Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Портной и царь"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
12.11.2018
Конспект урока литературного чтения
Тема урока "Русская народная сказка "Портной и царь"
4 "Б" класс
УМК "Планета знаний"
Задачи урока: формировать умение включаться в процесс дистанционного общения с автором и осознавать его отношение к тому, о ком или о чем он написал, заложить основы литературного анализа содержания и языковых особенностей текста.Конспект урока литературного чтения "Портной и царь"
урок чтения Портной и царь.docx
Портной и царь
Цель урока: Познакомить учащихся с произведением; формирование читательского
кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. Воспитание интереса к чтению и
книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.
Задачи урока: Формировать умение включаться в процесс дистанционного общения с автором
и осознавать его отношение к тому, о ком или о чём он написал; Заложить основы
литературного анализа содержания и языковых особенностей текста. Развивать способность к
осознанию и словесному выражению собственного отношения к произведению.
Словарная разминка.
Синонимы: Медлительный – нерасторопный, неповоротливый, непроворный Антонимы: Медлительный
торопливый, скорый, стремительный, быстрый.
Синонимы: Умелый – искусный, грамотный, квалифицированный, виртуозный, опытный Антонимы: Умелый
– неработоспособный, неловкий.
Армения находится на перекрёстке путей, соединяющих Европу и Азию. Армения — страна
богатая памятниками культуры и природы. Среди художественных ремёсел развиты вышивка,
плетение кружев, резьба по камню, чеканка и ювелирное искусство. Армения славится своими
коврами.
Армянский народ создал, перенёс через века и сохранил до наших дней свой фольклор. Богат
армянский фольклор сказаниями, различными поучениями, которые бабушки и дедушки
рассказывали своим внукам, тем самым знакомили с историей своих предков. В своих
поучениях, сказаниях свободолюбивый народ рассказывал о бедных и богатых, о тяжёлой доле
крестьян.
3.Чтение сказки и её анализ
стр. 42 «Жил царь…» «…крепче алмаза.»).
Кого созвал царь? (портных, ткачей, вышивальщиков).
Что приказал сделать? (сшить одеяло точно по царскому росту).
Что царь обещал взамен? (руку своей дочери, царевны Рачии Огнеглазой, и полцарства в
придачу).
Зачем царь придумал испытание с одеялом? (хотел получить бесплатных рабов).
О каких качествах характера царя мы узнали из этой части? (Алчный, жадный).
(стр.4243 «Ткачи, портные…» «…не зная отдыха.»)
Из какого материала портные шили одеяла? (слова из текста).
Как портные украшали их? (слова из текста).
Что делал царь, когда ему приносили одеяла? (слова из текста
В кого превращал царь портных? (Царь превращал портных в рабов).
Какие качества характера проявил царь? (Жестокий, хитрый).
(стр.4344 «Слух о злодеяниях…» «…в покои царя.»).
Кто решил вызволить портных из рабства? (старый, бедный, портной).
Почему портной решил участвовать в выполнении задания? (доброе сердце).
.Из чего он сшил одеяло? (Из обрезков ситца он сшил одеяло точно по росту царя).
Что сделали царские слуги? (подняли портного на смех, но ввели в покои царя).
Какие качества характера портного раскрываются в этом отрывке? (Милосердие и смелость).
(стр.4446 «Царь взглянул…» «…на дорогу.»). Каким царь увидел портного? ( Царь взглянул на портного и поморщился, потому что портной
был стар, худ и хром).
Как царь назвал портного? (Нищий оборванец).
Как царь примерил одеяло? (перевернул одеяло поперёк, чтобы ноги торчали наружу).
Что царь приказал сделать с портным? (Царь приказал надеть на портного собачий ошейник и
посадить его на цепь посреди двора).
Что ответил ему портной? (Умный человек смеется после всех)
Что приказал царь после удара палкой? (Царь приказал казнить портного).
Почему он отменил свой приказ? (вспомнил: Кто обманул сегодня тому не поверят завтра).
