Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Портной и царь"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературного чтения Тема урока "Русская народная сказка "Портной и царь" 4 "Б" класс УМК "Планета знаний" Задачи урока: формировать умение включаться в процесс дистанционного общения с автором и осознавать его отношение к тому, о ком или о чем он написал, заложить основы литературного анализа содержания и языковых особенностей текста.Конспект урока литературного чтения "Портной и царь"
Иконка файла материала урок чтения Портной и царь.docx
Портной и царь Цель урока: Познакомить учащихся с произведением; формирование читательского  кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. Воспитание интереса к чтению и  книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся. Задачи урока: Формировать умение включаться в процесс дистанционного общения с автором и осознавать его отношение к тому, о ком или о чём он написал; Заложить основы  литературного анализа содержания и языковых особенностей текста. Развивать способность к  осознанию и словесному выражению собственного отношения к произведению. Словарная разминка.  Синонимы: Медлительный – нерасторопный, неповоротливый, непроворный Антонимы: Медлительный ­  торопливый, скорый, стремительный, быстрый.  Синонимы: Умелый – искусный, грамотный, квалифицированный, виртуозный, опытный    Антонимы: Умелый  – неработоспособный, неловкий.  Армения находится на перекрёстке путей, соединяющих Европу и Азию. Армения — страна  богатая памятниками культуры и природы. Среди художественных ремёсел развиты вышивка,  плетение кружев, резьба по камню, чеканка и ювелирное искусство. Армения славится своими  коврами.  Армянский народ создал, перенёс через века и сохранил до наших дней свой фольклор. Богат  армянский фольклор сказаниями, различными поучениями, которые бабушки и дедушки  рассказывали своим внукам, тем самым знакомили с историей своих предков. В своих  поучениях, сказаниях свободолюбивый народ рассказывал о бедных и богатых, о тяжёлой доле крестьян.  3.Чтение сказки и её анализ  стр. 42 «Жил царь…» ­ «…крепче алмаза.»).  ­ Кого созвал царь?  (портных, ткачей, вышивальщиков).     ­Что приказал сделать?  (сшить одеяло точно по царскому росту).     ­Что царь обещал взамен?  (руку своей дочери, царевны Рачии Огнеглазой, и полцарства в  придачу).   ­ Зачем царь придумал испытание с одеялом?  (хотел получить бесплатных рабов).    ­ О каких качествах характера царя мы узнали из этой части?  (Алчный, жадный).  ­ (стр.42­43 «Ткачи, портные…» ­ «…не зная отдыха.»)  ­ Из какого материала портные шили одеяла?  (слова из текста).  ­ Как портные украшали их?  (слова из текста). ­Что делал царь, когда ему приносили одеяла?  (слова из текста ­В кого превращал царь портных?  (Царь превращал портных в рабов).  ­Какие качества характера проявил царь?  (Жестокий, хитрый). ­ (стр.43­44 «Слух о злодеяниях…» ­ «…в покои царя.»).  ­Кто решил вызволить портных из рабства?  (старый, бедный, портной). ­ Почему портной решил участвовать в выполнении задания?  (доброе сердце). ­.Из чего он сшил одеяло?  (Из обрезков ситца он сшил одеяло точно по росту царя). ­Что сделали царские слуги?  (подняли портного на смех, но ввели в покои царя). ­Какие качества характера портного раскрываются в этом отрывке? (Милосердие и смелость).  ­ (стр.44­46 «Царь взглянул…» ­ «…на дорогу.»).­Каким царь увидел портного? ( Царь взглянул на портного и поморщился, потому что портной был стар, худ и хром). ­Как царь назвал портного? (Нищий оборванец).  ­Как царь примерил одеяло?  (перевернул одеяло поперёк, чтобы ноги торчали наружу). ­Что царь приказал сделать с портным? (Царь приказал надеть на портного собачий ошейник и  посадить его на цепь посреди двора).  ­Что ответил ему портной?  (Умный человек смеется после всех) ­ Что приказал царь после удара палкой?  (Царь приказал  казнить портного).  ­Почему он отменил свой приказ? (вспомнил: Кто обманул сегодня ­ тому не поверят завтра).   ­От чего отказался портной и о чем он попросил царя?  (от царства, и от руки царевны Рачии  Огнеглазой). Он попросил выпустить из горных пещер несчастных рабов.    ­Что пришлось сделать царю?  (отпустить всех рабов,  пожелать им добра на дорогу). ­Каким вы видите царя в этом отрывке?  (Царь обманщик, но в то же время он сумел признать  свою ошибку). Характеристика персонажей сказки  1. Какая внешность?  2. Какая речь   3. Какие поступки он совершил? 4. Какой характер?    5.Как народ выражает своё отношение к царю?  Царь ­Описывает ли народ внешность царя?  (Нет, не описывает).  ­Какая речь?  (Грубая – оскорбляет портного)  ­Какие поступки он совершил? (Он приказал сшить одеяло. Взял в рабство портных, «не  выполнивших его приказ». Приказал портного посадить на цепь, а затем казнить. Признал свою ошибку. Отпустил портного и рабов).  ­Какой характер? (Властный, жестокий).   ­Как народ выражает свое отношение к царю? (Народ смеется над царем). ­Портной.  ­Как описывает народ внешность портного и почему это важно?  (Портной старый и хромой.  Он не силён физически, но силён умом, добротой, мужеством). ­Какая речь у портного?  (Вежливая, богатая пословицами).  ­Какие поступки он совершил? ( Решил вызволить портных из рабства). ­Какой характер?  (Милосердный, добросердечный, мудрый, решительный). ­Как народ выражает свое отношение к портному?  (Народ уважает портного). ­ А почему он его уважает?  (Потому что он сумел освободить рабов). ­Найдите поговорку. Как вы понимаете ее? Как смысл поговорки раскрывается в сказке? (В  живой природе лисица если попадет в капкан, то действительно отгрызает лапу, чтобы уйти от  охотника. .Если такая поговорка относится к человеку, то она означает, что он вынужден  сделать что­то очень неприятное для себя.  В сказке эта поговорка относится к царю. Он  делает страшно неприятную для себя вещь – отпускает людей, которых сделал своими рабами. Ему это так же больно, как лисе отгрызть лапу. Но ему надо остаться царем.  ­ Сравним армянскую сказку «Портной и царь» и русскую сказку «Мужик и царь» по  плану на странице 46 вопрос №5.    1)В сказке «Мужик и царь» мужик был бедным. У него не было ни дома, ни хозяйства, ни  семьи. Иногда голодал. И в сказке «Портной и царь» портной тоже был бедным, старым,  хромым. В обеих сказках они небогатые, простые люди.2) Мужик решился на эту встречу, потому что он хотел поесть и попить за счет царя. А  портной хотел выручить людей, которые попали в рабство к царю. У портного цель  благородная.  3) Во время встречи с царем мужик проявил умным и хитрым. Портной же проявил себя  мудрым и добрым.  4) Встреча с царем для мужика завершилась получением сундука с золотом, он стал богатым.  А для портного ­ освобождением несчастных рабов. И тот, и другой добились своей цели.  5) Люди, сочинившие сказку «Мужик и царь» уважают мужика, потому что он обхитрил  глупого царя. А народ, сочинивший сказку «Портной и царь», уважает портного, потому что он сумел освободить рабов. ­ Какие еще пословицы звучат в сказке? (Умный человек смеется после всех. Рус ­ Хорошо  смеется тот, кто смеется последним.  Кто обманул сегодня – тому не поверят завтра) Чему учит сказка "Портной и царь" Сказка учит не издеваться над людьми, ценить и уважать чужой труд. Учит держать свое слово и не обманывать. Учит не смеяться над стариками. Учит быть честным и справедливым. д/з  план сказки, пересказ,  задать 3 вопроса по сказке. Указ царя    Портные шьют одеяла    Новые рабы царя   Старый портной  Ситцевое одеяло     Издевка царя    Удар палкой Царское слово нерушимо Свобода рабам

Посмотрите также