Урок литературного чтения «Путешествие по огородам Бабы Яги. Докучные сказки» (1 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
08.06.2017
Презентация показывает, как Маша и Миша, преодолевая препятствия на пути к сказочному лесу, изучили законы докучных сказок, сочиняли с ребятами докучные сказки.
МБОУ «Пригородная СОШ»
Открытый урок литературного чтения в
1А классе по теме «Путешествие по
огородам Бабы Яги. Докучные сказки»
Учитель: Бойко Татьяна Фёдоровна
г. Ульяновск
Законы докучной сказки. "Сказка про сороку и рака" Класс: 1
УМК: Перспективная начальная школа
Пед. технология: развивающее обучение с деятельностным подходом по Петерсону.
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Законы докучной сказки. "Сказка про сороку и рака"
Предметные цели урока: ознакомление с особенностями (законами) докучной сказки; развитие
умения составлять самостоятельно докучную сказку.
Метапредметные цели урока:
1) Регулятивные: развитие навыка целеполагания; развитие навыка взаимоконтроля;
формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
учебника; формирование умения выполнять самооценку своей работы на уроке.
2) Познавательные: развитие навыка анализа (работа со схемами); формирование умения
постановки и формулирования проблемы (третий этап урока); развитие навыка осознанно и
произвольно строить речевые высказывания; формирование навыка знаковосимволического
моделирования (8 этап урока); развитие навыка переработки полученной информации: делать
выводы в результате совместной работы всего класса.
3) Коммуникативные: развитие навыка планирования учебного сотрудничества с одноклассниками
(при работе в парах); развитие навыка внимательно слушать и понимать речь других (7 этап
урока).
Личностные цели урока: формировать навык оценки поведения как своего, так и товарища;
формировать навык корректной и справедливой критики в адрес партнёра по работе на уроке (9
этап урока).
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности (Чтение учителем стихотворения)
Поднялось над лесом солнце
И в дорогу нас зовёт.
С Мишей, Машей за околицу
На чудесный огород.
Куда опять мы отправляемся? ( На огороды Бабы Яги.)
Мишу и Машу сопровождает Учёный Кот. В прошлый раз он использовал волшебные предметы
(шапкуневидимку и сапогискороходы) для помощи детям, а сегодня на уроке нам нужно самим
проявить находчивость и смекалку, чтоб пробираться по огородам Бабы Яги к волшебному лесу.
Нам потребуется пропуск, отгадаем ребусы (слайд 4).
100л
ком
та
?ист
ка
ва
(стол) (комната) (ам) (зубы) (канава) (аист)
Прочитайте первую букву каждого слова, чтоб узнать это слово (сказка)
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Кто же нас не пропускает? Отгадайте: Кто ни прикасается, за того цепляется. (Репейник.)
– Смотрите, знакомый знак. (Слайд «Репейники». В огородах Бабы Яги мы повстречали того, кого
можно обозначить вот таким знаком: (на слайде нарисовать три колючие улыбающихся головы
репейника, соединённые между собой по кругу стрелочками)
Почему они нас не пропускают? (Любят рассказывать и слушать докучные сказки)
Кто может объяснить, что значит "докучная сказка"? (Слайд8 . «Докучная, докучливая сказка
коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого опять переходит в начало, и
повторяется одно и то же» (Даль В.И. «Толковый словарь»)
А какой из этих знаков, которые показывает Учёный Кот, можно назвать законом докучной
сказки? (РАБОТА В ПАРАХ) (на центральной доске заранее под цифрами нарисованы схемы:
1.по кругу три двусторонние стрелочки
2.по кругу четыре двусторонние стрелочки, но посередине на них поочерёдно нарисованы:на
первой кружок, на второй звёздочка, на третьей кружок, на четвёртой звёздочка.
3.круг (отчёты пар)
III.Выявление места и причины затруднения:
В чём у вас возникло затруднение? Что вы не знаете? ( ...)
Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Узнать законы докучной сказки и какой схемой
их можно изобразить)
IV.Построение проекта выхода из затруднения
1)Чтобы узнать законы докучной сказки, Учёный Кот советует прочитать репейникам "Сказку
про сороку и рака" (Чтение по цепочке сказки в учебнике на стр. 8).
2)Учёный кот решил вам немного помочь и принёс законы докучной сказки. Но! Я сейчас
прочитаю закон, а вы в паре обсудите, какой из знаков подходит к этому закону.
Итак, законов Учёный Кот принёс три:
1.докучная сказка бесконечная
(обсуждение в паре отчёты пар => запись на доске напротив схемы № 3 "бесконечная")
2. элементы докучной сказки повторяются
(обсуждение в паре отчёты пар => запись на доске напротив схемы № 2 "повторяется")
3. сюжет сказки (то, что в ней происходит) движется по кругу
(обсуждение в паре отчёты пар => запись на доске напротив схемы № 1 "по кругу")
1. Знак «Сюжет сказки движется по кругу».
2. Знак «Элементы сказки повторяются».
3. Знак «Сказка бесконечная».
