Урок литературного чтения С. Михалков "В снегу стояла елочка"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературного чтения во втором классе. С.Михалков "В снегу стояла елочка". Цель урока, учить школьника читать стихотворный текст, создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Через анализ произведения и особенности главных героев учить выразительному чтению. Урок развивает интерес к чтению и расширять читательский опыт учащихся, знакомит со стихами современных поэтов. Формирует способность конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в малых группах.
Иконка файла материала отк.урок лит чтения.doc
Урок литературного чтения по теме:  С.В.Михалков «В снегу стояла ёлочка» 2 класс программа «Школа 21 века» Учитель нач. классов Валиева С.Г.2 Тип урока: урок сообщения новых знаний с использованием ИКТ. Название УМК: «Школа 21 века»    Предмет: Литературное чтение   Класс: 2 Тема урока: Стихи современных поэтов.  С. Михалков « В снегу стояла ёлочка».  Цель  урока: учить школьника читать стихотворный текст, создать условия для  осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными  особенностями учащихся.. Задачи урока:  Образовательно­развивающие:  ­ через анализ произведения и особенности главных героев учить выразительному  чтению;  ­развивать интерес  к чтению и расширять читательский опыт учащихся знакомством со стихами  современных поэтов; ­формирование способностей конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе  в  малых группах; Воспитательные: ­воспитывать  у учащихся радость от процесса творчества;  ­воспитывать бережное отношение  к природе, чувства сострадания и  сопереживания. Личностные результаты эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные результаты ­  Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией  учебника планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации. ­Познавательные УУД    Осуществлять поиск необходимой информации для  выполнения учебных заданий, осуществлять анализ текста с выделением   существенных признаков находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  преобразовывать информацию из одной формы в другую. ­Коммуникативные УУД3   Договариваться  и приходить к общему решению совместной деятельности  Формулировать собственное мнение и позицию Оборудование: для учителя:  компьютер, экран, проектор, портрет С.В.Михалкова   для учащихся:   Лист для моделирования обложки;   Лист для литературного диктанта;   Цветные карандаши             Организационный момент. Ход урока. I.       Начинаем урок литературного чтения. Посмотрите  друг на друга, улыбнитесь,  подарите своему соседу вместе с улыбкой хорошее настроение. Мне будет очень  приятно услышать ваши правильные, грамотные ответы. II. Актуализация  опорных знаний и фиксация индивидуальных  затруднений.        ­Мы закончили изучение одного из разделов учебника. Вспомните его  название.  / «Снежок порхает, кружится»…/  Сейчас повторим, произведения каких авторов вы изучили. Для этого напишем  литературный диктант. Я зачитаю отрывки из произведений, а вы запишите фамилию  автора.        Положите перед собой лист. А с обратной стороны доски будут работать 2  человека ( Дифференцированная работа: один ученик запишет фамилии ­ высокий уровень,  другой расположит карточки с фамилиями авторов  в порядке зачитывания отрывков – низкий уровень)       Приготовились, слушайте внимательно.  «Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой, извините!»  «Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние  лужи были, в болотах воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов  вышли»  «Вот моя деревня,        Вот мой дом родной,              Вот качусь я в санках         По горе крутой»  «Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место  приставили, стеречь дом заставили»  «В зимние сумерки нянины сказки4 Саша любила. Поутру в салазки  Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной.»       Взаимопроверка, самооценка и оценка работающих детей  у доски с помощью   сигнальных карточек.  Подчеркните фамилии поэтов / Суриков, Некрасов/  Какие стихотворения они написали? / «Детство», «Саша»/  Чем эти стихотворения похожи?/ темой ­ о детях, о зиме/  Каких поэтов вы ещё знаете?    