От чего отказался портной и о чем он попросил царя? (от царства, и от руки царевны Рачии
Огнеглазой). Он попросил выпустить из горных пещер несчастных рабов.
Что пришлось сделать царю? (отпустить всех рабов, пожелать им добра на дорогу).
Каким вы видите царя в этом отрывке? (Царь обманщик, но в то же время он сумел признать
свою ошибку).
Характеристика персонажей сказки
1. Какая внешность? 2. Какая речь 3. Какие поступки он совершил? 4. Какой характер?
5.Как народ выражает своё отношение к царю?
Царь
Описывает ли народ внешность царя? (Нет, не описывает).
Какая речь? (Грубая – оскорбляет портного)
Какие поступки он совершил? (Он приказал сшить одеяло. Взял в рабство портных, «не
выполнивших его приказ». Приказал портного посадить на цепь, а затем казнить. Признал свою
ошибку. Отпустил портного и рабов).
Какой характер? (Властный, жестокий).
Как народ выражает свое отношение к царю? (Народ смеется над царем).
Портной.
Как описывает народ внешность портного и почему это важно? (Портной старый и хромой.
Он не силён физически, но силён умом, добротой, мужеством).
Какая речь у портного? (Вежливая, богатая пословицами).
Какие поступки он совершил? ( Решил вызволить портных из рабства).
Какой характер? (Милосердный, добросердечный, мудрый, решительный).
Как народ выражает свое отношение к портному? (Народ уважает портного).
А почему он его уважает? (Потому что он сумел освободить рабов).
Найдите поговорку. Как вы понимаете ее? Как смысл поговорки раскрывается в сказке? (В
живой природе лисица если попадет в капкан, то действительно отгрызает лапу, чтобы уйти от
охотника. .Если такая поговорка относится к человеку, то она означает, что он вынужден
сделать чтото очень неприятное для себя. В сказке эта поговорка относится к царю. Он
делает страшно неприятную для себя вещь – отпускает людей, которых сделал своими рабами.
Ему это так же больно, как лисе отгрызть лапу. Но ему надо остаться царем.
Сравним армянскую сказку «Портной и царь» и русскую сказку «Мужик и царь» по
плану на странице 46 вопрос №5.
1)В сказке «Мужик и царь» мужик был бедным. У него не было ни дома, ни хозяйства, ни
семьи. Иногда голодал. И в сказке «Портной и царь» портной тоже был бедным, старым,
хромым. В обеих сказках они небогатые, простые люди. 2) Мужик решился на эту встречу, потому что он хотел поесть и попить за счет царя. А
портной хотел выручить людей, которые попали в рабство к царю. У портного цель
благородная.
3) Во время встречи с царем мужик проявил умным и хитрым. Портной же проявил себя
мудрым и добрым.
4) Встреча с царем для мужика завершилась получением сундука с золотом, он стал богатым.
А для портного освобождением несчастных рабов. И тот, и другой добились своей цели.
5) Люди, сочинившие сказку «Мужик и царь» уважают мужика, потому что он обхитрил
глупого царя. А народ, сочинивший сказку «Портной и царь», уважает портного, потому что он
сумел освободить рабов.
Какие еще пословицы звучат в сказке? (Умный человек смеется после всех. Рус Хорошо
смеется тот, кто смеется последним. Кто обманул сегодня – тому не поверят завтра)
Чему учит сказка "Портной и царь"
Сказка учит не издеваться над людьми, ценить и уважать чужой труд. Учит держать свое слово
и не обманывать. Учит не смеяться над стариками. Учит быть честным и справедливым.
д/з план сказки, пересказ, задать 3 вопроса по сказке.
Указ царя Портные шьют одеяла Новые рабы царя Старый портной Ситцевое одеяло Издевка царя Удар палкой
Царское слово нерушимо Свобода рабам
Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Портной и царь"
Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Портной и царь"
Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Портной и царь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.