V.Реализация построенного проекта
Докажите, что сказка про сороку и рака докучная, используя при доказательстве эти законы
(см.на доске).(Спрашивать по желанию)
VI.Первичное закрепление с проговариванием
1) Рассмотрите внимательно в учебнике на странице 8 рисунок (Слайд11)
Какой из законов докучной сказки подходит к этому рисунку и почему? ( второй закон, т.к.
сюжет повторяется: "И так без конца"; третий закон, так как по кругу)
2) А какой из законов докучной сказки помогает легко её запомнить? Почему?
( первый закон, так как повторяется бесконечно) Физкультминутка.
Я на скрипочке играю
Тилитилитили. (Ученики имитируют игру на скрипочке.)
Скачут зайки на лужайке
Тилитилитили. (Прыжки на месте.) (Повторить 2–3 раза.)
– Миша заметил, что эта физминутка напоминает докучную сказку. А вы заметили?
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(РАБОТА В ПАРАХ: Старший Репей попросил Машу и Мишу рассказать докучную сказку, а
Маше ничего в голову не идёт, придётся их выручать (чтение учителем задания для Машиной и
Мишиной сказки в учебнике на стр.9): 1 человек сочиняет Машину сказку и рассказывает её
соседу, а второй Мишину и тоже рассказывает её соседу)
(Текст задания: "Пусть героями Машиной сказки будут Белочка и Дятел. Белочка сидит на сосне
и щёлкает орешки. Дятел долбит ствол сосны; А героями Мишиной сказки пусть будут Медведь и
Пчела. Медведь лезет по липе за мёдом. Пчела жужжит и отгоняет его от дупла с мёдом.")
Чтение сказки по ролям.
Учитель обращает внимание на ритм докучной сказки. Например:
– Белочка сидит на сосне и щелкает орешки: щелкщелк.
– Дятел долбит ствол сосны: туктук.
– Белочка щелкает: щелкщелк, щелкщелк.
– Дятел все долбит: туктук, туктук... И так без конца
Чтение сказки по ролям.Например:
– Медведь лезет по липе за медом: выше и выше.
– А Пчела жужжит и отгоняет: вжж, вжж.
– Медведь лезет да лезет, все выше и выше.
– А Пчела жужжит.
– Медведь лезет: выше, выше.
– А Пчела жужжит, жужжит: вжж, вжж. И так без конца
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Некоторые ребята из нашего класса нашли или сочинили докучные сказки, послушаем:
Шел я както через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост:
– Пусть ворона сохнет.
Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост:
– Пусть ворона мокнет. (И опять начинать все сначала, пока не надоест.)
«Мы с тобой шли?» – «Шли». – «Кожух нашли?» – «Нашли». – «Я тебе его дал?» – «Дал». –
«Ты его взял?» – «Взял». – «Так, где же он?» – «Что?» – «Да кожух!» – «Какой?» – «Мы с
тобой шли?..» и так без конца.
Лечу я в космос на ракете, чтоб узнать, Кто живёт на другой планете.
Лечу, лечу не долечу.
Сказку снова рассказать хочу.
Рассказать тебе сказку про Красную Шапку,
Как она к бабушке пошла, телефон нашла.
Села, позвонила и дальше пошла, и так без конца
Жил – был Жук, у него был ноутбук,
Чтобы в игры играть.
Сказку снова рассказать?
Домашнее задание № 4 в рабочей тетрадке на стр. 6.
(Текст задания: "Помоги Маше и Мише избавиться от надоедливых и приставучих репейников.
Нарисуй картинку к сказке Маши про Белочку и Дятла или к сказке Миши про Медведя и Пчелу.
Рисуй так, чтобы стало понятно, что эта сказка докучная".)
IX. Обобщение изученного.
– Репейники остались довольны Машей и Мишей и вашей работой, ребята. Репейники заслушались
докучными сказками так, что перепутали слоги в словах, которые хотели вам сказать. ДЕ ДО
ДОБ ТИ РО РОЙ ГИ
Кот ученый знает, что все слова начинаются на Д. Переставьте слоги и прочитайте. (Доброй
дороги, дети.)
Маша считает, что репейники многому нас научили. Кто согласен с Машей? Чему мы научились?
Что узнали?
X. Рефлексия учебной деятельности
Дети отмечают, понравилось ли им знакомство с докучными сказками:
"+" – понравилось
"" не понравилось
"?" не очень понравилось (или показывают смайлики)
(Попросить ребят дать устную оценку своей деятельности на уроке и работе соседа по парте, так
как на уроке проводилась работа в паре. Отвечают ребята по желанию.)
От Учёного Кота за работу дети награждаются детскими книжками.
Урок литературного чтения «Путешествие по огородам Бабы Яги. Докучные сказки» (1 класс)
Урок литературного чтения «Путешествие по огородам Бабы Яги. Докучные сказки» (1 класс)
Урок литературного чтения «Путешествие по огородам Бабы Яги. Докучные сказки» (1 класс)
Урок литературного чтения «Путешествие по огородам Бабы Яги. Докучные сказки» (1 класс)
Урок литературного чтения «Путешествие по огородам Бабы Яги. Докучные сказки» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.