Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")
Оценка 4.9

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
31.03.2017
Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")
Это второй урок в разделе "Собиратели народных сюжетов" в учебнике "Литературное чтение" 4 класс часть 2 УМК "Перспектива". На данном уроке дети знакомятся с биографией и творчеством Шарля Перро, его сказкой "Мальчик-с-пальчик". На уроке использованы различные формы и методы работы учащихся. Проверка полученных знаний проводится в форме теста с самопроверкой по эталону.Технологическая карта урока литературного чтения "Шарль Перро-собиратель народных сюжетов".
Урок литературного чтения Шарль Перро-собиратель народных сюжетов.docx
Предмет: литературное чтение Тема урока: Ш.Перро. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Задачи урока:  предметные  Познакомить с творчеством Ш.Перро; Знакомство со сказкой  «Мальчик – с ­ пальчик»     Личностные Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств,  доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости. Метапредметные  : формировать умение  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно  Регулятивные   составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке. Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать  познавательную цель, рефлексия способов и условий действия. Логические:  формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков,  формулировать  проблему. Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов 1.Самоопределение к деятельности Организационный  момент Включение в деловой ритм.  Устное сообщение учителя Подготовка класса к  работе. Организационный момент 2.Актуализация  знаний и фиксация  затруднений в  деятельности Выявляет уровень знаний.  Определяет типичные  недостатки. Выполняют задание,  тренирующие  отдельные способности к учебной деятельности 3. Постановка  учебной задачи Активизирует знания  учащихся. Создаёт  проблемную ситуацию. Ставят цели ,  формулируют цели  урока. Ребята, мы уже познакомились с вами на перемене,  я знаю как вас зовут и вы знаете меня. Но какие мы  по характеру, поведению пока неизвестно. Из  прилагательных выберите то слово, которое  характеризует вас, ваш характер или поведение. Спокойный Веселый Серьезный Активный Шустрый (ответ первого ребенка) Я: А кто похож на …? Я: А есть ли среди вас человек непохожий на этих ребят?(…..) Я: Поднимите руки те из вас кто любит сказки или любили,   когда   были   совсем   маленькими?   (я поднимаю вместе с ними) Я: Все мы разные и по характеру, поведению и по даже по возрасту, но все одинаково любим сказки. Как вы думаете почему? (…..) Я учу своих ребят по другому учебнику, поэтому мне   очень   нужна   ваша   помощь.   Выберите   нужные карточки и назовите с какими видами сказок вы уже знакомы. Русская народная сказка Литературная (авторская) сказка Волшебная Универсальные учебные действия Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникатьивные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками Коммуникативные познавательные Регулятивные Коммуникативные  Познавательные 4 .Построение  проекта выхода из затруднения. Организует учащихся по  исследованию проблемной  ситуации Составляют план  достижения цели и  определяют средства  (алгоритм, модель) Бытовая   (СКАЗКИ.   еще   известные Я: Что такое литературная сказка? (…) Я: Тогда вы наверняка знаете кто такие собиратели народных сюжетов,сказок? С кем вы познакомились на прошлых уроках? (…) Я: Вы уже наверное догадались, какова будет тема   СОБИРАТЕЛИ нашего   урока? НАРОДНЫХ СЮЖЕТОВ)СЛАЙД №1 Я:   Как   вы   думаете   есть   ли   собиратели сказок?  Я:   Какова   же   будет   цель   нашего   урока?  (узнать имя   еще   одного   собирателя   сказок, познакомиться с его творчеством)СЛАЙД №2 Я:   А   в   ваших   семьях   есть   собиратели   сказок? (МАМЫ, БАБУШКИ)  Я:   Для   чего   они   рассказывали   и   рассказывают сказки? (…) Хотите узнать есть ли у вас дар сказочника? На   перемене   вы   отвечали   на   вопросы   теста, подсчитали баллы. А теперь результат: если большинство   ваших   ответов   цифра   3   –   в будущем возможно вы, если захотите, будете писать захватывающие детективы, если цифра 2 – перед нами писатели – фантасты, а вот если   цифра   1   –   поздравляю   –   вы   настоящие сказочники!  Я:   Перед   тем   как   познакомить   вас   с   еще   одним известным собирателем сказок, хочу рассказать вам историю одного мальчика. Он жил в богатой семье, родители были образованными людьми, у мальчика было еще четверо братьев, он был самым младшим. Он   был   спокойным,   задумчивым,   молчаливым ребенком.  Я: Интересно узнать его имя? (…) Я: Продолжу. СЛАЙД №3(видео) Регулятивные Коммуникативные  Познавательные Я: Догадались о ком идет речь? (…) Я:СЛАЙД №4  (продолжаем смотреть видео)  Это ШАРЛЬ ПЕРРО Я:   А   хотите   узнать   в   каком   возрасте   он   написал свою первую сказку?  Сложите   половину   от   числа   100   и   все лепестки цветика – семицветика и получите ответ на вопрос: в каком возрасте он написал свою первую сказку.(57 лет) Я: А вы знаете как называлась эта сказка?  Расположите   числа   и   соответствующие   им буквы в порядке возрастания и узнаете ответ на вопрос. (Гризельда) 903 Л 1093 А 990 Ь 993 Д 93 Г 5. Первичное  закрепление Устанавливает  осознанность восприятия.  Первичное обобщение. Решают типовые  задания с  проговариванием  алгоритма вслух. Регулятивные Познавательные Коммуникативные Я:   Если   вам   будет   интересно,   можете   вместе   с родителями или с учителем найти и прочитать эту сказку. Когда Шарлю Перро исполнилось 68 лет, вышла его первая книга, которая называлась «Сказки матушки Гусыни». Я: В этот сборник вошло 9 сказок. Сложив пазлы, узнаете их названия. (дети называют сказки) Открываю слайд со всеми сказками СЛАЙД №5 Я: Капитаны команд подойдите к выставке книг и выберите ваши сказки.(в отдельных книгах или в сборнике сказок) Я:   В   каждой   книге   лежит   конверт   с   заданием.   В конце урока я объясню его вам. Я: Среди всех сказок не хватает еще одной. В моем сказочном   сундучке   спрятан   предмет   героя   этой сказки.   (УЧЕНИК)   Открой,   пожалуйста,   этот сундучок, достань предмет. Что это? Из какой это сказки?   А   как   звали   героя   этой   сказки? (МАЛЬЧИК­С­ПАЛЬЧИК) СЛАЙД №6 Совсем он крохотный, Но гордый он и смелый, От людоеда братьев он спасал, Всех из беды их выручал. ФИЗМИНУТКА Работа с текстом Я: На столах у вас лежит текст этой сказки. Я начну читать, а вы продолжите. Жил когда­то дровосек с женой, и было у них   семеро   детей.   Все   семеро   ­   мальчуганы:   три пары   близнецы   ещё   один,   самый   младший.   Этому малышу едва лет семь исполнилось. И до чего же он был мал! Родился он совсем крохотным.   Право,   не   больше   мизинчика.   И   рос плохо. Так и прозвали его: Мальчик – с ­ пальчик. Как   вы   думаете,   как   он   относился   к своему прозвищу? Как бы вы назвали его?   (читают дети)Зато  какой  он   смышлёный, разумный! Жили   они   очень   бедно,   дровосеку   трудно было прокормить такую большую семью. А тут ещё выдался   неурожайный   год,   и   в   стране   наступил страшный голод. Беднякам и совсем туго пришлось. Как­то   вечером,   когда   мальчики   улеглись спать, дровосек присел с женой к огню и сказал: ­Ну,   как   нам   быть?   Ты   сама   видишь,   мне детей   не   прокормить.   А   каково   нам   будет,   когда наши   ребятишки   станут   у   нас   на   глазах   один   за другим умирать от голода? Давай лучше заведём их в лес и там и оставим. Пусть уж разом погибнут все вместе, и мы не будем видеть их смерти. А может, им   и   посчастливится   спастись­   тут   всё­таки   есть надежда. Почему дровосек решил так поступить со своими детьми? Легко ли ему было решиться на такое? Как можно было по­другому поступить в этой ситуации? Я:В старших классах вы будете изучать историю 17   –   18   веков   и   поймете   могли   ли   родители поступить иначе. ­Как!­в ужасе воскликнула жена дровосека. ­ Неужели мы должны сами бросить своих детей на погибель? У дровосека у самого сердце сжималось от горя, но он принялся уговаривать жену. Он сказал, что всё равно всем им не избежать голодной смерти. Пусть уж поскорей придёт конец. Пришлось ей согласиться, и она легла спать, заливаясь слезами. Что могло произойти дальше? А Мальчик­с­пальчик во время их разговора не   спал:   он   забрался   под   скамейку,   на   которой сидел отец, и всё слышал. Он таки не заснул в ту ночь, всё думал, что теперь делать. И придумал. Что же он мог придумать? Чуть свет вышел он потихоньку из дому и побежал на берег ручья. Там он набрал много белых камешков, сунул их в карманы и вернулся домой. Утром,   когда   и   остальные   ребятишки встали, отец с матерью кое­как покормили их всех и повели   в   лес.   Мальчик­с­пальчик   шёл   последним. Он то и дело вынимал из кармана белые камешки и бросал их позади себя на дорогу. Для чего он это делал? Шли они долго и пришли в глухую лесную чащу.   Дровосек   принялся   рубить   дрова,   а   братья собирать   хворост.   Мальчуганы   усердно   занялись делом. Тогда дровосек с женой стали потихоньку отходить от них и наконец совсем скрылись. Немного   погодя   мальчики   заметили,   что остались одни, и начали громко кричать и плакать от страха. Не испугался только Мальчик­с­пальчик. ­Не бойтесь, братцы, ­ сказал он. ­ Я знаю, как нам вернуться. Как выдумаете спас Мальчик – с пальчик своих братьев? Как? Я: А сейчас я прошу вас вернуться к началу сказки. Мы узнали, что несмотря на свой рост Мальчик – с пальчик был  …(Смышленым и разумным)  Какой вывод   мы   можем   сделать?   (Прозвище   не всегда соответствует внешнему виду) Я: Я предлагаю вам нарисовать этого смышленого мальчишку. Я: В тексте совсем не было описания этого героя, но вы смогли нарисовать его портрет. Что же вам помогло или подсказало? (ЕГО ПОСТУПКИ) Я: На следующем уроке вы продолжите читать эту сказку и узнаете, чем закончилась эта история. А   сейчас   давайте   проверим   насколько внимательными слушателями и читателями вы были на уроке. Для этого ответьте на вопросы теста. ТЕСТ НА СЛАЙДЕ №6,7 Я: Теперь давайте проверим ваши ответы. Встаньте те   ребята,   кто   не   допустил   ни   одной   ошибки. Молодцы! Вы были очень внимательными и за урок смело можно поставить оценку «ПЯТЬ». Я:   Давайте   вернемся   к   началу   нашего   урока   и вспомним   тему   нашего   урока.   СКАЗКИ. СОБИРАТЕЛИ СКАЗОК. Я:   А   теперь   вспомним   цель.   Узнали   имя   этого собирателя? Что еще нового узнали? Я: А теперь творческое задание: Представьте, что вы в вашем классе  ставите спектакль по сказкам Шарля Перро.  Какого героя вы хотели бы сыграть? В чем этот  герой похож на вас? Но перед тем, как сделать  выбор, вам нужно будет перечитать все сказки  Регулятивные Личностные Коммуникативные Познавательные Личностные 6.  Самостоятельная  работа с проверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная  работа. Осуществляют  самопроверку,  пошагово сравнивая с  эталоном. 7. Рефлексия  деятельности (итог урока) Организует рефлексию Осуществляют  самооценку  собственной учебной  деятельности,  соотносят цель и  результаты, степень их  соответствия Шарля Перро.

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")

Урок литературного чтения "Шарль Перро - собиратель народных сюжетов" ( 4 класс УМК "Перспектива")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017