урок литературного чтения Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: создание благоприятных условий для формирования нравственных качеств: настойчивости, трудолюбия, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любви к близким через содержание стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки». Задачи: Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве Н.А. Некрасова Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием стихотворений «Школьник», «В зимние сумерки» ; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; развитию навыка выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние поэта; развитие читательского интереса к произведениям Н.А. Некрасова, к детской литературе; развитию умения работать в парах. Воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств: настойчивости, трудолюбия, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любви к близким через содержание стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»; воспитанию вдумчивого чтеца; воспитывать интерес к поэзии.
Иконка файла материала 8 класс в зимние сумерки некрасов.docx
Литературное чтение УМК: «Школа России», 4 класс Тема урока: Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки». Цель: создание благоприятных условий для формирования нравственных качеств: настойчивости,  трудолюбия, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любви к близким через содержание  стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки». Задачи: Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через  знакомство обучающихся с содержанием стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»;  формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве Н.А. Некрасова Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над  содержанием стихотворений «Школьник», «В зимние сумерки» ; развитию связной речи детей, обогащению  словарного запаса; развитию навыка выразительного чтения с интонационным выделением особенностей  текста, смысловых пауз; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить  логически; развитию навыка чтения; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние  поэта; развитие читательского интереса к произведениям Н.А. Некрасова, к детской литературе; развитию  умения работать в парах. Воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств: настойчивости, трудолюбия,  упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любви к близким через содержание стихотворений  Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»; воспитанию вдумчивого чтеца; воспитывать интерес к  поэзии. Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов,  способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного  эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки. Планируемые результаты: Личностные: формирование таких нравственных качеств: настойчивости, трудолюбии, упорства,  стремления к достижению цели, силы воли, любови к близким через содержание стихотворений  Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной  и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, к чтению;  умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Метапредметные: Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную  задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение  основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение определять жанровые  особенности стихотворений «Школьник», «В зимние сумерки», анализировать изобразительно­ выразительные средства, умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и  обсуждения. Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои  действия в соответствии с поставленными задачей и условиями её реализации, осуществлять самоанализ,  анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить  коррективы с учётом характера сделанных ошибок.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и  понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую  речь. Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, выделять  жанровые особенности стихотворения, анализировать изобразительно­выразительные средства; отвечать на  вопросы; участвовать в обсуждении прочитанных стихотворений. Ход урока: I. Организация начала урока. II. Актуализация умений и знаний. 1)Речевая разминка. У: Начнем урок с разминки для дикции. У: Сначала читаю я, потом вы. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. У: Сначала под хлопки медленно ­ Немного быстрее ­ А теперь читаем быстро ­ Читаем скоро и быстро («цепочкой») 2) Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина У: Оценивание: обучающие выразительно читают. (спрашиваю 5­х человек). Анализирую выразительное  чтение. (читал громко, внятно, без искажения слов, соблюдал паузы и логические ударения, умел соблюдать  интонацию, придавать голосу нужные эмоциональные окраски, хорошая дикция, яркое, четкое произношение звуков…) Анализ и оценка работы обучающихся III. Открытие новой темы. Целеполагание. У: Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного великого поэта, а чтобы узнать, кто это, вы должны  мне ответить на вопросы по изученным темам. (Внесите ответы в таблицу и узнайте фамилию поэта) Н ­ кто автор стих­я «В синем небе плывут над полями…» (Никитин) Е ­ кто автор