знакомство с творчеством В. П. Астафьева Задание: Напишите место, где последние годы жил Астафьев и где находится его дом­ музей ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Самооценка: ______________ ( справились « +», не справились «­» )    2. Работа над текстом по плану, озаглавьте части текста 1)______________________________________________________________ 2)______________________________________________________________ 3)______________________________________________________________ 4)______________________________________________________________Самооценка ______________ ( Справились «+» ,  справились  только наполовину « + ­ », не справились «­ »)  3. Синквейн 1.                                               Капалуха 2.___________________________,  _______________________________ 3.___________________, ______________________, __________________ 4._____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 5.______________________________________________________________    Самооценка____________   (   Справились   «   +»,   возникали   трудности   «   +   ­»   ,   не справились «­»  Итоговая самооценка ____________ Оценка учителя_________________ 10

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "В.П. Астафьев «Капалуха»" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018
Посмотрите также: