Урок литературного чтения по рассказу В. А. Осеева " Синие листья"( 1 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
1 кл
25.11.2018
Урок литературного чтения в первом классе по рассказу В.Осеевой " Синие листья". Работа с текстом построена в соответствии требованиям ФГОС .: подготовка к первичному чтению,первичное восприятие текста ( чтение учителя),проверка первичного восприятия,постановка учебной задачи,чтение и анализ текста,.рефлексия. Представлена и групповая работа,вызывающая обычно трудности в 1 классе.Материал полезен как для молодых педагогов,так и для педагогов-стажистов.
Осеева .docx
В.А. Осеева « Синие листья»
Цель урока.
Учить полноценно воспринимать произведение В.А. Осеевой
« Синие листья»
Ход урока
1.Подготовка к первичному чтению.
Игра « Доскажи словечко»
Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна мужская... (дружба)
Как вы понимаете слово « дружба»? ( Дружба близкие отношения,
основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (по
С.Ожегову))
А у вас есть друг или подруга? (Ответы детей)
А почему вы дружите? Расскажите о своей дружбе.
Как вы думаете, о чём мы будем сегодня рассуждать на уроке? ( О дружбе
между людьми)
2.Первичное восприятие текста ( чтение учителя).
3.Проверка первичного восприятия.
Понравился ли вам рассказ? Какие эмоции вызвал?( Ответы детей) Ребята, а какого цвета бывают листья? (Ответы детей)
Посмотрите на эти листочки из гербария. Какого они цвета? (Показ
гербария)
А бывают ли синие листья? (Ответы детей)
Почему рассказ назван « Синие листья»? ( Лена раскрасила листья на
деревьях карандашом синего цвета.)
4.Постановка учебной задачи.
Прочитаем рассказ и проследим, как складываются отношения между
девочками.
5.Чтение и анализ текста.
Назовите главных героев рассказа. ( Лена, Катя, учительница)
- Сколько зелёных карандашей было у Кати?( два)
– Могла ли Катя дать Лене сразу зелёный карандаш? (варианты ответов детей)
Обоснуйте свой ответ.
– У кого она решила спросить разрешение?( У мамы, потом у брата)
Как Лена отнеслась к этому решению? Подтвердите ответ текстом. ( Лена
спросила: « Позволила мама?», смирилась: « Ну что ж, спроси ещё у брата»)
Вопросы для групп: (все в группах обсуждают ответ на вопрос, а
выбранный группой ученик даёт полный ответ)
1. Группа – Какой девочкой была Лена?( Воспитанная, вежливая,
честная(сказала правду учителю) 2. Группа – Из каких слов Лены видно, что она девочка воспитанная и
аккуратная?(Просит карандаш, ну что ж, спроси ещё у брата, я
осторожненько, листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную)
3. Группа – Что говорила Катя, когда собиралась дать Лене карандаш?
( Смотри, ни чини, не нажимай крепко, в рот не бери, да не рисуй много)
Как выглядело при этом её лицо? ( Брови хмурит. И лицо недовольное
сделала)
1. Группа
1). Почему учительница удивилась, когда увидела Ленин рисунок?( Листья
были синего цвета.)
2). В каком случае говорят о человеке, что он «покраснел как рак»? ( Когда
человеку становится стыдно за поступок или некрасивую ситуацию)
3). Почему Катя сильно покраснела? ( Ей стало стыдно, неловко)
2. Группа
1). А почему же Лена не взяла карандаш у Кати?( Катя давала карандаш с
оговорками, с нежеланием, не как подруга)
2). Какой девочкой была Катя? ( Жадной, неискренней, думающей только о
себе)
3). А что же такое жадность?( Стремление побольше получать и поменьше
отдавать)
3. Группа
1). Какой совет дала учительница в конце рассказа? (Надо так давать, чтобы
можно было взять)
2). Как понять совет учительницы? ( Делиться чемто надо искренне, с
желанием ,подружески. Тогда и тебе люди придут на помощь.)
3). Хотели бы вы иметь такую подругу, как Катя, и почему? ( ответы детей)
Вопросы для всех:
Как вы думаете, а почему нельзя жадничать? Подумайте, а вы жадный человек или нет? Докажите своё утверждение
примером из своего личного опыта.
6.Обобщение.
1.Перед вами группа слов:
Жадный, добрый, бережливый, , скупой ,щедрый.
Выберете по два слова с одинаковым значением ( синонимы)
Жадный Добрый
Скупой Щедрый
2. Отвечают на вопросы:
Почему слова «жадный» и «бережливый» нельзя поместить в одну группу?
Какая разница между жадным человеком и бережливым?
Почему слова «добрый» и «щедрый» вы поместили в одну группу?
3. Составление характеристик на девочек.
Что вы можете сказать о девочках, какие они?
а) Лена.
б) Катя.
4. – Скажите, так по какой же ещё причине могут быть на рисунке синие
листья? ( В начале урока мы сказали, что листья синие, потому что Лена их
раскрасила синим карандашом. Наблюдая над текстом, мы поняли, что
взаимоотношения девочек не оказались дружескими. Изза жадности Кати
листья синие.)
7.Рефлексия.
На доске пословицы:
Не дорог обед, а дорог привет.
О дереве судят по плодам, а о человеке по делам.
На язык мёд, а на сердце лёд. Прочитайте пословицы.
Как вы их понимаете? Какая понравилась больше? Почему?
К какой героине рассказа их можно отнести?
8.Домашнее задание. Опираясь на пословицы, представленные выше,
подумайте, какой совет вы могли бы дать Кате?
Урок литературного чтения по рассказу В. А. Осеева " Синие листья"( 1 класс)
Урок литературного чтения по рассказу В. А. Осеева " Синие листья"( 1 класс)
Урок литературного чтения по рассказу В. А. Осеева " Синие листья"( 1 класс)
Урок литературного чтения по рассказу В. А. Осеева " Синие листья"( 1 класс)
Урок литературного чтения по рассказу В. А. Осеева " Синие листья"( 1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.