стихотворения «Поёт зима, аукает…» (Есенин) К ­ кто автор басен «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки» (Крылов)Р – кто автор стихотворения «Чем пахнут ремесла?» ( Родари) А – назовите имя поэтессы Барто. (Агния) С– назовите имя поэта Михалкова(Сергей) О – назовите имя князя, который получил смерть от своего любимого коня (Олег) В – назовите имя главного героя из рассказа Чехова «Мальчики» (Володя) У: Составьте из первых букв фамилию автора О: Некрасов У: Кто может определить тему урока, поднимите руку? О: Стихотворения Некрасова У: Верно, темой сегодняшнего урока будет: «Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки». У: Попробуйте определить задачи урока, используя «слова­помощники»: начнем знакомиться, будем  учиться... У: Сегодня на уроке мы начнем знакомиться с творчеством Николая Алексеевича Некрасова и с его краткой биографией. IV. Открытие новых умений, знаний. 1)Подготовительная работа а) Краткие биографические сведения об авторе Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году. Его жизнь была трудна, но он оставил огромный след в  русской литературе 19 века. У: Поработаем в парах (на каждую парту раздаются биографические данные о Николае Алексеевиче  Некрасове) Прочитав их, вы сможете ответить на мои вопросы. У: Где прошли детские и юношеские годы поэта? О: Детские и юношеские года поэт провел здесь в своем родовом поместье в селе Грешнево Ярославской  губернии). Оно состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой  двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня. У: Что узнали о родителях поэта? О: Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, был человеком крутого нрава. В его распоряжении было 50  душ крепостных, которых он не щадил. Хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена  Андреевна, которая была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она очень любила детей, и сама занималась их воспитанием. У: Где учился Некрасов? О: В Ярославской гимназии, куда Николай поступил в возрасте 11 лет, он целиком отдался приобретённой  от матери любви к литературе и театру. Здесь он не только много читал, но и пробовал свои силы в поэзии. У: Как вы узнали, произведения Некрасова стали классикой русской литературы. Детям он посвятил серию  своих стихотворений и обратился с такими словами:«…Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано…» У: Как вы думаете, что такое детство, с каким словом оно у вас ассоциируется? О: Это такая пора, когда все можно, когда человек маленький. С словом игрушки У: Во времена творчества Николая Алексеевича не все дети могли посещать школу, не было учебников и  условий для учебы, люди жили впроголодь. Чтобы помочь родителям, уходили работать по найму и  выполняли тяжёлую физическую работу. У: О судьбе одного такого крестьянского школьника рассказал Некрасов. б) Словарная работа (слова или выражения записаны на доске с ударением, обучающиеся читают  про себя, вслух, далее пытаются самостоятельно дать определение, при помощи толкового  словаря и учителянаходят правильное определение). У: В стихотворении вам встретятся непонятные слова. Попытайтесь определить их значение. котомка­ сумка, носимая за плечами. не робей­ не бойся. славных­ знаменитых, хороших разумен­ понимающий, умный не бездарна­ талантлива, способна поприще­ старорусская путевая мера для измерения больших расстояний. напыщенный­ чрезмерно торжественный, искусственно приподнятый. салазки­ маленькие санки для катания с гор или перевозки грузов вручную. ворчанье­ невнятное выражение неудовольствия бормотанием. 2) Первичное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник», анализ первичного восприятия. У: Открываем учебник на странице 147 У: И первое стихотворение, с которым мы познакомимся называется «Школьник» сейчас мы прослушаем  аудиозапись, затем вы ответите на некоторые вопросы. О: Слушают У: Каким настроением проникнуто стихотворение? О: Светлое, потому что мальчик надеется на лучшее 3) Вторичное чтение стихотворения, анализ образов. У: Обратимся к первой строфе. Каков пейзаж? О: Небо, ельник и песок У: Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его. О: Эй, садись ко мне, дружок!У: Можете ли вы сказать, к кому он обращается? О: Мужчина обращается к своему пассажиру, мальчику У: Какие чувства мужчина испытывает к мальчику? О: Чувства сострадания, гордости. У: Какое средство художественной выразительности использует автор в следующем словосочетании:  «невеселая дорога»? О: Метафора, У: Что такое метафора? О: Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления  другому по сходству или контрасту. У: Какое средство художественной выразительности, которое присутствует в данной строфе вы можете мне  назвать? О: Эпитеты У: Что такое эпитеты? О: Эпитет­ определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается  преимущественно именем прилагательным. У: Назовите предложение, где употребляются эпитеты О: Ноги босы, грязно тело У: Есть ли еще какое­либо средство выразительности в указанной строфе? О: Да, аллегория У: Назовите предложение, где употреблена аллегория О: Сон свершится наяву У: Что такое аллегория? О: Аллегория­ это иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. У: От какого лица идет дальнейшее повествование? О: От первого­ «вижу я в котомке книжку» У: Согласны ли вы с тем, что стихотворение представляет собой монолог? О: Да У: Проанализируем третью и четвертую строфы. Ребята, кого называли «дворовыми» О: Дворня, принадлежащие дворянам. У: О ком говорит нам автор, в этой строфе? О: М.