III. Мотивация к деятельности(самоопределение),Построение проекта выхода  из затруднения(цель, тема, план, средство). ­ Молодцы, а для чего нам важно знать авторов, названия их произведений? /чтобы быть грамотным, а значит культурным человеком, чтобы приятно и интересно было общаться с другими людьми, не стыдно было в библиотеке, книжном магазине, чтобы участвовать и побеждать в конкурсах /      ­Из какого раздела произведения, о которых мы с вами говорили?  ( «Снежок порхает, кружится»)  ­Ребята, а какой большой праздник мы ждём зимой? ( Новый год)      ­Вы любите Новый год? За что? Любовь Александровн Ефросинина, автор нашего учебника «Литературное чтение»,  знала об этом и поместила для нас замечательные и интересные произведения об  этом празднике. ­ Как узнать, в какой раздел она их поместила? /  воспользоваться  содержанием/ ­Откройте и прочитайте его название / «Здравствуй, праздник новогодний»/  ­Перечислите произведения, которые мы будем читать в этом разделе. ­Как вы думаете, с какого произведения мы начнём свою работу? ­ Значит какая тема нашего урока? /С.Михайлов «В снегу стояла ёлочка»/  ­Подумайте, к какому жанру оно относится? Почему?  /стихотворение, так как  С.Михалков пишет стихи о детях    ­Учитывая, что это стихотворение, какие учебные задачи мы поставим перед  собой?   Познакомиться с содержанием стихотворения С.В.Михалкова.  Научиться читать его выразительно или наизусть  Выполнить модель обложки IV. Работа над новым материалом.    1.Первичное восприятие. ­Сейчас нам предстоит познакомиться со стихотворением. Как вы думаете, о чём  оно?  ­Как мы можем узнать?  / по заголовку ­ о природе/5 ­А как ещё? / по иллюстрации, прочитать/ ­Как найти это произведение?   ­ Рассмотрим иллюстрацию. Кто идёт? Что ещё видим?  Предположите, о чём будем читать?    ­ Прежде чем предугадать, о чём произведение, прочитаем слова, которые тоже  помогут догадаться, о чём в нём пойдёт речь .  /чтение хором, индивидуально со слабочитающими /     ­ Ваши предположения не изменились?     ­А теперь прочитаем стихотворение и проверим все наши догадки.  Самостоятельное чтение стихотворения детьми (учитель работает индивидуально со слабочитающими) 2. Беседа после первичного чтения. ­Итак, о чём читали? Оправдались ли наши предположения? ­Докажите, что это стихотворение. ­Назовите рифмующиеся слова.       3. Анализ произведения при повторном чтении.      А сейчас перечитаем стихотворение, чтобы выяснить, как автор говорит о своих  героях и как к ним относится. 1 строфа. ­Перечитайте, как автор описывает елочку. ­Какие слова он использует, чтобы её изобразить? ­Почему Сергей Владимирович говорит именно  «зелёненькая чёлочка»?   /называет ласково, она ему нравится/ ­Какое ещё чувство он испытывает?   /удивление, так как на здоровая, полутораметровая/ ­Полутораметровая, что это значит? /большая, высокая/ ­Как нужно читать эти  строки? Поможет словарь настроений    /весело, радостно, удивлённо/ ­Какую силу голоса выберем?    /будем читать громко/ 2 и 3 строфа. ­Прочитайте 2 и 3 строфы. ­О чём прочитали? Какое событие произошло в жизни ёлочки? ­Почему ёлочке показалось, что лесник решил её срубить? Что подсказывает  рисунок?   /Наступила зима, Новый год, лесник идёт с топором / ­Что же почувствовала ёлочка, когда это поняла?   / испугалась, испытала страх, ужас, почувствовала опасность/ ­Докажите.    /на рисунке у ёлочки испуганное лицо/ ­ «Она была замечена,      Была окружена…»6 ­Ребята, а эти строки мне совсем непонятны. Что Сергей Владимирович хотел нам  рассказать? Что не договорил?  /её заметили, потому что она красивая, дети пришли на неё посмотреть, ходили  вокруг/ ­А что же в это время случилось с ёлочкой? Почему стоит многоточие?   /она потеряла сознание, ничего не помнит от страха/ ­Какие слова нам это подсказали?   /пришла в себя она/ ­Как вы это понимаете? ­А как это объясняется в словаре? ­Какие чувства ёлочки хотел передать Сергей Владимирович? ­Поэтому как их нужно читать?  /испуганно, тревожно, таинственно, тихо/ ­А как вы думаете, что случилось с ёлочкой, когда она была без сознания?   /…./ ­Дочитаем стихотворение до конца, что рассказывает автор? ­Прочитайте, почему у ёлочки пропал страх?   /она поняла, что её не срубили/ ­Какие чувства появились вместо страха?   /удивление, недоумение/ ­Что её удивило? Прочитайте. / «фонарики стеклянные…/    Что ещё?   / «стоит в лесу она…»/ ­Что значит «без сомнения»?       /точно уверена/ ­Кто же был спасителем «лесной красавицы»? ­Почему он это сделал? ­Что можете о нём сказать? Какой он? ­О чём самом главном хотел сказать автор?   /нужно беречь природу/ ­Какие слова, и они самые главные, говорят об отношении автора к ёлочке? ­Какие знаки препинания использует Сергей Владимирович и для чего?    /чтобы показать радость, удивление­?! / ­Как нужно читать эти строки? ­Какие выделить слова?   /несрубленная, целая, красива, крепка/ ­Значит, как мы будем читать эту часть?    /удивлённо, радостно, громко/ Обобщение. ­О чём же это стихотворение?   Какова его тема? Расскажите, с каким произведением мы познакомились?         План рассказа о произведении   ­Какие чувства вызвало у вас стихотворение?7 название Физминутка   ­А что чувствовал автор?      ­Выполним модель обложки этого произведения. Придвиньте листочки. (выполняют модель обложки самостоятельно, при этом некоторые дети получают  лист для моделирования с подсказками):                                                                  автор                                                                            ­ Вы выполнили модели. К доске прикреплено несколько моделей, сделанных вашими товарищами. ­Какие из них выполнены правильно, докажите. ­Поставьте +, если вы верно написали фамилию автора, жанр, тему, название.   ­У кого четыре плюса? ­Итак, мы проанализировали стихотворение, выявили чувства ёлочки. Обратимся к  задачам урока:  для чего выполнили эту работу?   /чтобы суметь прочитать выразительно, передать правильную интонацию, суметь  показать характер ёлочки, её настроение/ V.  4. Выразительное чтение ­А что значит читать выразительно  ­Мы только начинаем учиться читать выразительно, сегодня с помощью интонации  постараемся передать чувства и настроение    мы знаем, что нужно соблюдать паузы, где?  /на знаках препинания/, логическое  ударение, то есть выделять самые главные слова. 5.Работа в парах. Работать будете в парах. Вспомните правила совместной работы. 1 ряд подготовит выразительное чтение 1 строфы.        ­О чём будете читать? Как?   2 ряд­ 2 и 3 строфу.  ­О чём эти строчки? Как их нужно читать?   3 ряд­  4, 5 и 6 строфу.  ­О чём будете читать? Как Оцените работу своего товарища. ­Послушаем выразительное  чтение  ребят 1 ряда (двоих). Кому лучше удалось  передать настроение? ­Слушаем ребят 2 ряда. Оценим. ­Чем история закончилась, прочитают ребята 3 ряда. Кто смог лучше передать  настроение  ­Какие строчки самые главные? Прочитаем их (последние) ­Для чего мы читали выразительно? Что с помощью интонации пытались передать? Вы так старались читать, что мне тоже захотелось это сделать.  /читает наизусть учитель/ ­Оцените мое чтение. Спасибо. ­Давайте вспомним какие задачи мы ставили перед собой? Всё ли у вас получилось?8 А вот мы сейчас и проверим. ­ Откройте тетради по литературному чтению, проверим, чему научились. 6. Самостоятельная дифференцированная работа   ­Откройте тетради на с.73 и прочитайте задания №1,2,3 ­Выберите задание по силам и выполните его. Проверка. №1.  Прочитайте фамилию, имя, отчество поэта. Проверьте правильность по записи  на доске №2. Что значит «разоделась, пришла в себя»? №3. какие знаки препинания поставили? Почему? VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)  С каким произведением познакомились?  Как автор относится к ёлочке?   Рассмотрите портрет С.В.Михалкова. Что вы можете сказать об этом  человеке?          С.В.Михалков­красивый человек высокого роста, похожий на своего героя  дядю Стёпу, добродушного, сильного, заботливого. Много лет назад, придумав  дядю Стёпу, он написал о нём прекрасные стихи. За долгую литературную жизнь  Михалков выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых.  Стихи. Басни. Сказки. Песни. Пьесы для театра.           Как получаются стихи для детей, такие радостные, сердечные, смешные?  Поэт помнит собственное детство, внимательно наблюдает жизнь современных  ребят. Но самое главное­это талант­особая, редкая способность чувствовать,  находить самые точные нужные слова. Стихотворения Михалкова любят  миллионы детей и взрослых.  На что поэт в этом стихотворении хотел обратить наше внимание?  А вы будете наряжать ёлочку? Какую? Что вы поняли? Я очень рада, что вы любите природу, бережно к ней относитесь. Думаю, что никогда не обидите сами и не дадите природу в обиду.  И в заключении предлагаю зажечь ёлочку настроений. Фонариками будут наши  фишки. Красная фишка ­ я справился отлично Синяя фишка ­ затруднялся Жёлтая фишка ­ мне было трудно  VII. Информация о домашнем задании. 1.Читать стихотворение выразительно (всем) 2.Нарисовать ёлочку  (задание с.73 №4) 3.Можно выучить стихотворение  наизусть