В. Ломоносов У: Совершенно верно. В декабре 1730 года 19­летний Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился в  Москву — учиться. Будущий академик прошагал пол­России: он шел три недели и преодолел 1168  километров. В Москве его принимают в «Спасские школы». Двадцатилетний юноша учится в одном классе смаленькими детьми – конечно, ему приходится терпеть их насмешки. Позже Ломоносов вспомнит свою  «несказанную бедность» в этот период – он существует на три копейки в день. К прочим неприятностям  добавляются еще и постоянные укоры отца. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи,  прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов  проходит сразу три класса. У: За что автор любит Родину? О: За то, что много умных, талантливых людей вышли из народа. У: Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели? О: Не легко, т.к. нужно проделать огромный путь У: Прочитайте стихотворение про себя 4) Литературная игра. У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буриме». "Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение, обычно шуточного характера на заранее  заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны  осмысленным текстом. У: Допустим, стихотворцу задают рифму " Кресло­тесто". У: Что вам вспоминается при слове «кресло»? У: А при слове «тесто»? У: У меня получилось: Отодвинула я кресло, Замесила быстро тесто. У: Для дальнейшей работы мы разобьемся на группы. Каждая группа должна будет придумать  стихотворение на выданную рифму. Я думаю, что одна голова хорошо, а несколько – лучше. Каждой группе  я выдам свою рифму «школьный – вольный», «привет – лазарет», «в лесу – принесу», «роса – небеса»;  «раскраски­сказки»; «мотылёк – ветерок»; У: Кто уже придумал стихотворение поднимите руки. Прочитайте, что у вас получилось. V. Физминутка. У: Ребята, а теперь мы с вами отдохнем и выполним небольшую разминку. Все встаем. О: Дети встают. У: Повторяйте за мной. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. ­ стоя, руки вдоль туловища. 1 ­ правую руку на пояс, 2 ­ левую руку на пояс, 3 ­ правую руку на плечо, 4 ­ левую руку на плечо,5 ­ правую руку вверх, 6 ­ левую руку вверх, 7 ­ 8 ­ хлопки руками над головой, 1 ­ опустить левую руку на плечо, 2 ­ правую руку на плечо, 3 ­ левую руку на пояс, 4 ­ правую руку на пояс, 5 – правая рука на правое колено 6 – левую руку на левое колено 7 – 8 – хлопки по коленям Повторить 4 ­ 6 раз. У: Молодцы, садитесь. VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение) а) Первичное чтение стихотворения Н..А. Некрасова «В зимние сумерки», анализ первичного  восприятия. У: Откроем страницу 148, сейчас я прочитаю стихотворение «В зимние сумерки» Николая Алексеевича  Некрасова О: Слушают У: Подберите эпитеты к настроению этого стихотворения О: Радость, игривость, веселье, стремительность У: Какие образы вы представляли, при слушании стихотворения? О: Маленькая, жизнерадостная девочка Саша пошла со своей старенькой, спокойной няней кататься в  снежную зиму на салазках. б) Вторичное чтение стихотворения, анализ образов. У: Обратимся к первой строфе. Как поэт описывает забавы Саши? О: Вечерами Саша любила слушать нянины сказки, а с утра каталась на санках с ледяной горки У: Какие средства выразительности можно выделить в первой строфе? О: Сравнение У: Что такое сравнение? О: Сравнение — это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому­либо признаку,  основанное на их сходстве. У: В каком словосочетании употреблена аллегория? О: Летела стрелой У: Прочитаем вторую строфу. Найдите строку, в которой говорится о том, что няня беспокоилась о СашеО: Няня кричит: «Не убейся, родная!» У: Прочитаем третью строфу. Что делала Саша, когда санки переворачивались и она летела с горы? О: Она не плакала, не унывала, смеялась и снова бежала в гору У: Как няня относится к Саше? О: Очень хорошо У: Какими словами из текста можно это подтвердить? О: Не до ворчанья и няне седой Любят она её смех молодой VII. Итог урока. Рефлексия. У: Подведем итоги. Сейчас я вам раздам карточки, где вам потребуется оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения: Мне удалось сегодня … Мне понравилось … Я могу похвалить себя за … У: С каким автором мы сегодня начали знакомиться? О: С Николаем Алексеевичем Некрасовым У: С какими стихотворениями этого автора вы познакомились? О: «Школьник», «В зимние сумерки» У: О чем говорится в стихотворении «Школьник»? О: О молодом человеке, который захотел учиться, но для этого ему необходимо пройти большой путь, в  много километров, чтобы достичь своей цели У: О чем говорится в стихотворении «В зимние сумерки»? О: О жизнерадостной девочке Саше, которая захотела покататься на санках У: Какое стихотворение Вам понравилось больше? Почему? О: «В зимние сумерки, потому что это очень интересное и жизнерадостное стихотворение, которое хочется  читать снова и снова У: Молодцы ребята! VIII. Домашнее задание. У: С. 147­149 наизусть по выбору.

Посмотрите также